Игра "Знатоки права"
классный час (10 класс) по теме

Багаутдинова Альмира Рафаиловна

Игра "Знатоки права"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komandnaya_igra_znatoki_prava.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Командная игра «Турнир знатоков права»

(Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов)

Цель  и задачи мероприятия: 

правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний;  развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

     В предлагаемой ниже игре участвуют две  команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют две группы поддержки.

     Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План проведения мероприятия:

  • Приветствие команд (название, девиз)- 5 баллов

      2.  «Всякая всячина» (10 баллов)

      3. Права человека ( 5 баллов)

      4. Конкурс «Шкатулка»

      5. Конкурс капитанов

      6. «В шутку о серьезном» (10 баллов)  //    6. Конкурс для болельщиков  

      Вступительное слово:

     -Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.

     В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой защите и внимании, будучи, в отличие  от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим праздником, праздником ребенка.

     Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.

     Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается того, что мы называем правом и законом.

1-й вед. Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Слово команде      ….

2-й вед. Приветствие от команды      …..

Слово жюри…..

1-й вед. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 10    вопросов в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы первой команде:

1.

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией.

Референдум

2.

Когда отмечается День прав человека?

10 декабря

3.

Что  такое презумпция невиновности?

Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.)

4.

Кто является главой Российской Федерации?

Президент

5.

Чем по национально-государственному устройству является Россия?

Федерация

6.

Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу?

Конституция

7.

Отдельный гражданин как субъект гражданского права.

Физическое лицо

8.

Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу.

Ратификация

9.

К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район?

Район

10.

В каком году была принята ныне действующая конституция?

1993

Вопросы второй команде:

1.

Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?

Конституция

2.

Кто является гарантом конституции РФ?

Президент РФ

3.

Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком?

Человек до 18 лет

4.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …

Народ

5.

Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации

Декларация

6.

Процедура вступления в должность главы государства называется…

Инаугурация

7.

Защита отечества для гражданина России является…

Почетной обязанностью

8.

К исполнительной ветви власти относится…

Правительство

9.

Государственным языком на всей территории России является…

Русский

10.

Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется…

Ценз

Жюри,  подведите  итоги второго конкурса и огласите их.

1-й вед. Объявляем условия третьего конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются  на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно.  Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(предлагаются по очереди карточки)

Слово жюри…

    2-й вед. Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Шкатулка».

      Нужно угадать, что находиться в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходи к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «…» У халифов он был желтым, у албанцев- без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть.  (Двуглавый орел)

* Вопрос команде «…» В шкатулке находиться то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство.  (Конституция)

* Вопрос команде «…» В шкатулке находиться книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В  первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)

* Вопрос команде «….» Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находиться то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль).

Слово жюри…

2-й вед. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

* Вопрос капитану команды «……»:

- Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г.  Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Швейцария - в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?....    (женщинам было предоставлено избирательное право).

* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).

* Вопрос капитану команды «……»:

 Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).

  • Вопрос капитану команды «….»

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).

Уважаемые жюри, оцените работу капитанов.

1-й вед. Последний конкурс нашего турнира    конкурс «В шутку о серьезном». 

За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.

Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ - 1 балл.

вопрос

ответ

1

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука».

Черт побери

2

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?

Билета

3

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.

Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»

4

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.

Сорока

5

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного.

Буратино

6

Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича?

Глеб Жиглов

7

В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»

Кавказская пленница

8

«Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал

 А. Крылов. Кто же был героем басни?

Осел

9

Как появилось выражение: «Написано на лбу»?

Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника

10

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.

Шапка

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Конкурс болельщиков (устно)

Болельщики отвечают на вопросы, за правильный ответ получает команда 1 балл.

вопрос

ответ

1

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Всеобщая декларация прав человека

2

«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».

Конвенция о правах ребенка

3

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Конституция РФ

4

О каких правах человека идет речь в этих отрывках?

«Колобок, колобок! Я тебя съем. Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою»

Право на жизнь и личную неприкосновенность

5

«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, приходи к нему лечиться  и корова, и волчица..»

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6

«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»

Право на свободу и личную неприкосновенность

 (По истечении 5 минут ведущий забирает листы и предает их на проверку членам жюри)

2- вед. Попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...