Игра "Знатоки права"
классный час (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Командная игра «Турнир знатоков права»
(Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов)
Цель и задачи мероприятия:
правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.
В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют две группы поддержки.
Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.
План проведения мероприятия:
- Приветствие команд (название, девиз)- 5 баллов
2. «Всякая всячина» (10 баллов)
3. Права человека ( 5 баллов)
4. Конкурс «Шкатулка»
5. Конкурс капитанов
6. «В шутку о серьезном» (10 баллов) // 6. Конкурс для болельщиков
Вступительное слово:
-Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.
В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой защите и внимании, будучи, в отличие от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим праздником, праздником ребенка.
Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.
Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается того, что мы называем правом и законом.
1-й вед. Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.
Слово команде ….
2-й вед. Приветствие от команды …..
Слово жюри…..
1-й вед. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 10 вопросов в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.
Вопросы первой команде: | ||
1. | Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. | Референдум |
2. | Когда отмечается День прав человека? | 10 декабря |
3. | Что такое презумпция невиновности? | Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.) |
4. | Кто является главой Российской Федерации? | Президент |
5. | Чем по национально-государственному устройству является Россия? | Федерация |
6. | Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу? | Конституция |
7. | Отдельный гражданин как субъект гражданского права. | Физическое лицо |
8. | Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. | Ратификация |
9. | К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? | Район |
10. | В каком году была принята ныне действующая конституция? | 1993 |
Вопросы второй команде: | ||
1. | Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? | Конституция |
2. | Кто является гарантом конституции РФ? | Президент РФ |
3. | Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? | Человек до 18 лет |
4. | Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является … | Народ |
5. | Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации | Декларация |
6. | Процедура вступления в должность главы государства называется… | Инаугурация |
7. | Защита отечества для гражданина России является… | Почетной обязанностью |
8. | К исполнительной ветви власти относится… | Правительство |
9. | Государственным языком на всей территории России является… | Русский |
10. | Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется… | Ценз |
Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.
1-й вед. Объявляем условия третьего конкурса, посвященного правам человека.
Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(предлагаются по очереди карточки)
Слово жюри…
2-й вед. Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Шкатулка».
Нужно угадать, что находиться в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходи к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.
* Вопрос команде «…» У халифов он был желтым, у албанцев- без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)
* Вопрос команде «…» В шкатулке находиться то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)
* Вопрос команде «…» В шкатулке находиться книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)
* Вопрос команде «….» Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находиться то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль).
Слово жюри…
2-й вед. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.
* Вопрос капитану команды «……»:
- Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Швейцария - в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).
* Вопрос капитану команды «…..»:
В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).
* Вопрос капитану команды «……»:
Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).
- Вопрос капитану команды «….»
Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).
Уважаемые жюри, оцените работу капитанов.
1-й вед. Последний конкурс нашего турнира конкурс «В шутку о серьезном».
За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.
Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ - 1 балл.
вопрос | ответ | |
1 | Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». | Черт побери |
2 | У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? | Билета |
3 | Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. | Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля» |
4 | Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. | Сорока |
5 | Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. | Буратино |
6 | Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? | Глеб Жиглов |
7 | В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» | Кавказская пленница |
8 | «Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни? | Осел |
9 | Как появилось выражение: «Написано на лбу»? | Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника |
10 | Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. | Шапка |
Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Конкурс болельщиков (устно)
Болельщики отвечают на вопросы, за правильный ответ получает команда 1 балл.
вопрос | ответ | |
1 | «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». | Всеобщая декларация прав человека |
2 | «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». | Конвенция о правах ребенка |
3 | Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». | Конституция РФ |
4 | О каких правах человека идет речь в этих отрывках? «Колобок, колобок! Я тебя съем. Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою» | Право на жизнь и личную неприкосновенность |
5 | «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, приходи к нему лечиться и корова, и волчица..» | Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
6 | «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…» | Право на свободу и личную неприкосновенность |
(По истечении 5 минут ведущий забирает листы и предает их на проверку членам жюри)
2- вед. Попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.
Спасибо за игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).
Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...