Программа "Классный час"
статья на тему

Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей. 

Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).  Классный час одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Он способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Цель программы – систематизация компетенций классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassny_chas.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Классный час есть форма прямого общения

воспитателя со своими воспитанниками»

В. П. Сазонов

          I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.  

Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и  под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).  Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Он способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

1.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – систематизация компетенций классного руководителя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Выбор тем с учетом возрастных особенностей и опыта учащихся.
  2. Определение направлений содержания классного часа.
  3. Выбор форм проведения классных часов.
  4. Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.

Классный руководитель для подготовки и проведения классного часа следует элементам алгоритма, позволяющего наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

1)  обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

2)  собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, – анализ воспитательного результата.

 Содержание классных часов определяется в контексте с программой воспитательной работы школы (класса) следующими направлениями:

  • Гражданско-патриотическое воспитание.
  • Нравственное воспитание.
  • Правовое воспитание.
  • Физическое и умственное развитие личности

          2.  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Принцип взаимосвязи сознания и деятельности – предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.

Принцип личностно-ориентированного подхода – предполагает приоритетное внимание на развитие личностных качеств ребенка.

          Принцип вариативности – предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировки содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий и дел, акций и начинаний.

Принцип продуктивности – получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для личности ребенка.

3. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение; на становление ученика как творческой личности.

Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения  школьников в учебном заведении.

Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности.

Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности.

Поиск новых путей развития личности школьников.

          III.  МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

          1.  ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КЛАССНОГО ЧАСА

          Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

         Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

         Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

         Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

         Технологические аспекты организации классного часа:

  • составление педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного часа;
  • распределение заданий между участниками;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

2.  ФОРМЫ  ПРОВЕДЕНИЯ  КЛАССНОГО  ЧАСА

  1. Дискуссионные формы

        2.1.1. Диспут

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.

Диспут – это спор, полемика. Если в какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута.

Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи.

Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях.

Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его.

В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.

В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.

В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в хорошей подготовке и грамотной методике проведения. Подготовка диспута:

– выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

– проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

– выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

– проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

          2.1.2.  Дискуссия

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).

Основные цели проведения дискуссии следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,

2) проведение дискуссии,

3) подведение итогов. 

Задачи первого этапа:

1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их.

2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.

Второй этап – это проведение дискуссии.

Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:

1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.

2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует вызов; неожиданный вопрос; реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.

6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.

7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.

8. Не спешить навязывать готовое решение.

9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

2.1.3.  Конференция

Конференция – собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Методика проведения конференции:

1.  Определение темы.

2.  Оповещение о сроках проведения.

3.  Программа (план) конференции.

4.  Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.

5.  Подготовка к конференции (работа с литературой).

6.  Проведение индивидуальных и групповых консультаций каждого участника конференции.

7.  Проведение конференции.

8.  Подведение итогов. Обсуждение.

2.1.4.  Круглый стол

Круглый стол – форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально - сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

2.1.5.  Гостиная

        Гостиная – одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Салон как мероприятие – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей

2.1.6.  Лекторий

Лекторий – это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике.

Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов,  разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводятся мероприятие.

Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся. При планировании лекций и докладов следует руководствоваться тематикой, рекомендованной отделом воспитательной работы образовательного учреждения.

Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 месяцев вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 месяца до выступления, чтобы он имел достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

  1. Формы состязательного характера

2.2.1. Конкурс

Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют;

— сформировать адекватную самооценку;

— развить свои волевые качества;

— воспитать свой эстетический вкус;

— самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Методика подготовки конкурса:

1) яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать;

2) формулировка конкурсных заданий;

3) разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в «Положении о конкурсе».

Виды конкурсных программ зависят от их содержания:

– конкурсы профессионального мастерства. В их структуре – театрализованная защита годовых планов работы, творческие дискуссии о перспективных и неперспективных формах работы, поэтов любителей.

– экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира.

– развлекательные конкурсы: «А ну-ка парни!», «А ну-ка девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному».

– шоу-конкурсы: «Конкурс красоты», «Мисс класса», «Мисс школы».

– «Ученик года»;

– конкурсы – викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;

– конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен – шоу», «Хозяюшка».

  1. Викторина

Викторина – вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Правила подготовки и проведения викторины:

  1. выбирается тема;
  2. подбираются литература, игровые материалы;
  3. учащиеся делятся на команды (не более 10 человек), выбираются капитаны;
  4. викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд;
  5. каждому ученику задается один воспрос от учеников команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.
  6. после проведения заключительного этапа викторины определяется общая результирующая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.

          2.2.3. КВН

КВН (Клуб Весёлых и Находчивых) — юмористическая игра, в которой команды различных коллективов  соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Методика проведения КВН:

1. Создание постановочной группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).

2.  Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов (визитная карточка, разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).

3.  Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.

4.  Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.

5.  Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).

6.  Проведение мероприятия.

  2.2.4. Смотр

Смотр – публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это ещё и творческая учёба, как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр – это оживление и активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям. Проведение смотров почти всегда связано с множеством концертных выступлений, передвижных и стационарных выставок, широким освещением достижений коллективов, групп и отдельных исполнителей в печати, на радио и телевидении. В период смотров проводится запись в кружки, студии, группы, на курсы, в секции и тому подобные объединения, значит, оживляется культурно-просветительная работа в целом.

Виды смотров:

– смотры духовых оркестров;

             – смотры народных театров;

– смотры цирковых коллективов;

– смотры вокально-инструментальных ансамблей;

– смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;

– в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.

  1. Презентация

Презентация – представление  общественности  чего-то  нового,  с опреде-

ленными целями.

Презентации бывают следующих видов:

1. Презентация проекта. Цель этого вида презентации - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т.к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

2. Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель - ознакомить, предоставить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению определенных правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.

3. Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду презентаций, только объект здесь будущие работы организации или личности. Целями её могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ с целью подтверждения объекта презентации критическому анализу и изменению.

Очевидно, что презентация - это коммуникационный процесс. Термин процесс определяется как серия действий. Этому термину присуща идея поступательного движения, которое приводит к конечному результату. То же самое относится и к презентации. Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и боле человек. В то же время с возрастанием аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.

В любой презентации, устной или письменной, следующие факторы воздействуют на характер общения и исход презентации.

Презентатор. Это, конечно, лицо, передающее сообщение. Для большинства устных презентаций выступающий - центральная фигура, он песет полную ответственность за исход презентации. Поэтому очень важно, чтобы презентатор тонко понимал динамику коммуникационного процесса и свободно владел приемами активного общения.

Сообщение. Это, непосредственно та информация, которую презентатор передает аудитории.

Аудитория. Это, лица, которые были приглашены на презентацию. Их состав и число определяется организаторами презентации заранее.

  1. Турнир

      Турнир – состязание. В т урнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура, групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры.

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

  1.  Творческие формы

2.3.1.  Праздник

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия.

Методика проведения праздника:

1. Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).

2. Создание сценария.

3. Определение темы мероприятия (О чем?).

4. Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?).

5. Определение масштаба мероприятия.

6. Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).

7. Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).

8. Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, репетиционный период).

9. Проведение мероприятия.

2.3.2. Фестиваль

Фестиваль – массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Фестиваль – стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды.

Цели и задачи фестиваля:

• Создание среды творческого профессионального общения детей.

• Выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей.

• Приобщение к искусству музыкального театра юных зрителей, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение собственных творческих возможностей.

Жанры фестиваля:

– музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);

– фестиваль театрального искусства (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).

Подготовка фестиваля.

Задачи при подготовке:

1. Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.

2. Определение целей и задач, темы и идеи.

3. Разработка положения о фестивале.

4. Написание сценария.

5. Подбор будущих участников и работа с ними.

6. Подбор ведущих.

7. Формирование жюри.

8. Покупка призов для награждения участников.

9. Оформление места проведения.

10. Репитиционно-постановочный процесс.

11. Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллек-

      тивов.
         12. Подбор и запись музыкального сопровождения.

Завершается вся подготовительная работа одной – двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Положение включает в себя:

1. Название (тема) фестиваля.

2. Цель и порядок его проведения.

3. Сроки и условия проведения.

4. Количественный и качественный состав участников, репертуар или зада-

              ние.
         5. Критерии оценки результатов.

          6. Состав жюри.

          7. Определяются предлагаемые награды победителям.

Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создаётся компетентное жюри. Его заключения по просмотренным номерам кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.

2.3.3.  Выставка

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники.

Определение темы, содержания выставки — отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях.

Активизируют умственную деятельность учащихся выставки, построенные по аналитическому принципу, в которых не просто содержатся сведения информационного характера, но учащимся предоставляется возможность самим получить дополнительные знания. Здесь могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и так далее.

В эстетическом воспитании первейшее значение, конечно, имеет развертывание художественных выставок, но и тематические выставки оправдывают затрачиваемые на их создание усилия в этом плане, ибо работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей.

В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

  1. Устный журнал

        Устный журнал – интересная форма проведения внеклассных занятий.

Короткие, ёмкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется сцена. Используются картинки, обозначающие страницы журнала, короткие фрагменты научных и художественных фильмов.  Для отдельных номеров готовятся соответствующие костюмы. Устный журнал сопровождается слайд-презентацией, что делает мероприятие ёще более наглядным, расширяет круг тем.

 Журнал рассчитан на один «урок», длится 40 – 50 минут.  Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, сохраняя при этом высокий научный уровень материала.

  1. Концерт

Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.

Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения.

Тематические концерты проводятся в связи с праздниками, юбилейными датами.
      Театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей.
В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.

Самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы — один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельностью.

  1. Спектакль

Спектакль – произведение сценического искусства.

Подготовка проходит в три основных этапа.

Первый этап связан с выбором проблемы. При этом важно, чтобы участники проекта были не только ознакомлены с обстановкой в школе или классе, где дается представление, но и точно знали, для какого контингента учащихся разрабатывается сценарий.

Второй этап связан непосредственно с разработкой сценария.

Третий этап – это репетиция мизансцен и спектакля в целом.

2.4.  Игровые формы

2.4.1.  Ролевые игры

Ролевая игра – игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия

Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:

1. В ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин "мастер").

2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Ролевые игры служат для:

– предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;

– преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;

– формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;

– реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;

– более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;

– развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.

Одним из самых важных и эффективных моментов ролевой игры является постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его самого, так и, возможно, развитие всего дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.

По степени осознания игры можно поделить на три категории:

– игры, в которых не происходит осознание игроками целей игры;

– игры, в которых на разборе игры игроками и организаторами происходит определение целей игры (рефлексивный подход);

– игры, где цели игры декларируются заранее (в явной или неявной форме).

Структурные этапы ролевой игры:

1) подготовительный этап, в рамках которого происходит ознакомление учащихся с условиями проведения ролевой игры и закрепление необходимого языкового материала;

2) этап проведения игры, когда учащиеся становятся участниками непосредственного иноязычного общения, обусловленного учебно-речевой ситуацией и заданной ролью;

3) заключительный этап, который предполагает подведение результатов проведения игры.

Методика проведения ролевой игры:

– определение проблемы, выбор ситуации;

– распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

– проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

– обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», инсценировка литературного произведения.

2.4.2.  Интеллектуальные игры

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы затрагивающие нравственную сферу.  Грамотно расставив нравственные акценты, можно получить прием формирования Я-концепции в игре.

Разновидности интеллектуальных игр

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие из себя сочетание элементарных) и творческие.

Элементарные интеллектуальные игры

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 («Веришь – не веришь», «Блеф клуб») до 4 – 5 («Эрудит-лото», «Кто хочет стать миллионером?»). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Как технология, такие игры интересны не только и не столько сами по себе, но применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между “основными” интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.

«Обстоятельства, признаки, свойства» – разновидность игр, когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров «Умники и умницы», «За семью печатями»).

«Заполнение пропусков» (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить).

«Вопрос-ответ» интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос («Брейн-ринг»,  «Что? Где? Когда?»).

Вопросы и задания на внимание. Правильный ответ скрыт в формулировке вопроса. 

При любой форме интеллектуальной игры принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос – базовое не только в образовании, но и в самообразовании.

     2.5.  Форма психологического просвещения

Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности.

Правила тренинговых групп

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.
         1. Правило "здесь и теперь".

Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас", показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

2. Правило искренности и открытости.

Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности – это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

3. Правило "Я".

В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

4. Правило активности.

В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

5. Правило конфиденциальности.

Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Методы, используемые на тренингах

Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.

Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость сотрудников предприятия к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.

     2.6.  Форма работы вне школы

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

Этапы проведения экскурсий:

– доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;

– проведение экскурсии;

– обработка экскурсионного материала

Формы закрепления полученной информации:

          –  Беседа

          –  Коллекционирование

          –  Создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.д.

          –  Оформление альбомов

          –  Подбор и чтение специальной литературы

          –  Игры и игровые упражнения

Посещение музея не должно быть одноразовым.

Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.

IV.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          1.  ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия.

Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе,  ориентирование на успех; проявление позиций: «я нравлюсь», «я способен», «я значу».

Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов.

Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

         2.  ОЦЕНКА  КАЧЕСТВА  КЛАССНОГО  ЧАСА

         Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.    

 Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:

  • Цели и задачи классного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.
  • Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла классного часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.
  • Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.
  • Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.
  • Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.
  • Полученные результаты: удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами.

Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.