Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, общих для всех нормально развивающихся людей. Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) –
это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:
1. Ведущие потребности девятикласснико – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.
С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.
С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.
Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка.
Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.
2.Отсюда - интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии. В 9 классе этот интерес стал заметнее. Ребята с интересом посещают совместные внеурочные мероприятия.
3. Расширяется потребность в общении «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам « взрослых». Межличностное общение девятиклассников осложняется и другими проблемами, они бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, этим самым проявляя интерес. Этому может способствовать тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения не только разъединяют, но и объединяют ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки. Так в 9 классе все больше тем для разговоров: Куда пойти учиться? Неужели мы расстанемся?
4.Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с родителями. На родительских собраниях, в доверительных беседах родители констатируют тот факт , что они не справляются и не понимают своих детей, которые обманывают , отказываются выполнять их требования. 5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.
^ 6.Значимой деятельностью для девятиклассников оказывается та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью становится учение, если старший подросток определяется с формой дальнейшего образования(.либо пойти учиться в 10 класс, либо в колледж).Важно уделять большое внимание профориентационной деятельности. Проводить классные часы «Выбор профессии», «Профессии моих родителей» и т.д. Вместе с тем нередко увеличивается потребность в укреплении и развитии традиций класса: многие подростки знают, что это их последний год в этой школе (или в школе вообще), поэтому так хочется сделать этот год ярким и запоминающимся! Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими. Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.
Поэтому важную роль для девятиклассника играют искреннее внимание и понимание трудностей каждого подростка и всего класса, доверительный диалог с ними и добрый совет. Ниже предлагаются некоторые подсказки, как нивелировать некоторые сложные моменты в общении с девятиклассниками:
^ Психологические особенности
| Положительные проявления
| Отрицательные проявления
| Воспитательное воздействие
| Чувство взрослости
| Стремление делать что-то полезное, социально значимое
| Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя)
| Поощрять общественно одобряемое проявление взрослости.
| Потребительское отношение к взрослым
| Желание проверить равенство прав со взрослыми
| Расширение своих прав и сужение своих обязанностей
| Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования
( ребенок должен чувствовать безопасность)
| Недостаточный опыт общения
|
| Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций
| Совместный анализ поступков ребенка.
| Реакция группирования
| Подростковая группа своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение
| Ребенок полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует.
Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителями
| Налаживание взаимоотношений в семье.
Расширить мир увлечений подростка
| Самооценка
| Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения
| Низкая или неоправданно высокая самооценка.
| Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок.
Обстоятельный разбор причин побед и неудач.
|
^ Практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста
(Заповеди для родителей и учителей, любящих своих детей)
^ 1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.
Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от своих родителей и учителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми.
Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.
^ 2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.
Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.
^ 3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.
4.Не торопитесь искать виноватых.
Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.
5.Не афишируйте свою беспомощность.
Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.
6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.
7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.
9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.
Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.
10.Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения:
Рассказ об аналогичном поступке. Обращение по неизвестному адресу. Остроумная шутка, ответ, замечание. Приём парадокса. Приём незамеченного оскорбления. Авансирование доверием, похвалой. Приём незаслуженного одобрения. Приём моральной поддержки и т.п.
|