Особенности развития старшего подросткового возраста
статья (9 класс) по теме

Кислова Диана Алексеевна

В помощь классному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_starshego_podrostkovogo_vozrasta.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития старшего подросткового возраста.

Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, общих для всех нормально развивающихся людей.

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс)

это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.

Отсюда те
психические новообразования, которые характерны для этого возраста:

1.
 Ведущие потребности девятикласснико – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.

С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.

С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется
необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.

Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка.

Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.

Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.

2.Отсюда -
интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.

В 9 классе этот интерес стал заметнее. Ребята с интересом посещают совместные внеурочные мероприятия.  

3.
Расширяется потребность в общении  «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам « взрослых».
Межличностное общение девятиклассников  осложняется и другими проблемами, они бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, этим самым проявляя интерес. Этому может способствовать
тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения  не только разъединяют, но и объединяют ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки. Так в 9 классе все больше тем для разговоров: Куда пойти учиться? Неужели мы расстанемся?

4.Поведение девятиклассника часто носит
протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с родителями. На родительских собраниях, в доверительных  беседах родители констатируют тот факт , что они не справляются и не понимают своих детей, которые обманывают , отказываются выполнять их требования.

5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.

^ 6.Значимой деятельностью для девятиклассников оказывается та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью становится   учение, если старший подросток определяется с формой дальнейшего   образования(.либо пойти учиться в 10 класс, либо в колледж).Важно уделять большое внимание  профориентационной  деятельности. Проводить классные часы «Выбор профессии», «Профессии моих родителей» и т.д.
Вместе с тем нередко увеличивается потребность в укреплении и развитии традиций класса: многие подростки знают, что это их последний год в этой школе (или в школе вообще), поэтому так хочется сделать этот год ярким и запоминающимся! Еще более значимой становится
коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими.
Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.

Поэтому важную роль для девятиклассника играют искреннее внимание и понимание трудностей каждого подростка и всего класса, доверительный диалог с ними и добрый совет. Ниже предлагаются некоторые
подсказки, как нивелировать некоторые сложные моменты в общении с девятиклассниками:


^ Психологические особенности


Положительные проявления


Отрицательные проявления


Воспитательное воздействие


Чувство взрослости


Стремление делать что-то полезное, социально значимое


Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя)


Поощрять общественно одобряемое проявление взрослости.


Потребительское отношение к взрослым


Желание проверить равенство прав со взрослыми


Расширение своих прав и сужение своих обязанностей


Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования

( ребенок должен чувствовать безопасность)


Недостаточный опыт общения



Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций


Совместный анализ поступков ребенка.


Реакция группирования


Подростковая группа своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение


Ребенок полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует.

Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителями


Налаживание взаимоотношений в семье.

Расширить мир увлечений подростка


Самооценка


Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения


Низкая или неоправданно высокая самооценка.


Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок.

Обстоятельный разбор причин побед и неудач.



^ Практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста

(Заповеди для родителей и учителей, любящих своих детей)


^ 1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.

Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от своих родителей и учителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми.

Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.

^ 2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.

Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.

^ 3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.

4.Не торопитесь искать виноватых.

Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.

5.Не афишируйте свою беспомощность.

Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.

6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.

8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.

9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.

Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.

10.Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками,
применяйте определённые приёмы общения:


  • Рассказ об аналогичном поступке.

  • Обращение по неизвестному адресу.

  • Остроумная шутка, ответ, замечание.

  • Приём парадокса.

  • Приём незамеченного оскорбления.

  • Авансирование доверием, похвалой.

  • Приём незаслуженного одобрения.

  • Приём моральной поддержки и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание № 1 «Возрастные особенности старшего подросткового возраста»

Данное родительское собрание проводилось в начале 2013-2014 учебного года. Родителям было рассказано о возрастных особенностях детей 14-15 лет. В конце собрания им были даны практические рекомендации....

Старший подростковый возраст и его особенности. Укрепление здоровья и физического развития старших подростков.

Старший подростковый возраст и его особенности.  Укрепление здоровья и    физического развития старших подростков....

Старший подростковый возраст и его особенности

Старший подростковый возраст и его особенности...

Особенности развития детей старшего подросткового возраста

Особенности развития детей старшего подросткового возраста...

Психолого-педагогические особенности развития обучающихся подросткового возраста и их влияние на организацию проектной деятельности на уроках музыки

Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспит...