"Память о Холокосте – путь к толерантности"
классный час (6 класс) по теме
Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.
Внеклассное мероприятие с презентацией для учащихся старших классов. Эта разработка воспитательного характера, направлена на воспитание патриотизма, чувства долга и благодарности у старших школьников.
Цели и задачи:
- Военно – патриотическое воспитание молодежи
- Расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма, духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов – интернационалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_o_kholokoste.docx | 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Оборудование:
- Видеопроектор
- Компьютер
Ход мероприятия:
Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
(И. Бауэр)
Звучит музыка И.С.Баха « Месса»
( Голос за кадром) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев - жертв нацизма и героев Сопротивления. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.
Ведущий: Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. Существуют экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.
Ведущая: Наверное, поэтому, мы с вами, сегодня должны знать, что быть толерантным – значит относиться с уважением к культурным достижениям, традициям, особенностям национального менталитета других народов, как и к самим людям в частности.
История знает массу национальных трагедий, связанных с анти толерантным отношением.
Учитель: Сегодня у нас серьезный разговор на очень важную тему: Холокост. Холокост — это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.
(А. Айги. Музыка к х/ф «Страна глухих» (Одиночество))
Ученица: ДУШИ ХОЛОКОСТА .
Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...
Слайд 1
Ведущий: Мы могли бы выбрать другую тему для разговора, однако мы глубоко убеждены, что если человечество не будет помнить о Холокосте, оно рискует его повторить.
На фотографии вы видите Берлинский мемориал жертвам холокоста. В непосредственной близости от Потсдамской площади и Бранденбургских ворот застыло море из 2700 черно-зеленых бетонных стел. В центре они достигают четырехметровой высоты.
Слайды 2-3
Ведущая: В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Еврейского народа – Адольф Гитлер.
Слайд 4
Ведущий: В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальная. За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью, был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Бухенвальд и Дахау. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.
Слайд 5
Учитель: А знаете ли вы, что такое гетто?
Это районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно. Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью.
Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям. Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.
Слайд 6
Ведущая: Мы переходим к последнему, самому жестокому периоду преследования так называемых неполноценных рас. В Германии это называлось «окончательным решение еврейского вопроса»
Слайд 7, 8,9
Ведущий: Немцы начали создавать концентрационные лагеря. Самые большие: Освенцим, Треблинка, Хелмно, Белжец, Собибор, Майдáнек. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления.
В живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать из газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.
Слайды 10,11,12,13
( С. Рахманинов, II концерт, 1 часть для ф-но с оркестром.)
Ученик: ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.
Мне ни капли не будет стыдно
Этой жёлтой звезды "позорной".
Я надену её как Память
О шести миллионах евреев.
То же самое было б с нами,
Если б мы родились в то время.
Нас бы так же сгноили в гетто,
Растреляли во рвах и ярах...
Разве можно забыть об этом?
Эту память время не старит.
Знаем точно, что нас сожгли бы
В бухенвальдской, в освенцимской топке...
Разве мир придёт под оливы,
Если будем беспечны и робки?
Разве станет обычным шрамом
Эта кровоточащая рана,
Если нам продолженьем драмы
Угрожают из Тегерана?
Если в мире большом и малом
Всё плодятся тёмные силы
И со свастиками вандалы
Оскверняют наши могилы?
Да, у Памяти груз тяжёлый,
Но его сохранить должны мы,
Чтоб с нагрудной звездою жёлтой
Вновь не стать крематорским дымом.
Новый век и те же обиды?
Чем их вырвать навеки с корнем?
Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.
Ведущая: Мы все о цифрах, фактах, территориях. Необходимо сказать и о конкретных людях, потому что за цифрами скрываются имена реальных людей, у каждого была своя, долгая и не очень, жизнь, мысли, чувства, желания.
До нас дошел дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, она долгое время пряталась со своей семьей в одном из домов Амстердама. Вход в убежище (одна из комнат дома) был замаскирован под шкаф с документами. Дневник Анны оформлен в виде писем воображаемой подруге Кити. Уже в конце войны на семью поступил донос, их отправили в лагерь смерти, где Анна Франк умерла от голода.
Слайд 14
Ведущий: Анна решила вести дневник в день своего 13-летия, назвала его Китти, и прилежно документировала свою жизнь и жизнь своей семьи в течение трех лет, пока всех евреев, прятавшихся в убежище, не схватили по доносу и не отправили в концлагерь.
Она описывала бытовые подробности сосуществования людей, запертых в тесном пространстве и поневоле ставших соседями по тесной коммуналке, сетовала на однообразие рациона и на то, как надоел клубничный джем (фирма их подкармливала — время было голодное, и еда была существенной проблемой), писала талантливо и живо, недаром она хотела стать журналисткой. Почти каждая девочка-подросток могла бы узнать в этом образе себя — и свой молодежный бунт против матери, и свои мечты о прекрасном будущем, которого в случае Анны так и не наступило.
Погибли все — мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны.
Слайд 15,16,17
Ведущая: По-русски «Дневник Анны Франк» в переводе Райт-Ковалевой и с предисловием Эренбурга впервые был опубликован в 1960 году. Сам факт этой публикации был важным симптомом хрущевской оттепели. Илья Эренбург назвал книгу еще одним свидетельством Катастрофы европейского еврейства: «За шесть миллионов говорит один голос — не мудреца, не поэта — обыкновенной девочки…Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт».
Слайд 18
Ведущий: Почти сразу после появления в СССР книги, ставшей очень популярной, «Дневник Анны Франк» стали переводить на языки других искусств: так, в Москве и Риге, Тбилиси и Ленинграде появились театральные постановки, литературной основой которых стал «Дневник», а в 1969 году Григорий Фрид написал монооперу «Дневник Анны Франк», исполнявшуюся в СССР, США и Израиле.
В июле 1942 года немцы начали депортацию голландских евреев, и семье Франк пришлось прятаться в помещении предприятия на улице Принсенхрахт вместе с еще четырьмя голландскими евреями. В этом убежище они, соблюдая строгую конспирацию, скрывались до 1944 года. Как и другие здания Амстердама, стоящие вдоль каналов, дом номер 263 на набережной Принсенграхт состоит из парадной и задней части. Офис и помещение хранилища занимают переднюю часть строения, заднюю часть, вход в которую был замаскирован под шкаф с документами, оборудовали под убежище. Свой дневник Анна назвала Het Achterhuis (В заднем доме). В русской версии — «Убежище». Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года.
Слайд 19
Ведущая: 4 августа 1944 года все обитатели убежища были схвачены и депортированы сначала в транзитный лагерь Вестерборк, потом в Освенцим — Биркенау, а в конце октября того же года Анну и ее сестру Марго перевели в Берген-Бельзен, где они обе погибли зимой 1945 года.
Слайд 20
Ведущий: Дом-убежище семьи Франк в Амстердаме в 1957 году был превращен в музей — Дом Анны Франк. В нем размещены выставки, проводятся экскурсии. В 1992 году был выпущен фотоальбом «Мир Анны Франк» с малоизвестными фотографиями семьи Франк, их друзей, а также снимками Нидерландов во время оккупации нацистами.
Слайд 21
Учитель: А сейчас давайте зачитаем короткие записи из дневника Анны.
Ученик: О наказании сопротивляющихся
Вы знаете, что такое "заложник"? Это последнее наказание для саботажников. Самое ужасное, что только может прийти в голову. Известных горожан, невинных людей, арестовывают и обещают казнить. Если гестапо не находит саботажников, просто берут пять заложников и ставят к стенке. А в газете будет написано, что они погибли в результате "роковой случайности". (1942г)
Ученица: О страданиях
Когда я одна, мне хочется выплакаться. Я соскальзываю на пол и начинаю горячо молиться, потом подтягивая колени к груди, кладу голову на руки и плачу, скорчившись на голом полу. Громкие рыдания возвращают меня на землю. (1944г)
Слайд 22
Ученик: О евреях
Кто отличил евреев от всех остальных народов? Кто позволил, чтобы они столько терпели? Б-г, который сделал нас теми, кто мы есть, и Б-г же поднимет нас опять. Если мы вынесли все эти страдания и все еще существуем, когда все закончится, евреи, вместо того чтобы погибнуть, станут примером. Кто знает, может быть, именно то, что наша религия стала источником для всего мира и всех народов, из которого они научились добру, и есть причина, по которой мы страдаем. Мы никогда не сможем стать просто голландцами, просто англичанами или представителями какого-либо другого народа, мы всегда останемся евреями. (1944г)
Ученица: О виновных
Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек…В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)
Ученик: О старой родине, Германии
Замечательные образчики человечества, эти немцы. И подумать только, что я, в сущности, одна из них! Нет, это не так. Гитлер отбросил мой народ
(1944 г)
Ученица: Об отчаянии
Я достигла точки, когда для меня не имеет значения — жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учебе и надеюсь, что в конце концов все уладится само собой.(1944г)
Слайд 23
Ведущий: Читая дневник Анны Франк, поражаешься не только мужеству всех обитателей убежища и тому человеческому достоинству, которое они все умудрялись сохранять в этих тяжелых условиях. Зная, что автор дневника и ее близкие погибли мучительной смертью, не удается отделаться от мысли, что эта жизнь, которой не дали состояться, все равно побеждает смерть неизвестным науке способом.
Сегодня у нас был серьёзный разговор на очень важную тему: Холокост. Мы могли бы выбрать другую тему для разговора, могли бы просто посмотреть фильм, однако если человечество не будет помнить о Холокосте, оно рискует его повторить…
Слайд 24
Учитель:
Давайте помянем казненных
ни в чем не повинных людей
и ими, увы, не рожденных,
не видевших мира детей!
Из них – хоть один, но Эйнштейн…
Да если бы не холокост,
читали бы Тору евреи
на Млечном Пути, среди звезд!
Традиционно жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует…
Хотя уже прошло две трети века,
я не нашел ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
который мир обрек на холокост?!..
Слайд 25
Ученица: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями (И. Бауэр)
Ученик: Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых камерах.
Ученик: Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
Ученица: Это – память, противящаяся забвению.
Ученик: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Ученица: Это – убеждение:
НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА
ПРОТИВ ВСЕХ.
Учитель: Вот что означает ХОЛОКОСТ.
(Михаил Гефтер, «Эхо Холокоста»)
Исполняется песня « Бухенвальдский набат»
Литература:
1. Сценарии классных часов и вечеров. /сост. В.А.Ведерникова – Волгоград: Учитель 2005 г.
2. Материалы Интернет – ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Память о Холокосте - путь к толерантности.
Урок - исследование в 9 классе...
Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)
Исследовательская работа воспитанников детского дома по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...
"Память о Холокосте - путь к толерантности."
В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе с молодежью стараемся показать, насколько ...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /
Материал очень сложный и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...
«Память о Холокосте- путь к толерантности».
Урок расчитан на старшие классы. Проводится совместно с библиотекарем....