Классный час,посвящённый Дню Победы
классный час (10 класс) по теме
Литературная композиция: стихи про войну
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвящённый Дню Победы
Выполнила: Димитрова Н.А.
МОУ "Лицей №3 имени П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области"
(Звучит по радио голос Левитана).
« Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаём приказ Верховного Главнокомандующего! 8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена! Германия полностью разгромлена!»
(На киноэкране – кадры возвращения солдат с войны, салют победы).
Ведущий 1: Война постепенно уходит в прошлое, становится историей.
Ведущий 2: Почему же мы вновь вспоминаем о ней, почему нас так волнуют кадры этой старой кинохроники?
Ведущий 3: От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600.
Ведущий 1: 2600 километров… Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа…
Ведущий 2: А дорогами войны 4 года.
( На фоне мелодии «Эх, дороги…» сурово звучат голоса ребят:
Ведущий 3: 4 года! 1418 дней! И 20 миллионов погибших советских людей.
Ведущий 1: Если по каждому за них объявить минуту молчания, страна будет молчать …32 года.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад.
В ряду – большой и малый.
И дня восход, и дня закат
Над тёмным лесом – алый.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье не в забвенье!
А. Твардовский
Ведущий 2: Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну подростком и родился в грозное лихолетье, и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину 29 столетия. Но всех их объединяет память.
Ведущий 3: Мы прочитаем вам сегодня стихи о войне, написанные младшими братьями, сыновьями, внуками фронтовиков. Едва ли не о каждом поколении, пришедшем после войны, можно сказать словами писателя А. Кима, что оно «появилось на свет с войной в крови».
Ведущий 1:
В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и всё же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.
(Н. Дмитриев «В пятидесятых рождены…»)
Ведущий 2: Человек может смутно помнить или совсем не знать конкретной реальности прошлого, но он, как частица истории, неотделим от того, что было до его рождения. Особенно это относится к Великой Отечественной войне. Память и поэзия продолжают свой долгий путь.
Ведущий 3: А.Твардовский писал: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. Мальчик 3 лет, благодарящий по-немецки нашего солдата за хлеб: «Данке щён». Мальчик лет 12, в больших, широких, как вёдра, немецких сапогах, подбитых гвоздями-шурупами с блестящими круглыми шляпками. Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненную, когда шёл бой за их деревню. Девочка с ребёнком на руках и с 2 меньшими у трупа матери. Меньшие плачут. Маленький на руках плачет, видя что все плачут…»
(Негромко слышна канонада и далёкие выстрелы)
Ведущий 1:
Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
- Сынок, должно быть, сирота?
И на лице, в глазах, похоже,-
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый всё про тоже,
И как им спрашивать не лень.
В лицо тебе серьёзно глядя,
Ещё он медлит рот открыть.
-Ну, сирота.- И тотчас:- Дядя,
Ты лучше дал бы закурить.
(А.Твардовский. «В пилотке мальчик босоногий…»
Ведущий 2: Послевоенная поэзия как бы заговорила от лица этого мальчишки и тысяч ему подобных. Свидетельские показания военного детства! Предельно обнажённое повествование о буднях войны. О том, что открылось ребячьему взору! Это было!
Ведущий 3:
Больше многих других потрясений,
Что отпущены щедрой судьбой,
Помню солнечный день предвесенний,
Помню город разрушенный мой,
Бело - розовый, зыбкий – от снега.
От кирпичных разрубленных стен,-
Он теснился до самого неба,
Словно в белом тумане летел.
Незнакомый, притихший, суровый –
Словно призрачный, дымный погост…
А вдали золотился сосновый,
Наведённый сапёрами мост.
На ступенях знакомого спуска –
Ах, как сердце забилось тогда! –
Вот и домик на улице узкой…
Но была за углом – пустота…
Только виделись дальние дали –
Необычно, просторно, светло.
Только чёрные птицы летали
И позёмкой с обрыва мело.
Тополей обгорелые руки.
Обнажённый пролёт этажа…
В первый раз
Содрогнулась от муки
Защищённая детством душа.
( А. Жигулин. «Больше многих других потрясений…)
Ведущий 1: Холод, бесхлебье, патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин, летящие в глаза ребёнку, - этого не забыть.
Ведущий 2:
Бегут как овечки теплушки,
коровой ревёт паровоз,
летят серебристые стружки
с пристанционных берёз.
Какое хорошее лето!
Смешное поют провода.
Я еду,
я еду,
я еду.
И даже не знаю куда.
Как низко летят самолёты!
Нал поездом вьются они,
Я, кажется вижу пилота.
-А ну, дурачок, догони!
Эй, ты, поднажми-ка немного,
меня не догнать всё равно! –
Весёлое слово «бомбёжка»,
с «картошкою» схоже оно.
Вся в дырочках крыша, как сито.
Не страшно мне - мама со мной.
Неведеньем детства прикрыта
я, как неприступной стеной…
…Недавно одна кинолента
войной опалённого дня
с отчётливостью документа
вернула в те годы меня.
И время разверзлось, как яма,
И ночи волна наплыла
И страшно подумать, что мама
на волос от смерти была.
(Л.Васильева. «Эвакуация»)
Ведущий 3: «Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства…» Под этим высказыванием Сент-Экзюпери подпишутся и дети военного времени.
Ведущий 1:
Нет школ никаких. Только совесть.
Да кем-то завещанный дар,
Да жизнь, как любимая повесть,
В который и холод и жар.
Я думаю, припоминая,
Как школила юность мою
Война и краюшка сырая
В любом всероссийском краю.
Учебников мы не сжигали,
Да и не сожжем никогда,
Ведь стёкла у нас вышибали
Не мячиком в эти года.
Но, знаешь, зелёные даты
Я помню не хуже других.
Черёмуха…Май… Аттестаты.
Берёзы. Нет школ никаких.
(В Соколов. «Не школ никаких»
(На заднем плане слайды: «Солдаты уходят на фронт». Звучит мелодия песни А. Александрова «Священная война».
Ведущий 2:
Только выйду за ворота,
Только выбегу
И вот,
Вижу: движется пехота,
По бокам стоит народ…
За колонною
Колонна,
Колыхаются полки –
Непреклонные знамёна,
Неуклонные штыки.
За шеренгою
Шеренга –
Грудь равняется на грудь –
Пылью светятся железной
Потом, блещущим, как ртуть.
За винтовкою
Винтовки –
Монолитный взмах руки…
Алюминиевые только
Им мешают котелки.
Этих касок половодье!
Этих труб литая медь!...
Мне догнать бы их сегодня.
Попрощаться бы успеть.
(А. Передреев. «Пехота 41 года»)
Ведущий 3: Историческая память, память о Великой Отечественной войне…
Шёл отец, шёл отец невредим
Через минное поле.
Превратился в клубящийся дым –
Ни могилы, ни боли.
Мама, мама, война не вернёт…
Не гляди на дорогу.
Столб крутящийся пыли идёт
Через поле к порогу.
Словно машет из пыли рука,
Светят очи живые.
Шевелятся открытки на дне сундука
Фронтовые.
Всякий раз, когда мать его ждёт, -
Через поле и пашню
Столб крутящийся пыли бредёт
Одинокий и страшный.
(Ю. Кузнецов. Возвращение»)
Ведущий 1: Для мальчишек и девчонок военной поры жизнь открывалась в резком контрасте добра и зла, совести и душевной глухоты, подвига и бесчестия. Маленькому человеку в большом и страшном мире был предоставлен выбор пути. И многие из них, непосредственные свидетели, порой становились участниками боевых операций нашей армии, партизан против гитлеровских захватчиков.
Ведущий 2: «Стрельбе прицельной, как солдата, седой отец учил меня…» (О.Алексеев)
Ведущий 3: «Мы разорвём последнюю из простынь. Лишь на бинты, но не на белый флаг…» (Ю. Воронов)
(На заднем плане слайд – день Победы»)
Ведущий 1:
В день празднества, в день майского дождя,
в миг соловьиных просьб и повелений,
когда давно уж выросло дитя,
рождённое порой послевоенной,
когда разросся в небе фейерверк,
как взрыв сирени, бел, лилов и розов,
вдруг поглядит в былое человек,
и взгляд его становится серьёзен.
Есть взгляд такой, такая тень чела –
чем дальше смотришь, тем зрачок влажнее.
То память о войне, величина
раздумья и догадка – неужели
я видела тот май, что превзошел
другие маи и доныне прочен?
Крик радости в уста, слезу в зрачок
Вписал его неимоверный почерк.
На площади, чья древняя краса
краснеет без изъяна и пробела,
исторгнув душу, прянул в небеса
вздох всей земли и всех людей – Победа!
Ведущий 2:
Что в нас осталось от войны!
Не в чистом небе грохот грома,
А ощущенье тишины
Отцом оставленного дома.
Куда сильнее, чем ночной
Свист бомбы авиационной,
Запал в нас душный, суетной
Бивак эвакуационный.
Ужом вползая в наши сны,
Сирена плакала натужно,-
Пришли мы в мир Войны.
Войны.
И думали, что так нужно.
Одни приходят в жизнь –
Весна.
Зима.
Осенняя погода.
А мы пришли –
Война, война…
Нечаянное время года.
Война. Такое бытие
Нам уготовано судьбою.
А то, что было до неё,-
То было и до нас с тобою.
Коптилки свет дрожал и гас,
Нас изумляя и пугая, -
Мы плохо верили в тот час,
Что раньше жизнь была другая.
До полночи боясь заснуть,
Мы брата слушали и деда,
Но не смогла ту жизнь вернуть
И долгожданная победа.
С приходом мирной тишины,
Сосредоточенные дети,
Совсем не так, как до войны,
Мы стали жить на белом свете.
Послевоенные года
В своих свершеньях постепенных
Не возвратят нам никогда
Тех
Невозможных
Довоенных…
И к непогоде в нас она
Болит, болит, не заживая,
Отечественная война,
Война вторая
Мировая.
(О.Дмитриев. «Поколенье»)
Ведущий 3: Какое это было замечательное время – первые дни мира! Правда победы, утверждённая 4 годами одного, непрекращающегося ни на мгновение боя, правда мира, закреплённая всей нашей послевоенной жизнью. Обращённые в зарево минувшей войны, в свою юность, во имя будущих жизней, во имя подрастающих и пока ещё не рождённых детей, пишут поэты старшего поколения. Им отвечают поэты поколения невоенного.
Ведущий 1:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,-
Конечно, мы смотрим
глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым,
трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен
хотя бы наш разум
дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли
что мир перенёс.
…Конечно, мы смотрим
иными глазами –
Такими же,
Полными слёз.
(Ю. Поляков. « Ответ фронтовику»)
Ведущиё 2: Характерно стремление нынешнего поколения понять, почувствовать боль войны, вызвать её на себя. Вот что пишет одна школьница: «Лет через 20 война станет ещё дальше от нас, но, может быть, больше почувствовав, имея уже некоторый жизненный опыт и вообще воспринимая жизнь с более зрелых позиций, я попробую написать об этом по-другому».
Ведущий 3:
Затрещали бинты и ремни,
Донеслось замешательство гула…
Подошло ко мне горе войны
и ревниво в глаза заглянуло.
Из-под нервных ,обугленных век
полыхнуло смертельное море:
- Не боишься меня, человек,
Не забыл ты военного горя?
У суровых солдатских могил
я, подкошенный стал на колени.
Нет, война, ничего не забыл,
ты пылаешь в моём поколенье!...
И тревоги, и тайны полна,
не подвластна случайному зову,
но тебя не боюсь я, война,
проходи подобру-поздорову.
(И.Слепнёв. «Горе войны»)
Ведущий 1:
Не корите меня, поэты,
Воевавшие на войне,
За мои молодые леты,-
Разве ж это обидно мне?
Ведущий 2:
Верно, пороха не понюхал,-
Не достиг того, не дорос.
Под кинжальным – не полз на брюхе,
Под обычным – не топал в рост.
Ведущий 3:
И отвечу я очень мало…
Ведущий 1:
На предъявленный вами счёт:
Ведущие 1,2,3:
Там, где ваша не пропадала,
Там и наша не пропадёт.
(О, Дмитриев. «Не корите меня, поэты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотический классный час, посвящённый Дню Победы. "Поклонимся великим тем годам"
Классный час «Поклонимся великим тем годам» представлен в виде четырёх этапов. С первой минуты занятия, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональн...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34548.jpg)
Презентация к классному часу, посвящённому Дню Победы "46 Гвардейский ночной бомбардировочный полк"
В презентацию включены материалы о лётчицах 46 Гвардейского ночного бомбардировочного полка....
"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.
100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....
Презентация для классного часа, посвящённому дню Победы.
Презентация по теме: "Посвящение ветеранам" предназначена для проведения классного часа в начальной и основной школе.Цель занятия: воспитание у школьников уважения к ветеранам и чувства гордости за св...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-183299-1358952224.jpg)
Классный час, посвящённый Дню Победы
Сценарий классного часа, посвящённый Дню Победы "Нам этот мир завещано беречь!"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550830-1418586510.jpg)
Разработка классного часа, посвящённого Дню Победы (с мультимедийной презентацией)
Классный час, приуроченный к юбилею Великой Победы, проводится в средних классах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-610284-1426750779.jpg)
Презентация классного часа, посвящённая Дню Победы о первой женщине Герое Советского Союза в Великой Отечественной войне Зое Космодемьянской
Презентацию можно использовать для проведения классных часов в 6-7 классах, приуроченных ко Дню Защитника отечества, ко Дню Победы....