В помощь классному руководителю
материал (11 класс) по теме
Диагностические методики для классных руководителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНКЕТА НА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАНОСТИ
Укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4 - всегда;
3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.
№ | Показатель | Суждение | Балл 01234 |
1 | Самовоспита ние | 1 . Стараюсь следить за своим внешним видом. |
|
2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями. | |||
3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других. | |||
4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни | |||
2 | Отношение к здоровью | 5. Соблюдаю правила личной гигиены. | |
6. Стараюсь отказаться от вредных привычек. |
| ||
7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.). |
| ||
8. Стараюсь правильно и регулярно питаться. |
| ||
9. Соблюдаю режим дня |
| ||
3 | Патриотизм | 10. С уважением отношусь к государственной символике. |
|
11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа. |
| ||
12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу. |
| ||
13. Я осознаю гражданские права и обязанности. |
| ||
14. Терпимо отношусь к людям другой национальности |
| ||
4 | Отношение к искусству | 15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.). | |
16. Умею находить прекрасное в жизни. | |||
17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы). | |||
18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни. | |||
19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством | |||
5 | Отношение к природе | 20. Бережно отношусь к растительному миру. | |
21. Бережно отношусь к животному миру. | |||
22. Стараюсь сохранять природу. | |||
23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.). | |||
24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.) | |||
6 | Адаптирован- ность | 25. Прислушиваюсь к мнению старших. | |
26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей. | |||
27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими. | |||
28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились. | |||
29. Стремлюсь не ссориться с друзьями | |||
7 | Автономность | 30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. | |
31. Мне хочется быть впереди других в любом деле. | |||
32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. | |||
33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. | |||
34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие | |||
8 | Социальная активность | 35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха | |
36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. | |||
37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. | |||
38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. | |||
39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца | |||
9 | Нравствен ность | 40. Я умею прощать людей. | |
41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. | |||
42. Мне нравится помогать другим. | |||
43. Переживаю неприятности других как свои. | |||
44. Стараюсь защищать тех, кого обижают | |||
10 | Социальная толерант ность | 45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. | |
46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах. | |||
47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше. |
Таблица 3
1. Средний балл по каждой группе показателей
получают при сложении всех оценок в группе
и делении этой суммы на пять.
2. Вычислить средний балл по классу и по каж
дой группе показателей, соотнести с числом анке
тируемых.
3. На основании полученных данных построить
диаграмму по оценке качества воспитанности:
(Индикаторы воспитанности)
4. Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.
1. Файзуллина, Г. З. Методика оценки воспитанности учащихся / Г. З. Файзуллина, И. В. Полякова, Л. В. Некрасова. - Методист. - N 1 - 2006. - с. 39-49.
Краткая графическая запись состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика,
применимая при фронтальной экспресс-диагностике
(по Марковой А.К.)
Ф.И. ___________________________________ класс ____________ у.год_____________________________
- Нравственные знания
Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе. Нравственные знания понимает, умеет рассуждать Нравственные знания гибко применяет при анализа жизненных ситуаций | Узкий запас о нормах межчеловеческих отношений Нравственные знания повторяет по подражанию Нравственные знания мало используются в жизни |
2. Нравственные убеждения
Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентаций, мотивов Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение Отстаивает свои позиции и убеждения Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение Умеет ставить реалистические цели, достигать их в ситуациях помех, затруднений Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смыслы Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера | Реальные личные убеждения не связаны со знаниями, с тем, что творится на словах Решение принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов Комфортен, легко может изменить свои убеждения Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности В случае затруднений цели разрушаются В кризисных ситуациях мало способен к построению новых смыслов, подвержен срывам Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив |
3. Нравственное поведение
Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям Поведение соответствует личным убеждениям | Имеется разрыв в том, что говорит и что делает Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему контролю |
4.Возможности в дальнейшем личностного развития (воспитуемость)
В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности Ставит самостоятельно задачи самовоспитания Проявляет инициативу в социальных ситуациях Стремится осознать способы своего личностного развития (личная рефлексия), проектирует свою личность | В новых социальных ситуациях пассивен Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности Самостоятельно задачи своего развития не ставит. Тяготеет к целям извне Инициативу не проявляет Живет текущим днем, не задумывается о перспективах своего личного развития |
Методика «Индекс жизненной удовлетворенности»
Инструкция :Прочитайте каждое суждение и выберите ответ: 1 — согласен, 2 — не согласен, 3 — не знаю.
Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинству людей.
Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
Сейчас я пожелал(а) бы больше счастья в жизни.
Сейчас я почти так же счастлив(а), как и в прежние годы.
Мне приходится заниматься делами, которые по большей части скучны и неинтересны.
Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
Ощущение возраста не беспокоит меня.
Когда я оглядываюсь на прожитые годы, я испытываю чувство удовлетворенности.
Я ничего не стал(а) бы изменять в своей жизни, даже если представилась бы такая возможность.
Я наделал(а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
У меня есть планы, которые я намерен(а) осуществить в ближайшее время.
Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустил(а) в жизни.
Я чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
От жизни я получил(а) довольно много из того, что ожидал(а).
Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
Обработка результатов
Для всех суждений «не знаю» — 1 балл, для суждений под номерами 1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19 «согласен» — 2 балла, «не согласен» — 0 баллов, для суждений под номерами 2, 3, 4, 6, 10, 14, 17, 18, 20 «согласен» — 0 баллов, «не согласен» — 2 балла. Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Чем больше сумма, тем выше индекс жизненной удовлетворенности.
Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя
Л.М. Митина, Н.С. Ефимова. - М., 2003.-С.115-116.
Тест «Ваш творческий потенциал»
Выберите один из трех имеющихся к каждому вопросу вариантов ответа.
Вопросы
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
a) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей среды:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Верно ли, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в сфере вашей деятельности:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем сыграете столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить:
а) да, наверняка;
б) маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто сомневаюсь;
в) нет.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное всегда привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера это го дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворитесь тем, чего добились;
в) да, если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы только хотите удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело.
10. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась.
12. Сразу же после беседы мо жете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) чаще вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его без ошибки:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) да, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) безразлично, с кем проводить.
15. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это за нятие, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не удалось все сделать.
16. Когда вы одни, то:
а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах;
б) пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) любите помечтать о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую- то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни вы слушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ:
за каждый выбор варианта ответа «а» - 3 балла;
за каждый выбор варианта ответа «б» - 1 балл;
за каждый выбор варианта ответа «в» - 2 балла.
Результаты
Если в сумме вы набрали 49 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на самом деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ
Г.П. Звездина//Управление ДОУ.-2004.-№4.-С.18-20.
Предварительный просмотр:
Методика изучения
социализированности личности учащегося.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Инструкция: учащимся необходимо прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4-всегда
3- почти всегда
2-иногда
1- очень редко.
- Стараюсь слушать во всём своих учителей и родителе .
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
- Я умею прощать.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро- это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка полученных результатов.
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают сложением всех оценок первой строчки и делением этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основании операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности – с третьей.
Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвёртой.
Если получаемый коэффициент больше трёх, можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх, это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.
Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
таблица
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»
(разработана С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Учащимся предлагается бланк с 60- ю пословицами (по 4 в группе). Возможны два варианта работы с этим бланком.
Вариант 1: учащиеся должны внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с её содержанием по следующей шкале баллов:
- согласен в очень незначительной степени;
- частично согласен;
- в общем согласен;
- почти согласен;
- совершенно согласен.
Вариант 2: требуется внимательно прочитать каждую пару пословиц («а», «б» и «в»,»г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1.а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом;
г) что за честь, коли, нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живётся, у кого денежка ведётся;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чём не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живёт, тот долго живёт;
г) жизнь прожить - не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье- вода в бредне;
в) деньги - дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого бог бережёт;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьётся как рыба об лёд;
в) хочу - половина могу;
г) лбом стены не прошибёшь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как поживешь, так и прослывёшь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги - сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живёт, то и нас не минет;
б) живу, как живётся, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10.а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
11.а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12.а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придёт – приятели откажутся.
13.а) ученье – свет, а неученее – тьма;
б) много будешь знать – скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрёшь.
14.а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживёшь палат каменных;
в) можно тому богато быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь, богат, а скорее будешь горбат.
15.а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет.
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло: куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных результатов.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений в отношении жизни, людей, самого человека, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу.
Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни
б, г – бездуховное отношение к жизни
2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни
б, г – материально благополучная жизнь
3) а, в – счастливая, хорошая жизнь
б, г – трудная, сложная жизнь
4) а, в – оптимистическое отношение к жизни
б, г – пессимистическое отношение к жизни
5) а, в – решительное отношение к жизни
б, г – осторожное отношение к жизни
6) а, в – самоопределение в жизни
б, г – отсутствие самоопределения в жизни
7) а, в – стремление к достижениям в жизни
б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни
8) а, в – хорошее отношение к людям
б, г – плохое отношение к людям
9) а, в – коллективистическое отношение к людям
б, г – индивидуалистическое отношение к людям
10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям
б, г – эгоистическое отношение к людям
11) а, в – альтруистическое отношение к людям
б, г – паритетное отношение к людям
12) а, в – значимость дружбы
б, г – незначимость дружбы
13) а, в – значимость ученья
б, г – незначимость ученья
14) а, в – значимость труда
б, г – незначимость труда
15) а, в - значимость соблюдения законов
б, г - незначимость соблюдения законов
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по вариантам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б», «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокрашённого варианта методики, состоящего из 30 пословиц, т.е. из 15 пар. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а», «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Предварительный просмотр:
Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
(разработана Р.С. Немовым)
Цель: определить эталонность общности в восприятии её членов.
Оборудование.
Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:
«Давай поразмышляем о твоём классе. Является ли он дружным, сплочённым коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладает перечисленными качествами.
Каждое выражение необходимо отметить буквой. Обведи кружком одну из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Буквы означают:
Н- никто;
М – меньшинство;
П – половина;
Б – большинство;
В – все.
- Свои слова подтверждают делом.
- Все вопросы решают сообща.
- Правильно понимают трудности, стоящие перед классом.
- Радуются успехам товарищей.
- Помогают новичкам, ребятам из младших классов.
- Не ссорятся, когда распределяют обязанности.
- Знают задачи, стоящие перед классом.
- Требовательны к себе и к другим.
- Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
- Принципиально оценивают успехи коллектива.
- Искренне огорчаются при неудаче товарища.
- К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования.
- Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
- Знают итоги работы коллектива.
- Сознательно подчиняются дисциплине.
- Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса.
- Одинаково оценивают общие неудачи.
- Уважают друг друга.
- Радуются успеху новичков и ребят из других классов.
- Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.
- Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.
- По-хозяйски относятся к общественному добру.
- Поддерживают принятые в классе традиции.
- Одинаково оценивают справедливость наказаний.
- Поддерживают друг друга в трудные минуты.
- Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов.
- Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
- Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.
Если вопросы задаются устно, то на доске изображается шкала возможных ответов.
***
После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.
Обработка полученных результатов.
Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:
В – 4 балла
Б – 3 балла
П – 2 балла
М – 1 балл
Н – 0 баллов.
Затем составляется матрица (таблица), куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.
Показателем эталонности общности в восприятии её членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.
Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (М больше 3), то можно констатировать о высоком уровне эталонности общности; если же М составляет 50-74% (2 меньше М меньше 3) или менее 50% (М меньше 2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии её членов.
ПРОТОКОЛ
результатов социально-психологической самоаттестации коллектива
Предварительный просмотр:
Определение уровня развития самоуправления в коллективе.
(методика М.И. Рожкова)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход опроса.
Каждый подросток заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.
43210 1.Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал
лучше.
43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
43210 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
43210 6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно распределяются между
ребятами.
43210 7. Выборный актив в нашем классе не пользуется авторитетом среди всех членов
коллектива.
43210 8. Считаю, что актив нашего класса хорошо и самостоятельно справляется со
своими обязанностями.
43210 9. Считаю, что ребята нашего класса добросовестно относятся к выполнению
своих общественных обязанностей.
43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом
класса.
43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед
коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих
товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом
учебного заведения.
43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных
мероприятий всего коллектива школы.
43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса, органов
самоуправления школы в решении задач, стоящих перед ними.
43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих
перед коллективом школы.
43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед
всем коллективом, с другими классами и объединениями.
43210 18. Удовлетворён отношением моих товарищей к другим классам.
43210 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в разрешении
трудностей, возникающих перед ними.
43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного
заведения, пользуются заслуженным авторитетом.
43210 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений
органов ученического самоуправления всего коллектива.
43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более
высоких результатов.
43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и
общественных организациях.
43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива
школы.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4- «да»;
3 – «скорее да, чем нет»;
2 – «трудно сказать»;
1 – «скорее нет, чем да»;
0 – «нет».
Обработка результатов.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков).
Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
- включённость подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1- 4);
- организованность классного коллектива (5- 8);
- ответственность членов первичного коллектива за его дела (9- 12);
- включённость класса в дела всего коллектива (13- 16);
- отношения класса с другими школьными общностями (17- 20);
- ответственность учащихся класса за дела всего коллектива учебного заведения
(21- 24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем он делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).
Уровень самоуправления коллектива, объединения, определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трёх блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
Предварительный просмотр:
Тест « Насколько вы толерантны?»
Инструкция: Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы?
Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
- Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто- то предлагает начать игру.
Что вы предпочтёте?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли вы воспримете неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются
нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не
интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя
контролировать.
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас,
профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в
такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте»,
«делают не своё дело»?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится
объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание
отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (неё).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует
современное молодое поколение, произносит былые времена.
Ваша реакция:
а) уйдёте пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Анализ результатов.
От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддержать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять своё мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесётесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «Размышляем о жизненном опыте»
(методика Н.Е.Щурковой) (для обучающихся 5-11 классов)
Цель: выявить нравственную воспитанность подростков.
Ход тестирования.
Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность.
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчёта результатов.
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности,
откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочерёдно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная
насыщенность не влияла на выбор ответов.
Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов.
- На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
- Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) ничего, какое моё дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
- Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь на урок;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…
- Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
- Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющей о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
- Вы узнаёте, что несправедливо наказан один из Ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
- Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашёл;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
- Сдаёте экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания.
- Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом?
Б)поищу высокооплачиваемую работу;
В) хочу создавать нечто ценное на земле.
- Какой из трёх предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
- Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримите Вы?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
- Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
- Вам дают общественное поручение. Выполнить его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребует отчёт;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспомнить.
- Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придётся;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
- Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своём желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы согласиться.
- Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
- Вы решили завести собаку. Какой из трёх вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пес с известным вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
- Вы собрались отдыхать после работы (учёбы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
- С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
- Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
- Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочитаете?
а) самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
в) пригласить гостей на кофе.
- Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-то особым причинам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
- Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
- Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
- Когда наступает Новый год, о чём чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в ново году.
- Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна.
- Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
- При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) Нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
- Вам предлагают послать книги в далёкое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
- Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имён великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
- Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.
Количество выборов, сделанных подростками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчёта исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на « другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивым, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".
Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....
Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)
Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...
ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по ру...
В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"
Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру....