Профилактика школьных неврозов
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Профилактика школьных неврозов.
Современная жизнь требует от нас больших резервов самообладания и саморегуляции. Становится общепризнанным фактом то, что сегодняшние школьники испытывают повышенные психические нагрузки, особенно старательные и ответственные ученики.
Методы саморегуляции известны с древности: релаксация (расслабление), дыхательные упражнения, акупунктурный массаж (массаж биоактивных точек), специальные психофизические упражнения. Используются и подручные средства: природа, музыка, танцы, искусства.
Важно помнить, что состояние детей во многом зависит от развития регуляционных механизмов, от баланса возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Процессы торможения развиваются с отставанием, часто это связывают с преобладанием правополушарной активности в работе мозга. Действительно, детям до 10 лет свойственна подвижность, эмоциональность, импульсивность поведения. Между тем в школе традиционно преобладает опора на левое полушарие, предъявляются высокие требования к соблюдению правил, дисциплины на уроках. Почему же одни школьники более легко адаптируются к процессу обучения, а другие испытывают стойкие трудности?
Назовем несколько причин.
Первая. В настоящее время у 70% детей отмечается функциональная незрелость структур головного мозга. Предъявляемые школьнику требования опережают его возрастную готовность к выполнению поставленных задач. С возрастом структуры мозга разовьются, но пробелы в знаниях останутся. Кроме того, если давление родителей и учителей будет слишком сильным, для ребенка возникает относительно неразрешимая ситуация: «Я должен, но я не могу…»
Длительное пребывание в конфликтной психотравмирующей ситуации приводит ученика либо к психосоматическим заболеваниям, либо к негативному изменению характера.
Вторая причина неуспешности в обучении может касаться некоторых предметов из-за несоответствия педагогических технологий типу мышления ребенка. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, обратимся к таблице (примечание: таблица может быть оформлена как плакат или начерчена на доске).
Особенности типов мышления
Логический тип | Художественный тип |
Преобладает левое полушарие, опора на слово | Преобладает правое полушарие, опора на образ |
Раннее развитие речи, отчетливая артикуляция, чувствительность к смыслу, словесной логике | Задержка развития речи, «смазанная» артикуляция, невыговаривание отдельных звуков, замена букв и их пропуски при письме |
Преобладание слухового восприятия | Преобладание зрительного восприятия |
Языковые, математические способности, интерес к шахматам | Способности к музыке, рисованию, спорту, интерес к трансформерам и шашкам |
Достаточно развитая произвольность внимания и памяти | Хорошее воображение, механическая память, любят эксперимент. |
Хороший самоконтроль. Повышенная склонность к критике. Дистанция в общении. | Непосредственность, наивность, внушаемость, стремление к близким отношениям. |
Меньшая подверженность страхам, но частые сомнения в правильности своих действий. | Часто испытывает страхи и тревожные предчувствия. |
Возможно, вы узнали своего ребенка в одном из типов, но надо учитывать, что такое деление упрощает реальность. Например, левополушарный ребенок с преобладающим левым глазом и левым ухом будет отличаться от левополушарного ребенка с ведущим правым глазом и правым ухом. Кроме того, многие люди являются равнополушарными, то есть у них относительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обоих полушарий.
И все же именно правополушарные дети чаще испытывают трудности при обучении уже в начальной школе. При ежедневной блокировке активности ведущего полушария – правого («Сиди тихо, не вертись») и перегрузке менее активного – левого («Внимательно слушай и запоминай, что тебе говорят»), при невозможности «разрядиться» дома («Учи! Читай! Пиши! Пересказывай! Не пойдешь гулять, пока все не сделаешь!») формируется невроз. Первичные симптомы невротического состояния:
- раздражительность, плаксивость
- сонливость
- жалобы на боли (в голове, животе, колене, где угодно)
- потеря координации (натыкается на все углы, постоянные ссадины, синяки)
- появление необоснованных страхов.
Знакомо? Насторожитесь! Что можно предпринять?
Для стимуляции созревания мозга вы можете использовать следующие средства:
- Контрастный душ, ежевечерние растирания жестким полотенцем шейной и затылочной зоны.
- Массажные тапочки.
- Ароматерапия во время домашних занятий: аромалампа с эфирными маслами бергамота, можжевельника или просто заварить в чашке лавровый лист и поставить около письменного стола.
- Занятия на музыкальных инструментах, лепка из глины и пластилина, вязание для обеспечения деятельности обеих рук.
Подвижные спортивные игры. В связи с отсутствием детских игр на координацию у нынешнего поколения, вспоминайте свое детство и игры.
- Совместно с педагогом обсудите конкретные трудности ребенка, при выполнении домашних заданий используйте игровые моменты: чтение по ролям, заучивание стихотворения в танце, зарисовка задачи.
Упражнения для снятия эмоционального напряжения
1. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.
3. Слегка массируют кончик мизинца.
4. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Статья. Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....
Основные способы профилактики школьной неуспеваемости, их характеристика
Как работать с неуспевающими детьми.методы,подходы...
ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов. Помимо этого, неврозы чаще возникают у лиц, перенесших психическую травму...
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ Школьные неврозы и их коррекция
•Каждый родитель знает, что школа – это новый этап жизни их чада. Для каждого ребенка это новые друзья, новые ощущения, новые знания, новые люди и новый распорядок дня. Все это не всегда очень легко п...
Школьные неврозы.
Неврозы в детском и подростковом возрасте – это самый распространенный вид нервно-психической патологии. В статье раскрыты причины неврозов, их классификация и способы профилактики....