Жизненные ценности
классный час (6 класс) по теме
Цель урока:
1. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков.
2. Направлять волю и самоактивность ребят.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
4. Формировать оптимистический (позитивный) образ, который может служить идеалом для подражания, способность к саморегуляции, учиться видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих.
5. Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_tsennosti.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила классный руководитель 6 класса
Столповская Л.М.
МБОУ СОШ с. Синявка
2013-2014 уч.год
Цель урока:
1. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков.
2. Направлять волю и самоактивность ребят.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
4. Формировать оптимистический (позитивный) образ, который может служить идеалом для подражания, способность к саморегуляции, учиться видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих.
5. Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности.
Оборудование:
- презентация «Жизненные ценности»,
- компьютер, мультимедиа проектор, проекционный экран,
- мультфильм « Ох и ах»,
- анкета,
- бумага, ручки, цветные карандаши,
- кружочки и цветочки,
- подарки – сюрприз.
Используемая литература:
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб:Сценарии мероприятий и праздников (5 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2001.
- Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малющкина, Е.А. Романовой. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Интернет ресурсы.
Ход классного часа:
- Что такое жизненные ценности? Что может ценить человек?
Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. В различных общественных классах вырабатываются различные представления о ценностях - добре, справедливости, свободе и т.п., но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).
У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
- Что является ценностью для вас?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
(Д.С. Лихачей)
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Вопросы:
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Почему заплакал мальчик?
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?
Задание 1
Нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.
Задание 2
Послушайте стихотворение М. Андронова.
На тропинке той,
Что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь,
Голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь,
Как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть
Сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашисткой миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Подумайте, о какой жизненной ценности идет речь?
( Ответ: речь о главной жизненной ценности – жизни).
Извечные вопросы:
- Что я ценю в жизни?
-Как прожить жизнь?
-Какие жизненные качества ценятся у человека?
- Оптимизм и пессимизм
И сегодня мы с вами поговорим только об оптимизме и пессимизме, познакомимся с понятиями оптимизма и пессимизма, нарисуем портрет оптимиста и пессимиста, выясним, кто вы оптимист или пессимист и сделаем вывод кем всё таки лучше быть оптимистом или пессимистом.
У вас на партах лежат цветки, которые необходимо раскрасить в разные цвета. Раскрасьте один цветок черным карандашом, а другой - цветными карандашами.
Какая картинка вам больше нравится? Почему?
Представьте себе, что весь мир был бы раскрашен в черные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире?
Послушайте пожалуйста рассказ В.А. Сухомлинского
Подсолнечник во время грозы
Тяжелые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит черный, молчаливый, будто ждет чего-то настороженно. Желтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.
Только в поле одиноко стоит подсолнух горит-пламенеет. От него будто свет льется, и над землей не так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветке, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеется поле.
Объясните, чему радуются в рассказе подсолнухи? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся? А колоски грустят в рассказе. Почему?
В рассказе говорится о пшенице и подсолнухе. Эти чувства можно перенести на человека? Как вы скажете о человеке, который по чувствам похож на подсолнуха? А человека, похожего на колосок из пшеничного поля как можно назвать?
А теперь давайте посмотрим фрагмент мультфильма « Ох и ах».(Мультфильм занимает много места, поэтому я загрузила без него, найдите этот мультфильм – детям он очень понравился!)
Люди с таким настроением, как Ох называются пессимистами, а с таким как у Ах – оптимистами.Скажите, чем закончилась ситуация в мультфильме.
( Ответ: оптимисты приняли в свои ряды пессимиста, показали ему как можно жить по другому не прозябая в забытье, а быть жизнерадостным, весёлым, общительным.)
А теперь ребята, мы с вами прочитаем определение оптимизма и пессимизма на доске.
Оптимизм - бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек видит во всем только светлые стороны; верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
Пессимизм - мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее и во всем склонен видеть унылое, плохое.
А сейчас в стихотворении, написанном на доске, найдите слова, одно из которых оптимистическое, а другое – ему противоположное - пессимистическое.
Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден:
Вглядись в него - он весь для нас!
В. Алатырцев
А теперь на доске найдите и прочитайте оптимистические высказывания и пессимистические.
Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Э. Роттердамский
Оптимизм - это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие. Д. Бонхеффер
Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.
С. Смайлс
У вас на партах лежат анкеты. Ответьте пожалуйста на вопросы.
Анкета
« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?
а) это забавно, не более; (1)
б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)
в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)
2. Часто ли вас посещает плохое настроение?
А) почти никогда;(1)
Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)
В) бывает, что меня тянет погрустить (5)
3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?
А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)
Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)
В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)
4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?
А) хороший был костюм;(3)
Б) ну вот, опять, не повезло; (5)
В) подумаешь, с кем не бывает. (1)
Подсчитайте количество балов, которые вы набрали и отложите в сторону. Мы к анкете ещё вернемся.
У Вас на партах лежат кружочки. На одном из них нарисуйте схематически лицо оптимиста, на другом – пессимиста. Какого цвета листочки вы возьмете для каждого случая?
А теперь вернемся к анкетам.
Результаты психологического теста
Если вы набрали от 4 до12, то Вы неисправимый оптимист. Если даже неприятности преследуют Вас буквально по пятам, вы считаете их случайными и верите в свою удачу.
Если вы набрали от 13 до 20. Вы привыкли надеяться только на себя. В удачу Вы не верите, и строя планы, принимаете во внимание только несчастливые случайности. Но. пожалуй, вы чересчур пессимистично смотрите на жизнь.
Мы теперь оптимистов и пессимистов знаем в лицо
А теперь, кто оптимисты поднимите кружочки, на котором изображено лицо оптимиста, а кто пессимисты поднимите кружочки, на котором изображено лицо пессимиста.
На кружочках, где изображено лицо оптимиста, с другой стороны напишите оптимистическое предложение, начинающее со слов: « Я верю в то, что….» Например: « Я верю в то, что завтра по математике получу 5» или « Я верю в то, что меня сегодня мама отпустит на дискотеку». На кружочке, изображающей пессимиста напишите фразу, смысл которой заключается в том, что вы не надеетесь на хорошее». Например, « Я не уверен, что напишу диктант по русскому языку хорошо»
Рисунки пессимистов сдайте мне. Я забираю ваши пессимистические настроения, вашу неуверенность в себе и оставляю их себе. Я справлюсь с вашими пессимистическими настроениями, а вы оставляете себе только оптимистические настроения. Когда у вас будет плохое настроение, когда у вас появятся пессимистические чувства, вы доставайте нарисованное вами лицо оптимиста, посмотрите на его очаровательную улыбку, прочитайте оптимистически настроенную фразу. После этого вы справитесь с любыми трудностями.
Умножая ваши оптимистическое настроение каждому из вас дарю маленький подарок.
А также подарим членам комиссии оптимистическое настроение…..
АНКЕТА
1.« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?
а) это забавно, не более; (1)
б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)
в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)
2. Часто ли вас посещает плохое настроение?
А) почти никогда;
Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)
В) бывает, что меня тянет погрустить (5)
3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?
А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)
Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)
В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)
4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?
А) хороший был костюм;(3)
Б) ну вот, опять, не повезло; (5)
В) подумаешь, с кем не бывает. (1)
АНКЕТА
1.« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?
а) это забавно, не более; (1)
б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)
в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)
2. Часто ли вас посещает плохое настроение?
А) почти никогда;
Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)
В) бывает, что меня тянет погрустить (5)
3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?
А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)
Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)
В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)
4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?
А) хороший был костюм;(3)
Б) ну вот, опять, не повезло; (5)
В) подумаешь, с кем не бывает. (1)
АНКЕТА
1.« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?
а) это забавно, не более; (1)
б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)
в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)
2. Часто ли вас посещает плохое настроение?
А) почти никогда;
Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)
В) бывает, что меня тянет погрустить (5)
3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?
А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)
Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)
В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)
4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?
А) хороший был костюм;(3)
Б) ну вот, опять, не повезло; (5)
В) подумаешь, с кем не бывает. (1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование жизненных ценностей – основа нравственного воспитания
В архиве представлены доклад и презентация...
Жизненные ценности
В помощь учителю диагностика класса...
Презентация к уроку "Жизненные ценности героев рассказа А.Куприна "Белый пудель"
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Меркина. Презентация отражает ход урока, основные задания для учеников....
Жизненные ценности подростка
Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Надо помнить, ч...
Классный час "Жизненные ценности"
Классный час в форме тренинга, помогающий расставить приоритеты обучающимся старших классов...
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
Жизненные ценности в семейной жизни и формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у старшеклассников
Лекция для родителей учащихся 9-11 классов...