Классный час: "Добро и уважение"
классный час по теме
материал содержит презентации, конспект занятия, беседу по теме "каждый человек достоин уважения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_dobro.ppt | 781 КБ |
uvazenie_konspekt.doc | 46.5 КБ |
61268.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
НА ТЕМУ:
«КАЖДЫЙ ЛИ ЧЕЛОВЕК ДОСТОИН УВАЖЕНИЯ?»
Цель: формирование устойчивых нравственных принципов.
Задачи:
- познакомить учащихся с такими нравственными понятиями, как уважение, высокомерие, тщеславие, честолюбие, толерантность;
- воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки;
- развитие творческого воображения и фантазии.
Оборудование:
- мультимедийный компьютер учителя;
- проектор;
- презентация;
- сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (гл. 11);
- листы бумаги.
Ход занятия:
- Организационный момент (приветствие). (слайд №1)
- Беседа с учащимися
(Включить запись «Лунной сонаты» Бетховена)
- Что это за мелодия? Кто автор музыки?
- Как вы думаете, этот человек достоин уважения?
3. Доклад учащегося о жизни и творчестве композитора на фоне презентации.
(слайды № 2 – 4)
Людвиг Ван Бетховен (крещен 17.12.1770 в Бонне — умер 26.03.1827 в Вене) —
гениальный немецкий композитор с удивительной и трагической судьбой.
С 27 лет Бетховен страдал глухотой, которая постоянно прогрессировала. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Но он продолжал писать музыку.
Знаменитая «Лунная соната», четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего у него было тридцать две сонаты для фортепиано), написана в 1800-1801 гг. Она была издана в марте 1802 г. и посвящена Джульетте Гвиччарди.
Название сонаты принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 г. окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками передал образ Люцернского озера тихой лунной ночью.
Вопрос учителя:
- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
(рассуждения учащихся)
4. Учитель читает строки из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»: (слайд № 5)
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Учитель:
В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
5. Вопрос учителя:
- Что такое уважение?
(ответы детей)
Презентация: (слайд № 6)
Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Учитель:
- Подберите синонимы к слову «уважение».
Презентация: (слайд № 6)
- почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект.
Учитель:
- Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение?
(ответы детей)
Учитель:
Я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы вас уважали?» (только «Да» или «Нет»).
Собираются листочки с ответами и подсчитываются результаты.
Учитель:
- Все ребята (или абсолютное большинство) ответили положительно на мой вопрос, т.е. все, конечно, хотят, чтобы его уважали.
Презентация: (слайд № 7)
И мне хочется, чтобы мы с вами ответили на другой, более важный, на мой взгляд, вопрос, который каждый должен поставить себе: «Достоин ли я уважения?»
Бывает так, что рядом с нами появляются люди, которые считают себя лучше других.
- Как это проявляется в поведении человека?
(ответы детей: такой человек ведет себя грубо, высокомерен, равнодушен, признает только свою точку зрения, незаслуженно обижает окружающих и т.д.)
Учитель:
- Такой человек высокомерен и тщеславен. А что означают эти понятия?
(ответы детей)
Презентация: (слайд № 8)
Высокомерие — гордое и надменное поведение по отношению к комунибудь.
Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию.
Честолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.
6. Учитель:
В сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорится о таком тщеславном и честолюбивом человеке.
(Чтение главы 11 о честолюбце).
Учитель:
Маленький принц сбежал от честолюбца, назвав его «странным взрослым».
- А каковы ваши впечатления от этой встречи? Что бы вы сказали после встречи с ним?
(ответы детей)
7. Учитель:
- С таким человеком, который ставит себя выше других, трудно общаться. Каждому из нас нужно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.
Презентация: (слайд № 9)
Толерантность — терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религий и т.д.
Учитель:
- Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?
(ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).
8. Работа в группах по проблемному заданию.
Учитель:
- Возьмем волшебный мешочек. Он поможет нам вспомнить один важный для нас вопрос и поможет разделиться на группы. Из мешочка достаньте листочек с надписью и найдите тех, у кого та же надпись, — это и есть ваша группа. (Всего 4 группы).
Из слов на листочках можно составить вопрос: «Достоин ли я уважения?»
Презентация: (слайд № 10)
Задание для групп № 1 и 3: продолжите фразу: «Мы уважаем человека, если он…»
Задание для групп № 2 и 4: составьте правила: «Как нужно себя вести, чтобы тебя уважали».
(На выполнение задания отводится 5-7 минут, каждая группа выполняет его на большом листе бумаги. Затем результаты представляются и вывешиваются на доску).
Учитель подводит итоги:
Презентация: (слайд № 11)
Если хочешь, чтобы тебя уважали, — уважай других.
Ты достоин уважения, если уважаешь других.
9. Заключительный этап занятия.
Учитель:
- Я предлагаю вам, ребята, придумать символ взаимного уважения. (Возможны различные варианты, например, ладонь).
Учитель просит учащихся обвести на листке бумаги свою ладошку, вырезать ее, а затем ответить самому себе на главный вопрос: «Достоин ли я уважения?»
Уходя с нашего занятия, положите свою «ладошку» в корзину (она приклеена на дверях), если вы ответили на вопрос «Да»; если вы ответили «Нет», то заберите ее с собой. И пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.
(Вновь звучит «Лунная соната» Бетховена)
Предварительный просмотр:
основы нравственности
на тему: «Каждый человек достоин уважения»
Уважайте в себе и других человеческую личность.
Дмитрий Писарев
Творческое задание «Тайна уважения»
Дети записывают цитату Мишеля Монтеня: «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько от излишнего к себе уважения».
Делятся дети на группы , на одной половине листа они пишут пороки, которые происходят от чрезмерного уважения к себе, а на другой — пороки, которые происходят от недостатка уважения к себе.
Например, чрезмерное уважение к себе рождает в людях эгоизм, самовлюбленность, неумение сотрудничать и т.д. Недостаток уважения к себе приводит к неуверенности, комплексу неполноценности, не умению достичь цели.
Вопросы и задания для беседы:
- Что значит — уважать чье-то мнение, чьи-то мысли? Чье мнение и чьи мысли вы уважаете?
- Чувствуете ли вы, когда вас уважают, и в чем это прежде всего выражается?
- Все ли люди достойны уважения ? Уважаете л и вы каких-либо людей, которых, кроме вас, не уважает никто? Расскажите об этих людях.
- Как человек меняется под влиянием уважения?
- Кого в своей семье вы больше всего уважаете и за что?
- Почему говорят, что старость надо уважать? Согласны ли вы с этим? Нуждаются ли дети в уважении?
ТРИ ТОВАРИЩА
Курдская сказка
Трех товарищей в дороге застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймет, кто же из них за старшего.
Спросил одного:
Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?
Эти двое — ослы, — ответил гость, — им со мной рядом сидеть не положено. Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:
Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его. След моей ноги дороже их голов, — ответил гость, — они — собаки.
Наконец хозяин вызвал третьего:
Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.
Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.
Хозяину понравился этот ответ:
Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:
Накройте три стола. На один положите сена, на другой — костей, а на третий — все, что полагается для дорогого гостя.
Удивились гости. А хозяин говорит: представились, то вам и подано..
Вопросы и задания к сказке:
- Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?
- Как вы думаете, изменятся ли двое товарищей после «угощения» хозяина?
- Если вы сталкиваетесь с неуважительным отношением людей друг к другу, что вы предпринимаете?
- Докажите примерами из жизни, что умение уважать — основа дружбы.
Звериный урок
А. Куприн
После долгих дней страшной засухи пошли, наконец, благословенные дожди. Обмелевшие речки наполнились живой бегучей сладкой водою. Изнывавшие от жажды лесные дикие звери с наслаждением купались в прохладной воде. Стадо диких слонов однажды вечером возвращалось с водопоя по Великой звериной тропе, протоптанной десятками звериных поколений. Впереди весело бежал разыгравшийся молодой слоненок, пятнадцати лет от роду и ста пудов весом.
Вдруг он остановился, услышав чей-то ворчливый голос, раздававшийся из-под его ног. Это говорил муравей, тащивший на себе обломок прошлогодней веточки.
— Ослеп ты, что ли, огромный кусок мяса? Уж эти мне молодые слоны, вечно суются под ноги.
Слоненок от удивления выпучил маленькие красные глаза, оттопырил уши и продолжал стоять. Но шедшая сзади старая мать-слониха закричала на него:
Или ты оглох? Извинись скорее и сойди с тропы.
Прости, старший брат мой, — пробормотал сконфуженный слоненок, осторожно сходя с дороги. Муравей ничего не ответил. А молодой слон, дождавшись, когда слониха опять пришла в доброе расположение духа, спросил ее учтиво:
Скажи мне, о мать моя, почему же он такой сердитый? И мать объяснила ему:
Он тащил на себе такую тяжесть, что если бы ее увеличить во столько раз, во сколько ты больше, тяжелее и глупее муравья, да положить эту тяжесть на тебя, то она расплющит тебя так же легко, как — смотри — я давлю ногою этого скорпиона.
Вопросы и задания к сказке:
- За что молено уважать муравья, и за что слона?
- Кого еще из мира животных вы уважаете, и почему?
- Как вы поступаете, если идете по тропинке и замечаете на ней муравьев?
- В чем может проявляться уважительное отношение человека к природе?
- Как бы вы научили уважению своих детей в следующих случаях:
- дети на улице дразнят калеку;
- дети перебивают в разговоре взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День пожилого человека - день добра и уважения"
Данный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека....
Методическая разработка сценария концерта "День добра и уважения", посвящённого Дню пожилого человека
Материал адресован учителям музыки, педагогам дополнительного образования в помощь при подготовке внеклассных мероприятий. В методической разработке представлен сценарий проведённого мероприятия - кон...
"День добра и уважения"
Сценарий празднования Дня пожилого человека....
Беседа "День добра и уважения искусство общения"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15965715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
День Добра и уважения
Классный час День Добра и уважения...
День добра и уваженья
Цель: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; развивать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость....
Классный час «День Добра и уважения», посвящённый Дню пожилого человека.
Классный час «День Добра и уважения», посвящённый Дню пожилого человека....