Государственная символика России
классный час (6 класс) по теме
Разработка классного часа в соответствии с ФГОС требованиями о государственной символике нашей Родины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственные символы России
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с основными символами государства: гербом, флагом, гимном ;создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма; показать, что государственная символика-это общечеловеческая ,государственная ценность.
Педагогические задачи: воспитывать уважительное отношение к символам своего государства и других стран ,гражданско-патриотическое чувства, чувства гордости и уважения к своей стране; способствовать осознанию учащимися государственной символики как общественной ценности.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьникам социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о символах государства: гербе, флаге, гимне, о наиболее значимых страницах истории страны ;узнают, когда была принята Конституция Российской Федерации.
Личностные :проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
-познавательные : общеучебные -формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические- совершенствуют мыслительные операции;
-коммуникативные –слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для регуляции своих действий.
-регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществлять контроль деятельности.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, аудиозапись «Гимн России» (муз. А.Александрова, сл. С. Михалкова),толковый словарь С.И. Ожегова(три экземпляра ),плакаты для оформления доски: Государственный герб Российской федерации, государственный флаг, текст государственного гимна; документальные видеофрагменты.
Предварительная работа: сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание(в словарях найти определения слов «герб», «флаг» и «гимн», выучить гимн России, нарисовать герб, флаг).
Ход занятия
1.Вступительное слово.
Педагог. 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Конституция-это основной закон нашего государства, а законы надо знать, уважать и выполнять.
Одним из основных законов, записанных в российской Конституции, является Закон о государственной символике. Государственная символика-это герб, флаг и гимн государства. Символам нашего государства посвящен сегодняшний клубный час.
2.Основная часть.
Педагог . Мы живем в России. Что означает для нас слово «Россия»? (Это Родина, Отечество.)
-Как можно отличить нашу страну от других стран?(Отличить нашу страну от других стран можно по флагу.)
Флаг - это отличительное обозначение государства, у каждой страны свой флаг. День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утвержден в 1994 году указом президента Российской Федерации.
Ученик 1 . Иначе флаг называют знаменем. Знамена появились в древности, они были у многих народов и назывались стягами .Слово «знамя» произошло от славянского слова «знамение», то есть обозначение чего-то важного, необычного ,что должно быть выделено и должно запомниться людям. Современный российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех прямоугольных полос: верхней- белого, средней- синего, нижней- красного цвета.
Ученик 2. Эти цвета не случайно появились на нашем знамени. Цветам российского флага приписывается множество символических значений. С древних времен на Руси эти цвета означали:
- Белый цвет-благородство и откровенность;
- Синий цвет- верность, честность, безупречность и целомудрие;
- Красный- мужество, смелость, великодушие и любовь.
Ученик 4 .Эти же присутствовали на династическом флаге царской семьи Романовых. Сочетание этих цветов трактовалось как триединство православной церкви, царской власти и народа. Белый цвет символизировал православную веру; синий- царскую власть; красный-русский народ.
Ученик 5 . Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет- для всех знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
.……………………………………………
Синий цвет на флаге -верность,
Твердость духа ,неизменность.
……………………………………………..
Белый- это чистота,
Благородство, высота.
……………………………………………
Трех цветов Российский флаг.
…. .. ..……………………………………..
Это-флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.
Педагог. Часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют веру, надежду и любовь.
Когда поднимают флаги? Во-первых, под флагом ,знаменем солдаты идут в бой защищать свою Родину. Флаги поднимают, когда команда страны побеждает в международных спортивных соревнованиях. Их вывешивают в праздничные дни над домами и на улицах, а над государственными учреждениями флаг должен висеть постоянно кК символ власти.
Принимая присягу на верность Родине, солдаты встают на колени и целуют уголок знамени. К флагу своего государства мы должны относиться с уважением, за его осквернение в Конституции предусмотрена уголовная ответственность. Почему мы так трепетно должны относиться к нашему флагу?
Ученик 1. У древних славян знаменами служили пучки травы или конские хвосты, привязанные к древку. Древко-это ручка или палка, на которую крепится знамя. Позднее пучки травы и конские хвосты заменили полотнища ткани, которые имели самые разнообразные формы и цвета. Русские знамена с давних пор называли стягами- от слова «стягивать» (собирать воинов, идущих на бой с врагом). Специально назначенный воин-знаменосец, или, как его называли, стяговик, обязан был разворачивать знамя в бою, он головой отвечал за сохранность. Воинский отряд, полк считался непобедимым до тех пор, пока живо было его знамя.
Ученик 2.Был закон: покуда знамя
Развевалось над полком,
Пусть победа не за нами,
Все равно дерись с врагом.
Но когда оно упало
И исчезло без следа-
Это здесь, то всё пропало,
Рассыпайся, кто куда.
Ныне этого не будет,-
Говорит великий князь.
Знамя чревлено целует
И идет, перекрестясь.
………………………………………
Всем понятна мысль простая!
Нет обратного пути!
Наше знамя-Русь святая,
Что у каждого в груди.
А.Астафьев
Ученик 3. Во времена боев с татаро-монголами на Руси появились хоругви-цветные полотнища ткани с изображением ликов святых. Например, посмотрите, как выглядело знамя Ивана Грозного.
Со временем менялась форма знамен, их цвет. Были в России и желтые, и зеленые, и красные флаги. В XVI-XIX веках знамена украшали кистями, вышивали золотом на них не только Христа, но и портреты российских императоров. Также знамена украшали государственными наградами ,георгиевскими лентами. При Петре I, в XVIII веке был принят бело-сине-красный стяг, он стал государственным. Также был утвержден Военно-морской Андреевский флаг (две перекрещенные синие линии на белом фоне), а также штандарт, или флаг императора.
Ученик 4. Шили флаги косынею
В давнем веке у нас .
И летел над Россиею
Шитый золотом Спас.
Под багряно-червлеными
В том великом году,
Под святыми знаменами
Дмитрий шел на Орду…
Ученик 5. И вскружил над столицею
Синий стяг Ермака,
И могучею птицею
Полетел сквозь века.
И победными красками
Созывало на бой Знамя князя Пожарского
Над горящей Москвой.
Ученик 6. А с полками Суворова
В честь Российской земли
Стяги с лентой Георгия
Через Альпы прошли.
И забыть нам не велено
Славный крейсер «Варяг»
И горящий простреленный
Тот Андреевский флаг.
А.Жигулин
Ученик 7. После Октябрьской революции 1917 года был учрежден красный флаг с изображением серпа, молота и золотой звезды.
Ученик 8. Советское красное знамя имело достойную историю, оно стало знаменем победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Под красным флагом шли в бой солдаты защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Ценой своей жизни советские воины спасали свои половые знамена.
В занятых врагом городах и селах школьники тайно прятали от врага знамена своей пионерской организации. школы, флаги государственных учреждений и попавших в окружение воинских частей, при этом многие из них погибали сами и теряли своих родных. Это был во имя Родины, во имя Победы, во имя жизни.
Красный флаг со звездой является знаменем Победы и в наши дни, в новой России, в нашем государстве – Российской Федерации.
Ученик 9. В 2002 году Государственная Дума приняла Закон о государственном флаге России, по которому трехцветный (бело-сине-красный) флаг–триколор - был признан государственным флагом России. Были учреждены также красный флаг Победы с золотой звездой, Военно-морской Андреевский флаг и штандарт, или флаг президента.
Ученик 10. То не солнце встало золотое
Не заря зарделась
Это наше знамя полковое
Вьется, словно пламя на ветру.
Ученик 11. За честь полка встало золотое
Оно к победам нас ведет!
Оно зовет, прославленное нами:
«Солдаты! За Родину! Вперед!»
Не щадя ни крови и ни жизни,
Мы клянемся Родине служить,
Гордой славой ,знаменем Отчизны,
Как зеницей ока дорожить.
Наш народ победами гордится
Враг разбит, а друг освобожден,
Не забудут многие столицы
Славу наших доблестных знамен.
В.Гурьян
Педагог. Послушайте историю создания герба России.
Ученик 1. Бывало, клекотом тревожа целый мир,
И ясно озарен неугасимой славой,
С полуночной скалы взлетал в седой эфир
Орел двуглавый…
Педагог. У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем гербом. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных документах. Герб есть и у нашей- России. Обратите внимание: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. Двуглавый орел относится к фантастическим гербовым фигурами и изображается в виде орла, имеющего две головы, обращенные вправо и влево , или двух орлов на двух планах, когда у орла на заднем плане видна только голова. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр-это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава- это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Сегодня же держава и скипетр , изображенные на российском гербе, напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змея.
В России любили и почитали великомученика Георгия. Святой Георгий был замучен и убит врагами христианства- язычниками. За мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем.
Ученик 1. На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании о подвиге, относящемся к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
Существует легенда, в которой рассказывают, что далеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который пожирал людей той местности. Чтобы утолить ярость змея, люди по жребию отдавали ему на съедение юношу или девушку. Однажды жребий пал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали к дереву, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Ученик 2. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку. Это был святой великомученик Георгий. Своим подвигом он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле.
Ученик 3. Наш современный герб имеет очень древние корни. Ему уже более пятисот лет. Этот герб является наследником герба, который был одним из символов России с конца XV века до 1917 года.
По официальной версии, на Русь символ двуглавого орла пришел из Восточной Римской Империи, когда Иван III Васильевич женился на племяннице последнего императора Константина Палеолога-Софье (Зое).После того как Константинополь был завоеван турками и великой Византии не стало, молодое Российское государство переняло символику древней империи. По версии Карамзина, первое достоверное упоминание об использовании этого символа на Руси- 1497 год, тогда московский князь Иван III поставил печать с изображением орла на меновую грамоту.
Ученик 4. Уже сам красный воск, на котором была оттиснута печать, говорит о независимости страны. На лицевой стороне печати- всадник, поражающий копьем змея ; на оборотной- двуглавый орел. Впервые эти эмблемы были объединены на одной печати. С этого времени именно они стали восприниматься как официальные символы Российского государства.
Ученик 5. При Петре I герб, как и Россия в целом , претерпел значительные изменения. Петр Алексеевич систематизировал геральдическую систему, а получив титул императора, увенчал орла императорскими коронами вместо прежних царских.
Цветовая гамма также была изменена- желая подчеркнуть преемственность от Римской Империи, двуглавого орла стали изображать черным на золотом фоне (раньше самого орла обычно рисовали золотым).
Ученик 6. С петровских времен герб периодически изменялся , но всегда его элементом был двуглавый орел, вплоть до известных событий 1918 года, когда его убрали с гербов, печатей и других государственных символов. Дольше всего орлам удалось продержаться на Кремлевских башнях- до 1935 года, пока их не заменили рубиновыми звездами.
Ученик 7. Две увенчанные головы орла смотрят в противоположные стороны, крылья птицы подняты. Головы орла символизировали единство страны, единство духовной и светской власти , власти патриарха и царя , над русской землей. Наверху в центре располагается третий венец, знаменующий собой власть Бога над Россией. Одна голова орла обращена на Запад, а другая на Восток, что символизирует грядущее объединение их под властью российского императора и срединное положение России.
Ученик 8. Ни одно государства не может существовать без своего отличительного знака, без своего символа. В нем была и совершенно определенная практическая государственная необходимость: новый символ следовало изображать на государственной печати , которой скреплялись все важнейшие документы. Важным памятником времен Ивана Грозного является Большая Государственная печать 1577 года. На ее лицевой стороне изображен двуглавый орел с драконоборцем в щитке на груди в окружении эмблем земель и княжеств, подвластных российскому царю.
Ученик 9. В начале XX века одним из самых известных символов новой власти стала красная пятиконечная звезда. Перекрещенные серп и молот были официальным государственным символов советского государства. Эта эмблема символизировала союз крестьян и рабочих.
Ученик 10. Первый герб СССР был утвержден в 1923 году. на нем были изображены скрещенные серп и молот на фоне земного шара в лучах восходящего солнца. Эта композиция была обрамлена колосьями, перевитыми красной лентой с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Между колосьев наверху располагалась красная пятиконечная звезда. В таком виде герб существовал до 1991 года.
Ученик 11.Современный герб Российской Федерации был утвержден Государственной думой в декабре 2000 гола. Изображение герба является официальной эмблемой Российской Федерации, демонстрируя ее суверенитет.
История гимна.
Педагог. Гимн-это торжественная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Гимн России- один из главных государственных символов нашей страны, наряду с флагом и гербом.
Гимн- официальный символ каждого независимого государства.
Гимны бывают разнообразные: революционные, народные, государственные. Различные общественные организации, общества, учреждения имеют свои гимны. Даже у школы может быть свой гимн. Сегодня мы поговорим об истории государственного гимна.
Ученик 1. Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в Древнем Египте исполняли их в честь божеств. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Покровительницей исполнителей гимнов (торжественных песнопений ) считалось муза Полигимния. В своих гимнах греки также воспевали и обращались к ним. Однако в Греции гимны имели переходную природу. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно были и частью театрального представления. До нашего времени дошли очень древние гимны. Древнейший из них- гимн древне- греческого поэта Еврипида из его трагедии «Орест» (V в. до н.э.) .Мелодия его была записана на папирусе. Существовали гимны различных видов: пэан- гимн Аполлону, богу света, покровителю искусств; дифирамб- гимн богу вина Дионису.
Ученик 2. В христианской церкви гимны стали составной частью христианского богослужения. У католиков, а затем и протестантов гимны исполнялись под звуки органа. Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Они исполнялись во время торжеств.
При Петре I стали создаваться полковые марши. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем российской армии. Красота мелодии, четкость и скорость темпа, сделали его незаменимым в походах и на парадах.
Ученик 3. Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе. Появилось много патриотических песен. В 1813 году в Петербурге была исполнена торжественная песня, которая носила название «Песнь русскому царю». Ее текст был написан известным впоследствии историком, архивистом А.Х. Востоковым.
Ученик 4. В 1815 году. В.А. Жуковский написал стихотворение под названием «Молитва русских». В 1816 году «Молитва русских» на мелодию Государственного гимна Великобритании «Боже, спаси Короля» была исполнена в Варшаве при прибытии императора Александра I. С тех пор он повелел, чтобы она всегда исполнялась при встрече императора. Композитор А.Ф. Львов 1830-х годах написал к тексту Жуковского новую музыку. С 1816 года это произведение стало официальным гимном государства.
Текст состоял всего из 6 строчек:
Боже, царя храни!
Сильный, державный ,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, царя, царя храни!
Ученик 5. Российский гимн «Боже, царя храни!» просуществовал до февраля 1917 года. Русская революция свергла власть царя, прежний гимн совершенно не подходил к новой жизни. Революционно настроенные пели во время демонстраций революционные гимны, и в первую очередь «Марсельезу»- песню французских революционеров. Там есть такие строки:
Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царской чертог!
Ученик 6.Очень тяжелым для народа был 1917 год. Война не кончалась, людям угрожал голод. Усиливалось влияние партии большевиков. «Марсельезу» большевики считали гимном буржуазной революции- и на улицах все чаще стали исполнять международный гимн трудящихся- «Интернационал».
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И смертный бой вести готов.
Ученик 7. С приходом к власти большевиков «Интернационал» стал официальным гимном республики. До 1943 года он оставался гимном РСФСР, а затем СССР. В 1944 году был утвержден новый гимн Советского Союза. Для принятия нового гимна был устроен большой конкурс, в нем участвовали лучшие поэты и композиторы Советского Союза. В результате была выбрана написанная еще в 1939 году А.В.Александровым песня «Гимн партии большевиков». Слова для гимна написали С.В.Михалков и Г.А. Эль-Регистан. Новый гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Ученик 8.В 1991 году Россия стала независимым государством. Уже в ноябре 1990 года встал вопрос о новом гимне страны. В основу нового российского гимна легло незавершенное произведение М.И. Глинки, которое он сам назвал «Мотив национального гимна». Затем это произведение назвали «Патриотическая песня», оно стало неофициальным гимном России до 2000 года.
Ученик 9. 30 декабря 2000 года был утвержден новый гимн Российской Федерации.
Согласно закону, гимн должен исполнять точно в соответствии с утвержденным текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случаях. Каждый гражданин обязан знать свой гимн.
Педагог. При исполнении гимна полагается встать. Послушайте запись гимна.
Сегодня вы узнали историю создания государственных символов России, которые воплотили в себе историю и традиции нашего народа и Отечества.
III. Подведение итогов (рефлексия).
- Что вы можете рассказать о флаге?
-Что вы можете рассказать о гимне России? Кто написал слова и музыку?
-Что вы можете рассказать о гербе?
Дорогие ребята, мы много нового узнали о государственных символах нашей любимой Родины, имя которой Россия. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. В заключении остается добавить : вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Государственные символы величия и могущества России достались вам в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас. Пусть же славится наша страна в веках.
МБОУ СОШ имени Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь
Классный час на тему:
«Государственные символы России»
Классный руководитель:
Аржаалай В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Государственная символика России"
Цели: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; воспитание патриотизма и гражданственности у...
Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"
Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осозна...
Презентация "Государственная символика России"
Государственная символика России с древнейших времен по современность...
Агитационный поезд «Государственная символика России»
Данная методическая разработка может быть использованане только педагогами дополнительного образования, но и учителями школ,педагогами-организаторами, воспитателями детских дошкольных учре...
Классный час "Государственная символика России"
Классный час о госуцдарственных символах России...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».
Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...
История знамен и флагов (сценарий беседы из цикла "Государственная символика России")
Один из элементов моей деятельности – цикл бесед «Государственная символика России». Предлагаю фрагменты сценария беседы «История знамен и флагов» для обучающихся 5-6 классов. ...