Элективный курс «Коррупция- проблемы , поиски, решения».
элективный курс (10 класс) по теме
Знания о коррупции и выработка антикоррупционного поведения у школьников являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении вопросов коррупционной направленности у школьника формируется система ценностей и установок антикоррупционного поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважения к другим людям, стремление к правовому сотрудничеству.
Актуальность рассмотрения в рамках элективного курса такой проблемы, как коррупция, не может вызывать сомнения: именно школьники - будущее нашей страны - уже с самого юного возраста должны быть ознакомлены со своими правами и обязанностями. Они должны знать, на что конкретно они могут рассчитывать - какие их права ни в коем случае не могут быть нарушены; куда обратиться с жалобой и в каком порядке, и по каким правилам эта жалоба должна быть рассмотрена. Уже со школьной скамьи они должны понимать особую важность законопослушного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_korruptsiya-_problemy_poiski_resheniya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новодемкинская СОШ» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Элективный курс
«Коррупция- проблемы , поиски, решения».
Работу выполнила учитель
русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Сафина Гульгена Ирековна
2012 год
«Коррупция должна быть не просто незаконной.
Она должна стать неприличной».
Д. А. Медведев.
Пояснительная записка.
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности - залог успешности.
Противостояние коррупции - дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства - важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры - это вопрос национальной безопасности.
Знания о коррупции и выработка антикоррупционного поведения у школьников являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении вопросов коррупционной направленности у школьника формируется система ценностей и установок антикоррупционного поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважения к другим людям, стремление к правовому сотрудничеству.
Актуальность рассмотрения в рамках элективного курса такой проблемы, как коррупция, не может вызывать сомнения: именно школьники - будущее нашей страны - уже с самого юного возраста должны быть ознакомлены со своими правами и обязанностями. Они должны знать, на что конкретно они могут рассчитывать - какие их права ни в коем случае не могут быть нарушены; куда обратиться с жалобой и в каком порядке, и по каким правилам эта жалоба должна быть рассмотрена. Уже со школьной скамьи они должны понимать особую важность законопослушного поведения.
Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного обучения и воспитания как отдельного компонента системы образования. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
На основе вышеизложенного была создана программа элективного курса «Школьникам о коррупции», которая предназначена для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 12 часов.
Цель курса: развивать и воспитывать ценностные установки и способности, необходимые для формирования у обучающихся гражданской позиции в отношении коррупции.
Задачи курса:
1. Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями, сформировать представления о многоликости коррупции, о целях, содержании, субъектах, формах и видах, особенностях ее проявления в различных сферах общества;
2. стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, добиться устойчивости нравственных поступков;
3. Сформировать осознанное отношение к коррупции, привить такое ее восприятие, при котором коррупционное поведение будет встречать нравственное отторжение;
По окончании курса учащиеся должны знать:
-нормы законодательства, регулирующие те или иные отношения, связанные с проблемами коррупции;
- причины и условия возникновения коррупции.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- выявлять «коррупционно опасные» ситуации;
- обращаться в соответствующие органы за защитой своих нарушенных прав.
Тематически план.
№ | Тема курса | Формы работы | Количество часов |
1 | Введение. Понятие и признаки коррупции. | Лекция | 1 |
2 | История развития коррупции | Лекция | 1 |
3 | Виды коррупции | Лекция | 1 |
4 | Законодательство о борьбе с коррупцией | Лекция/ семинар | 2 |
5 | Причины и условия, порождающие коррупцию | Лекция/ семинар | 2 |
6 | Формы проявления коррупции | Лекция | 1 |
7 | Коррупция и права человека | Лекция | 1 |
8 | Масштабы коррупции в РФ: экспертные оценки и опросы. | Лекция | 1 |
9 | Масштабы коррупции в РТ: экспертные оценки и опросы. | Лекция | 1 |
10 | Зачет | Зачет | 1 |
Содержание элективного курса
- Введение. Понятие коррупции.
Тип урока - урок изучения нового материала
Цель-ознакомление учащихся с различными точками зрения на понятие «коррупция».
Основные понятия - коррупция, коррупционное правонарушение, антикоррупционное поведение.
- История развития коррупции.
Тип урока - урок изучения нового материала
Цель- ознакомление учащихся с историческими изменениями взглядов на коррупцию, с историей борьбы с коррупцией в Российском законодательстве.
Основные понятия - коррупция, лихоимство, мздоимство, взятка.
- Виды коррупции.
Тип урока- урок изучения нового материала
Цель-ознакомление учащихся с видами коррупции.
Основные понятия- виды коррупции.
- Законодательство о борьбе с коррупцией
Тип урока - совершенствование знаний, умений и навыков
Цель – формирование уважительного отношения к праву, законопослушного поведения.
Основные понятия - закон, право, мораль.
- Причины и условия, порождающие коррупцию.
Тип урока - комбинированный.
Цель - дать представление о причинах, способствующих формированию и развитию коррупции; об экономических и социально - психологических условиях, порождающих коррупцию.
Основные понятия - причины и условия, порождающие коррупцию, кризис, недоверие к власти, правовой нигилизм.
- Формы проявления коррупции
Тип урока - совершенствование знаний, умений и навыков
Цель – ознакомление учащихся с формами проявления коррупции.
Основные понятия - взяточничество, легализация денежных средств, злоупотребление должностными полномочиями.
- Коррупция и права человека.
Тип урока - комбинированный.
Цель - формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина, ознакомление учащихся с мерами по профилактике коррупции и деятельностью государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Основные понятия - коррупция, права и свобода человека и гражданина, профилактика коррупции.
- Масштабы коррупции в РФ: экспертные оценки и опросы.
Тип урока - комбинированный.
Цель - выявление причин масштабности коррупции в РФ, осознание необходимости борьбы с коррупцией, растлевающей личность и наносящей непоправимый вред государственным устоям
- Масштабы коррупции в РТ: экспертные оценки и опросы.
Тип урока - комбинированный.
Цель - воспитание гражданской ответственности, выявление причин масштабности коррупции в РТ, формирование отрицательного отношения к взяточничеству в молодой сфере.
- Зачет.
Тип урока - зачет.
Цель урока - провести зачет по программе элективного курса, сформировать осознанное отношение к коррупции.
Литература.
1. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.
2. Антикоррупционное и правовое воспитание: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл.общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов/К. Ф. Амиров, Д. К. Амирова.- Казань: Магариф-Вакыт,2010.
3.Формирование антикоррупционной культуры у школьников: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/Р. Р. Замалетдинов, Е. М. Ибрагимова, Д. К. Амирова.- Казань: Магариф-Вакыт,2010.
4. Формирование антикоррупционной нравственно- правовой культуры: методическое пособие/авт-сост. И. В. Сафронова, И. М. Фокеева;научный руководитель-В. И, Пискарев.- Казань.- 2010.
5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
6. Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001.
7. Конституция Российской Федерации//Российская газета.- 2009.-21.01.-№7
8. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»//Российская газета.-2008.30.12.-№266.
9.Закон Республики Татарстан от 04.05.2006;34-3 РТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан».//Ведомости Государственного совета Татарстана.- 2006.-№5
Интернет-ресурсы.
- aphorism-list.com/t.php?page=korrupcija
- www.anti-corr.ru
- www.wciom.ru
- ru.wikipedia.org/wiki/
- www.indem.ru
Список литературы рекомендуемой для учащихся:
1. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 1997.
2. Антикоррупционное и правовое воспитание: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл.общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов/К. Ф. Амиров, Д. К. Амирова.- Казань: Магариф-Вакыт,2010.
3.Формирование антикоррупционной культуры у школьников: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/Р. Р. Замалетдинов, Е. М. Ибрагимова, Д. К. Амирова.- Казань: Магариф-Вакыт,2010.
4.Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 3. января 2000 г.) // Российская газета. – 2000. – 18 января.
5. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
6. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. URL:
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/
7.Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml
8. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
Материал предназначен для выступлений с публичным докладом на семинарах и совещаниях различных уровней с презентациейhttp://narod.ru/disk/57793703001.dc55439bdd8b7d0ba8ab8bf24f4ac1ac/%D0%B2%D1%8B%D1%8...
ХХII городская НПК "Природа:проблемы, поиск, решение"
Цели проведения конференции1. Выявление способных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности в области биологии и экологии, пропаганда организации данной деятельности в учебных...
Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.
Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."
Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС
laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...