Азбука общения
методическая разработка (5 класс) по теме
Разработка классного часа на тему "Азбука общения", включающая конспект внеклассного мероприятия и презентацию. Занятие представляет собой игру, в ходе которой возникают различные ситуации для общения.
Цели: формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомство с основными правилами общения; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развитие умения слушать, понимать, сопереживать.
Форма: групповая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час | 23.91 КБ |
презентация к классному часу | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Азбука общения.
Цели: формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомство с основными правилами общения; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развитие умения слушать, понимать, сопереживать.
Форма: групповая игра.
Подготовительная работа.
1. Реквизит. А) Приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»
Б) Приготовить квадраты (по количеству экипажей), из бумаги разного цвета разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.
2. Оформление класса. На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.На перемене перед классным часом на доске записать положительные качества человека.
План классного часа
- Интерактивная беседа на тему «Общение».
- . Игра «Тайна третьей планеты».
а) «Экипаж». Формирование групп.
а) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.
б) Планета открытий. Поиск положительных качеств.
В) Планета «Бумеранг».
4. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1.Игра «Клубочек». Интерактивная беседа на тему «Общение».
Посмотрите, какие мы все разные, но всех нас связывает дружные отношения. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Клубочек». Наматываем на палец конец нити от клубка и отдаём клубок следующему по кругу, обращаясь к соседу со словами: «Я рада, Маша, что ты сегодня рядом с нами…».
(Когда все дети будут соединены нитью, поднимают руки вверх, потом опускают на колени. Очень важно всё делать одновременно, чтобы не разрушить наш круг.)
Посмотрите, мы все оказались связаны единой ниточкой взаимопонимания. Поднимите эту нить, ребята, посмотрите, как мы друг другу нужны, посмотрите, как она хрупка и непрочна. Опустите руки на колени. Только от нас зависит, сможем ли мы из этой ниточки взаимопонимания соткать прочный ковёр..
А теперь смотаем клубочек, обращаясь к соседу с теми же словами.
Анализ упражнения:
- Легко ли было говорить приятные вещи другим?
- Кто-то вам сегодня уже говорил что-нибудь приятное?
- Как вы сейчас себя чувствуете?
Человек не может быть один, он общается с самыми разными людьми. Ребята, как вы думаете, какие отношения должны быть в коллективе? Как научиться дружить? Что для этого нужно? Внутри класса, коллектива, группы сверстников могут быть разные отношения. Только взаимная поддержка, взаимопонимание, чувство товарищества поможет каждому эффективно развиваться. Для этого важно
- уважение друг друга,
- стремление понять и сопереживать друг другу,
- тактично высказывать своё несогласие.
Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?
Примерные ответы детей: дома мы общаемся с членами своей семьи, мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями. Потом мы будем работать, общаться с людьми на работе, даже пожилые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться по радио с Центром управления полётом.
Да вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.
А главное правило общения гласит «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой!» Легко ли соблюдать это правило? Об этом мы узнаем с вами во время нашей игры «Тайна третьей планеты». Приглашаю вас в увлекательное путешествие.
Но для начала, нам необходимо сформировать экипажи.
3. Игра «Тайна третьей планеты».
Цель: поиск объединяющих признаков, выявление положительных качеств у сверстников, умение поставить себя на место другого человека.
а) «Экипаж». Формирование групп.
Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 4 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).
Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.
Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.
Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.
Классный руководитель. Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.
Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты
б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.
Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу – найти что-то общее для всех четырех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.
Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т.п.
Классный руководитель. Ну, что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?
А кто нашел больше пяти таких признаков?
Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.
Классный руководитель. Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.
Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.
в) «Планета открытий». Поиск положительных качеств.
Классный руководитель. А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?
Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.
Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика запишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.
Примерный вид таблички на «путевом листке»
Саша Петров | Таня Иванова | Игорь Сидоров | Ира Смирнова |
ДОБРЫЙ | УМНАЯ | ЧЕСТНЫЙ | ИСКРЕННЯЯ |
Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству |
В течение 3-5 минут дети выполняют задание.
Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей ещё что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по одному положительному качеству.
Когда путевой листок вернётся к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке по (столько, сколько экипажей) прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий.
Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству ниже фамилии участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.
Классный руководитель. Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг».
г) Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого.
Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причём здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.
Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам даётся 1 минута.
Первый экипаж: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик?
Классный руководитель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу.
«Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что?
Классный руководитель. Третий экипаж, ваша фраза:
«Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу:
«На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. А теперь фраза для пятого экипажа:
«Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Шестому экипажу достаётся такаяфраза:
«Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Седьмой экипаж:
«В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Восьмой экипаж, угадайте окончание такой фразы:
«Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Девятый экипаж, ваша фраза:
«Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Десятая фраза достаётся десятому экипажу:
«Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание – дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?
Примерные ответы детей: на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки, этот человек нарушил главное правило общения: поступай с другим так,как хотел бы чтобы поступали с тобой.
Классный руководитель. Ну, вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.
Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.
4. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?
Использованная литература:
Классные часы: 5 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-профилактическая игра «Азбука общения»
Цель игры - гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней, развитие у школьников позитивных личностных качест...
Азбука общения.
Об основных правилах общения....
Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».
Цель: 1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактически...
Азбука общения
Использовала для открытого классного часа в 7 классе...
Азбука общения презентация
Презентация к классному часу...
Классный час "Азбука общения"
Классный час для 5 класса....
классный час "Азбука общения"
Цель классного часа: развитие умения сотрудничать в команде, развитие самоуважения и уважения к другим. Проводится в игровой форме, присутствуют элементы тренинга и этической беседы....