Классный час-образ "Во что лучше верить?"
классный час (8 класс) по теме
В настоящее время особенно остро встала проблема формирования толерантного сознания, а учебники гуманитарных дисциплин в начальной школе содержат минимум информации по данной проблеме и минимум материала для работы, что, на мой взгляд, говорит об отсутствии системы в решении этого вопроса. Поэтому на уроках учитель должен использовать каждую возможность для воспитания в детях чувства уважения чужого образа жизни.
Учащиеся– это благодатная почва для интернационального воспитания, что в настоящее время очень важно, поэтому важно не упустить время, когда можно донести до детей мысль, что люди разных религий дополняют друг друга, обогащают свой внутренний и внешний мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas-obraz_vo_chto_luchshe_verit.docx | 402.44 КБ |
prilozhenie_4_vo_chto_luchshe_verit.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип занятия: Классный час-образ. 8 класс
Тема занятия «Во что лучше верить…»
Автор: Галатонова Т.Е., учитель технологии
В настоящее время особенно остро встала проблема формирования толерантного сознания, а учебники гуманитарных дисциплин в начальной школе содержат минимум информации по данной проблеме и минимум материала для работы, что, на мой взгляд, говорит об отсутствии системы в решении этого вопроса. Поэтому на уроках учитель должен использовать каждую возможность для воспитания в детях чувства уважения чужого образа жизни.
Учащиеся– это благодатная почва для интернационального воспитания, что в настоящее время очень важно, поэтому важно не упустить время, когда можно донести до детей мысль, что люди разных религий дополняют друг друга, обогащают свой внутренний и внешний мир.
Количество детей: 25 человек
Оборудование: Экран, проектор, компьютер, презентация Приложение 4, документальный фильм «Форпост»Приложение 7(коллективный просмотр фильма состоялся на предыдущем классном часе).
Цели классного часа:
•Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.
•Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
•Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.
•Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
•Продолжить формировать умение ребят работать в группах.
Создать целостное образное представление о разных религиях для пробуждения духовного мира учащихся как неотъемлемой части взрослеющего сознания, патриотическое воспитание, воспитание чувства толерантности в детях.
Цель: создать условия для восхождения стихийного детского личностного опыта на уровне знаков и символов всей темы, т.е. создания образа.
Задачи классного часа:
1.Создать условия, в которых личный опыт учащихся очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры. (Воспитательная)
2.С помощью триединства средств: слово, наглядность, жест, музыка – сформировать целостное восприятие духовных постулатов (Развивающая)
3.Используя прием закономерности нарастания интереса апеллировать к эмоционально-духовной сфере личности школьников для создания у них положительной мотивации к активному восприятию знаний составляющей темы. (Образовательная)
Основные методы классного часа: метод создания образа, метод нарастания интереса
Конструктор классного часа : Основные компоненты классного часа – микромодули (части):
А – Микромодуль мотивации;
Б – Микромодуль- образ;
В – Микромодуль-анализ;
Г – Микромодуль событийно-практический;
Д – Микромодуль-проповедь.
.
А – 12 минут.
На экране презентация. (Слайд 1)
Учитель: Издавна люди приходили в храм для того, чтобы попросить, поплакать, заглянуть в себя. И издавна эти храмы были разными и назывались по-разному:
Собор, церковь, лавра, монастырь-православие.
Мечеть-ислам.
Дацан, хурул, хуре /храмы-пагоды/ - буддизм.
(Слайд 2)
Ученица: Как-то раз я с родителями ходила в гости. Очень гостеприимные и доброжелательные люди. Они угощали нас вкусными беляшами. Я обратила внимание, что на стене висит плакат, на котором что-то написано золотыми иностранными буквами.
Потом мама мне рассказала, что это – молитва.
Я ходила заниматься в воскресную православную школу, но таких молитв я, ни разу не видела и не слышала.
Мама мне объяснила: наши знакомые-мусульмане. Они ходят не в православную церковь, а в мечеть. Они носят на шее не крестик, а полумесяц. У них тоже есть священная книга, но не Библия, а Коран. Молятся они тоже по-другому. Оказывается у этих людей другая вера.
Я никак не могла понять как такое, может быть!?
«Во что же лучше верить? Почему они верят в ислам не в христианство?»- спросила я у мамы.
На данном этапе урока идет создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
Б – 7 минут.
Цель: создать условия для восхождения неразвитого рационально-логического опыта детей на уровень опережающей рационально- логической схематики всего проекта.
Методы: наглядно-иллюстративный, беседа
Учитель: Мы решили разобраться в этом сложном вопросе.
Дети выдвигают гипотезы-решения проблемного вопроса
(Слайд 3)
Учитель предлагает сравнить заповеди из учения Христа и учения Мухаммеда.
(Слайд 4)
Сравнение основных правил поведения (заповедей)
Учение Христа [3] | Учение Мухаммеда [7] | |
1 | «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…» | «Люди! Поклоняйтесь Господу нашему, который сотворил и вас, и тех, которые были прежде вас…» |
2 | Не убей | «если два народа будут воевать между собою, то вы помирите их» |
3 | Не прелюбодействуй | Не прелюбодействуй |
4 | «Гордыня есть отречение от Бога, демонское изобретение, уничтожение человеков,…» | «Не ходи по земле величаво; потому что тебе не разверзти землю, не сравняться ростом с горами» |
5 | «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» | «…будь благодарен Мне и родителям твоим» |
6 | «…терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца» | «Будь терпелив в несчастии, какое постигнет тебя: это одна из непременных доль наших» |
7 | Не кради | Не укради |
8 | «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» | «Помогайте друг другу в добре и в благочестии, но не помогайте во зле и вражде» |
9 | «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, ударившему тебя по щеке подставь и другую…» | «…тщись делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобою, будет тебе близким, искренним другом.» |
10 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | «…будьте свидетелями правдивыми,…будьте справедливыми; это самое близкое и благочестно» |
Вывод:
Учитель: Цель земной жизни человека по всем религиям: это любовь к ближнему т как результат - достижение вечного блаженства в царстве небесном. Регулятором поведения человека в религиях выступает совесть и грех.
Ученик:
Исходя из сравнения нельзя сказать, что какая-то из двух религий лучше.
Как мы видим, и Коран и Библия призывают людей делать добрые дела, быть правдивыми и честными, не быть гордыми, быть стойкими в правом деле, помогать нуждающимся, поддерживать мир между людьми, почитать своих родителей,…
В – 5 минут.
Эмоционально-чувственный конструкт технологии.
Цель: создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контексте судьбы эпохи и судьбы школьника нового поколения.
Приемы: персонифицированный рассказ, введение актуальной детали, беседа.
Учитель: Постулаты каждой веры проходят через молитву, обращение верующего к Богу.
Молитва – это обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным существам, а также определенный текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда. Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков - одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть еще молитва ходатайственная за других
Молитва в исламе и в христианстве принципиально отличаются друг от друга. Символ христиан - крест, а символ мусульман - полумесяц. Христос настаивал на смысле произносимых слов. Мусульмане с самого начала ввели молитву, которая по своей форме, по своему характеру напоминала заклинания.
Ученица (слайд 5):
Наши знакомые пригласили нас в мечеть.
Если в церкви молящиеся стоят, то в мечети все сидят на коврах.
Мужчины молятся отдельно от женщин (чтобы ничего не отвлекало от молитвы), а в церкви все вместе. Если, заходя в церковь мужчины, снимают головной убор, то в мечете - все мужчины - в тюбетейках.
Нас поразили женщины, пришедшие в мечеть. Все они были чистые, нарядные, аккуратные. Некоторые пришли в национальных костюмах. Все стены пустые, без икон и без портретов, кое-где встречается рисунки.
Перед молитвой в мечети проходила проповедь. При этом мулла рассказывал жизненные истории, отвечал на вопросы, слушать было очень интересно. Мы остались на молитву. Я повторяла все, что делали рядом сидящие женщины. Надо отметить, что если ты принял веру ислам, ты обязан выучить арабский язык, так как все молитвы читаются только на арабском языке. Определенные слова должны соответствовать определенному положению тела, а также четко установленным телодвижениям. В мечети все движения совершаются синхронно.
После молитвы нам разрешили зайти в другой зал, где молились мужчины.(здесь же все собираются во время праздника)
После молитвы мы зашли в лавку при мечети. Здесь, также как и в церковной лавке, продаются разные амулеты, духовные книги, разные молитвы; очень много продается национальной одежды (чего нет в церковной лавке). Мы приобрели книжку про ислам для детей. В ней очень доступным языком рассказывается про Коран, так же упоминается про другие священные книги (Псалтырь, Евангелие, Тора) Так же на территории мечети есть магазинчик, в котором можно купить продукты, которые необходимы при посте. Нам показалось, что это очень удобно для людей.
Ученик (слайд 6): В церкви молитва проходит стоя. Везде аккуратно развешаны иконы, стоят свечи. Синхронность на протяжении всей молитвы не обязательна. Одни ставят свечи, другие молятся…
Вывод, который делает ученик: Символы в разных религиях разные, разные обряды, а поведение верующих одинаковое: кротость, добродушие, терпеливые, заботливые, справедливые,…
Общий вывод: И опять отмечаем, что невозможно выбрать религию, которая была бы лучше другой. Одно можно сказать точно: Есть определенные сходства и ,конечно, много различий. Но, когда ты попадаешь в церковь или в мечеть, ты попадаешь в особую атмосферу. Именно здесь ты остаешься один на один со своими мыслями, чувствами, с Богом.
Г – 7 минут.
Цель: создать условия для опережающего для всей темы выполнения самостоятельного действия, в котором синтезируются воображаемые поступки, коллективные и персональные поступки субъектов и персон будущей темы.
Задача: на основе эмоционально-чувственных переживаний детей сформировать их отношение к проблемному вопросу
Метод: беседа.
Ученица (слайд 7):
Мы составили маленькую анкету, чтобы получить ответы на наши вопросы.
1.Верите ли Вы божественное начало?
2.Видели ли Вы когда – нибудь Бога?
3.Относите ли Вы себя к какой-либо из религий? К какой?
4.Почему вы начали верить в Бога?
А) Моя семья передала мне эту веру.
Б) После конкретного случая, который произошел в моей жизни. (Опишите его, пожалуйста)
В) Другое:
5. Что Вам дает эта вера?
Мы с подругой опросили 52 человек (устно и письменно).
Вот какие мы получили результаты:
Слайды 8, 9, 10, 11
Людям вера дает: простую жизнь; уверенность, что я живу правильно, выполняя все правила; веру в справедливость на земле; помогает жить; учит доброте, терпению, уважению, любви к близким; помогает преодолевать многие беды и меняться в лучшую сторону; веру в свои силы; ощущение, что я не одна, когда рядом нет близких и родных,…
Вывод:
Как видно по полученным результатам из опрошенных нами людей никто не видел Бога, но они верят, так как эта вера им необходима. Соответственно наша первая гипотеза не подтвердилась.
Религия передается человеку через его семью, но это не единственный источник. Поэтому наша вторая гипотеза также не подтвердилась.
Как видно из всей работы, нельзя выбрать религию, которая лучше других. Наша третья гипотеза тоже не подтвердилась.
Д – 7 минут.
Цель: создать условия для определения готовности ученика к выходу его сознания из абстрактных опережающих образных схем смыслов и действий урока в реальную среду культуры для ее понимания и творческой реорганизации.
Задача: обращение школьников к смысловой рефлексии.
Документальный фильм «Форпост» (Слайд 12.)
Ученик 1: Форпост – пост номер один. Мы смотрели этот фильм. Название фильма говорит само за себя.
Отец Михаил построил приют для обездоленных детей. Следят за детьми и занимаются их воспитанием монахини, которые добровольно отказались от мирской жизни и от возможности иметь собственных детей. Дети там живут разные: те, которых бросили родители; те, у которых родители в тюрьме. Среди них те, которые тяжело больны и дети инвалиды.
Ученик 2:Отец Михаил сам был сиротой и знает о проблемах таких детишек не понаслышке. Он говорит: « Когда я был маленьким, всегда задавал вопрос: За что мне это? Но только после того как я сам через все это прошел, я верю этим детям! Бог знает, зачем и кому что дает!»
Есть среди живущих там ребят мальчик, который не умеет ходить, не слышит и не видит. Он всех узнает на ощупь. Но как он радуется, когда к нему в комнату забегает веселая детвора! Как он улыбается, когда играют на фортепьяно! И как он счастлив, когда приезжает отец Михаил и часами с ним общается! Это мальчик – сердце! Как им всем необходимы: тепло, любовь, забота!
Ученик 3:Очень меня поразил мальчик Степа. Он с рождения не имеет рук, и с ногами у него проблемы. Но его улыбка и горящие глаза не выходят из головы. Степа говорит: « Я всегда спрашивал у отца Михаила, почему я родился без рук, за что мне это послал Бог?»
«Ты должен радоваться, потому что у тебя есть жизнь!»- ответил сам себе Степа, и очень весело улыбнулся.
У каждого ребенка в этом приюте своя тяжелая история, которую порой не под силу вынести десяти здоровым мужчинам. И нет сомнения - вера им необходима! И верят они совсем не по-детски! И верят они не, потому что это правда, а потому без этой веры им просто нельзя выжить! Она дает им силы для борьбы со своими болезнями; веру, что в этом мире есть справедливость; надежду на лучшее…
Конечно, весь фильм не перескажешь, но вот подходящие слова, после которых все понятно:
Ученица: Сжав зубы до скрипа, скрепив пальцы до хруста – Радуйся, ибо ты живешь!
Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета,
Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по - другому нельзя!
Радуйся отчаянной радостью израненного воина,
задыхающегося в кровавой жижи.
Пусть битва проиграна, но флаг не спущен и оружие не брошено в грязь.
И ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать!
И остается только стоять насмерть!
А когда ничего не остается - радуйся высшей радостью за ближних своих!
Радуйся чужой любви и смеху не своих детей!
Даже когда свинцовые тучи – Радуйся! В дождь и в слякоть – Радуйся!
Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе – человек!
( Демонстрация отрывка из фильма Приложение 7.)
Проповедь учителя:
Итак, теперь очевидно, что дело не в какой-то конкретной религии. Дело в вере! Не важно, ислам или христианство, главное - вера.
Как мы видим, религию передает не только семья, некоторые люди сами приходят к такому выбору. (Как отец Михаил)
Люди не знаю и не ищут доказательств существования Бога, они просто верят, потому, что это им многое дает в жизни.
Просто нам с вами надо научиться уважать другое мнение, других людей, их взгляды,… По возможности сделать так, чтобы эти, разные (на первый взгляд) религии объединяли людей, делая их сильнее и дружнее! Ведь по своей сути все религии учат добрым делам, прощению, любви к ближнему.
Что, как и почему происходит в этом мире до конца понять невозможно. Но это и не важно. Важно, какой дорогой идет человек, куда эта дорога его ведет: к миру, к любви, к взаимопомощи или к злобе, ненависти и войне. В интересах всех христиан и мусульман – жизнь в мире и любви.
Человек должен развивать не только физически, но и духовно. Когда человек голоден – он кушает. Когда его одежда, обувь рвется, он покупает новую. Но человеку не достаточно только телесного здоровья и внешней красоты. Подумайте сами, с кем вам интересней жить: с красиво одетым, но ничего не умеющим человеком или с тем, кто знает много интересных историй, умеет сам делать многое. Про таких говорят: он духовно богат.
Как сказал отец Михаил: Вера без дел пуста. Задача верующих не просто верить, а изменить свой образ жизни, свое отношение к окружающему миру и к людям. А вера им в этом помогает. Именно поэтому вера, религия является духовным стержнем общества.
(Слайд 13)
Закончить работу хотелось следующей притчей:
Жил на земле человек со своими радостями и горем, верностью и обманом, любовью и ненавистью. На его жизненном пути встречалось все – и доброе и злое, и радость и страдания, и высшее блаженство и невыносимое горе. Когда его жизненный путь закончился, его принял к Себе Господь Бог. Он дал возможность человеку еще раз увидеть весь свой жизненный путь, проходивший как следы на песке. Человек видел на песке следы двоих: свои и Господа Бога. Но в отдельных местах, когда ему было на жизненном пути чрезмерно тяжело, просматривались только следы одного. Человек недоумевал: почему Бог в самые трудные периоды оставлял его одного? Он спросил об этом Бога и услышал в ответ: «В самые тяжелые моменты твоей жизни Я нес тебя на руках».
Помните об этом и не мешайте Господу Богу нести вас на руках!
Список литературы:
1. Десять заповедей http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B9
2. Добротолюбие. Избранное для мирян.- Издание Сретенского монастыря.- Москва, 2002
3. Закон Божий. Первая книга о православной вере.- М.: «Терра», 1991
4. Люди и боги/ Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун. – М.: Вече, 2005.-512 с
5. Максимов И.Е. Состояние и перспективы использования экозащитных систем в решении проблем отходов // Муниципальные и промышленные отходы: способы обезвреживания и вторичной переработки - аналитические обзоры. Новосибирск, 1995, серия Экология.
6. Мусульманские праздники и обряды. – М.: «Леном», 2002.-176 с
7. Николаев К. «Коран Магомеда», Казань, 1998. Репринтное издание 1876г., 520 с.
8. Основные качества, порицаемые исламом http://introislam.ru/islamskaya_etika/osnovnue_kachestva_poritsaemue_islamom.html
9. Православный катехизис.- Издательство Сретенского монастыря.- Москва, 2003
10.Соколов К.Т. История городских свалок// Биология в школе. 2002, № 9, с. 18
11. Степановских А. Прикладная экология: охрана окружающей среды. Учебник.
12. Толкование Евангелия.-4-е издание/ Б.И. Гладков. СПб., 1913.
13. Я верю в книги. – Махачкала: Отдел исламского просвещения ДУМРД, 2005. – 46 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотезы решения проблемного вопроса
Священные книги БИБЛИЯ КОРАН
В мечети
В церкви
Как вы ответите на наши вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Спеши сегодня лучше стать"
Классный час для 5-7 классов. Это авторская разработка классного часа, с которой я участвовала в республиканском конкурсе "Самый классный классный". Разработка получилась достаточно удачной,...
Презентация классного часа "Спеши сегодня лучше стать"
Очень красочная презентация, с анимацией. Удобная в использовании. Скачивайте, не пожалеете!...
Классный час "Книга - наш лучший друг"
Классный час...
Классный час по теме: "Лучшее слово о дружбе"
Классный час по теме: "Лучшее слово о дружбе"...
Классный час "Право на лучшую жизнь"
Вокруг нас много людей с ограниченными возможностями здоровья. Важно рассказать ребятам, что это люди, как и все, мечтающие, творческие, талантливые. Только добиваться своих успехов им гораздо труднее...
Сценарий классного часа «Моя мама лучше всех!», посвященный Дню матери.
Мама — первое слово,Главное слово в каждой судьбе.Мама жизнь подарила,Мир подарила мне и тебе....
Классный час "Книга - мой лучший друг"
Увлекательное путешествие о том, когда и почему появилась первая книга; какой она была раньше и как нужно обращаться с книгой, чтобы сохранить её,...