Классный час "Загадочная и необъяснимая власть имен"
классный час (6 класс) по теме

Богданова Ольга Николаевна

Открытый классный час с представлением собственных имен, исторических и этимологических  справок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_6_klasse.docx214.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

Классный час в 6 классе

Тема: «Загадочная и необъяснимая власть имен»

    Цели:

  1. Познакомить присутствующих с загадочными объяснениями имен, их общей характеристикой.
  2. Развивать интерес к исторической основе имен, умение выступать перед классом, выделять главные аспекты выступлений.
  3. Прививать познавательный интерес к истории своего имени, расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

Презентация PowerPoint,плакат для оформления, ребусы.

     Аннотация к занятию: Открытое занятие для учащихся 5-6 классов с использованием ИКТ, наглядного и дидактического материала в форме беседы, творческой самопрезентации учащихся собственных имен..Основные формы организационной работы: оформление плаката,   работа в группах,  сообщения,  работа со словарем.

Учитель: Добрый день! Сегодня мы собрались с вами ,чтобы поговорить о загадочной и необъяснимой власти имени. И эпиграфом нашего занятия  послужат слова  известного ученого А.Ф.Лосева.

                             слайд № 2(эпиграф)

« В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молимся мы, и проклинаем через имена…И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества.»  

Учитель: Думаю, ни для кого не секрет, что на свете нет двух абсолютно одинаковых людей. Все мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения. ,взглядами на жизнь и , конечно, именем.

В течение занятия мы сегодня раскроем смысл наших имен  и «заселимся в этот чудесный домик»,в котором живет дружба и доброта.

У каждого из нас собственное имя. По имени к нам обращаются, имена регистрируются в документах. Что же такое имя? Обращение к классу

слайд № 3 (имя) 

Имя- личное название человека, даваемое ему при рождении.

Ведущие:        

1 вед: Долгое время в России бытовал обычай давать ребенку помимо христианского имени еще и языческое. Например, великий киевский князь Я.Мудрый был крещен как Юрий. Объясняется подобный обычай охранительной магией.

2 вед: С древних времен считалось. что имя нам дано не случайно. и  смысл имени каким –то таинственным образом связан с судьбой и характером человека.

1 вед. Связь смысла имени и того, кому оно дано значительно сложнее. Имя и фамилия- это наше лицо, и очень часто по одному лишь имени человека мы начинаем судить о нем самом .Сколько имен знает каждый из нас –перечислить непросто. но возможно.

Учитель: Давайте мы попробуем провести именной аукцион. С этой целью мальчики будут называть только женские имена. а девочки- мужские.

Кто окажется победителем?          (проводится аукцион)

Учитель: А задумывались ли вы, что означают ваши имена?

(сообщения  учащихся)

Михаил    ( Человек с этим именем, как правило, весьма положителен. Хорошие качества в нем безусловно преобладают. Он добр, чуток и гибок, внимателен к людям, трудолюбив, покладист. Это хороший семьянин, любящий быть в окружении детей и животных, к которым относится очень трогательно.)

Николай   (Николай — победитель народов (древнегреческое). Имя очень частое в XIX веке, в 1 половине — середине XX века становилось редким, сейчас его снова охотно дают детям Николай в детстве почти не болеет. Его счастливо минует и корь, и ветрянка, даже если в школе разразится эпидемия. Не потому ли и взрослый Николай, как правило, крепкий человек, долго не знающий серьезных недугов? )                                         

 

Елена  ( Елена чаще всего похожа на отца. Во всяком случае, характер его она наследует в точности. К нему имя Елены щедро прибавляет эмоциональности и категоричности. Причем последнее качество, заметно выраженное с детства, с годами проявляется все ярче. )

                  Учит: Эти имена нам хорошо известны, они у нас постоянно на слуху.. Но если мы заглянем в историю нашего народа, то нам будет чему подивиться.

выходит группа уч-ся

Учитель: Древние русичи давали имена очень своеобразно.:

1 уч. По профессии родителей: Поп, Быкодер, Кожемяка.

2 уч: По внешнему признаку: (для того чтобы выделить ребенка из семьи): Мал, Кудряш, черныш.

3 уч: По моральным качествам: Добр,Умник,Дурак.

4 уч: По отношению к нему родителей6 Меньшак,Ждан,,Любим.

5 уч: По названию животных,птиц,растений: Лиса.Сокол.Роза,Липа.

Учитель: А как вы думаете, за что получали такие имена:

                               Слайд № 4 (Иван-дурак)

                                 Слайд № 5 (Несмеяна)

                                 Слайд № 6 (Роза)

                               Слайд № 7  (котенок Гав- видеофрагмент представления имени из мультфильма «Котенок Гав»)

Учитель: Но есть имена, которые имеют свою историю и глубокий смысл.

(сообщение- Мария Волконская)

 Княгиня Мария Николаевна Волконская (1806—1863) — жена декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, добровольно разделившая с ним ссылку. Дочь известного героя 12-го года, Н.Н. Раевского, она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала Волконского, бывшего гораздо старше ее. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся от тяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь. Оставив сына у сестры Болконского, Мария Николаевна в декабре 1826 г. пустилась в путь. В Иркутске ее встретил губернатор Цейдлерт, имевший тайное предписание "употребить всевозможные внушения и убеждения к обратному отъезду в Россию жен преступников". Волконская не вняла этим внушениям и подписала бумагу, где было сказано: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание».

Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со своей подругой, княгиней Е. Трубецкой, в маленькой избушке.

Ее отец, Н.Н. Раевский, со всей суровостью человека военной дисциплины пытавшийся удержать дочь от поездки в Сибирь, сказал перед смертью, указывая на ее портрет: "Это самая удивительная женщина, которую я знал".

)

                                       Слайд № 8 (Мария Волконская)        

Учитель: В нашем классе есть имена- тезки..Расскажите коротко о себе.

                                      Слайд № 9(тезки)

Александр

                                     слайд № 10 (тезки)

Игорь

Учитель: Проведем конкурс « Собери пословицу и объясни ее»

(Наш       Тит           и     под    лавкой         спит.)

Голодному         Федоту         и     щи          в         охоту.)

А пока наши тезки собирают пословицы, мы разгадаем ребусы.

слайд № 11

( Ребусы из слов Анаит,  Клава, Лейсан)

1 вед: Существует Специальная наука, которая изучает формирование, становление и происхождение имени. Называется она ономастика.

слайд № 12 (ономастика)

2 вед. Ономастика- это интересная и важная наука , позволяющая уйти в глубь веков, познать жизнь и культуру предков, рассказывающая занимательные истории и увлекательные события прошлого.

Учитель.   К примеру ,необычное имя Ленар, объясняется следующими фактами..

Ленар

Учит: А теперь давайте послушаем как в нашей необычной семье (по сценке) выбирали имя для малыша.

Сценка «Выбор  имени»

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен. звучащих звонко:

Товий…Муций…Свен…Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовем по-современней!

Гелий..Атом…Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон:

Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту. глядя в святцы:

Псой.. Сысой…Кузьма..Фома…

Сочинительством премудрым

занимаясь вчетвером
ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.   (Ю Благов)


Учитель. Каждое имя имеет созвучное значение .Давайте и мы попробуем изучить музыку имен

                        Слайд № 13 (Музыка имен) под легкую музыку

Алена

Валерия

Данил

Марина

Рустам

Кристина           (Привести доказательства созвучия имени и его значения классу )

-Приведите примеры из жизни класса, доказывающие эти утверждения.

                         Викторина

1.Есть ли женская пара у мужского имени Федор?

2.Назовите самые длинные русские имена.которые содержат от 9 до 12 букв.

(Александрина,Анастасия)

3. Вспомните самые короткие имена…(Ян,Зоя,)

4.Каким женским именем называют мальчика,который любит поспать?Соня

5.Назовите имена, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Алла, Анна, Ада, Аза)

6.Вспомните названия цветов, в которых встречаются имена.(иван-чай, лилия, роза..)

7.Перечислите имена сказочных героев, которые наиболее часто встречаются в сказках

Подведение итога.

Учит. Мы сегодня ,ребята, славно потрудились .И наши имена «заселились» в этот славный домик..А что для этого нужно для того, чтобы в этом домике всегда царил покой и согласие?  

Слайд № 15 (Спасибо за внимание)

Богданова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «ССОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы президентской власти"

Классный час посвящён изучению символов России...

Презентация к классному часу "Загадочная и необъяснимая власть имен"

Представление имен, ребусов, этимологических справок....

Классный час О беде по имени СПИД

Разработка содержит позновательный материал о Всемирном дне Борьбы со спидом...

Классный час "О беде по имени СПИД"

Классный час "О беде по имени СПИД"...

Классный час "Роль местной власти в жизни общества"

День местного самоуправления молодой праздник и отмечается 21 апреля. На классном часе рассказывается о роли местной власти в жизни общества....

Классный час «О беде по имени СПИД»

Классный час «О беде по имени СПИД»...