Классный час "Загадочная и необъяснимая власть имен"
классный час (6 класс) по теме
Открытый классный час с представлением собственных имен, исторических и этимологических справок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_6_klasse.docx | 214.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»
Классный час в 6 классе
Тема: «Загадочная и необъяснимая власть имен»
Цели:
- Познакомить присутствующих с загадочными объяснениями имен, их общей характеристикой.
- Развивать интерес к исторической основе имен, умение выступать перед классом, выделять главные аспекты выступлений.
- Прививать познавательный интерес к истории своего имени, расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
Презентация PowerPoint,плакат для оформления, ребусы.
Аннотация к занятию: Открытое занятие для учащихся 5-6 классов с использованием ИКТ, наглядного и дидактического материала в форме беседы, творческой самопрезентации учащихся собственных имен..Основные формы организационной работы: оформление плаката, работа в группах, сообщения, работа со словарем.
Учитель: Добрый день! Сегодня мы собрались с вами ,чтобы поговорить о загадочной и необъяснимой власти имени. И эпиграфом нашего занятия послужат слова известного ученого А.Ф.Лосева.
слайд № 2(эпиграф)
« В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молимся мы, и проклинаем через имена…И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества.»
Учитель: Думаю, ни для кого не секрет, что на свете нет двух абсолютно одинаковых людей. Все мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения. ,взглядами на жизнь и , конечно, именем.
В течение занятия мы сегодня раскроем смысл наших имен и «заселимся в этот чудесный домик»,в котором живет дружба и доброта.
У каждого из нас собственное имя. По имени к нам обращаются, имена регистрируются в документах. Что же такое имя? Обращение к классу
слайд № 3 (имя)
Имя- личное название человека, даваемое ему при рождении.
Ведущие:
1 вед: Долгое время в России бытовал обычай давать ребенку помимо христианского имени еще и языческое. Например, великий киевский князь Я.Мудрый был крещен как Юрий. Объясняется подобный обычай охранительной магией.
2 вед: С древних времен считалось. что имя нам дано не случайно. и смысл имени каким –то таинственным образом связан с судьбой и характером человека.
1 вед. Связь смысла имени и того, кому оно дано значительно сложнее. Имя и фамилия- это наше лицо, и очень часто по одному лишь имени человека мы начинаем судить о нем самом .Сколько имен знает каждый из нас –перечислить непросто. но возможно.
Учитель: Давайте мы попробуем провести именной аукцион. С этой целью мальчики будут называть только женские имена. а девочки- мужские.
Кто окажется победителем? (проводится аукцион)
Учитель: А задумывались ли вы, что означают ваши имена?
(сообщения учащихся)
Михаил ( Человек с этим именем, как правило, весьма положителен. Хорошие качества в нем безусловно преобладают. Он добр, чуток и гибок, внимателен к людям, трудолюбив, покладист. Это хороший семьянин, любящий быть в окружении детей и животных, к которым относится очень трогательно.)
Николай (Николай — победитель народов (древнегреческое). Имя очень частое в XIX веке, в 1 половине — середине XX века становилось редким, сейчас его снова охотно дают детям Николай в детстве почти не болеет. Его счастливо минует и корь, и ветрянка, даже если в школе разразится эпидемия. Не потому ли и взрослый Николай, как правило, крепкий человек, долго не знающий серьезных недугов? )
Елена ( Елена чаще всего похожа на отца. Во всяком случае, характер его она наследует в точности. К нему имя Елены щедро прибавляет эмоциональности и категоричности. Причем последнее качество, заметно выраженное с детства, с годами проявляется все ярче. )
Учит: Эти имена нам хорошо известны, они у нас постоянно на слуху.. Но если мы заглянем в историю нашего народа, то нам будет чему подивиться.
выходит группа уч-ся
Учитель: Древние русичи давали имена очень своеобразно.:
1 уч. По профессии родителей: Поп, Быкодер, Кожемяка.
2 уч: По внешнему признаку: (для того чтобы выделить ребенка из семьи): Мал, Кудряш, черныш.
3 уч: По моральным качествам: Добр,Умник,Дурак.
4 уч: По отношению к нему родителей6 Меньшак,Ждан,,Любим.
5 уч: По названию животных,птиц,растений: Лиса.Сокол.Роза,Липа.
Учитель: А как вы думаете, за что получали такие имена:
Слайд № 4 (Иван-дурак)
Слайд № 5 (Несмеяна)
Слайд № 6 (Роза)
Слайд № 7 (котенок Гав- видеофрагмент представления имени из мультфильма «Котенок Гав»)
Учитель: Но есть имена, которые имеют свою историю и глубокий смысл.
(сообщение- Мария Волконская)
Княгиня Мария Николаевна Волконская (1806—1863) — жена декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, добровольно разделившая с ним ссылку. Дочь известного героя 12-го года, Н.Н. Раевского, она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала Волконского, бывшего гораздо старше ее. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся от тяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь. Оставив сына у сестры Болконского, Мария Николаевна в декабре 1826 г. пустилась в путь. В Иркутске ее встретил губернатор Цейдлерт, имевший тайное предписание "употребить всевозможные внушения и убеждения к обратному отъезду в Россию жен преступников". Волконская не вняла этим внушениям и подписала бумагу, где было сказано: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание».
Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со своей подругой, княгиней Е. Трубецкой, в маленькой избушке.
Ее отец, Н.Н. Раевский, со всей суровостью человека военной дисциплины пытавшийся удержать дочь от поездки в Сибирь, сказал перед смертью, указывая на ее портрет: "Это самая удивительная женщина, которую я знал".
)
Слайд № 8 (Мария Волконская)
Учитель: В нашем классе есть имена- тезки..Расскажите коротко о себе.
Слайд № 9(тезки)
Александр
слайд № 10 (тезки)
Игорь
Учитель: Проведем конкурс « Собери пословицу и объясни ее»
(Наш Тит и под лавкой спит.)
Голодному Федоту и щи в охоту.)
А пока наши тезки собирают пословицы, мы разгадаем ребусы.
слайд № 11
( Ребусы из слов Анаит, Клава, Лейсан)
1 вед: Существует Специальная наука, которая изучает формирование, становление и происхождение имени. Называется она ономастика.
слайд № 12 (ономастика)
2 вед. Ономастика- это интересная и важная наука , позволяющая уйти в глубь веков, познать жизнь и культуру предков, рассказывающая занимательные истории и увлекательные события прошлого.
Учитель. К примеру ,необычное имя Ленар, объясняется следующими фактами..
Ленар
Учит: А теперь давайте послушаем как в нашей необычной семье (по сценке) выбирали имя для малыша.
Сценка «Выбор имени»
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен. звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовем по-современней!
Гелий..Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту. глядя в святцы:
Псой.. Сысой…Кузьма..Фома…
Сочинительством премудрым
занимаясь вчетвером
ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром. (Ю Благов)
Учитель. Каждое имя имеет созвучное значение .Давайте и мы попробуем изучить музыку имен
Слайд № 13 (Музыка имен) под легкую музыку
Алена
Валерия
Данил
Марина
Рустам
Кристина (Привести доказательства созвучия имени и его значения классу )
-Приведите примеры из жизни класса, доказывающие эти утверждения.
Викторина
1.Есть ли женская пара у мужского имени Федор?
2.Назовите самые длинные русские имена.которые содержат от 9 до 12 букв.
(Александрина,Анастасия)
3. Вспомните самые короткие имена…(Ян,Зоя,)
4.Каким женским именем называют мальчика,который любит поспать?Соня
5.Назовите имена, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Алла, Анна, Ада, Аза)
6.Вспомните названия цветов, в которых встречаются имена.(иван-чай, лилия, роза..)
7.Перечислите имена сказочных героев, которые наиболее часто встречаются в сказках
Подведение итога.
Учит. Мы сегодня ,ребята, славно потрудились .И наши имена «заселились» в этот славный домик..А что для этого нужно для того, чтобы в этом домике всегда царил покой и согласие?
Слайд № 15 (Спасибо за внимание)
Богданова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «ССОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Символы президентской власти"
Классный час посвящён изучению символов России...
Презентация к классному часу "Загадочная и необъяснимая власть имен"
Представление имен, ребусов, этимологических справок....
Классный час – шоу «Что в имени тебе моем?»
Сценарий классного часа....
Классный час О беде по имени СПИД
Разработка содержит позновательный материал о Всемирном дне Борьбы со спидом...
Классный час "О беде по имени СПИД"
Классный час "О беде по имени СПИД"...
Классный час "Роль местной власти в жизни общества"
День местного самоуправления молодой праздник и отмечается 21 апреля. На классном часе рассказывается о роли местной власти в жизни общества....
Классный час «О беде по имени СПИД»
Классный час «О беде по имени СПИД»...