Классный час по медиабезопасности для старших классов.
план-конспект занятия (10 класс) по теме
Классный час по медиабезопасности для старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час по медиабезопасности для старших классов. | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Вступительное слово учителя:
- Наш сегодняшний урок – не совсем обычен. Он посвящен проблеме медиабезопасности. К сожалению, вопросы сохранения личной и общественной безопасности в мире СМИ не входят пока в программу дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», поэтому возникла необходимость посвятить этому отдельный урок.
Иногда именно средства массовой информации, печатные и электронные, оказываются источником угрозы жизни и здоровью людей, в первую очередь детей и подростков. Наверное, вы слышали многочисленные истории о том, как ваши ровесники становились жертвами преступлений, если вступали в виртуальное общение с незнакомыми людьми, а потом соглашались на встречу с ними. К сожалению, есть случаи, когда старшеклассники оказывались на скамье подсудимых и были осуждены за то, что, уверенные в своей безнаказанности, оставляли в социальных сетях посты, которые позже судом были квалифицированы как экстремистские высказывания. Наверное, если бы ребята были вовремя проинформированы о том, что их может ждать за эти высказывания, они бы не стали этого делать.
Учитывая подобные факты и угрозы, Государственная Дума Российской Федерации в декабре 2010 года приняла закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он вступит в силу с 1 сентября этого года. Собственно именно это событие и является формальным поводом для нашего сегодняшнего разговора.
А для начала вам предлагается просмотреть фильм, который называется «Осторожно: Информационное общество! Урок по технике медиабезопасности». Перед началом фильма к вам обратится Уполномоченный по делам ребенка Челябинской области Маргарита Николаевна Павлова.
2. Просмотр фильма о медиабезопасности.
3. Обсуждение фильма.
Вопросы для организации обсуждения:
- Насколько актуальна для нашего времени проблема медиабезопасности?
- Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой информации или в средствах массовой коммуникации? В чем, кстати, различие между этими понятиями?
- Как вы думаете, чем может объясняться тот факт, что процент активных пользователей Интернета среди российских школьников выше, чем среди европейских?
- Правы ли, на ваш взгляд, эксперты, видящие в этом прямую угрозу физическому и психическому здоровью молодых?
- В чем состоит специфика Интернет-активности российских школьников?
- Что такое кибербуллинг?
- Какие еще угрозы таит в себе Интернет и вообще медиасреда?
- Куда можно обратиться подросткам в случае необходимости по поводу различных медиаугроз?
4. Раздача памяток «Древо познания 2.0. Натурально выращенные советы по исследованию сети Интернет». Знакомство с памяткой. Обсуждение ее.
Возможные вопросы для организации обсуждения:
- Что такое качественная пресса? Какие СМИ вы бы отнесли к качественным? Чем она отличается от «желтой» прессы?
- Известны ли вам случаи из реальной судебной практики в отношении старшеклассников? С какого возраста наступает судебная ответственность?
- Что такое выходные данные печатного издания? Какая информация размещается в выходных данных?
- Кто такие издатель, редактор, владелец СМИ? Какие цели могут преследовать эти лица?
- Что такое скрытая реклама? Приведите примеры.
- Какие правила вам кажутся обязательными для исполнения в целях безопасности, а какие представляются надуманными? Почему?
5. Викторина по медиатематике:
- Когда в России появилась первая печатная газета? (1702 г.)
- Как она называлась и кто был инициатором ее создания? («Ведомости», Петр I)
- Какие виды СМИ вам известны? Сколько их? (4: периодическая печать, радио, телевидение, Интернет-СМИ)
- В каком из видов СМИ регистрация имеет добровольный характер? (Интернет-СМИ)
- При каком тираже печатное периодическое издание должно регистрироваться? (1000 экз.)
- К какому году относятся самые старые сохранившиеся в мире газеты? (1609 г., Германия)
- Когда было изобретено радио и когда оно стало видом СМИ? (1895 г.; 20-е годы XX века)
- Какой вид СМИ наименее затратен? (радио)
- Что такое государственные, официальные СМИ? Примеры в разных видах СМИ (те, которые учреждены и финансируются органами госвласти; федеральные – «Российская газета», канал «Россия1», «Радио России»; региональные челябинские – газета «Южноуральская панорама», канал ОТВ, Радио ОТВ)
- Во всех ли странах существуют государственные, официальные СМИ? Если нет, где их нет? (не во всех, пример – США)
- Что такое предварительная цензура? Когда она была отменена в СССР/России? (это обязательный контроль за содержанием всех материалов СМИ перед публикацией или перед выходом в эфир; отменен в 1990 г.?)
- Считается, что первая в мире страна, отменившая предварительную цензуру, - это Англия? Когда это произошло? (1694 г.)
- Какой вид СМИ имеет аудиовизуальную природу и потому очень сильно воздействует на сознание и психику? (ТВ)
- Какой вид СМИ отличается интерактивностью, мультимедийностью и сверхоперативностью? (Интернет-СМИ)
- Приведите примеры деловых СМИ (Бизнес FM, Коммерсант FM, газеты «КоммерсантЪ», «Ведомости», РБК, Эксперт ТВ и т.д.)
- Как называется челябинская областная газета для школьников? (ЧиП, Читай и пиши)
- Когда празднуется Международный день свободы слова и печати? (3 мая)
- Какое советское издание (еженедельник) занесен в Книгу рекордов Гиннеса как издание с самым большим тиражом в мире? Это было в эпоху перестройки. (газета «Аргументы и факты», более 33 миллионов экз.)
- Указ о создании какого вида телевидения недавно подписан президентом РФ? (общественного ТВ)
- Какой из ныне существующих партийных газет в 2012 году исполняется 100 лет? («Правда», КПРФ)
6. Подведение итогов. Выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов
Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания...
Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"
Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах (презентация и конспект)...
Классный час по медиабезопасности
Глобальные процессы активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения ...
Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс»
Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс» Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания....
Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов
Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов...
Классный час по профориентации в старших классах
Классный час по профориентации в старших классах...
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Современный ребенок- это активный пользователь гаджетами, мессенджерами и сетью Интернет. Малыши без труда постигают и осваивают, порой сложное для взрослог...