в помощь классному руководителю
статья на тему

Бакакина Людмила Александровна

материал для класного руководителя  в работе с учащимися 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_obyazannostey_klassnogo_rukovoditelya.docx83.77 КБ

Предварительный просмотр:

Круг обязанностей классного руководителя

Основная функция классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Профессионально значимые качества для классного руководителя:

•    педагогический профессионализм;
•    коммуникабельность;
•    организаторские умения и навыки;
•    высокая духовная культура.

1.    Общие положения.

•    Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих  в этом классе.
•    С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.
•    Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет зам. директора школы по воспитательной работе.

2.    Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в  классном коллективе.

       Классный руководитель:

•    Организует учебно–воспитательный процесс в классе:
Регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками класса, ведет учет пропусков в классном журнале; посещает уроки в своем классе; проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет дневники; анализирует текущие и итоговые оценки); осуществляет контроль за соблюдение учащимися дисциплины; следит за внешним видом учащихся класса; ведет работу по обеспечению учащихся учебниками.
•    Организует внеурочную воспитательную работу в классе:
Организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплочению коллектива, развивает инициативу учащихся; проводит классные собрания, тематические классные часы; проводит коллективные творческие дела; организует экскурсии в музеи, посещение театров, выставок; проводит беседы по ПДД, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое просвещение учащихся; содействует получению дополнительного образования учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащихся «группы риска», «неблагополучных семей»; оказывает в случае необходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем.
•    Организует общественно – полезный труд учащихся класса:
Организация дежурства в классе и в школе; уборка объектов школы и пришкольного участка.
•    Проводит работу с родителями учащихся класса:
Добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ребенка; проводит родительские собрания, а также индивидуальные собеседования с родителями; работает с родительским комитетом класса; привлекает родителей к организации внеучебной деятельности учащихся.
•    Имеет представление о составе семьи ученика, о жилищно-бытовых условиях.
•    Организует питание учащихся класса.

3.    Защита прав ребенка.

•    Знакомит учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав.
•    Знакомит с уставом школы, правами и обязанностями учащихся.
•    Следит за соблюдением прав учащихся.
•    Несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения внеклассных мероприятий.

4.    Координация и интеграция воспитания учащихся.

•    Подготовка к педсоветам и педконсилиумам.
•    Участие в общешкольных мководителюероприятиях.
•    Взаимодействие с внешкольными учреждениями и организациями по воспитанию учащихся.
•    Консультации с психологами и другими специалистами по коррекции недостатков развития учащихся и диагностике особенностей личности.

•    Обращение в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних по согласованию с администрацией школы.

5.    Аналитическая деятельность классного руководителя.

•    Анализ уровня развития классного коллектива, составление его характеристики, диагностика индивидуальных особенностей учащихся.
•    Анализ проведенных мероприятий и коррекция планов работы с учащимися.
•    Составление отчетов о проделанной работе и определение перспектив развития классного коллектива.

6.    Работа с документацией. Необходимой документацией являются:

•    Перспективный план (на год) и календарный (на четверть) планы работы классного руководителя.
•    Тетрадь классного руководителя в любой форме.
•    Классный журнал.
•    Дневники учащихся.
•    Итоговые отчеты об успеваемости.
•    Личные дела.

Должностная инструкция классного руководителя


1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ, Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы.
1.2. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребенка, законодательством Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Законом РФ «Об образовании», нормами Устава школы и Положением о классном руководстве школы.
1.3. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
1.4. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.

2. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников. 
2.2. Организует учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекает учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов.
2.3. Изучает индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.
2.4. Отслеживает и своевременно выявляет девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществляет необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информирует об этом администрацию гимназии.
2.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.
2.6. Содействует социальной, психологической и правовой защите учащихся.
2.7. Вовлекает в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.)
2.8. Пропагандирует здоровый образ жизни.
2.9. Регулярно информирует родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах, созывает плановые и внеплановые родительские собрания, направляет деятельность классного родительского комитета.
2.10. Контролирует посещение учебных занятий учащимися своего класса.
Координирует работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе.
2.12. Планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в гимназии.
2.13. Регулярно проводит классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.
2.14. Ведет документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).
2.15. Повышает свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.
2.16. Соблюдает требования техники безопасности, несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

3. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право: 

3.1 Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников.
3.2 Контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся.
3.3 Координировать работу учителей-предметников в классе.
3.4 Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени.
3.5 Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.
3.6 Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.
3.7 Приглашать в школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.
3.8 Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.
3.9 Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учетом основных принципов общешкольного планирования.
3.10 Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.

4. Организация работы классного руководителя

4.1 Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, Положения о классном руководстве.
4.2 Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:
Классный руководитель ежедневно:
•    определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
•    организует и контролирует дежурство учащихся.
•    организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;
Классный руководитель еженедельно:
•    проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
•    проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;
•    организует работу с родителями (по ситуации);
•    проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);
•    анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся. 
Классный руководитель ежемесячно:
•    посещает уроки в своем классе;
•    проводит консультации у психолога и отдельных учителей;
•    решает хозяйственные вопросы в классе;
•    организует заседание родительского комитета класса;
•    организует работу классного актива.
 Классный руководитель в течение четверти:
•    оформляет и заполняет классный журнал;
•    участвует в работе методического объединения классных руководителей;
•    проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
•    проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
•    проводит классное родительское собрание;
•    представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть;
Классный руководитель ежегодно
•    оформляет личные дела учащихся. сверяет их с базой данных;
•    анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
•    составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);
•    собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.) 

4.3 Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц.
4.4 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.5 Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и представлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.
4.6 Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании.
4.7 Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

План воспитательной работы классного руководителя должен удовлетворять следующим требованиям.

1.    Конкретность формулировки воспитательных задач без общих декларативных призывов, таких, как «усилить», «повысить», «продолжить», «стремиться» и обеспечение достаточной насыщенности планируемой работы, но без перегрузки плана.

2.    Педагогическая обоснованность планируемой работы, соответствие форм и средств воспитательной работы возрастным особенностям детей, уровня и прогноза развития детского коллектива, реальность и разумная насыщенность плана.

3.    Учет интересов учащихся, особенности формирования личности современного школьника, создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

4.    Соответствие воспитательных дел поставленным воспитательным задачам.

5.    Традиции образовательного учреждения и данного ученического коллектива.

6.    Обеспечение преемственности, систематичности и последовательности в воспитании учащихся (каждое последующее мероприятие должно стать продолжение предыдущего и основываться на достигнутых воспитательных результатах), видеть перспективы в работе.

7.    Разнообразие средств воспитания, форм и методов воспитательной работы в образовательном учреждении и их соответствие задачам воспитательной работы, направленным на развитие различных интересов и способностей детей.

8.    Учет возможностей педагогического коллектива и предложений учителей.

9.    Текущая социальная ситуация (положение и общественно значимые события в классе, образовательном учреждении, районе, городе, стране, мире).

10.    В плане необходимо предусмотреть систему и координацию всех субъектов воспитания: директора, его заместителей, учителей, классных руководителей, коллектива учащихся, родителей.

11.    Успех выполнения плана зависит от согласованности действий членов коллектива, от единодушного подхода к решению задач, которые поставила образовательное учреждение на год и в правильности понимания этих задач.

12.    Обеспечение согласованного решения вопросов о единых педагогических требованиях к учащимся.


Как написать характеристику

Как написать характеристику на учащегося

Скачать файлом

В классах всегда возникает  необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого можно использовать приведенный ниже примерный план психологической характеристики ученика.  

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.


Анкетные данные

- Фамилия, имя.
- Дата рождения.    
- Школа, класс.    
- Специализация школы.

Сведений о  состоянии здоровья

- Часто ли болеет (часто, средне, редко).    
- Хронические заболевания (какие).    
- Особенности функционирования нервной системы:
•    быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
•    быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
•    стабилен в проявлении настроения;
•    преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
•    преобладает торможение.

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

- Занятия общественно полезным трудом (каким).
- Занятия  в художественной самодеятельности (какой).    
- Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.     
- Занятия спортом (каким).    
- Занятия организационной работой (какой).    

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.


Направленность интересов:  

- На учебную деятельность;    
- На трудовую деятельность;    
- На художественно - эстетическую деятельность;   
- На достижение в спорте, туризме;
- На отношения между людьми.    

Отношения к делу:

•    Общественная активность.
- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
- Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
- Редко принимает участие в общественных делах.
- Отказывает участвовать в общественных делах.

•    Трудолюбие

- Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
- Редко охотно берется за работу.
- Чаще всего старается уклониться от любой работы.
- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

•    Ответственность

- Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
- В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
- Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
- Очень редко выполняет порученное ему дело.
- Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

•    Инициативность

- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
- Редко сам начинает новое дело.
- Почти никогда сам не начинает новое дело.
- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
    

•    Организованность

- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
- Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.
- Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

•    Любознательность

- Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.
- Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.
- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
- Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

•    Аккуратность

- Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.
- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в 
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.  
- Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет
общественное имущество, даже портит его.
- Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

•    Коллективизм

- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.
- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
- Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
- Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

•    Честность. Правдивость

- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.
- Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
- Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
- Склонен всегда, говорить не правду.

•    Справедливость

- Активно борется с тем, что считает несправедливым.
- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
- Редко выступает против того, что считает несправедливым.
- Не добивается справедливости.
- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

•    Бескорыстие

- В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.
- Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
- Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
- В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
- В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

•    Общительность

- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
- Как правило, с удовольствием общается с людьми.
- Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
- Замкнут, необщителен.

•    Чувство товарищества

- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
- Как правило, помогает товарищам.
- Помогает товарищам, когда его просят.
- Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

•    Отзывчивость

- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.
- Почти не умеет сочувствовать другим.
- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

•    Вежливость, тактичность

- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
- Часто бывает,  невежлив и нетактичен.
- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

•    Скромность

- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.
- Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.
- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

•    Уверенность в себе

- Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.
- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.
- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
- Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если
сам может справиться.
- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

•    Самокритичность.

- Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
- В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
- К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.
- Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

•    Умение рассчитывать свои силы.

- Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.
- Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
- Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
- В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
- Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

•    Стремление к успеху, первенству.

- Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.
- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.
- Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
- Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».
- Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

•    Самоконтроль.

- Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
- Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
- Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
- Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

•    Смелость.

- Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
- В большинстве случаев отступает перед силой.
- Всегда отступает перед силой, трусит. 

  

•    Решительность.

- Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
- В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
- Иногда колеблется перед ответственным решением.
- Редко решается принять какое - либо ответственное решение.
- Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

•    Настойчивость.

- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.
- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
- Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

•    Самообладание.

- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.
- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
- Часто не может подавить нежелательные эмоции.
- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

•    Авторитет в классе.

- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
- Пользуется авторитетом у остальных учащихся.    
- В классе авторитетом не пользуется.

•    Симпатия.

- Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.   
- В классе ребята относятся к нему с симпатией.
- Пользуется симпатией только у части одноклассников.
- Пользуется симпатией у отдельных ребят.
- В классе его не любят.

•    Авторитет во внешкольных объединениях.

- Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
- Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
- Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)
- Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).
- Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.


Внимание.

- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.
- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.


- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.
- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.
- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.


- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  
- Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.


-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.
- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.
- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
-  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.    

Общий эмоциональный тонус.


- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.
- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
- Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.


- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
- Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
- Эмоционально уравновешен.
- Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
- Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному 


Карта - схема психолого - педагогической характеристики ученика


Раздел 1. Общие сведения о ребенке

1.1. Анкетные данные.
 1. Дата и место рождения 

 2. Домашний адрес 
 3. Сведение о родителя

1.2. Сведения  о  состоянии здоровья
           1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);
           2. Хронические заболевания (какие);
           3.  Особенности функционирования нервной системы:
•    быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
•    быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;
•    стабилен  в проявлении настроения;
•    преобладает возбуждение; 
•    возбуждение и торможение уравновешены; 
•    преобладает торможение.

1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
    
1.4. Внешкольные занятия (систематические)
        1.Занятия общественно-полезным трудом (каким)
        2. Занятия художественной самодеятельностью (какой); 
        3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких); 
        4. Занятия спортом (каким); _
        5. Занятия организационной работой  (какой).

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка


2.1. Направленность интересов:
     1.  на учебную деятельность.
     2.  на трудовую деятельность.
     3.  на художественно-эстетическую деятельность.
     4.  на достижения в спорте, туризме.
     5.  на отношения между людьми.

2.2. Отношение к  порученному делу:

1.Общественная активность
•    Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
•    Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое
      собственное время. 
•    Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
•    Редко принимает участие в общественных делах.
•    Отказывается участвовать в общественных делах.

 2. Трудолюбие
•    Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. 
•    Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.
•    Редко охотно берется за работу.
•    Чаще всего старается уклониться от любой работы. 
•    Всегда уклоняется от выполнения любого дела

 3. Ответственность
•    Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.
•    В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
•    Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
•     Очень редко выполняет порученное ему дело.
•    Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Инициативность
•    Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
•    Довольно часто выступает зачинателем нового дела. 
•    Редко сам начинает новое дело. 
•    Почти никогда сам не начинает новое дело. 
•    Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

 5. Организованность
•    Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
•    В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
•    Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.
•    Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени
•    Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

 6. Любознательность
•    Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. 
•    В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки
      и культуры. 
•    Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
•    Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.  
•    Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

  7. Аккуратность
•    Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
•    Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.
•    Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
•    Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
•    Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда   
       неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

2.3. Отношение  к  людям

 8. Коллективизм    
•    Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
       оказать помощь и поддержку. 
•    Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
•    Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. 
•    Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. 
•    Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом
«Не лезь не в свое дело»

  9. Честность, правдивость
•    Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,
       когда это ему  «невыгодно».
•    Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
•    Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
•    Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
•    Склонен всегда говорить неправду.

10. Справедливость
•    Активно борется с тем, что считает несправедливым.
•    Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
•    Редко выступает против того, что считает несправедливым.
•    Не добивается справедливости.
•    Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

 11. Бескорыстие
•    В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.
•    Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
•    Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.
•    В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
•    В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
  
12. Общительность
•    Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
•    Как правило, с удовольствием общается с людьми. 
•    Стремится общаться с ограниченным кругом людей. 
•    Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. 
•    Замкнут, необщителен.

13. Чувство товарищества
•    Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
•    Как правило, помогает товарищам.
•    Помогает товарищам, когда его просят.
•    Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.
•    Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивость
•    Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
•    Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами. 
•    Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает  ему разделить чувства других людей.
•    Почти не умеет сочувствовать другим. 
•    Совершенно  не  умеет сочувствовать другим,  товарищи  не любят  «одалживать» у него.

15. Вежливость, тактичность
•    Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
•    Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
•    Часто бывает невежлив и нетактичен.
•    Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.
•    Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

2.4. Отношение к себе  

16. Скромность
•    Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
•    Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.
•    Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях. 
•    Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он  принимает очень малое участие, к чему имеет мало  отношения.
•    Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

17. Уверенность в себе
•    Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
•    Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае    
действительной    необходимости.
•    Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
•    Часто при выполнении заданий,  поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам   
       может справиться.
•    Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки. 

18. Самокритичность
•    Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков. 
•    В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. 
•    Порой  прислушивается   к  справедливым  замечаниям,  старается   их учитывать. 
•    К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. 
•    Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.  

 19. Умение рассчитывать свои силы
•    Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не  слишком трудные. 
•    Как правило,  верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.
•    Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
•    В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
•    Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству
•    Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
•    Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
•    Стремится  в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. 
•    Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». 
•    Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль
•    Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
•    Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
•    Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». 
•    Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
•    Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

2.5. Волевые качества личности

22. Смелость
•    Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 
•    В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 
•    Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
•    В большинстве случаев отступает перед силой. 
•    Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность
•    Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
•    В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
•    Иногда колеблется перед ответственным решением.
•    Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
•    Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость
•    Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,
      не отступает перед трудностями.
•    Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.
      Противоположные случаи редки.
•    Доводит до конца задуманное, лишь,  если трудности его выполнения незначительны
      или требуют кратковременных усилий.
•    Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. 
•    Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание
•    Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
•    Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
•    Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
•    Часто не может подавить нежелательные эмоции.
•    Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

2.6. Положение  ребенка  в  школ е

26. Авторитет в классе
•    Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
•    Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
•    Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков,   или среди девочек и т.п.
•    В классе авторитетом не пользуется.

27. Симпатия
•    Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
•    В классе ребята относятся к нему с симпатией.
•    Пользуется симпатией только у части одноклассников.
•    Пользуется симпатией у отдельных ребят.
•    В классе его не любят.

28. Авторитет во внешкольных объединениях
•    Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа,  музыкальная школа, клуб,  дворовая компания и т.п.). 
•    Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного  объединения  (спорт.школа,  муз.школа,  клуб, дворовая   компания и т.п. ). 
•    Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.
•    Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется
(спорт.школа, клуб, и т.п.).
•    Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3.   Особенности психических проссов и эмоциональность

29.Внимание
•    Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
•    Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
•    Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.
•    Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
•    Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.


30.  П а м я т ь
•    При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им   легко. 
•    При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. 
•    Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. 
•    Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. 
•    При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.    
•    Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает  смысловые ошибки.

31.Мышление
•    Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные  оригинальные решения.
•    Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные  оригинальные способы решения.
•    Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,
     обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
•    В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом 
       обдумывания и решения задач.
•    Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32. Э м о ц и о н а л ь н а я  р е а к т и в н о с т ь
•    Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез
взволновать рассказ, фильм.
•    Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.
•    Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
•    Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий  эмоциональный  тонус
•    Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
•    Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
•    Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
•    По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.
•    Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная  уравновешенность
•    Всегда спокоен,  у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
•    Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
•    Эмоционально уравновешен.
•    Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям 
•    Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.

Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
       Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом  из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например:   ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".

Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....

Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)

Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...

ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране. Он разработан по ру...

В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"

Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру....