Классный час "Это должен знать каждый!", посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
классный час (10 класс) по теме
Работа направлена на формирование основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_10_klasse.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 10 классе «Это должен знать каждый!»
(Методическая разработка, посвящённая 20-летию Конституции Российской Федерации посвящается)
Цель: способствовать формированию у учащихся убежденности в демократичности Основного закона РФ, продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом
Задачи:
Образовательная:
- Проследить историю становления Государственных символов России.
- Проследить этапы развития Конституции РФ.
Воспитательная:
- Формировать активную гражданскую позицию и правовое сознание учащихся.
Развивающая:
- Формировать представления о важности соблюдения законов государства.
Оборудование: Презентация. Мультимедийный проектор. Изображение флага, герба.
Ход мероприятия:
Классный час, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации, разработанный для учащихся 10 класса, пройдёт под девизом:
Конституцию мы знаем, С интересом изучаем!
1. Организационный момент:
Классный руководитель: Сегодня наш классный час, посвящается 20-летнему юбилею Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция Российской Федерации. В связи с этим 12 декабря объявлен Днем Конституции.
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
(Звучит Гимн Российской Федерации, во время прослушивания которого все стоят)
Ученик: «Конституция (от лат. Constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.
«Конституция – основа всего законодательства государства» - определение из Советского энциклопедического словаря.
Классный руководитель: А зачем вообще нужны законы?
Ученики: (Это необходимо для порядка. Жизнь прекрасна в той стране, где люди живут по законам и не нарушают их).
Классный руководитель: Поэтому, ребята каждому нужно знать эти законы и соблюдать их, а ещё уважительно относиться к символам Российского государства.
2. Символика Российского государства
Классный руководитель: Ребята подготовили выступления о символах, послушаем.
Герб (изображение герба)
Ученик 1: Является символом достоинства любой нации. Истории Российского герба идет от оттиснутой в 1497г. красновойсковой печати великого князя московского Ивана III, который принял титул «государя Всея Руси». На лицевой стороне печати был изображен всадник, который колет змия – символ борьбы добра со злом, старинный герб Византии. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, поэтому он имел право использовать Византийский герб. Россия стала наследницей Византийской империи, павшей под натиском турок. Византию и Россию объединяла одна вера – православие. Двуглавый орел прижился на Руси, полюбился и утвердился на многие века, став символом России. Орел на Руси издавна считался символом мужества и проницательности, почитался, как птица гордая и независимая. Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Востоке. Изображение двуглавого орла встречалось уже в Древнем Египте в VII веке до н.э. У древних славян существовало такое поверье, что сдвоенные фигурки изгоняют нечистую силу справа и слева. Двуглавый орел, одна голова смотрит на запад, другая на восток, как бы охраняет Россию с двух сторон. Такой символ удачно подошел великому государству, раскинувшемуся на просторах Европы и Азии и соединившему две части света. В течение веков в державный герб России вносилось много изменений. При царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, орел высоко поднял крылья. В лапах у орла появились перевитые лентами стрелы – молнии и факел, лавровый венок. Изменилось количество корон над головами – две, одна, три. С XVII века орел стал держать в лапах скипетр, в левой державу. В 1882 году герб стал очень сложным, с большим количеством деталей. А после февральской революции 1917г. Временное правительство упростило герб: орел опустил крылья; ну а потом государственный герб стал совершенно другим, без орла, с серпом и молотом на фоне земного шара. Сегодня государственный герб России представляет собой двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом три короны: над головами – две малые и над ними – одна большая; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла старинный московский герб – красный щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости. На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти -исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.
Флаг(изображение герба) Ученик 2: Флаг в любом государстве так же является символом достоинства и независимости нации. Недаром подъем государственного флага – первая торжественная церемония после провозглашения нового государства. Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу, как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами. Трехцветный флаг был введен при отце Петра I – Алексее Михайловиче (1629-1676). Разработчики государственных цветов исходили из следующих данных. По русским обиходным понятиям XVII-XIX вв. Красный цвет символизировал отвагу: войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, правду, благородство. Эти три цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными цветами русского народа. Петр I не стал изменять государственные цвета, но внес одно серьезное новшество – определил точное расположение горизонтальных полос, которое совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый), или (сверху вниз): Вера, Надежда, Любовь. В апреле 1991г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага республики. Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, Государственной Думы и другими государственными учреждениями. Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торговыми представительствами, на судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.
Белый цвет - за Отечество
Синий цвет - Верность
Красный цвет - Отвага, битва за веру
Гимн:
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий. Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских". В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г. В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал" В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь" После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова С. и муз. Александрова А.:
3. Основная часть: этапы развития Конституции РФ
Классный руководитель: Конституция - основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята 12 декабря 1993 года. Теперь этот день объявлен Днем конституции России. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй. Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свобода человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.
Ученица 1: В 18821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий. Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
Ученица 2: Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией. В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан
Ученица 1: Современная Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г.
Ученица 2: В первой главе раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства. Государство лишь выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые закреплены за ним конституцией.
(Учащиеся по очереди называют содержание глав Конституции)
Во второй главе раскрыты права и свободы человека и гражданина.
В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации.
В четвертой главе Конституции определен статус Президента России.
Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания.
Глава шестая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Правительства РФ.
Глава седьмая – «Судебная власть».
Глава восьмая – «Местное самоуправление».
Глава девятая определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции.
блиц - вопросы по Конституции РФ
- Когда отмечается день Конституции? (12 декабря )
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (с 18 лет)
Классный руководитель: Спасибо, ребята. Мы с вами сейчас прослушали много интересной информации. Что-то запомнится, а что - не очень. А сейчас попробуем ответить на вопросы викторины.
4. ВИКТОРИНА
Сколько раз в России принимался основной закон государства? (5 раз)
Какой праздник отмечают в России 12 июня? (День России)
Сколько лет исполняется последней Конституции РФ. (20 лет)
Автор слов гимна России? (Михалков С.В.)
Что символизируют цвета флага РФ? (Вера, Надежда, Любовь)
Перечислите ведущие политические партии РФ? (Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР).
Сколько разделов в Конституции РФ? (два)
Сколько глав в нашей Конституции? (9)
Во сколько лет можно стать президентом РФ? (не моложе 35 лет)
Когда состоятся следующие выборы президента РФ? (В 2016 году)
Из скольких палат состоит Федеральное собрание? (2)
Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (многонациональный народ)
Кто осуществляет Государственную власть в РФ? (Президент)
Что по Конституции РФ, является высшей ценностью? (человек, его права и свободы)
С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).
5. Это должен знать каждый!
В нашей стране есть Конституция, в ней много законов, дающих право каждому человеку.
Например:
- Каждый человек имеет право на свободу слова
(Учащиеся называют по очереди)
2. Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
3. Каждый человек имеет право на работу
4. Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
5. Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
6. Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
6. Игра «Определи статью»
- Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
- Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
- Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
- Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
- Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
- Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)
- Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)
7. Подведение итогов
Классный руководитель: На этом наш классный час заканчивается. Ребята, любите свою страну, интересуйтесь делами и событиями своей страны, соблюдайте законы и будьте настоящими патриотами! Спасибо за внимание!
В день Конституции Российской Федерации Я от души хочу вам пожелать, Лишь счастья, независимо от нации, И чаще толерантность проявлять.
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Что значит для меня Конституция»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе
Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации. Для проведения всероссийског...
Классный час, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации, "Мы - россияне"
Классный час "Мы - россияне" направлен на формирование уважительного отношения к закону, воспитание толерантности, патриотизма и чувства гордости за свою Родину....
Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации»
Знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры....
Классный час "Это должен знать каждый!", посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации
Конституцию мы знаем, с интересом изучаем! Данный материал способствует формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации к...
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
Интеллектуальная игра, посвящённая 20-летию Конституции Российской Федерации.
Интеллектуальная игра, посвящённая 20-летию Конституции Российской Федерации....
Классный час на тему " 20 -летие Конституции Российской Федерации"
Беседа с учащимися ( 5 класс)...