Программа "Лабиринт"
рабочая программа по теме

Баскакова Татьяна Игоревна

Воспитательная программа для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_labirint.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Лабиринт"

Пояснительная записка.

Программа “Лабиринт” направлена на развитие гармонично развитой личности. В каждом деле можно найти “свою изюминку”, сделать школьную жизнь более интересной и незабываемой. Испытай чувство ответственности за порученное дело! Научись жить в коллективе! Не будь равнодушен к проблемам своих сверстников! Научись уважать традиции нашего народа! Эти и другие лозунги будут их неразлучными спутниками на протяжении всего пути с 5 по 9 класс. Выбраться из “Лабиринта” ребята смогут только все вместе. А поможет им в этом ДРУЖБА!

Цель программы: воспитание гармонично развитой, нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть счастливой и нести людям счастье.

Задачи: 

  • Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.
  • Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
  • Воспитывать через классные часы, внеклассные мероприятия (игры, походы, акции экскурсии) любовь к Отечеству, родному краю;
  • Стремиться приобретать новые знания, которые развивают ум, душу и здоровье.

Применяемые технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, коррекционные, здоровьесберегающие.

Средства и формы реализации задач:

тематические классные часы, игры, походы, экскурсии, акции, соревнования, родительские собрания, общешкольные родительские лектории, конференции, индивидуальные беседы с детьми и родителями.

Приемы и методы:

творческий, игровой, диалогический, диагностический, проектный, эвристический, проблемно-развивающий, КТД.

Предполагаемый результат:

1. Социализация подростка: он много видел, понял, во многом поучаствовал, научился выбирать, вступает в разумные компромиссы и не боится внешней среды, готов к сотрудничеству.

2. Определены профессиональные интересы.

3. Отсутствуют антиобщественные формы поведения.

4. Сформировано чувство “малой Родины”. Осознание учащимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество.

Этапы реализации программы “Лабиринт”.

Этапы реализации

Цель

Пути реализации

Сроки

В реализации задействованы

1 этап. Адаптационный “Будем знакомы”

Знакомство с коллективом, изучить интересы, потребности учеников

Классные часы

Часы общения

Анкетирование

5 класс

Классный руководитель, администрация школы, учителя-предметники, школьный психолог, родители, библиотекари педагог-организатор, социальный педагог, учащиеся, школьный фельдшер, работники культуры и краеведческого музея, детской спортивной школы, школы искусств, детского юношеского центра

2 этап. Формирование коллектива “Давайте дружить!”

Создать психологический микроклимат в классе

Создание классных традиций

Творческие мастерские

6 класс

2013-2014

3 этап. Развитие коллектива “Вместе весело шагать по просторам”

Развивать ученическое самоуправление в классе, научиться выполнять правила и заповеди, утвержденные коллективом

КТД

Игры

Походы

Экскурсии

7 класс

2014-2015

4 этап. Развитие коллектива “Вместе мы сила”

Развивать самосознание и культуру самовоспитания

Ролевые игры Конференции

Проекты

8 класс

2015-2016

5 этап. “Пора взросления” Анализ итогов по данной программе

Приобщать к ведущим духовным ценностям, к жизненно необходимым знаниям

Мониторинги

Диагностики

Диспуты

9 класс

2016-2017

Основные направления:

  1. Воспитание нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
  2. Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности культуры умственного труда.
  3. Формирование правосознания и гражданской ответственности.
  4. Воспитание основ эстетической культуры, развитие художественных способностей учащихся.
  5. Работа по здоровому образу жизни, привитие навыков санитарно-гигиенической культуры.
  6. Работа с родителями и учащимися.

Принципы построения системы воспитания

Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к целесообразной деятельности, с установкой на нравственные и правовые нормы.

Принцип интеграции отражает взаимодействие теоретической и практической учебной и воспитательной деятельности.

Принцип непрерывности вытекает из идеи преемственности содержания, форм и методов воспитания на всех ступенях образования.

Принцип системности обеспечивает системную организацию воспитания на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств воспитания, а также организацию различных видов деятельности.

Принцип адаптивности предусматривает предоставление учащимся по возможности широкого выбора направлений деятельности.

Принцип деятельностного подхода нацеливает на включенность учещихся в  основные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, спортивную

Условия реализации программы:

1        Взаимодействие всех участников педагогического процесса.

2        Общешкольная деятельность.

3        Работа классного руководителя с детским коллективом.

4        Индивидуальная работа с учащимися и родителями.

5        Кружковая работа.

6        Участие в районных мероприятиях.

Система воспитательной работы строится на следующих уровнях:

      Общешкольная деятельность;

      Работа с классным коллективом;

      Работа с группами смешанного состава в кружках и секциях;

      Работа со школьным активом;

           Индивидуальная работа с учащимися и их родителями

1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ,

СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ.

Цель:   помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  1. Формирование осознания ценности человеческой жизни.
  2. Развитие нравственных качеств личности.
  3. Воспитание терпимого и открытого отношения друг к другу.

Круг понятий,

конкретные задачи

Средства и формы реализации задач

  • Нравственный выбор,

      нравственное просвещение и

      нравственное поведение.

  • Выдающиеся люди и их

      нравственные ценности.

  • Самореализация, жизненные

      ценности и правила.

  • Знание этических учений,

      нравственный опыт.

  • Развитие волевых качеств

      ученика, способности к

      критическому осмыслению

      своих слабых и сильных

      сторон.

  • Знакомство учащихся с

      примерами нравственной

      позиции других людей и их

      умением выживать в трудных

      ситуациях.

Тематические классные часы

5 класс

«Посвящение в пятиклассники».

Путешествие детей и родителей «Дверь в детство», или «Невыдуманная история о прошлом и настоящем моей семьи».

Урок Мужества «Памятные страницы истории моей Родины».

Беседы «У страха глаза велики, или как научиться быть честным»,

«Что такое хорошо, что такое плохо».

6 класс

Беседы «Я –дома, я - в школе, я - среди друзей»,

«Как научиться быть хорошим другом».

Встреча с интересными людьми. «Интересы и увлечения знаменитых и не очень».

Час общения «Дружба».

Акция в помощь животным.

Десант в помощь ветеранам.

7 класс

Беседы «О чем могут рассказать семейные фотографии?», «Нравственные истины».

Дискуссия «Ответственности и безответственность. Что прячется за этими словами».

Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг..?»

8 класс

Эвристические беседы «Люди, без которых мне одиноко», «Труд в жизни знаменитых людей».

Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы».

Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»

9 класс

Аукцион мнений «Умею ли я любить?»

Тренинг «Недописанный тезис»

Дискуссия «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

Акция «Память».

2.  ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБЕ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА.

Цель:   оказать помощь ученикам в развитии способности действовать целесообразно,

              мыслить рационально

              и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

  1. Определить круг реальных сознательных способностей ученика, его ближайшую зону развития.
  2. Создание условий для социальной адаптации учащихся для развития интеллектуальной, творческой личности
  3. Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.

Круг понятий,

конкретные задачи

Средства и формы реализации задач

  • Культура умственного труда, умственное развитие, умственные способности.
  • Уровень интеллектуального развития, креативность.
  • Книга как символ истины и разума. Культура отбора и восприятия информации. Роль средств массовой информации в жизни отдельного человека.
  • Познание, как константа человеческой жизни.
  • Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого ученика.
  •  Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  • Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
  • Сотрудничество с внешкольными учреждениями (районная библиотека, музей, школа искусств, спортивная школа, ДЮЦ)  для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Тематические классные часы

5 класс

«Даль и его толковый словарь»,

«Мир энциклопедий».

Игра «Счастливый случай»

Викторина «Знаете ли вы, что?..»

6 класс

«Наш класс в будущем»

Беседа «Как развить в себе умение слушать?»

Игра «Слабое звено».

Классный вечер «Как повысить культуру речи?»

7 класс

тренинг «Тренировка памяти – залог будущего успеха».

Игра «Звездный час».

Беседа «Как научиться управлять собой».

8 класс

«Выдающиеся ученые планеты».

Игра «Интеллектуальный марафон».

«Компьютер в жизни человека».

9 класс

«Как правильно оформить портфолио учащегося».

Беседа «Как успешно сдать экзамены?»

Игра «Что? Где? Когда?»

  • Предметные олимпиады (школьные, районные, зональные, региональные).
  • Предметные недели
  • Разработка и защита социальных и творческих проектов.
  • Исследовательская работа.
  • Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее и др.
  • Элективные курсы, факультативы.
  • Рейды по проверке дневников, тетрадей, наличия учебных принадлежностей.
  • Оказание помощи отстающим ученикам.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ  И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Цель:   помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  1. Развивать соответствующие знания о праве, правовых нормах как регуляторах человеческого поведения в обществе.
  2. Формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
  3. Воспитывать гражданина, любящего свою семью, школу, город, край, Родину.

Круг понятий, конкретные задачи

Средства и формы реализации задач

  • Представление о законах государства. Основные права и обязанности российских граждан.
  • Понимание личной ответственности  за свои действия, поступки, отрицательное отношение к любым нарушениям правил общественного поведения, осознание необходимости постоянно соблюдать правила для учащихся.
  • Знать и уважать символику государства, области. Знать Устав школы, изучать Конвенцию (экономические и политические статьи).
  • Поддерживать традиции класса и школы, народные обычаи и праздники.
  • Знать историю и деятельность выдающихся личностей и государства (района и города), уважать историю Родины, основные ценности общественной жизни.

  • Тематические классные часы

5 класс

«Это должны знать все».

Ролевая игра «Мы – пассажиры».

«Устав школы – основной закон школьной жизни».

«Наша родина – Россия».

Игра  «Посвящение в рыцари».

6 класс

«Что мы знаем о Конвенции по правам ребенка?»

«Личная ответственность школьника».

Диспут «О настоящей дружбе и ложном товариществе».

Беседа «Взять чужое – позор».

Игра «Рыцарский турнир».

7 класс

Беседы «Наступает твоя гражданская зрелость», «Ответственность несовершеннолетнего».

Соревнование «Богатырская сила».

8 класс

«Поговорим о правилах поведения в общественных местах»

Конкурсная программа «А ну-ка, парни!»

9 класс

беседа «Права и обязанности человека и гражданина».

Интерактивная игра «Символы России».

Урок Мужества «Поклонимся великим тем годам».

Ринг «На ринге – Защитники Отечества»

  • Школьная игра «Зарница»
  • Конкурсы стихов, творческих работ о Родине
  • Уроки Мужества и вахты Памяти
  • Литературно-музыкальные композиции в честь праздника Победы
  • Стенд «Можно - нельзя»
  • Экскурсионные поездки, посещение музеев, знакомство с историей и достопримечательностями родного края

4. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Цель:   создать условия  для появления учащимися класса инициативы к самостоятельности,

             ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях,

             развивать интерес к внеклассной деятельности.

Задачи:

  1. Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
  2. Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных способностей учащихся.
  3. Формирование единого творческого коллектива, уважающего свои и чужие права и знающего свои обязанности.

Круг понятий,

 конкретные задачи

Средства и формы реализации задач

  • Знать и соблюдать школьные традиции.
  • Знание своего творческого потенциала: способности, увлечения склонности и их реализация через творческую деятельность.
  • Постоянно демонстрировать  достижения и результаты учащихся  в досуговой деятельности родителям, педагогам и сверстникам.
  • Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций.
  • Творческое мышление и личность. Качества творческой личности: гибкое мышление, богатое воображение, интуиция, смелость, решительность.
  • КТД: предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ.
  • Организация самоуправления в классе, распределение обязанностей, выборы лидера.

  • Тематические классные часы

5 класс

«Мы строим наш классный дом»

 «Посвящение в пятиклассники».

КТД «День рождения нашего класса».

Час общения «У меня зазвонил телефон».

6 класс

Игра-конкурс «Путешествие по стране Сообразилии-Вообразилии».

Турнир  вежливости.

Конкурсная программа «А ну-ка, девочки!»

7 класс

«Осенние посиделки».

«Новогодний серпантин»

8 класс

Игра «Интеллектуальный тир».

Ролевая игра «Лидер».

Цикл часов «Времена года».

9 класс

Конкурсная программа «А ну-ка, девушки».

«Мир профессий»

  • Оформление классного уголка
  • Оформление классного альбома
  • Выставка творческих работ, поделок, рисунков
  • Поход на представление в театр, цирк
  • Традиционные школьные праздники «День Учителя», «День Знаний», «Новый год», «8 Марта». «День защитников Отечества», «Последний звонок» и др.

5. РАБОТА ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ,

ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Цель:   использовать педагогические технологии и методические приемы для демонстрации

             учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего

             самоутверждения.

Задачи:

  1. Организовать просветительскую работу по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации,
  2. Формировать устойчиво-отрицательное отношение к вредным привычкам.
  3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Круг понятий, конкретные задачи

Средства и формы реализации задач

  • Психическое и физическое здоровье
  • Культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей
  • Традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья
  • Гигиена, гармония души и тела
  • Воля, волевые качества для сохранения здоровья человека
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителей-предметников
  • Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения с целью изучения физического здоровья учащихся и возможной коррекции
  •  Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом
  • Формирование позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья
  • Организация дежурства по школе, классу, следить за санитарным состоянием и проветриванием кабинета на переменах
  • Заботиться о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечить им помощь в учебе, передачи знаний, внимание одноклассников

Тематические классные часы:

5 класс

Анкета «Спорт в нашей семье»

Цикл бесед «школа пешеходных наук»

Игра на свежем воздухе «Взятие снежного городка»

6 класс

Беседа «Между нами, девочками»

Беседа о ДТП «Правила пешеходов»

Беседы о правильном питании

Беседы о полезных привычках

7 класс

Анкета «Мое свободное время»

Соревнование «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

Игра «Сто затей для ста друзей»

8 класс

Конкурс сочинений «Мой спортивный кумир»

Беседа «Я и мое здоровье2

Суд над вредными привычками

9 класс

Цикл бесед «Вредные привычки, как от них избавиться»

Конкурсная программа «Спортивные забеги»

  • Дни Здоровья
  • Турслет
  • Соревнования между параллелями по разным видам спорта
  • Спартакиады, марафоны
  • Поход выходного дня: прогулка по лесу, игры на свежем воздухе, катание на лыжах и санках
  • Акция в защиту человека от вредных привычек «Мы за здоровый образ жизни!»
  • Посещение спортивных городских мероприятий, турниров, слетов
  • Запись в кружки и секции
  • Организация детского питания
  • Составление списков здоровья
  • Встречи с работниками ГБДД
  • Индивидуальные консультации медицинского работника
  • Рейд по проверке внешнего вида и сменной обуви
  • Инструктаж учащихся по технике безопасности

6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И УЧАЩИМИСЯ.

Цель:   максимально сблизить родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  1. Создать условия для взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса и благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
  2. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, классных часов, тематических, индивидуальных консультаций; демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
  3. Использовать активные формы просветительской деятельности для совместного проведения досуга родителей и детей.

Круг понятий,

конкретные задачи

Средства и формы реализации задач

  • Тематические родительские собрания
  • Семейный уклад в традиции семьи. Родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни.
  • Авторитет отца и матери. Духовное общение в семье.  Взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших. Отношение к старикам и больным.
  • Защищенность ребенка в семье.
  • Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную и групповую работу с родителями.
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психологического и физического здоровья и благополучия ребенка.
  • Поощрение родителей, участвующих в жизни класса.

Тематические классные часы:

5 класс

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

«Трудности адаптации пятиклассников в школе».

«О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника».

«Как сохранить здоровье ребенка?»

6 класс

«Мой дом – моя крепость»

«Компьютер в жизни школьника».

 «Первые проблемы подросткового возраста».

 «Физическое развитие школьников».

7 класс

«Агрессия, ее причины и последствия».

«Поощрение и наказание детей в семье».

«нравственные уроки моей семьи».

«Книга в жизни школьника».

8 класс

«Жизненные цели подростков».

«О трудностях учения».

«Нравственные приоритеты семьи».

«Подросток в мире вредных привычек».

9 класс

«Уроки этики поведения для детей и взрослых».

«Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»

Круглый стол «Символы моей семьи»

 «Склонность и интересы подростков выборе профессии».

«Как подготовить ребенка к экзаменам?»

  • Общешкольные родительские собрания, лектории, конференции
  • Дни открытых дверей
  • Походы выходного дня
  • Интеллектуальные марафоны родителей и детей
  • Спортивные состязания с участием родителей и детей
  • Праздничные огоньки, чаепитие  совместно с родителями
  • Индивидуальные беседы с детьми и родителями
  • Посещение семей учащихся, составление актов обследования

Индивидуальная работа с учащимися.

  1. Работа с одаренными детьми:
  • собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • организация участия детей в школьных олимпиадах;
  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог)
  1. Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:
  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений.
  • организация индивидуальной творческой деятельности
  • включение в общешкольное воспитательное пространство.
  1. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
  • собеседование с родителями.
  • собеседование с психологом.
  • наблюдение и особое внимание, коррекция.
  • организация деятельности, способствующей расширению круга
  • общения и повышению статуса детей в классе.
  1. Работа с детьми с девиантным поведением:
  • cобеседование с родителями.
  • cобеседование с психологом.
  • контроль и оказание помощи в подготовке домашнего задания, вовлечение в творческую деятельность

Программа «Разговор о правильном питании»

Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа включает в себя 3 содержательных части:

  • Часть1 «Разговор о правильном питании»
  • Часть2 «Две недели в лагере здоровья»
  • Часть3 «Формула правильного питания»

«Формула правильного питания» предназначена для детей 12-14 лет, познакомившихся 1 и 2 частями программы «Разговор о правильном питании».

Учебно-методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

Задачи методического комплекта:

  • Развитие представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
  • Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила.
  • Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
  • Развития представления о правилах этикета, связанных  с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
  • Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
  • Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
  • Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.
  • Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
  • Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Принципы методического комплекта «Формула правильного питания»:

  • возрастная адекватность — соответствие используемых форми методов обучения психологическим особенностям младших подростков;
  • научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;
  • практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;
  • динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первого и второго модулей программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
  • модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа (в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования), а также в учреждениях культуры и в системе семейного воспитания. При этом применяются разнообразные формы реализации (факультативная работа, включение в базовый учебный план, внеклассная работа и т. д.);
  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
  • культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
  • социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.

Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
  • подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
  • подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;
  • подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов

и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе подростка — самостоятельной или в коллективе.

Методы реализации

Учитывая возрастные особенности школьников-подростков — их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных

персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе — игра «Кафе»).

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного

продукта в пищу).

Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье — это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки — игра «Угадай-ка»).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).

Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

• Рабочая тетрадь «Формула правильного питания» включает в себя 11 тем, охватывающих разнообразные аспекты культуры питания:

  1. Здоровье — это здорово

Значение здорового образа жизни. Культура питания как составляющая культуры здоровья.

  1. Продукты разные нужны, продукты разные важны

Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания.

  1. Режим питания

Регулярность питания как одно из условий рационального питания.

  1. Энергия пищи

Пища как источник энергии для организма. Адекватность рациона питания образу жизни человека

  1. Где и как мы едим

Гигиена питания.

  1. Ты — покупатель

Потребительская культура.

  1. Ты готовишь себе и друзьям

Кулинария, сервировка, этикет, техника безопасности при работе на кухне.

  1. Кухни разных народов

Традиции и обычаи питания в разных странах

  1. Кулинарная история

История и культура питания

  1. Как питались на Руси и в России
  2. Необычное кулинарное путешествие

Каждая тема имеет определенную структуру:

• Диалог главных героев программы Пети и Кати, обозначающий основное направление развития темы.

• Различные типы заданий для самостоятельной работы учащихся. Ряд заданий оценивается в баллах. В зависимости от количества набранных баллов учащиеся получают «зеленый», «желтый» или «красный» шар. Ключи к заданиям даны в методическом пособии.

  • Итог — общее количество баллов, набранных учащимся.

В заключительном разделе модуля — «Составляем формулу правильного питания» каждый из учащихся подсчитывает свой итоговый результат, определяющий эффективность усвоения программы.

Тема

Задачи

Основные понятия

Формы

1.Здоровье — это здорово

-Развитие у учащихся представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

-Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

-Обобщение имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.

-Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое».

здоровье,

здоровый образ жизни, привычки,

характер, поведение, правильное питание.

 

самостоятельная работа учащихся,

работа в группах, дискуссия, обсуждение; мини-проект.

2.Продукты разные нужны, продукты разные важны

-Расширение осведомленности учащихся о различных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах), их роли и значении для

организма, а также роли витаминов и минеральных веществ.

-Развитие представлений учащихся о продуктах — основных источниках белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

-Развитие представления о важности разнообразия в рационе питания человека.

-Формирование готовности и умения анализировать свой рацион питания с точки зрения его соответствия принципам правильного питания.

пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.

самостоятельная работа учащихся,

работа в группах, ситуационные игры, мини-проекты, мини-лекция.

3.Режим питания

-Дальнейшее развитие представлений учащихся о роли режима питания для здоровья человека.

-Знакомство учащихся с различными вариантами организации режима питания.

-Формирование готовности соблюдать режим питания, формирование умения планировать свой день с учетом требований к режиму питания.

режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка».

самостоятельная работа, работа в

группах, мини-проект, мини-лекция.

4.Энергия пищи

-Формирование представления о пище как источнике энергии для организма, знакомство учащихся с понятием «энергетическая ценность» пищи.

-Формирование представления об энергетической ценности различных продуктов питания.

-Развитие представления об адекватности питания, его соответствия весу, росту, возрасту, образу жизни человека.

-Расширение представления о том, как питание может повлиять на внешность человека.

калория, калорийность, энергия пищи,

высококалорийные и низкокалорийные продукты.

мини-лекция, самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект.

5.Где и как мы едим

-Дальнейшее развитие знаний учащихся о правилах гигиены питания, формирование готовности соблюдать правила гигиены во время еды вне дома.

-Развитие представления о структуре общественного питания.

-Расширение представления о преимуществах полноценного питания и вреде питания «всухомятку».

-Формирование готовности соблюдать осторожность при использовании в пищу незнакомых продуктов, а также продуктов, которые могут быть испорчены.

сфера обществен-

ного питания, гигиена

питания, режим питания.

самостоятельная работа учащихся,

ролевая и ситуационная игра, работа в группах, мини-проект.

6.Ты - покупатель

-Расширение представлений учащихся о видах торговых предприятий, где могут быть приобретены продукты питания.

-Формирование знаний о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, возникающих при совершении покупки.

-Формирование умения читать и использовать информацию, приведенную на упаковке продукта.

покупатель, потребитель, торговля, права, обязанности.

самостоятельная работа, работа в

группах, ролевая игра.

7. Ты готовишь себе и друзьям

-Формирование готовности помогать старшим при приготовлении пищи дома, освоение практических навыков, связанных с приготовлением пищи.

-Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне.

-Развитие представления о правилах этикета, обязанностях гостя и хозяина.

-Дальнейшее освоение навыков сервировки стола.

бытовая техника, кулинария, гостеприимство, сервировка, этикет.

самостоятельная работа учащихся,

работа в группах, ролевая игра, ситуационная игра, викторина,

мини-лекция.

8.Кухни разных народов

-Знакомство учащихся с факторами, которые влияют на особенности национальных кухонь.

-Формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

-Развитие представления о том, как связаны национальные кулинарные традиции и культура народа.

-Формирование чувства уважения и интереса к истории и культуре других народов.        

кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура

самостоятельная работа учащихся, работа в группах, проектная деятельность, мини-лекция.

9Кулинарная история

-Формирование представления об истории кулинарии как части истории культуры человечества.

-Расширение представления о традициях и культуре питания.

-Развитие кругозора учащихся, их интереса к изучению истории.

-Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, связанную с историческими событиями.

-Развитие интереса к чтению.

история, культура, кулинария.

самостоятельная работа, творческий проект, викторина.

10.Как питались на Руси и в России

-Расширение знаний школьников об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.

-Развитие представления о традициях и обычаях питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

-Формирование чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение интереса к ее изучению.

-Развитие интереса к самостоятельной работе с информационными источниками.

кулинария, кулинарные обычаи и традиции, культура, история.

самостоятельная работа учащихся,

творческий проект, работа в группах.

11.Необычное кулинарное путешествие

-Развитие представления о связях кулинарии с различными

сторонами и аспектами жизни человека.

-Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.

-Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.

-Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению.

кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.

самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.

Циклограмма для классного руководителя

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
  2. Организация питания учащихся.
  3. Организация дежурства в классном кабинете.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  5. Ведение классного дневника наблюдений.
  6. Ведение и учет пропусков в журнале.
  7. Контроль за внешним видом учащихся класса.

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся.
  2. Проведение  тематического классного часа (по плану воспитательной работы класса)
  3. Работа с родителями (по ситуации).
  4. Работа с учителями – предметниками (по ситуации).
  5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по ставкам о болезни учащихся.
  6. Встреча с психологом, социальным педагогом. (по ситуации).

Каждый месяц:

  1. Посещение уроков в своем классе.
  2. Сбор денег (питание, кино, театр и т.д.).
  3. Встреча с родительским активом.

Один раз в четверть:

  1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
  2. Статистические данные класса за четверть (сдавать в учебную часть)
  3. Семинар классных руководителей.
  4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция календарного плана воспитательной работы на новую четверть.
  5. Проведение родительского собрания (протоколы родительских собраний сдавать  заместителю директора по ВР)

Один раз в год:

  1. Проведение открытого мероприятия (сценарий сдавать зам. директору по ВР)
  2. Анализ и составление плана воспитательной работы
  3. Оформление  социального паспорта класса
  4. Сдача статистических данных класса
  5. Изучение  жилищно-бытовых условий учащихся своего класса.
  6. Оформление  личных дел учащихся (конец учебного года)

СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. Цели воспитательной работы.
  2. Задачи воспитательной работы.
  3. Направления (содержания) воспитательной работы с классом и семьей
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с родительским комитетом.
  6. Работа с учителями – предметниками.
  7. Работа с психологом, соц. педагогом, правоохранительными органами.
  8. Психолого – социально – педагогическая характеристика класса.
  9. Структурированность классного коллектива.
  10. Организационная структура классного амоуправления.
  11. Индивидуальная работа с учащимися.
  12.   Список класса. (общие сведения как в кл. журнале)
  13.  Характеристика класса

                 а) класс

 б) кол-во уч-ся –

    девочек -

    мальчиков – 1

в)состав по возрасту,

  1. Распределение обязанностей
  2. Учащиеся с ослабленным здоровьем

Идеи концепции

Идея индивидуальности - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

Идея развития и самоактуализации личности - oсновной смысл воспитательной работы – развитие личности ученика его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, личности осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

Идея самовыражения и творчества - в процессе творчества ребенок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребенка;

Идея выбора и ответственности - осуществление учеником или группой возможности выбрать  наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребенок должен научиться нести ответственность за свой выбор;

Идея сотрудничества и педагогической поддержки - cовместная коллективная деятельность детей, детей и родителей и деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого  коллектива

Обеспечение реализации концепции

Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского самоуправления, проведение социально направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, лекториев, тренингов, экскурсий и т.д.

Первичным детским объединением в школе является школьный класс. Ценностные ориентации находят свое непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия школьников, законах жизни классного коллектива, нравственных основах межличностного общения.

В целях развития детского самоуправления используются технологии сюжетно-ролевой; игры, стимулирующей детей к творчеству, отвечающие возрастным особенностям подростков, а также разработка циклов индивидуальных и коллективных социально и личностно значимых проектов.

Исходя из основной направленности воспитательного процесса на формирование готовности ребенка к жизненному самоопределению особо актуальным является развитие проектной деятельности детей, предполагающей создание условий для самостоятельного выбора ребенком цели, направления своей деятельности, прогнозирования результатов, планирования действий по достижению поставленной цели, осуществлению своего замысла и анализа результатов.

Рабочие органы самоуправления:

  • Совет «Эрудит»
  • Совет «Порядок»
  • Совет «Творчество»
  • Совет «Спорт и здоровье»
  • Совет «Пресс-центр»

Совет «Творчество» - отвечает за организацию и проведение общешкольных мероприятий, традиционных праздников и добрых дел. Несет ответственность за подготовку к  мероприятиям.

Совет «Порядок» - объединяет представителей, отвечающих за порядок, посещаемость учащимися занятий и дежурство.

Совет «Эрудит» - привлекает ребят к учебному труду, исследовательской работе, к участию в городских конференциях,  викторинах, олимпиадах, конкурсах, занимается с отстающимися.

Совет «Спорт и здоровье» - пропагандирует здоровый образ жизни, планирует и организует спортивные мероприятия.

Совет «Пресс-центр» – обеспечивает класс информацией о проведенных мероприятиях, занимается выпуском газет, помогает при оформлении мероприятий в классе.

Модель личности выпускника второй ступени – 5 – 9 классы:

  • подросток, осознающий цели жизни;
  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
  • подросток, любящий свою семью;
  • подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.