Беседы для родительских собраний
материал на тему

Михайлова Ольга Войтеховна

Каждое родительское собрание должно б ыть полезным. Предлагаю несколько тем для обсуждения с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучая иностранный язык

  1. Читайте книги, газеты на данном языке. Читайте их регулярно, хотя бы раз в неделю.
  2. Случайте радио, аудиокассеты — таким образом вы можете откорректировать свое произношение.
  3. Найдите время и место для занятий такого рода. Постоянство — это необходимое условие для овладения языком, как и для овладения любым другим предметом.
  4. Не упускайте возможности поговорить на иностранном языке, хотя бы и поверхностно.
  5. Чтобы расширить активный словарь, помещайте каждое новое слово в разные контексты и регулярно повторяйте его в течение нескольких недель, после первого с ним знакомства. (Для прочного закрепления слова в памяти вам потребуется использовать его как минимум в шести контекстах — это же относится и к маленьким детям, которые только начинают говорить.)

                                                           Упражнение

        Составьте крохотный рассказик из 8-10 новых глаголов, союзов, идиоматических выражений, предлогов и существительных. Попросите преподавателя исправить возможные ошибки и просматривайте исправленный вариант рассказика несколько раз в течение недели. Никогда не повторяйте однажды допущенных ошибок. Избавиться от них очень трудно — как от дурных привычек.

Помните всегда: обе стадии обучения иностранному языку — пассивное понимание (узнавание) и активное использование языка в разговоре и, позднее, в письме (воспоминание) — требуют от человека сноровки, желания и, превыше всего, упорства для постоянной практики.

Как запомнить правильное написание слов. Можно запомнить написание слов, если обращать внимание на орфографию и усвоить некоторые стратегии. Во-первых, проявите хотя бы минимальную заинтересованность в этом. Во-вторых, проанализируйте слово, найдите скрытый в его звучании смысл и прокомментируйте последний. В-третьих, напишите слово на бумаге, произнесите его несколько раз про себя и мысленно представьте себе его написанным красными печатными буквами на белой стене. И последнее: используйте данное слово как можно чаще, пока оно не зафиксируется прочно в подсознании.

Выделите трудную часть слова и, по возможности, сделайте комментарии. В написании слов с двойными согласными часто допускаются ошибки. Поиск скрытого смысла способствует лучшему запоминанию. Например, слово «эффективность» пишется с двумя «ф». Чтобы эффективно выполнить работу, человек должен удвоить усилия. «Аккумулировать» пишется с двумя «к»: одной недостаточно, поскольку «аккумуляция» есть процесс приращения и накопления.

Чаще обращайте внимание на слова в процессе чтения и письма — и вы надежно запомните их.

Напишите слова, подлежащие запоминанию, на карточках, и поместите в разных местах. В данном случае включается в работу зрительная, слуховая и кинестетическая память: вы смотрите на слово, произносите вслух, поясняете смысл и приводите примеры его употребления в разных контекстах. Этот способ более эффективен, чем многократное написание.

Изучая иностранный язык

  1. Читайте книги, газеты на данном языке. Читайте их регулярно, хотя бы раз в неделю.
  2. Случайте радио, аудиокассеты — таким образом вы можете откорректировать свое произношение.
  3. Найдите время и место для занятий такого рода. Постоянство — это необходимое условие для овладения языком, как и для овладения любым другим предметом.
  4. Не упускайте возможности поговорить на иностранном языке, хотя бы и поверхностно.
  5. Чтобы расширить активный словарь, помещайте каждое новое слово в разные контексты и регулярно повторяйте его в течение нескольких недель, после первого с ним знакомства. (Для прочного закрепления слова в памяти вам потребуется использовать его как минимум в шести контекстах — это же относится и к маленьким детям, которые только начинают говорить.)

                                                           Упражнение

        Составьте крохотный рассказик из 8-10 новых глаголов, союзов, идиоматических выражений, предлогов и существительных. Попросите преподавателя исправить возможные ошибки и просматривайте исправленный вариант рассказика несколько раз в течение недели. Никогда не повторяйте однажды допущенных ошибок. Избавиться от них очень трудно — как от дурных привычек.

Помните всегда: обе стадии обучения иностранному языку — пассивное понимание (узнавание) и активное использование языка в разговоре и, позднее, в письме (воспоминание) — требуют от человека сноровки, желания и, превыше всего, упорства для постоянной практики.

Как запомнить правильное написание слов. Можно запомнить написание слов, если обращать внимание на орфографию и усвоить некоторые стратегии. Во-первых, проявите хотя бы минимальную заинтересованность в этом. Во-вторых, проанализируйте слово, найдите скрытый в его звучании смысл и прокомментируйте последний. В-третьих, напишите слово на бумаге, произнесите его несколько раз про себя и мысленно представьте себе его написанным красными печатными буквами на белой стене. И последнее: используйте данное слово как можно чаще, пока оно не зафиксируется прочно в подсознании.

Выделите трудную часть слова и, по возможности, сделайте комментарии. В написании слов с двойными согласными часто допускаются ошибки. Поиск скрытого смысла способствует лучшему запоминанию. Например, слово «эффективность» пишется с двумя «ф». Чтобы эффективно выполнить работу, человек должен удвоить усилия. «Аккумулировать» пишется с двумя «к»: одной недостаточно, поскольку «аккумуляция» есть процесс приращения и накопления.

Чаще обращайте внимание на слова в процессе чтения и письма — и вы надежно запомните их.

Напишите слова, подлежащие запоминанию, на карточках, и поместите в разных местах. В данном случае включается в работу зрительная, слуховая и кинестетическая память: вы смотрите на слово, произносите вслух, поясняете смысл и приводите примеры его употребления в разных контекстах. Этот способ более эффективен, чем многократное написание.



Предварительный просмотр:

Как развить свое внимание

Интересующие вас вещи вы запоминаете легко, а вещи, не интересующие вас, — с большим трудом. Это доказывает существование связи между памятью, мотивацией и вниманием. Механизм функционирования памяти можно наглядно представить в виде цепи из нескольких звеньев:

Потребность или интерес

Мотивация

Внимание

Концентрация

Организация

Интерес играет существенную роль в создании мотивации, необходимой для продолжительной концентрации внимания.

Привычка притупляет способность к восприятию: мы перестаем замечать знакомые вещи.

Если вы рассеянны, начните с твердой решимости на все обращать внимание, что сделать довольно просто, если вы действительно страдаете от последствий своей забывчивости. Многие действия мы совершаем автоматически. Чтобы избавиться от автоматизма, вы должны научиться осознавать свои действия. Первое необходимое для этого условие — пауза. Переключите свой мозг на сознательный режим работы. Это позволит вам оглядеться по сторонам и найти зрительные подсказки. Перед тем как направиться куда-либо, остановитесь на мгновение и задайте себе главные вопросы: «Куда я иду? Что мне там нужно?» Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться и ответить на эти вопросы. Вы сразу заметите, насколько эффективен подобный прием в борьбе с забывчивостью. Если запомнил — значит, дал себе время подумать.

Второй принцип корректировки внимания связан со способностью осознавать свои действия: это умение сосредоточиваться на настоящем моменте. Овладев однажды этим умением, вы станете гораздо более собранным.

Третий принцип — это предвосхищение. Во время работы вы можете избежать возможных отвлекающих моментов, организовав свое рабочее место: т.е. убрав со стола личные фотографии, книги, не имеющие отношения к работе, и выключив радио. Существует еще один способ сохранить нужное течение мыслей: следует избегать отклонений от темы.

Четвертый принцип — незамедлительное действие. Сделайте это сейчас, пока думаете об этом.

Внимание начинается с предупредительных мер.

Согласно исследованиям ученых, люди помнят только:

10 % того, что читают;

20 % того, что слышат;

30 % того, что видят;

50 % того, что видят и слышат одновременно;

70 % того, что говорят;

90 % того, что делают и говорят одновременно.

Делайте выводы!

Как можно развить внимание?

Нужно просто пробуждать в себе любознательность с помощью упражнений по тренировке наблюдательности. Для этого задайте себе два основных вопроса:

  • Нравится мне «это» или не нравится?
  • Что именно мне нравится или не нравится в « этом » ?

Таким образом, человек развивает избирательное внимание, т.е. умение сосредоточиваться на отдельных предметах или их группах.

Детям можно ненавязчиво внушить мысль о том, настолько важно иметь хорошую память, — таким образом, они почувствуют ответственность за качественную запись информации. В следующую очередь их можно обучить активному использованию внешних подсказок (например, сложенные рядом на видном месте предметы, которые нужно взять с собой, или записки с напоминаниями) и внутренних (поиск значения, установление связей — т.е. установление сходства и различия, повторение, визуализация, комментарии по поводу информации, подлежащей записи). Научите ребенка разбивать информацию на категории, классифицировать и организовывать материал. Это значит:

—        Суммировать: 1 игнорировать маловажную информацию; 2) перефразировать выражения (пересказывать текст своими словами); 3) выбрать предложение, в котором содержится основная мысль текста (или составить ее самостоятельно); 4) достигать полного понимания (задавать вопросы, справляться в словарях, обсуждать с товарищами основные мысли произведения с целью прояснить все их темные места).

Для того чтобы у подростков и взрослых избирательное внимание превратилось в хорошо отработанную форму спонтанного поведения, требуются годы практики. Избирательное внимание — это ключ к концентрации, являющейся необходимым условием для качественной работы памяти.

Ребенок, которого хвалят и поощряют всякий раз, когда он запоминает что-то, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Если вы спокойны и не поднимаете планку своих притязаний слишком высоко, то ни вам, ни вашему ребенку разочарование не грозит. Необходимо любой ценой избегать наказаний: ведь точно определить уровень развития ребенка невозможно, поскольку у детей разный темперамент. Все, что вы можете сделать, — это попытаться заинтересовать ребенка. Если человек обучается на интересном для него материале, процесс обучения превращается в игру, и вы быстро достигаете цели. Например, тренировкой наблюдательности можно заниматься в любое время и в любом месте. Нужно просто обращать внимание ребенка на разные предметы и вместе с ним анализировать их. Можно придумывать всякие развивающие внимание игры или узнавать о них из специальной литературы.



Предварительный просмотр:

Родителям о наказании детей

Если мы наказываем ребенка «под горячую руку», это означает, что мы хуже владеем собой, нежели требуем того от ребенка, мы делаем это не для исправления ребенка, а чтобы разрядить нервное напряжение. Надо помнить, что мы не можем дать детям больше, чем имеем сами.

Помните, что:

  1. Шлепая ребенка, вы учите бояться вас.
  2. Поведение ребенка будет непредсказуемым, он не будет понимать, и принимать законы морали.
  3. Показывая при детях худшие черты своего характера, вы подаете им плохой пример.
  4. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  5. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  1. Задача дисциплинарной техники — изменить желания ребенка, а не только его поведение.
  2. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
  3. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  4. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединяются два чувства — любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
  1. Частные наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
  2. Наказание может помочь ребенку привлекать внимание любыми средствами.
  3. Нельзя наказывать ребенка до 2,5—3 лет. Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, чем можно его заменить?

а)        Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

б)        Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, при этом будьте предельно кратки.

в)        Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.

г)        Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока поступок повторится.

д)        Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказания.

Что и как следует запрещать ребенку

  • Всегда, когда вы что-то запрещаете ребенку, объясняйте причину запрета и рассказывайте (а еще лучите, порассуждайте вместе с ребенком) о возможных последствиях поступка.
  • Замените нежелаемое действие на приемлемое, избегайте требований простого отказа от действий.
  • Разумно ограничивайте количество запретов и предоставляйте ребенку возможность активно действовать и познавать мир.
  • Запреты должны усваиваться ребенком постепенно и осознанно. Требования родителей должны быть согласованны.
  • Избегайте отвлеченно-обобщенных запретов типа: «Не смей больше быть таким плохим!» (А каким?) «Никогда больше не делай плохо, чтобы мне не приходилось тебя ругать!» (А как именно не делать?). Такие запреты для детей непонятны.
  • Бесцеремонность, грубость, неуважительное отношение к ребенку проявляется в безосновательных и даже нелепых требованиях, которые нам кажутся естественными, а ребенку совершенно непонятны: «Уйди от компьютера и читай книгу», «Не дружи с Лешей, он плохой, а дружи с Гошей. Он рядом живет» и т.д.

Большей части подобных запретов можно было бы избежать и тогда не возникало бы у детей давящего, тяжелого чувства подспудного протеста против не всегда справедливых, а заодно против обязательных, общепринятых.

Всегда помните, что в любом конфликте как минимум двое участников и что трудно не только нам с ребенком, но и ему с нами. Ведь он слабее, меньше, неопытнее.



Предварительный просмотр:

О родительской любви и власти

Детская любовь куда совершеннее родительской. Это счастливая, неудержимая и безоблачная любовь, преисполненная доверчивого обожания и веры в совершенство любимого существа. Это относится к малышам, еще не отягощенным личным опытом. Для них родители — полубоги, которые кормят, согревают, лелеют, учат, преодолевают любые трудности, вылечивают, устраняют острые углы, предотвращают падение, поощряют и наказывают, даже порицают и шлепают предмет, о который ты ударился.

Это поразительное доверие непоколебимо, пока его не предаст кто-нибудь из взрослых. И не успеешь оглянуться, как первый секрет доверен не родителям, а сверстнику: ребенок уже знает из горького опыта, что родители неделикатны, могут его высмеять.

Случаются и горькие открытия, разочарования, когда, например, выясняется, что взрослые скандальны, склочны, злословят о людях.

Ребенок разбирается в этом значительно раньше и глубже, чем принято думать, и переживает сильнее, чем мы предполагаем.

Важно, чтобы дети чувствовали: их присутствие в доме создает атмосферу счастья. Дети, живущие в такой солнечной обстановке, как правило, не прислушиваются к разговорам отца с матерью и смеются над жалобами родителей. Они уверены — это для красного словца или результат мимолетного плохого настроения, все равно ничто не может омрачить радости, которую вносят в семейную жизнь они, дети. Но когда в поведении родителей сквозит беспокойство, неуравновешенность, нервозность, когда улыбка в доме — редкость, тогда ребенок страдает, он чувствует себя виноватым, что живет на свете. Подорвана основа, на которой зиждется его доверчивость, оптимизм.

Озабоченные, угрюмые родители, безусловно, любят своих детей, но тем не менее, убеждены, что именно они, родители, главное лицо семейной жизни, и ведут себя соответственно: с детским и подростковым эгоцентризмом. Для них ребенок — второстепенный персонаж. Даже если они балуют его и до назойливости заботятся о нем, все равно, для них он — существо, которое не должно надоедать, прислушиваться к их разговорам, удерживать дома и мешать отдыху.

Слишком многие родители рабы одной традиции — превышение власти. Правда, они это отвергают, жалуются, что дети поступают, как им вздумается, даже не спрашивая разрешения, что современные дети в сравнении с предыдущим поколением пользуются большей свободой, насколько заметнее теперешние родители балуют их карманными деньгами и т.д. Но изменился образ жизни и нынешних родителей. Однако, сегодня так же, как и 30 и 100 лет назад, родители используют свой авторитет как признак превосходства над детьми, как орудие насилия.

Именем этого авторитета родители допускают с детьми самую грубую бестактность, отчитывая их в присутствии чужих людей, хвастаясь их успехами в школе, ругая их друзей и т.д. Взрослые говорят языком намеков, якобы непонятных детям, упоминают о секретных событиях, из которых дети исключены, возбуждая тем самым их любопытство и озлобление. Все это — проявление крайней невоспитанности родителей, которое они не позволили бы себе ни в каком другом обществе.

Превышая свою власть, взрослые определяют, что может и должно интересовать ребенка, разрешают и безапелляционно запрещают, не спросив мнения своего маленького «вассала».

Часто родители пренебрегают условиями, необходимыми для учебы, игр детей. Родители-спортсмены таскают с собой малышей на турбазы, в примитивные хижины. Там взрослые наслаждаются походным образом жизни, а малыши в силу возрастной привязанности к дому и строгому режиму чувствуют себя потерянными.

Некоторые матери беспрестанно отрывают ребенка от его занятий, дают ему задания и поручения по хозяйству тоном, не допускающим возражения, показывающим, что его игры — несерьезное занятие, а если ему предаются подолгу — достойное порицания. А ведь в играх происходит становление характера и развитие личности.

Мы, родители, часто становимся рабами традиций, пытаясь навязать своей нынешней семье, повторить почти один к одному ту атмосферу, в которой воспитывались сами. А ведь ее ничто не способно возродить.



Предварительный просмотр:

Научитесь сами и научите своих детей

Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте.

Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации.

Существует несколько видов памяти: визуальная (зрительная), вербальная (слуховая), обонятельная (запахи), осязательная (ощущение), В основном проблемы с памятью объясняются причинами психологического характера (за исключением патологических случаев).

Беспокойство и депрессия — это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком завладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных состояниях человек перестает замечать внешний мир: вместо этого он замыкается в мире собственных переживаний и таким образом теряет способность записывать информацию с той эффективностью, с какой мог это делать, когда его сознание было открыто для восприятия впечатлений. В этом случае ум человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места для других мыслей, которые стимулировали бы работу памяти. В сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах, нервное напряжение окончательно блокирует память, и человек начинает заниматься самобичеванием. Этот порочный круг можно разорвать, только переключив внимание на какой-нибудь другой предмет или расслабившись. Если вы разволновались не на шутку, скажите себе: «Я хочу вспомнить это. Значит, мне следует успокоиться и сосредоточиться еще раз как следует». Для этого можно воспользоваться простыми дыхательными упражнениями: они помогут вам вернуть самообладание в течение нескольких секунд:

— представьте себе, что вы лежите на берегу моря теплым летним утром и наблюдаете за движением волн. Вообразите себе запах морской воды и свежее дуновение бриза; кинестетическая (движение) и т.д.

  • дышите глубоко через нос, втягивая и выпуская воздух постепенно, мысленно представляйте себе, как мягко набегает на берег волна (вдох) и с тихим плеском откатывается назад (выдох);
  • прислушивайтесь к плеску волн, продолжая глубоко дышать в медленном и равномерном ритме;
  • плывите по волнам, пока вам не захочется зевать (верный признак наступившего расслабления).

Другой способ: когда перед вами встанет какой-нибудь трудный вопрос, просто проигнорируйте его или временно уйдите от ответа, продолжая, тем не менее, разговор на ту же тему. Таким образом, вы сумеете справиться с волнением и не потеряете нить разговора.

Вы можете научиться искусно, скрывать подобные провалы в памяти, по ходу разговора подбирая синонимы или интересные определения к забытому слову. Спокойно отдайтесь течению беседы, а не соображайте лихорадочно, что вы собираетесь сказать в следующий момент.

Люди, подавленные смертью близких или потерей работы, должны отнестись к нарушениям памяти спокойно и отложить борьбу с забывчивостью до тех дней, когда они смогут преодолеть временные трудности. Для угнетенного человека забывчивость обычна и неизбежна, а его способности к обучению в период депрессии невероятно низки. В первую очередь надо выйти из депрессии, устранив из сознания навязчивые мысли, парализующие умственную деятельность. Когда вы снова обретете способность видеть окружающий мир, ваша память вернется к вам сама собой.

В каких случаях и из-за чего снижается внимание и нарушаются процессы памяти?

В принципе, каждый человек в силах предотвратить возникновение проблем с вниманием и избежать возможных неприятных последствий своей забывчивости. Для этого следует определить ситуации, в которых ваше внимание резко снижается. Это происходит, когда:

  • вас торопят;
  • на вас давят обстоятельства;
  • возникают отвлекающие факторы;
  • вас перебивают;
  • вас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.);
  • вы поглощены какой-нибудь работой или погружены в размышления;
  • вы устали и хотите спать (от переутомления или под действием алкоголя, лекарств);
  • вы находитесь в привычной обстановке (теряете бдительность);
  • действуете на «автопилоте» (производите привычные или автоматические действия, совершенно не осознанно);
  • не понимаете смысла воспринимаемой информации.

Будьте бдительны в данных ситуациях! У вас не нарушение памяти, а недостаток внимания: ваши мысли были заняты какими-то посторонними предметами.

Работу памяти можно контролировать. Чтобы сделать это, надо перейти из пассивного состояния в активное. Делаем паузу, мысленно комментируем, создаем эмоцию, которая закрепляет след в памяти, разбиваем воспринимаемую информацию на категории, конкретизируем абстрактные понятия, ищем смысл и значение информации, создаем ассоциации образов (т.е. ассоциируем один зрительный образ с другим так, чтобы мысль об одном способствовала воспоминанию о другом) и делаем вербальные комментарии (попросите родителей таким образом «запомнить» дорогу от дома до класса, где проходит собрание).



Предварительный просмотр:

Причины нарушения в поведении.  

  1. Борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.
  2. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт.
  3. Желание мщения. Ребенок может мстить за сравнение не в его пользу с братьями и сестрами, за унижение друг друга членами семьи, за развод и появление в доме нового человека, за несправедливость и невыполнение обещаний, за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
  4. Неверие в собственный успех. Причинами такого неверия могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителями, низкая самооценка.

Как преодолеть трудности в поведении.

  1. Не предъявляйте ребенку категорические требования, неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  3. Требования и запреты не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка.
  4. Запреты и требования , предъявляемые родителями должны быть едины.
  5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
  6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и  доброжелательным тоном

Причины нарушения в поведении.  

  1. Борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.
  2. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт.
  3. Желание мщения. Ребенок может мстить за сравнение не в его пользу с братьями и сестрами, за унижение друг друга членами семьи, за развод и появление в доме нового человека, за несправедливость и невыполнение обещаний, за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
  4. Неверие в собственный успех. Причинами такого неверия могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителями, низкая самооценка.

Как преодолеть трудности в поведении.

  1. Не предъявляйте ребенку категорические требования, неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  3. Требования и запреты не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка.
  4. Запреты и требования , предъявляемые родителями должны быть едины.
  5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
  6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и  доброжелательным тоном



Предварительный просмотр:

Родителям о шестиклассниках

У детей 11—12 лет резко возрастает познавательная активность и любознательность. Все, что выходит за рамки повседневной жизни ребенка, — проблемы жизни и смерти, войны и мира, экологические и социальные темы, способы познания мира, ведьмы и гороскопы, НЛО и инопланетяне — все это занимает в сознании шестиклассника большое место. Эти проявления любознательности поверхностны и разбросаны и совершенно не связаны со школьной программой. Все это происходит потому, что подросток ощущает свои силы и возможности, взрослеет. Общаясь со сверстниками, ребенок начинает интересоваться тем, что модно в его среде. И если он хочет войти в какую-то компанию, то ее интересы становятся его интересами. Иногда в школе возникает целая эпидемия какого-либо увлечения, охватывающая не только класс, но и параллель, а иногда и школу, но через некоторое время эта эпидемия гаснет. Подобная мода может причудливо соединить в себе и позитивное, и негативное: (курение, токсикоманию, игру на деньги). Родители должны поддерживать позитивные увлечения и помогать ребенку в его делах.

Именно в этом время у подростков обычно возникает интерес к различным музыкальным группам, ансамблям, исполнителям. Если у ребенка нет других увлечений, подобное может приобрести длительный характер, а подросток станет «фанатом» или какой-то музыкальной группы, или спортивной команды.

Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию можно судить о развитии личности ребенка.

Если же у ребенка полностью отсутствуют какие-либо увлечения, то, скорее всего, их не было у окружающих взрослых. Бывает наоборот: родители слишком активно стараются развить какой-либо интерес у школьника, что ведет к обратному результату.

Играет роль в отсутствии интересов и социальная обстановка, нехватка кружков, бедность библиотеки, отсутствие спортивных секций и недостаточная материальная обеспеченность родителей.

Большое влияние на развитие интересов в подростковом возрасте оказывает общая атмосфера школы: если педагоги увлечены своим предметом, имеют большой круг интересов, желают все это передать ученикам — все это служит поддержкой влечения школьников.

Иногда сталкиваясь с первым неуспехом (или небольшим успехом), подросток быстро гаснет из-за неуверенности в себе. Родители в такой ситуации должны поддержать подростка, укрепить его самооценку, проанализировав причины неудач.

Часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Дети готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно, не прилагая никаких усилий, развлечь себя и чем-то заняться. Эти ребята — первые кандидаты в асоциальные группы. Они нуждаются в особом внимании и родителей и педагогов. Таким образом, чаще всего интересы шестиклассников лежат вне школы, что приводит к отходу от нее. А это, в свою очередь, часто ведет к ухудшению успеваемости.

Хотя это необходимый и важный этап в жизни подростка, он требует от взрослых особого внимания.

Существует еще одна причина трудностей в обучении в средних классах. Это формализм в учебе. Различают два вида формализма:

1. Школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления, зазубривают написанное у учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма часто наблюдается у прилежных подростков, желающих хорошо учиться, но не умеющих правильно мыслить и чем-либо интересоваться.

(Наиболее часто встречающийся). Школьники легко оперируют абстрактными понятиями, владеют способами теоретического мышления, но испытывают трудности «в восхождении к конкретному». Основная причина такая же — низкий уровень развития полна нательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.

Формальное усвоение школьных знаний отрицательно влияет не только на их качество, но и на развитие личности ребенка. При наличии формализма первого вида может возникнуть учебная перегрузка, что проводит к повышенной утомляемости.



Предварительный просмотр:

Роль матери и отца в жизни ребенка

Отец и мать дают жизнь ребенку и живут для его счастья. Самое большое счастье для отца и матери — честная жизнь детей, их трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении.

Проблема отцов и детей — одна из самых сложных в воспитании, у этой проблемы столько граней, сколько перед нами детей. Все попытки оказать воспитательное влияние на ребенка останутся тщетными, если отец, мать не являются теми людьми, которые составляют моральную культуру и полноту жизни детей. Только при том условии, что у отца и матери есть моральное право повелевать, все поучения, предназначенные для детей, могут дойти до их сердца, вызвать ответные чувства, пробудить желание быть хорошим. Повелевание с любовью оберегает и защищает ребенка, он с пониманием относится к требовательности, строгости отца и матери, знает, что в поведении недопустим произвол. Повелевание без любви превращает жизнь ребенка в мучения. И другая проблема: чем нежнее и щедрее родительская любовь, тем мудрее и многоопытнее должна быть воля. Любовь без умения повелевать, управлять желаниями, особенно ограничивать желания, превращает ребенка в капризное, своенравное существо, на которое не будет никакой управы. Непослушание — в подавляющем большинстве случаев нарушение гармонии любви и воли.

Для ребенка очень важно общее, совместное влияние ребенка отца и матери как духовного содружества, товарищества. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером, который вводит его в мир человеческих отношений. Отец и мать дополняют друг друга. Но все же первые истоки, первые тончайшие корни нравственного развития ребенка — в разуме, чувствах, душевных порывах матери. Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония любви и воли в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в том, что воля управляет любовью и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли — чувство ответственности за будущее человека.

Гражданин, воин, мужественный и несгибаемый человек, готовый положить голову за свою веру и свои убеждения, начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери. Мать не только рожает, но и рождает. Она рождает наше бытие, одухотворяет жизнь духом своего народа, родным словом, мыслью, любовью и ненавистью, преданностью и непримиримостью. Мать творит неповторимую человеческую личность — вот в чем смысл, искусство и мастерство того, что называется рождением. Благодаря матери мы едины со своим народом.

Настоящая женщина-мать нежна и тверда, мужественна, несгибаема одновременно.

Но нельзя отрицать особенной роли и особенного места отца в воспитании детей. Она определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным, — настоящий мужчина; его воля становится силой, способной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей. Отношения в семье исторически сложились так, что труд отца, имеющий своей целью заботы о здоровье, жизни, благополучии детей, становится основой его нравственности. Чем желаннее и радостнее этот труд для мужчины, тем чище, благороднее облик его как мужа, отца. Его мужественность заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины, требует от него быть главным кормильцем детей и матери: обстоятельства могут складываться так, что в определенные периода труд матери должен заключаться только в воспитании детей.

Каждый ребенок хочет видеть в своем отце черты, которые создают непреходящие ценности — честь, гордость, достоинство семьи. Познание моральных богатств в собственном отце — ничем незаменимые уроки чести.

Интересы отца и матери направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми, граждански зрелыми, раскрыть их способности и дать им соответствующее образование. Но достигают они этой цели каждый собственными способами. Если старания матери, прежде всего, сосредоточены на сохранении здоровья и сил своего ребенка, то старания отца направлены на то, чтобы научить ребенка бесстрашно их тратить на общую пользу. Как правило, именно он прививает детям навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в них чувство долга и ответственности за порученное дело, выводит их интересы за порог собственного дома. Именно он в большей степени приобщает свое потомство к общественным заботам.

Отец выполняет роль связующего звена: в обществе он выступает как носитель семейного начала и интереса, а в доме — как носитель общественного. Этим он и дополняет мать, но не заменяет ее.

Нередко женщина растит детей без отца. Несомненно, это требует гораздо больших усилий, и редко она обходиться без посторонней помощи. Здесь роль отца должен взять на себя дедушка или старший брат матери, а порой и хороший приятель. Потому что детям совершенно необходим зрелый пример мужского поведения.

В настоящее время мало кого из женщин устраивает просто присутствие мужчины в доме. Требования к современному родителю растут год от года. Именно отец должен приучить своих детей к труду, труду напряженному, может быть, даже рисковому. Он должен помочь увидеть цели в жизни, близкие и дальние, научить добиваться задуманного. В доме все работы, не требующие специальной подготовки, отец может выполнять вместе с сыновьями.

Придет время, и отцу предстоит объяснить мальчику физиологические особенности его организма, приучить его к гигиене. А еще объяснять, как вести себя с девочками, как заслужить их уважение, внимание, как беречь их честь и достоинство. Никакие книги не заменят доверительной беседы отца с сыном, как и матери с дочерью. Ведь отец может предостеречь сына от повторения собственных ошибок, некогда причинивших ему немало страданий.

Искусство отца и матери заключается в том, чтобы, не роняя авторитета, не опускаясь до небрежной фамильярности в отношении с детьми, уметь сказать им самое-самое и быть уверенным, что тебя поймут. А родителям, в свою очередь, нужна уверенность: будет туго взрослым, младшие не струсят, не захнычут, но напротив, примут на себя труды и заботы о благополучии отчего дома.



Предварительный просмотр:

Семейная демократия

Мы, родители, приступаем к исполнению своих обязанностей с появлением ребенка на свет и по мере того, как он растет, делаем все это более осознанно; руководим им, решаем за него, поскольку он часто становится в тупик перед выбором. Известно, что детям трудно решать самим, даже если они строптивы и как будто не расположены прислушиваться ни к чьему мнению (возможно, это проявление слабости воли, желания во что бы то ни стало самоутвердиться). Здравый смысл подсказывает, что с возрастом необходимо предоставлять детям возможность принимать все более серьезные решения, брать на себя все большую ответственность. Это предполагает глубокое знание своих детей и их склонностей, что само по себе большое достоинство. Немногие родители наделены подобной добродетелью.

Хорошо воспитать детей — значит выработать у них привычку учитывать право окружающих, научить следовать принципу: «Веди себя, как хочешь, но не злоупотребляй свободой во вред другим».

Мы часто декларируем, что предоставляем своим детям полную свободу мнения. Но при этом почему-то хотим, чтобы их мнение не слишком отличалось от нашего. Даже если мы читаем специальную литературу и в курсе различных направлений педагогики, мы часто забываем о свободе мнения, как только ребенок выскажет суждение, не соответствующее нашим установкам. И тогда сыплются обвинения; «Не говори глупостей!», «Думаешь, ты умнее нас?», «Пренебрегаешь нашим опытом?» и т.д. Но давайте признаем, что наш опыт для ребенка ничто в сравнении с тем, что он приобретает сам, действуя по-своему, по-новому, с его точки зрения, правильно! Предпосылка свободы мнения — в уважении к чужому мнению. У ребенка, чьим мнением не пренебрегают, развивается раскованное, активное мышление, недоступное ребенку, запуганному нескончаемым одергиванием и порицанием.

По мере взросления детей выслушивать их мнение особенно полезно. Они, например, должны представлять себе, что такое последняя мировая война, что такое фашизм и нацизм, тем не менее, многие дети избегают таких разговоров. Либо они впечатлительны и не могут спокойно воспринять заключенные в этих понятиях зло и жестокость, либо по инфантильности избегают осознания реальных факторов и вытекающей из этого необходимости высказать собственное суждение, занять определенную позицию. Или попросту им это скучно. В таком случае бесполезны попытки убедить, остается запастись терпением и помочь ребенку повзрослеть. Что касается сексуальных тем, можно посодействовать ему в прочтении хорошей книги. Единственное, что мы обязаны осуществлять регулярно, — это цензуру над художественным уровнем произведения; даже будучи чисто развлекательным, оно не должно опускаться ниже определенного уровня, в противном случае книга угрожает испортить вкус ребенка. Здесь нам помогут рецензии в газетах и журналах. И достаточно. Больше никакого диктата, предоставим детям предельную свободу выбора, полагаясь на то, что мы их правильно воспитали.

Семейная демократия базируется не только на равенстве прав, но и на равенстве в выполнении обязанностей без различия пола, возраста и успехов в школе.

Ребенок должен чувствовать себя активным, постоянным участником семейной жизни. И это придет к нему, если он видит, что семья объединена теплыми, дружескими отношениями, взаимопомощью. Трудно добиться, чтобы дети помогали по дому, но если вы заболеете, ваши дети будут содержать дом в полном порядке и соблюдать режим дня. Необходимо настойчиво и систематически направлять детей, поскольку привычка не считаться с другими может перешагнуть границы семьи и стать тем более опасной и предосудительной. Чтобы предотвратить зло, недостаточно взывать к ответственности, которую дети проявляют в аварийном случае. Родители должны заражать их личным примером, помогать друг другу преодолевать повседневные трудности, возникающие, например, при попытках по возможности стабилизировать время еды. Видя, что родители придерживаются определенных правил, дети тоже постепенно приучатся их соблюдать, но важно, чтобы это были именно правила, а не бесконечные нововведения.

Нельзя забывать, что детям нужна среда увлекательная и налаженная, в ней они чувствуют себя увереннее и свободнее.

Ребята любят привычки и упорядоченность! И даже если из-за лени не соблюдают их, признают в них твердую основу складывающейся традиции.

В семьях, где отец помогает матери по дому, где родители вежливы с бабушками и дедушками, подают пример в преодолении трудностей и конфликтных ситуация, процветает человечность, гуманность детей. Они привыкают присматриваться, не нужно ли кому помощь, здороваться со стариками, уступать место в трамвае — все это становится их второй натурой, а не вымученным проявлением галантности поневоле.

Присутствие в семье дедушек и бабушек может стать в высшей мере воспитательным фактором... особенно когда они очень стары и больны, нуждаются в особом уходе. Ребенок быстро привыкает к некоторым элементам самопожертвования, поймет долг сильного в отношении к слабому, приучится естественно отказываться от вкусной еды в пользу дедушки, будет следить, чтобы в часы послеобеденного отдыха кресло было свободно, считать своей обязанностью сбегать за скамеечкой для ног, за газетой, за очками. Научится помогать ближнему, учитывать потребности других, уважать чужой отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Беседа с родителямио необходимости и значимости выполнения домашних заданий в работе с детьми...

Беседа на родительском собрании

Беседа на родительском собрании...

Беседа на родительском собрании "Слагаемые тепла и уюта "

1.     Что такое нравственно-психологический климат в семье? От чего он зависит?2.     Психологический климат – совокупность психологических состояний, настроен...

Беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Родительское собрание для родителей обучающихся 5-9 классов, в котором даются советы родителям, как помочь ребенку выполнять домашние задания, как создать оптимальные условия....

Беседы для родительских собраний

Любить ребенкаНаказаниеПоощрениеРоль  семьи  в  воспитании  школьникаСтили семейного воспитанияЧему надо научить своего ребенка?...

Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"

Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"...

Беседа на родительском собрании.

"Не хочу делать уроки"...