Профилактика конфликтов
классный час (8 класс) по теме
Что такое конфликты, какие бывают конфликты и как предотвратить конфликты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emelyanova_i.p.pedsovet_profilaktika_konfliktov.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика конфликтов в системе:
«Ученик-ученик», «учитель – родитель - ученик»
«учитель – ученик»
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек, т.к. возникают в процессе общения людей. Конфликт – это напряжение в отношениях, возникающее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мнений, стремлений людей, ведущее к борьбе сторон и окрашенное сильными эмоциональными переживаниями.
Конфликты бывают:
- между личностями (ученик-ученик, ребёнок-родитель, родитель-учитель, учитель-ученик, учитель-учитель);
- внутри группы (учеников, учителей);
- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и т.д.).
Конфликты в системе «ученик - ученик» наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности.
При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками. На почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик - ученик».
Как предотвратить конфликт:
Необходимо прививать ребенку нравственные ценности: духовность во многом определяет деятельность и поведение людей;
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя - ее воздействие может проявляться в различных аспектах;
Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками;
Учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их - положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Правила грамотного преодоления конфликта:
Поставьте себя на место конфликтующей стороны;
Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию;
Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал;
Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.
Выводы:
Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;
Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;
Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;
При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
«Профилактика конфликта в системе «учитель – родитель - ученик»
Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не могут поладить друг с другом. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет.В отдельных случаях, такой конфликт может перерасти в нечто большее. Скажем, помимо учителя и ученика в него могут быть вовлечены и родители, что, несомненно, в свою очередь отразится на ребенке. К счастью, в большинстве подобных ситуаций можно легко разобраться. Но не стоит при этом пренебрегать интересами детей. Их вы должны учитывать в первую очередь!
Как и в любой конфликтной ситуации, путь к решению проблемы пролегает через переговоры. Попробуйте понять, в чем заключается истинная суть проблемы. Возможно, у ребенка возникли сложности в отношениях с одноклассниками, или появились банальные трудности в учебе, и он переносит эти негативные переживания на своего учителя. А может быть, он попал в дурную компанию, и регулярно прогуливая школу, «функционирует» целый день у игровых автоматов? Как бы то там ни было, беседуя с ребенком, постарайтесь воздержаться от неуважительных реплик в адрес учителя. Это может подорвать его авторитет и усугубить сложившуюся ситуацию
Как только вы разберетесь в ситуации и поймете позицию ученика – готовьтесь к другому разговору. Настала пора поговорить с учителем. На встрече желательно присутствие и самого ученика. Вы вместе с учителем выслушаете историю ребенка и во всем разберетесь. Поведение учителей не всегда бывает адекватным по отношению к ученикам. Не забывайте это, и доверяйте своему ребенку.
При встрече с учителем важно не оплошать, и не довести конфликт до критической отметки. Это наверняка помешает в дальнейшем и вам, и вашему ребенку. Поэтому, мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут вам добиться максимально положительных результатов.
Учитель и родитель - разговор по душам.
1. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется само собой. Поймите, сегодняшний футбольный матч гораздо менее важен, чем конфликт в школе. Не ждите, пока небольшая проблема разрастется до огромных размеров кризиса. Как только у вас возникнут хоть малейшие сомнения и опасения по поводу поведения ребенка на уроках - сразу же договаривайтесь о встрече с классным руководителем. Не ждите более веской причины, гораздо лучше и легче не доводить ситуацию до «точки кипения», а предупредить грядущие неприятности.
2. Избегайте предвзятости. На встрече, не стоит сразу нападать на учителя и вести себя агрессивно. Отнеситесь к нему с пониманием. В наши дни и в нашей стране, преподавание в школе - это тяжелый труд, требующий практически самопожертвования и самоотречения от всего. Наверняка, учитель вашего ребенка старается делать все, что в его силах, чтобы помочь своему ученику. Начните разговор с комплимента касающегося его работы, и вы зададите дальнейшей беседе позитивный тон. Надо ли нам напоминать, что хорошее начало – половина дела?
3. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить для учителя несколько вопросов, выслушав ответы на которые, вы сможете понять его точку зрения. Задавайте их прямо, не стесняясь. Не задумывайтесь, насколько неприятно они могут звучать. Не бойтесь задавать вопросы вроде «правда ли, что вы бьете учеников линейкой, как утверждает мой сын?». Представьте, что вы на судебном заседании, где никто не стесняется прямо задавать вопросы, непосредственно относящиеся к делу. Не стоит ходить вокруг да около. Напротив, заданный «в лоб» вопрос может сыграть свою роль и показать, насколько эта «белая овечка» на самом деле «серый волк».
4. Будьте дипломатичны. В разговоре с учителем желательно придерживаться нейтрального тона. Высказывая свои беспокойства, не стоит сразу переходить к обвинениям. Не стоит прямо с порога кричать «признавайся, грязный извращенец!». Такие словоформы не создадут атмосферы доверия. Лучше расскажите учителю о своих наблюдениях за ребенком, при этом, избегая таких обобщений, как «сын ненавидит школу!» и «все учителя сволочи, только деньги дерут!». Лучше приведите конкретные примеры, скажем: «ребенок сильно расстроился, потому что весь вечер потратил на задачу по арифметике, но так и не смог решить ее. И хотя позже, подключилась вся семья, включая дядю - преподавателя высшей математики в Бауманке, ответ так и не был найден».
5. Составьте план совместных действий учителя и родителей. Вариантов может быть масса - от смены парты, до прекращения посещения кружка по собиранию гоночных машин из конструктора «Лего» или вышивания крестиком. Дома можете ввести систему вознаграждений за примерное поведение и успехи в учебе. Зафиксируйте план в письменной форме, и повесьте на видном месте, чтобы не забыть его положения после вечернего пива.
6. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана. Возможно, у вас получится это сделать посредством электронной почты или по обычному телефону. Открытое общение и частые контакты не только помогут справиться с текущими проблемами, но и смогут предотвратить возникновение недопонимания в будущем.
7. Если ничего не помогло. Крайнее средство для решения подобных проблем - перевод ребенка в другой класс или даже в другую школу. Учтите, подобная мера – серьезный стресс для ребенка. Идти на такую крайность можно лишь в редких случаях, и лишь тогда, когда это действительно необходимо. К тому же, результат не всегда будет соответствовать вашим ожиданиям. Возможно, проблема не исчезнет полностью. Но все же, это может помочь улучшить положение ровно настолько, чтобы вам и вашему ребенку стало комфортно. Главное, потратив столько усилий, не сделать промах, и не попасть на учителя, методы поддержания дисциплины которого те же, что и у предыдущего. А учебная программа вообще одинакова для всех общеобразовательных школ. Следовательно, вариант с переводом не гарантирует решения всех проблем. А перед самим переводом вам нужно встретиться с будущими учителями вашего ребенка.
Иногда, личностный конфликт учителя и ученика может так сильно сказаться на последнем, что вызовет у него состояние депрессии. А это совсем ни к чему. В таком юном возрасте организм и без того слаб и восприимчив ко всему окружающему. В такой ситуации следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту-психологу. Он поможет вам найти путь для более эффективного контакта ребенка с учителем.
Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами, особенно такого характера. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка. Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.
«Конфликт между учителем и учащимся: формула решения ».
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя». В.А.Сухомлинский.
Сегодня главное внимание мы уделим конфликтам между учителем и учеником, поговорим о причинах конфликтных ситуаций и достойном их разрешении.
В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений. И ситуация может перейти в конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п.
Основные причины конфликтов между учителем и учащимся:
• Негативная оценка личности учащегося, а не конкретного поступка;
• Негативная оценка поступка учащегося без разбора его мотивов, учёта личных особенностей;
• Неумение учителя прогнозировать поведение учеников на уроке;
• Характер отношений, сложившихся между учителем и отдельными учениками (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних);
• Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).
Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребёнок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учёбе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допустить, чтобы конфликт зашёл далеко.
Также нужно помнить, что любая ошибка учителя при разрешении конфликтных ситуаций тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
При возникновении конфликта учителю стоит выяснить, простой ли это спор, недоразумение либо конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости, психологической несовместимости. После определения причин его возникновения учитель должен минимизировать количество его участников. Установлено, что, чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.
Например, в классе есть трудный подросток, на уроках ведёт себя вызывающе, грубит. Если во взаимоотношениях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будите выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию он будет проявлять. Конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, т.е. понять его интересы, цели, мотивы. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может наладится с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.
Ещё пример, на уроке при проверке домашнего задания учительница трижды попросила ответить одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она поставила ему «2». На следующем уроке учительница начала опрос с этого же ученика, и поскольку он снова отказался отвечать, удалила его с урока. Ученик перестал ходить на занятия по предмету, стал избегать встреч с учителем, хотя по другими предметам учился успешно. За четверть учительница поставила ему двойку. Узнав об этом, ученик отказался посещать школу. Поскольку на первом уроке ученик молчал, учителю необходимо было сразу разобраться в причинах этого и предупредить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика было уже проявление протеста. Испытав нажим со стороны учителя, он продемонстрировал подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками. В данной ситуации следовало выяснить причину неподготовленности ученика к уроку, ведь по другим предметам он учился хорошо. Его опрос на следующем же занятии стал грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. По вине учителя конфликт затянулся, стал эмоционально напряжённым.
Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.
Поведение учителя в условиях конфликта характеризует:
- напористость в реализации собственных интересов;
- кооперативность, учитывающая интересы других лиц.
Сочетание этих направлений при разной степени их выраженности определяет основные способы разрешения межличностных конфликтов: избегание, принуждение, сглаживание, компромисс.
Избегание (уклонение) – слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью. При такой стратегии поведения действия учителя направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания собственной позиции. Учитель не берёт на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, провоцирующих конфликт.
Принуждение (противоборство) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия учителя направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за собственные интересы, применения власти, принуждения. Он заставляет принять свою точку зрения любой ценой.
Сглаживание (уступчивость) – слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направленына сохранение или восстановление хороших отношений, обеспечение удовлетворённости другого лица путём сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремится поддерживать других, не задевает их чувств, учитывает их аргументы.
Компромисс (сотрудничество) – высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его собственным интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.
Итак для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:
- Раскрыть её причины
- Не допустить перехода в длительный конфликт
- Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны
- Найти пути предупреждения или погашения конфликта
- Поддержать даже «плохих» учащихся.
Социальным педагогам и инспекторам по охране прав детей необходимо придерживаться следующих правил по преодолению конфликта:
- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;
- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться, в основном теми, кто её создал;
- при обсуждениях анализируйте мнения сторон, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путём определения общей позиции для оценок;
- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия можно только по частям, шаг за шагом.
В процессе урегулирования конфликтов между учащимися и педагогами следует неукоснительно руководствоваться действующим законодательством в сфере защиты детей. Основными правовыми документами являются:
Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989;
Конституция РФ от 12.12.1993.;
Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 №223 – ФЗ
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Закон об образовании
Учащийся, попавший в конфликтную ситуацию с педагогом, должен в кратчайшие сроки поставить в известность своего классного руководителя, который, в свою очередь, обязан в дальнейшем приложить все усилия для скорейшего и правильного разрешения конфликта. Помимо классного руководителя учащийся, чьи права нарушены, должен обратиться за помощью к своим родителям или законным представителям, которые согласно п.2 ст.7 Закона об основных гарантиях ребёнка обязаны оказать своему ребёнку всяческое содействие в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учётом возраста ребёнка. Для этого п.7ст.15 Закона об образовании для родителей учащихся установлена гарантия на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса.
В дальнейшем учащийся должен честно и правдиво давать пояснения лицам, осуществляющим разрешение конфликта, а также соблюдать правила поведения, предусмотренные уставом и локальными актами образовательного учреждения. Право родителей на защиту прав и законных интересов своего ребёнка предусмотрено также п.1 ст.52 Закона об образовании. Получив от своего ребёнка информацию о конфликте между ним и педагогическим работником, родители (законные представители) обязаны принять меры по доведению данной информации до сведения классного руководителя и руководителя образовательного учреждения.
Виновником конфликта может выступать и учащийся, допустивший непристойное поведение, посягающее на профессиональную честь и достоинство педагогического работника. На основании решения конфликтной комиссии принимаются меры дисциплинарного и воспитательного характера.
Следует отметить, что на время проведения дисциплинарного разбирательства образовательное учреждение обязано принять все меры для того, чтобы не допустить возникновения новых противоречий и разногласий между участниками конфликта (например, чтобы учитель не стал мстить ребёнку, что тот посмел пожаловаться на него), ребёнка временно можно перевести в другой класс.
При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие её возникновению
.Выводы:
1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.
2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.
4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.
5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."
Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...
Примирительная комиссия (профилактика конфликтов в школе)
Большое количество конфликтов в школе, особенно у пятиклассников в адаптационный период, подвинуло искать эффективные способы решения этой проблемы. Как одна из форм работы в этом направле...
Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья раскрывает проблемы и причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе и пути их профилактики....
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов».
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов»....
Профилактика конфликтов в работе с родителями. Технологии регулирования конфликта
Актуальность данной темы поможет избежать конфликтов, их профилактировать, а при неизбежности их профессионально, грамотно урегулировать. В дальнейшем минимизировать и свести на нет. Довести до ...