Классный час: "Супружество без брака"
классный час на тему

Крупеня Людмила Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_k.ch_.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего и профессионального образования Брянской области ГБОУ НПО профессиональный лицей № 24

На тему:

                                                                              Выполнила:

                                                                                           мастер п/о

                                                                                           Крупеня Л.А

                                        2011 г.

В России сейчас распадается каждый второй брак.  Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего,  живет в гражданском  браке. Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.

 Предлагаемый классный час – это час общения на актуальную для учащихся тему. Ключевые понятия – семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.

Цель классного часа:

Расширить представление учащихся о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость; формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям национальной культуры;  побуждать молодых людей к  прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Классный руководитель. Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?

(Учащиеся высказываются)

Классный руководитель. Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней,  что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?

Примерные ответы учащихся:

– У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.

– Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу: «уйди, не до тебя!»

– Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом.

– Многие дети не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы, какое же счастье?

– Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.

Классный руководитель. Примерно такие  объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость  родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья. 

– Может быть, и не нужно к  нему стремиться,  может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом?

– Зачем вообще люди вступают в брак?

Примерные ответы учащихся:

– Для продолжения рода.

– Чтобы вести совместное хозяйство (в старину).

– Жить друг без друга не могут.

– По традиции, чтобы быть не хуже других.

– В поисках материальной выгоды.

– Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).

Классный руководитель. Слово «брак» употребляется в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время.

II. Работа с понятиями («семья», «брак», «супружество»)

Классный руководитель. Говоря о семье, мы употребляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы).

1. Семья = семь «я»

Классный руководитель. Первая группа поработает со словом «семья». Какое определение семьи вам кажется более точным и почему (читает): 

– Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.

– Семья – это «общность людей, связанных отношениями  супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания  членов семьи»

2. Что берут в браке?

Классный руководитель. Вторая  группа  подумает о значении и происхождении слова «брак».

Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке?

3. В одной упряжке.

Классный руководитель. Третья  группа  раскроет смысл слова «супружество». Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?

(В течение 5 минут учащиеся обсуждают вопросы)

Классный руководитель. Слушаем представителей групп.

(Учитель дает слово представителям групп. Учащиеся высказываются)

Примерные ответы:

1-я группа:

– Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией,  второе определение более точное.

2-я группа:

 – В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак – это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств.

3-я группа:

– Брак будет крепким, когда  они вместе тянут ОБЩИЙ груз, идут в ОДНОМ направлении, объединены ОБЩИМИ целями и задачами, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать»

Классный руководитель. Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами брак, семья, супружество?

Примерные ответы:

–Конечно, если они будут считать, что семья – это просто совместное проживание, а брак – только штамп в паспорте, супруг – просто синоним слова «муж» или «жена», то  они быстро разбегутся.

Классный руководитель.  Семья,  брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общими «понятиями» семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.


III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».

Классный руководитель. В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки - без создания семьи.

Прочитайте тему нашего часа. В ней  заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание?

(Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств)

– В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»?

(Супружество без обязательств)

– Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении - в противовес церковному.   Сейчас  так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака.

Сначала послушаем защитников гражданского брака.

Примерные ответы:

– Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства

– Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены?

– Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.

– В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода!

Классный руководитель. Теперь слово противникам.

Примерные ответы:

– Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.

– И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

– Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

– А вдруг в этом браке появиться ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?

– Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет   особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».
–  При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Классный руководитель. Скептики  презрительно  кивают на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. 

Каковы последствия гражданского брака  для личности и общества?

Примерные ответы:

– Плавно перетекает в официальный брак.

– Этот брак распадается, и  партнеры вступают в официальный брак с другими.

– Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к представителям противоположного пола, одиночество

– Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток мигрантов, активизация фашизма.

Классный руководитель. В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов – этого уже никто не считал.

Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?

Примерные ответы:

– Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.

– Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.

– Нужно  объявлять выговоры, штрафовать.

– Вернуться к истокам, к вере.

– Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.

Классный руководитель. Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно, отказывающиеся от брака, в супружестве, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.

IV. Заключительное слово.

Классный руководитель. Как-то мне попалась фраза одного православного священника, который сказал:  «Мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 миллионов человек (к тому же пенсионеров), а в соседней Турции – 150 миллионов молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся». 

Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине 21 века в России будут миллионы счастливых многодетных семей.

V. Подведение итогов.

Классный руководитель. Разделяете ли вы оптимизм священника? Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «супружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 11 классе по теме Семья без брака

Предлагаемый классный час- это час общения со старшеклассниками на актуальную для них тему. Ключевые понятия: семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка таког...

Классный час: "Супружество без брака"

В помощь классны руководителям в проведении классных часов....

Конспект урока "Священные узы супружества" 7 класс

Конспект урока "Священные узы супружества" в 7 классе создан в технологии  "Диалог культур" по анализу древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" и древнегреческого мифа о Филимоне и Ба...

Классный час "Брак и любовь"

Воспитание уважения к противоположному полу, чистых взаимоотношений...

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...