Классный час: "Супружество без брака"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Департамент общего и профессионального образования Брянской области ГБОУ НПО профессиональный лицей № 24
На тему:
Выполнила:
мастер п/о
Крупеня Л.А
2011 г.
В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке. Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.
Предлагаемый классный час – это час общения на актуальную для учащихся тему. Ключевые понятия – семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.
Цель классного часа:
Расширить представление учащихся о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость; формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям национальной культуры; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.
Ход классного часа
I. Вступительное слово.
Классный руководитель. Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?
(Учащиеся высказываются)
Классный руководитель. Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?
Примерные ответы учащихся:
– У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.
– Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу: «уйди, не до тебя!»
– Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом.
– Многие дети не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы, какое же счастье?
– Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.
Классный руководитель. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.
– Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом?
– Зачем вообще люди вступают в брак?
Примерные ответы учащихся:
– Для продолжения рода.
– Чтобы вести совместное хозяйство (в старину).
– Жить друг без друга не могут.
– По традиции, чтобы быть не хуже других.
– В поисках материальной выгоды.
– Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).
Классный руководитель. Слово «брак» употребляется в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время.
II. Работа с понятиями («семья», «брак», «супружество»)
Классный руководитель. Говоря о семье, мы употребляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы).
1. Семья = семь «я»
Классный руководитель. Первая группа поработает со словом «семья». Какое определение семьи вам кажется более точным и почему (читает):
– Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.
– Семья – это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания членов семьи»
2. Что берут в браке?
Классный руководитель. Вторая группа подумает о значении и происхождении слова «брак».
Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке?
3. В одной упряжке.
Классный руководитель. Третья группа раскроет смысл слова «супружество». Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?
(В течение 5 минут учащиеся обсуждают вопросы)
Классный руководитель. Слушаем представителей групп.
(Учитель дает слово представителям групп. Учащиеся высказываются)
Примерные ответы:
1-я группа:
– Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.
2-я группа:
– В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак – это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств.
3-я группа:
– Брак будет крепким, когда они вместе тянут ОБЩИЙ груз, идут в ОДНОМ направлении, объединены ОБЩИМИ целями и задачами, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать»
Классный руководитель. Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами брак, семья, супружество?
Примерные ответы:
–Конечно, если они будут считать, что семья – это просто совместное проживание, а брак – только штамп в паспорте, супруг – просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
Классный руководитель. Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общими «понятиями» семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.
III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».
Классный руководитель. В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки - без создания семьи.
Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание?
(Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств)
– В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»?
(Супружество без обязательств)
– Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении - в противовес церковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака.
Сначала послушаем защитников гражданского брака.
Примерные ответы:
– Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства
– Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены?
– Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.
– В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода!
Классный руководитель. Теперь слово противникам.
Примерные ответы:
– Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.
– И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
– Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.
– А вдруг в этом браке появиться ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?
– Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».
– При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
Классный руководитель. Скептики презрительно кивают на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущественные и прочие права супругов и их детей.
Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?
Примерные ответы:
– Плавно перетекает в официальный брак.
– Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.
– Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к представителям противоположного пола, одиночество
– Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток мигрантов, активизация фашизма.
Классный руководитель. В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов – этого уже никто не считал.
Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?
Примерные ответы:
– Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.
– Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.
– Нужно объявлять выговоры, штрафовать.
– Вернуться к истокам, к вере.
– Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.
Классный руководитель. Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно, отказывающиеся от брака, в супружестве, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.
IV. Заключительное слово.
Классный руководитель. Как-то мне попалась фраза одного православного священника, который сказал: «Мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 миллионов человек (к тому же пенсионеров), а в соседней Турции – 150 миллионов молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся».
Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине 21 века в России будут миллионы счастливых многодетных семей.
V. Подведение итогов.
Классный руководитель. Разделяете ли вы оптимизм священника? Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «супружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 11 классе по теме Семья без брака
Предлагаемый классный час- это час общения со старшеклассниками на актуальную для них тему. Ключевые понятия: семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка таког...
Классный час: "Супружество без брака"
В помощь классны руководителям в проведении классных часов....
Конспект урока "Священные узы супружества" 7 класс
Конспект урока "Священные узы супружества" в 7 классе создан в технологии "Диалог культур" по анализу древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" и древнегреческого мифа о Филимоне и Ба...
Классный час "Брак и любовь"
Воспитание уважения к противоположному полу, чистых взаимоотношений...
Внеклассное образовательное мероприятие для 10-11 кл «Семья, брак и супружество»
С использованием интерактивных методов обучения...
Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"
классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...