КОНФЕРЕНЦИЯ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «Блокада Ленинграда»
классный час (6 класс) на тему

Токова Тамара Исмаиловна

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx36.57 КБ
Файл blokada_leningrada.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10

 имени С. К. Магометова села Красный Курган»

КОНФЕРЕНЦИЯ

С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Подготовила:

Токова Тамара Исмаиловна,

классный руководитель 6 Б класса.

2013 год.


Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  • Развивающие:
  • формирование у учащихся осознания исторического прошлого,
  • актуализировать знания по теме «Блокада Ленинграда», полученные учащимися на уроках истории, классных часах,  расширить и углубить их;
  • сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
  • Обучающие:
  • обучение специфики работы с историческими источниками, воспоминаниями, документальными материалами, относящимися к периоду ВОВ.
  • Воспитательные:
  • воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
  • воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью  поэтической литературы.

Звучит музыка.

Вступительное слово учителя

На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия напала на СССР. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 года.

                   Тот самый длинный день в году

                   С его безоблачной погодой

                   Нам выдал общую беду,

                   Одну на всех, на все четыре года…

План германского командования «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трех основных направлениях – на Ленинград (группа армий «Север»), Москву  (группа армий «Центр»),  и Киев (группа армий «Юг»). В короткий срок предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань.

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда.

Историческая справка.

1учащийся

Ленинград –  важный промышленный, научный и культурный центр Советского Союза. Город, с богатейшей историей, основанный Петром I в 1703  году.  С 1712 г. Санкт-Петербург  являлся более 300 лет  столицей Российской империи. С  началом первой мировой войны, в 1914 году, переименован   в Петроград, а в 1924 году, после смерти Ленина,  получил  новое имя – Ленинград. В 1991 году  городу возвращено его историческое название – Санкт-Петербург.

Учитель

Гитлер придавал особое значение взятию этого города – одного из символов революции 1917 года. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

2  учащийся

До войны в Ленинграде проживало более 3-х млн человек. С начала войны  и до начала блокады были эвакуированы 636 тыс. человек. 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира.   На город было сброшено более 600 000 зажигательных бомб. Вместе с бомбами нацисты бросали листовки: «Сегодня мы бомбим, завтра вы хороните»… В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием. У стен города шло кровопролитное сражение. 25 сентября продвижение врага было остановлено. Не сумев взять Северную столицу с ходу, немцы решили применить другой план. Гитлер сказал: "Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет».

Была война, была блокада…

Все люди были, как из ада.

Пытались немцев истребить.

Им очень трудно было жить…        

3 учащийся

Ранняя зима принесла тяжелое испытание защитникам города – страшный холод. Расчет врага делался на начало в городе голодных бунтов. Однако этого не произошло. Наоборот, страшные испытания еще больше сплотили людей.

 Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов – 300 граммов
  • Войскам первой линии — 500 граммов.

При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь над вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда

Инсценирование. (диалог детей).

(Стоит стол, на нем – свеча,  железная кружка, листки бумаги. За столом сидят два  мальчика, одетые в шапки-ушанки, шарфы,  перчатки.  Они что-то пишут.)

              Фимка:

- Ой, как есть хочется!

              Димка:

 - Терпи!  И мне хочется. Терплю ведь!  Ты думаешь, хлеб теперь – это просто хлеб?  Получил паек, сто двадцать пять граммов, и ешь  сразу?

              Фимка:

- А как же?  Думай, не думай – хлеба больше не станет…

              Димка:

- Не скажи…Паек-то можно есть по-разному.

             Фимка:

- Как это по-разному?

             Димка:

 - Каждый человек, Фимка, должен сейчас найти самый «сытный» способ есть хлеб.  Надо суметь, чтоб не сразу паек в животе  оказался.

            Фимка:

- Как это – самый «сытный»?

            Димка:

- А так!  Одни по крошечке едят, чтоб дольше хлеб во рту был.  Другие режут паек на тоненькие пластинки.  Отрежут и жуют.

            Фимка:

- Нет, не могу я удержаться, Димка!  Кусочек то такой ведь еще меньше. Съешь и не заметишь.

            Димка:

- А вечером как?

            Фимка:

 - Вечером мама придет с работы.  Посмотрит, вздохнет…Отрежет   мне кусочек от своего пайка…На, скажет, ешь, голова садовая.

             Димка:

 - И ты ешь?  Так она же работает…Ей же больше надо, чтобы силы  сберечь…Будешь так дальше делать, Не стану с тобой  дружить…Понял?

            Фимка:

 - Понял.  Но есть-то так хочется…

            Димка:

- Хочется, хочется!!! Мне вот на крышу хочется… На небо поглядеть  – не летит ли фашистский «Юнкерс».  Давай, шагай за мной…

 - У нас с мамой полный порядок. «Получил паек, раздели на три  кусочка, - говорит мама. – Утром кусочек – на завтрак.  Днем  кусочек – на обед.  Вечером – еще кусочек, граммов сорок… Так и  продержишься день…»

            Фимка:

 - Я тоже паек на три части делить буду.

             Димка:

- И правильно!  Ты думаешь – бойцам много больше дают?  Не очень-то.  А они с фашистами дерутся.  И мы с тобой тоже защитники Ленинграда, на боевом посту. Выходит, и нам надо держаться.

Учитель

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Писатель Лидия Гинзбург вспоминала: «В пору большого голода вопрос был прост: съедает ли человек свои 125 грамм сразу или в 2 или 3 приёма. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Выжившие жители города, вспоминали:

4 учащийся

 *Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают.

* Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.

* Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься и бредёшь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и – перешагнёшь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Лёгкий, лёгкий, озарённый путь…
Тот, кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, – на жизнь имеет право
(О.Берггольц)

5 учащийся

Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.

Работала Публичная библиотека

Работали школы.

1 сентября 1941 г. ученики пришли в свои школы учиться. Еще осенью занимались дети всех классов, но зиму выдержали  только старшеклассники.  Школьники военных лет шли в школу не по мирным, тихим улицам – враг обстреливал их.  Голодал весь город, было очень холодно.  И все-таки они учились!  Рассказывая об этом времени, ученики 7 класса 148 школы писали в коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля.  Тусклый зимний свет с трудом пробивается сквозь небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода. Глаза слезятся от дыма, тяжело читать, а писать совершенно не возможно.  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах».

Ученики шатались от голода, у всех была общая болезнь – дистрофия.  А к ней прибавилась и цинга.  Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

                         

В школе        

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла.

                   Ее из школы на носилках

Домой

Ребята понесли.

В ресницах у подруг

Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятия –

После похорон.  

Приближался конец учебного года.  Из 532 учащихся, окончивших десятые классы, 70 % выпускников имели «золотые аттестаты».

6 учащийся

Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2-3 дней. Колонок с водой в городе было мало. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.

Выходит на поверку, что тогда

Мы просто лгали близким и знакомым,-

Мы говорили: «невская вода»,

Мы говорили: «в двух шагах от дома»

А эти два шага – четыре сотни,

Да плюс четырнадцать по подворотне.

Здесь не ступеньки – ледяные глыбы!

Ты просишь пить, а ноги отекли,

Их еле отрываешь от земли.

………………………………..

Но принесу – хотя бы полведра…

Не оступиться б только, как вчера! (З. Шишова)

7 учащийся

Самым тяжелым временем в обороне Ленинграда стала зима 1941 – 1941 гг. Выдержать ее жители смогли лишь мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге Жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозили население. Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранный конно - транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть  повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти», но позже появилось другое название «Дорога жизни».

С 20 ноября 1941 г. по конец апреля 1942 г. по Дороге жизни было доставлено в город 262 тыс. тонн продовольствия. За весь период из Ленинграда вывезено около 1 млн  человек. Многие из них погибли во время бомбежек трассы.

Сквозь бури-шторма, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети.
Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,
Другой дороги не найти.
Ох, Ладога, родная Ладога.
Метели, штормы, грозные снега
Недаром Ладога родная
Дорогой Жизни названа.
Зимой машины мчались вереницей,
А лёд на Ладоге трещал –
Возили хлеб для Северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
И знаем мы – кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень.
Растут и крепнут силы Ленинграда,
растут и крепнут каждый день.
(Песнь о Ладоге. П.Богданов)

8  учащийся

 В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам», «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал фюрер.

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

и он точил, пока рука

Могла производить движенья,

И если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Символом страшной блокады стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой:

«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г. (ЛКМ)
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня
 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра
 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи
 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня
 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра
 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Таня по Дороге жизни была вывезена из Ленинграда, но в эвакуации умерла.

Учитель   Весной стало немного легче. Появилась первая трава, люди раскопали и засадили все свободные участки земли. Постепенно из парков и садов исчезли все одуванчики. Из них варили щи, из корней делали лепешки. В пищу шла и другая трава. Вот меню 1942 года, одного из цехов. По тем временам такое меню было очень богатым.

- щи из подорожники

- пюре из крапивы и щавеля

-котлеты из свекольной ботвы

- биточки из лебеды

- шницель из капустного листа

- печень из жмыха

- торт из дуранды

- оладьи из казеина

-суп из дрожжей.

Всего от голода, болезней, бомбежек погибло около 1 млн ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу. Лишь в январе 1943 г. блокада города была прорвана,  и по отбитому у фашистов коридору шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для промышленных предприятий, вооружением для его защитников. 27 января 1944 года блокада города Ленинграда была снята полностью.

9  учащийся

За залпом залп
Гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут..
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.

10 учащийся

Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы плачут.

(Ю.П.Воронов)

Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,

Такая правда
Не права!
Чтоб снова
на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.

(Ю.П.Воронов)


Учитель: Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь  во имя нашей, быть достойными их.  Будем же любить Родину так,    как это делали они.  Желаем всем добра и мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блокада Ленинграда – ТРАГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГОРОДА НА НЕВЕ. Страницы Великой Отечественной Войны

Слайд 2

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР без объявления войны

Слайд 3

ПЛАН «Барбаросса»

Слайд 4

Санкт-Петербург –Петроград ---Ленинград

Слайд 5

Блокада Ленинграда

Слайд 6

8 сентября 1941 – 27 января 1944 - блокада Ленинграда

Слайд 7

Блокада Ленинграда

Слайд 8

Блокада Ленинграда – 900 дней

Слайд 9

Блокада Ленинграда – 900 дней

Слайд 10

Блокада Ленинграда – 900 дней

Слайд 11

Блокада Ленинграда - 900 дней

Слайд 12

Блокадный хлеб

Слайд 13

Блокадная школа

Слайд 14

Блокадная школа

Слайд 15

Блокада Ленинграда

Слайд 16

Дорога Жизни

Слайд 17

Дорога Жизни

Слайд 18

Дорога Жизни

Слайд 19

Дневник Тани Савичевой

Слайд 20

Голодный Ленинград

Слайд 21

Победный Ленинград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Выступление на конференции по теме "Мультимедийные технологии в преподавании ИЯ (из опыта работы)"

в статье автор делится опытом применения средств мультимедия на занятияз ИЯ...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...