Всероссийский урок знаний 2 сентября "Мы - россияне!"
классный час (7 класс) по теме
Рассказ о Конституции РФ, о правах и свободах граждан России, кроссворд, игра, презентация для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_urok_2_sentyabrya.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов
«Мы – россияне!»
Всероссийский урок 2 сентября
Учитель высшей категории Л.В. Карпова
г. Наро-Фоминск
2013г.
Всероссийский урок 2 сентября
«Мы – россияне!»
Цель: формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи:
- формировать правовую культуру,
- развивать чувство гордости за Россию,
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников,
- показать, что объединяет всех россиян, чем они гордятся и что ценят.
Просмотр видеоролика с участием первых лиц государства: В. В. Путина, В. И. Матвиенко, С. Е. Нарышкина, В. Д. Зорькина.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, 12 декабря 2013 года государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства – 20-летие принятия Конституции Российской Федерации – Основного Закона страны. В Конституции содержится список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.
Конституция 1993 года состоит из преамбулы и 2 разделов. Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту Конституции. В преамбуле называются 6 основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Это:
- Утверждение прав и свобод человека.
- Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации.
- Сохранение исторически сложившегося государственного единства.
- Возрождение суверенной государственности России.
- Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства.
- Обеспечение благополучия и процветания России.
Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов. Первый раздел содержит собственно текст Конституции и включает 9 разделов:
- Основы конституционного строя.
- Права и свободы человека и гражданина.
- Федеративное устройство.
- Президент.
- Федеральное собрание.
- Правительство Российской Федерации.
- Судебная власть.
- Местное самоуправление.
- Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Конституция определяет общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.
- Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?
(Ответы учащихся)
Учитель. Россия – Европа и Азия,
Россия – земля без границ,
Великое разнообразие
Наречий, характеров, лиц…
В нашей многонациональной стране проживает более 160 народов, которые говорят более чем на 230 языках. Среди них русские составляют большинство – 77,71%, татары – 3,72%, украинцы – 1,35%, башкиры – 1,11%, чуваши – 1,01%, чеченцы – 1%.
Самые малочисленные народы России – вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, нагайбаки, тофалары, караимы, чукчи.
Уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство имеет свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподаётся национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции. Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.
- То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.
- Преданность, неизменность в своих чувствах.
- Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.
- Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.
- Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.
- Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.
1Д | О | Б | Р | О | ||||||
2В | Е | Р | Н | О | С | Т | Ь | |||
3С | О | Ч | У | В | С | Т | В | И | Е | |
4Н | А | Д | Е | Ж | Д | А | ||||
5Л | Ю | Б | О | В | Ь | |||||
6Б | Р | А | Т | С | Т | В | О |
Если вы правильно решили кроссворд, то по вертикали под цифрой 1 вы прочтёте слово ДРУЖБА. Какое хорошее и доброе слово. У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства», «Если дружба велика – будет Родина крепка».
А что такое гражданский мир и согласие?
(Ответы учащихся)
Учитель. У поэта Ф. И. Тютчева есть стихотворение « Два единства».
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши!-
Славянский мир, сомкнись тесней.
«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…
?
Как вы поняли смысл этого стихотворения?
(Ответы учащихся)
Наше единство в любви людей друг к другу, а не во вражде.
-Какие права и свободы имеются у всех граждан России?
(Ответы учащихся)
Учитель. В Конституции нашей страны содержатся основные права и свободы, а также обязанности граждан. Учёные-юристы разделяют их на следующие группы:
Личные: на жизнь, на защиту чести и достоинства, на невмешательство в личную жизнь, на тайну переписки и переговоров, на неприкосновенность жилища, право не подвергаться пыткам.
Гражданские: на гражданство, на свободу передвижений, на свободу совести, на выбор места жительства.
Юридические: на судебную защиту, на равенство перед законом, не подвергаться произвольному аресту, не давать показания против себя и своих близких, на презумпцию невиновности.
Политические: избирать и быть избранным, на управление делами государства, на политические объединения, на политические убеждения, право обращаться в различные инстанции, на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирование.
Социальные: на достойный уровень жизни, на образование, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на жилище.
Духовные: на свободу мысли и слова, на свободу творчества, на защиту интеллектуальной собственности.
Экономические: на частную собственность, на наследование, на свободное предпринимательство, на свободный и безопасный труд.
Конституция гарантирует достаточно большое количество различных прав и свобод граждан. Но основные мысли таковы:
- Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства.
- Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех – основа свободы.
- Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не противоположны по смыслу, если закон демократический. Следовательно, всё, что не запрещено, то дозволено.
- Ограничение прав возможно исключительно ради общего благосостояния в демократическом обществе.
Каждый взрослый дееспособный человек, если только он хочет чувствовать себя полноправным гражданином своей страны, обязан не только знать свои права, но и уметь защищать их всеми законными способами.
Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Прочитайте и соедините части предложения. Например: «В школе я должен… хорошо учиться, внимательно слушать учителя».
- В школе я имею право…(получать бесплатно образование, отдыхать на переменах).
- Дома я должен…(помогать родителям, уважать старших, слушаться их, выполнять домашние задания).
- Дома я имею право…(получать дополнительные знания из различных источников (книг, телевидения, Интернета).
- На улице я должен…(здороваться со старшими, уступать им место в транспорте, быть вежливыми с окружающими людьми).
- На улице я имею право…(играть в различные игры, заниматься спортом, общаться с друзьями).
- После школы я имею право…(отдыхать, получать дополнительные знания).
- После школы я должен…(выполнять домашние задания, трудиться в меру своих сил).
А теперь мы поговорим с вами о людях, делами которых гордится вся Россия.
(Рассказы учащихся о подвигах людей в годы великих испытаний, совместного труда, достижения людей в космосе, спорте, искусстве, литературе).
Заключительное слово учителя.
Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для граждан любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения её качества.
Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового созн...
Классный час для 9 класса "Всероссийский урок знаний, посвященный 20-летию Конституции РФ"
Классный час для 9 класса "Всероссийский урок знаний, посвященный 20-летию Конституции РФ"...
Праздник, посвященный Всероссийскому дню знаний о лесе.
Внеклассное мероприятие по биологии в 5-6 классах....
КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 «А» КЛАССЕ Тема урока : «Урок России. Мы- россияне!20-летие РФ»
Данный классный час знакомит учащихся с главными государственными символами России. Можно приурочить информацию ко Дню празднования Конституции Российской Федерации....
Всероссийский Урок Знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России
классный час...
Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 25 лет со дня принятия Конституции России.
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; ...
« Мои знания – моя сила. Кафе «Тетрадь в клеточку». « Всероссийский урок ОБЖ».
Информирование учащихся о введении единого образовательного пространства в РФ....