Классный час в 7 классе по теме: "День народного единства"
классный час на тему
В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 7 классе по теме:
"День народного единства"
Цели урока:
- Создать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.
- Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.
- Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.
- Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация «День народного единства», музыкальное оформление.
Ход классного часа.
Слайд 1
Учитель:
Наша страна с 2005 официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября.
Слайд 2
? Знаете ли вы, в память, о каких событиях установлен этот праздник?
1 ученик:
Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 г., когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, что положило начало выхода страны из кризиса Смутного времени.
2 ученик:
В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.
Слайд 3
Учитель:
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы ». На основе данного закона 4 ноября считается Днем народного единства.
В пояснительной записке проекта федерального закона «О днях воинской славы» отмечалось:
«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Слайд 4
3 ученик: Чтение стихотворения: «Единство навсегда».
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Слайд 5
Учитель:
Родина и единство… Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Слайд 6
Трудное время переживала Россия. Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силой захватить престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы – шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили и губили народ. Казалось, помощи было ждать неоткуда.
Слайд 7 - Смутное время
Слайд 8
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.
Слайд 9 (4 ученик):
В 1598 г. умер Федор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного). Он был бездетным, и наследовать ему должен был младший брат его Дмитрий, но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что Дмитрий был убит и что убийцу подослал Борис Годунов, надеявшийся сделаться царем после бездетного Федора. В действительности так и произошло: после смерти Федора Иоанновича в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Бояре были не довольны этим. Зная, что бояре не желают ему добра, Борис сделался подозрительным и стал преследовать многих бояр знатного рода.
Слайд 10 (5 ученик):
В это же время в России случился сильный голод и моровое поветрие. От них погибло много людей. В народе пошли волнения, стали припоминать смерть царевича Дмитрия и распускать слух, что Дмитрий жив. И действительно, скоро появился в Польше человек, который объявил себя царевичем Дмитрием. Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев, получил поддержку польских панов, католического духовенства, собрал войско, двинулся в Россию, пообещав польскому королю несколько русских областей. В 1604 г. самозванец вступил в Россию.
Слайд 11 (6 ученик):
Города один за другим сдавались ему. В некоторых местах царским воеводам удалось разбить его, но тут на беду скоропостижно скончался Борис Годунов. Народ счел смерть Годунова божьей карой за похищение престола, и другие города поспешили принять Лжедмитрия царем. Народ встретил его радостно. Вместе с царем из Польши приехали поляки и русские, вели себя буйно, причиняли жителям разные насилия. Этим воспользовались бояре, которым Лжедмитрий уже был не нужен. Бояре решили отделаться от лжецаря. Они распустили слухи, что на престоле сидит не настоящий православный царь, а самозванец и еретик. В Москве прошло восстание, Лжедмитрий был убит.
Слайд 12 (7ученик):
После смерти Лжедмитрия бояре выбрали царем Василия Шуйского, но спокойствия в стране не восстановилось.
Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины".
В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.
Слайд 13
В это время появился еще один царь Дмитрий, вторично спасшийся. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор». В это время явился новый враг – польский король. Сигизмунд III вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, он был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава.
Слайд 14
Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава.
Слайд 15 (8 ученик):
Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. Польские отряды расползлись по всей стране. Шведы захватили Великий Новгород. Интервенты рвали страну на части. Гибель России казалась неизбежной…
Польские отряды расползлись по всей стране.
Шведы захватили Великий Новгород.
Интервенты рвали страну на части.
Гибель России казалась неизбежной…
Слайд 16 -
Слайд 17
Великий святитель стал рассылать во все концы России письма, в которых призывал всех людей встать на защиту Родины, прогнать поляков и выбрать себе православного царя.
Узнав об этом, поляки заточили Патриарха Гермогена в тюрьму (башня Чудова монастыря) и заморили его медленной голодной смертью. Но письма его уже разошлись по всей России.
Слайд 18 (9 ученик):
И в этот момент в русских людях заговорило народное чувство, и они решили стать за родную страну против чужеземцев. Из разных мест двинулись русские ополчения к Москве. Во главе их стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Но русское ополчение, пошедшее на освобождение Москвы, распалось. Между тем на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Они взяли Новгород. А в Пскове объявился новый самозванец.
Слайд 19 (10 ученик):
Первое ополчение распалось, и, казалось бы, некому защитить родную страну. В Нижнем Новгороде посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, простым купцом, организовали сбор средств на создание нового ополчения, для спасения родины.
Слайд 20
Кузьма Минин считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». По советам Минина, люди жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества.
Слайд 21
Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование народного ополчения.
Слайд 22
Почти целый год собирали силы русские люди, несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки срывали с груди кресты.
Слайд 23
И наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.
Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский.
Слайд 24
Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.
Слайд 25 (11 ученик):
Весной 1612 г. ополченцы выступили в поход, по дороге рати других городов присоединялись к ополченцам. Все двинулись к Москве.
Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей.
Слайд 26
Однако исход битвы оставался неясным. Но тут Минин отобрал 300 отличных воинов, и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком.
Слайд 27
Два месяца осаждал Москву Пожарский.
Слайд 28
Слайд 29
26 октября (4 ноября) интервенты (поляки) открыли ворота Кремля и сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
Слайд 30 (12 ученик):
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.
Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего...
Слайд 31 - сабли
Слайд 32
Учитель:
Казалось, что России больше нет, в небытие уйдёт культура, и быт, и мораль, и право.
Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам. Призыв объединиться шёл из низов общества. Забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных слоев: купечество, крестьянство, дворянство, духовенство, казачество. Именно ополчение решило судьбу русского государства.
Это была демонстрация воли к независимости, любви к Родине, умения самоорганизоваться, когда
нет центральной власти, когда на троне люди, чуждые России.
Слайд 33 (13 ученик):
В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.
Слайд 34
Учитель:
? Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?
Слайд 35 (14 ученик):
В царствование Александра I (в XIX в). Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве в 1818 г. – работа скульптора Мартоса Ивана Петровича (1754 – 1835).
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.
Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
Слайд 36 (15 ученик):
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. Одна из самых чтимых икон в России. На ней изображён лик Божией Матери, немного наклонённой к левому плечу над головкой Младенца Спасителя. Правой ручкой Спаситель благословляет. В благословение войску Минина и Пожарского сопутствовала чудотворная икона.
Слайд 37
Долго и горячо молилось всё войско перед этой иконой. Наконец, молитвы были услышаны: 4 ноября 1612 года поляки объявили, что сдаются, и нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери и хоругвями вошло в Московский Кремль.
Слайд 38 (16 ученик):
В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ.
Слайд 39
Учитель:
- К чему призывает нас этот праздник?
Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
-В чем состоит суть дня народного единства?
День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества толерантности, упрочнения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. Этот день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России.
-Для чего нам нужно единство?
Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.
Слайд 40
Учитель
Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
Слайд 41
4 ноября – это день единства всех российских народов;
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая
когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.
Слайд 42
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности».
А.С. Пушкин
Без понимания, осознания, воспитания чувства державности, патриотизма в каждом из нас
наше Отечество не сможет стать действительно великой державой.
Будущее страны за вами, сегодняшние школьники.
Слайд 43
2. Викторина.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ (Слайды 44- 53)
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая
2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов
3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.
4. Как звали национального героя того времени? Иван Осипович Сусанин.
5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль
6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II
7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? Казанский собор на Красной площади в Москве.
8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.
9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? в 1649 г.
10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.
Слайд 54
Ученик:
Чтение стихотворения
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой
Заключительное слово учителя.
Наша история богата славными датами, среди которых победа народного ополчения во главе с гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским стала не только ратным подвигом во имя свободы, но и его будущей мощи и величия. Праздник 4 ноября проникнут идеей согласия и устремленности к единству, которая способна и в наше время сплотить россиян.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «День народного единства».
Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...
Сценарий КТД 6-го класса на тему "День народного единства" (на русском и якутском языках)
Коллективное творческое дело учеников 6-го класса на тему "День народного единства" . На русском и якутском языках. с презентацией...
Классный час на тему "День народного единства"
Целью классного часа является показать решающую роль народных масс, К.Минина и Д.Пожарского в борьбе против польской интервенции и освобождении страны. Показать значимость национального самосознания р...
Открытый классный час на тему: "День народного единства"
История праздника.Флаг.Гимн...
Классный час на тему: "День народного единства"
Классный час ко Дню народного единства (4 ноября)...
классный час в 6 классе. Тема: День народного единства
Познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории с...
Классный час на тему: "День народного единства" (7 класс)
Цель:Познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории св...