Сценарий классного часа "Дела семейные"
классный час (11 класс) по теме
Цель: воспитание культуры семейных отношений.
Задачи: определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи; раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений; уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага; ознакомить с дисгармоничными типами семей; провести практикум.
Подготовительная работа: подобрать литературу; проконсультироваться с психологом; подготовить и распечатать задания и тесты; организовать обработку результатов заданий.
Участники: классный руководитель, учащиеся 11 класса.
Форма проведения классного часа: беседа-практикум с элементами дискуссии.
Оборудование: презентационный материал, мультимедийное оборудование, компьютер, колонки, карточки с тестами, большие листы бумаги, маркеры, лисочки цветной бумаги, плакат с изображением дерева.
Количество времени для занятия: 45 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_klassnogo_chasa_-dela_semeynye.doc | 59.5 КБ |
тест 1 | 28.5 КБ |
тест 2 | 31 КБ |
тест 3 | 29.5 КБ |
klassnyy_chas.ppt | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №391
Красносельского района Санкт-Петербурга
Автор:
Савиченко Елена Витальевна
Классный час
в рамках районного конкурса
"Самый классный классный"
"Дела семейные"
Цель: воспитание культуры семейных отношений.
Задачи: определить установки и ценностные ориентации старшеклассников, связанные с созданием семьи; раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений; уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага; ознакомить с дисгармоничными типами семей; провести практикум.
Подготовительная работа: подобрать литературу; проконсультироваться с психологом; подготовить и распечатать задания и тесты; организовать обработку результатов заданий.
Участники: классный руководитель, учащиеся 11 класса.
Форма проведения классного часа: беседа-практикум с элементами дискуссии.
Оборудование: презентационный материал, мультимедийное оборудование, компьютер, колонки, карточки с тестами, большие листы бумаги, маркеры, лисочки цветной бумаги, плакат с изображением дерева.
Количество времени для занятия: 45 минут
Дата проведения: 11 февраля 2013 года
Эпиграф: «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя (слайд 1).
Учитель:
Одна девушка спрашивает другую:
- Какого мужа ты хотела бы для себя?
Подумав, вторая девушка ответила:
- Шатена.
- Почему именно шатена? — удивленно спросила подруга.
- Потому что он будет хорошо гармонировать с моей мебелью.
Это, конечно, анекдот, но он не так далек от жизни, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся в себе. На чем мы будем основывать свой выбор спутника жизни? Должен ли наш избранник гармонично сочетаться с обстановкой в квартире? Или удовлетворять требованиям родителей? Нравиться друзьям? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.
2. Рефлексия настроения: “Дерево чувств” (слайд 2).
Учитель:
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное;
- желтый – приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – грустное;
- фиолетовый – напряженное;
- черный – уныние.
(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки с выбранными цветами).
Комментарии учителя: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.
3. Идеальный образ избранника (слайд 3).
Учитель:
Сейчас мы с вами попробуем построить свою семью, но для этого необходимо найти будущую свою половинку. Подумайте и запишите на ватмане список качеств, которые вы хотели бы видеть в своем возлюбленном или возлюбленной. Составьте общий портрет «парня мечты» для девушек и «девушки мечты» — для парней.
Предложить девушкам оценить портрет «девушки мечты», который нарисовали парни, отметив, что им понравилось в рассуждениях парней, а что нет. Например, девушки могут сказать, что им понравилась забота о нравственном состоянии избранницы. Негативным моментом они могут назвать чрезмерную требовательность парней к внешнему виду возлюбленной и т. п.
Парням дать то же задание. Его цель — дать возможность школьникам самим составить идеальный образ парня или девушки, узнать, как они представляют друг друга, и провести сравнение этих образов.
Комментарии учителя: Итак, мы можем сказать, что мнения групп в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировался образ идеального избранника. Но мы согласны не со всеми пунктами в списке. Почему?
(Необходимо дать возможность высказать разные мнения.)
Комментарии учителя: Девушки и парни «стоят по разные стороны забора». Представляя образ возлюбленного человека, вы забываете посмотреть на себя и сопоставить свои собственные личностные качества с воображаемым образом. Это и является причиной возникновения завышенных требований к другому человеку.
4. Психологический тренинг.
Учитель: (слайд 4)
Большинство из нас за равноправие в семье. Что вы считаете таким равноправием? Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?
Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе:
1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.
Комментарии учителя: Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.
Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.
Тренинг 1.
(Слайд 5)
Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.
(Участники высказывают свое мнение.)
Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.
(Подводят итоги, обсуждают результаты.)
(Слайд 6)
Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты (Приложение 1):
1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?
а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.
2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?
а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.
3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?
а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.
4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:
а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.
5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?
а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.
(Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек.)
Комментарии учителя: Вы уже определились со своими жизненными ценностями. Мне очень приятно, что вы у меня такие вдумчивые и открытые.
Учитель:
Но иногда молодые люди требуют от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.
А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты - это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви. Иногда, ругаясь, мы теряем лицо. Давайте проанализируем собственное поведени е в конфликтной ситуации.
Тренинг 2. (Приложение 2)
(Слайд 7).
Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Комментарии учителя: Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.
Быть друг с другом - это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.
5. Дети в семье (Слайд 8).
Учитель:
Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?
(ответы детей).
Учитель:
Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.. Давайте проверим, какими родителями будете вы.
(приглашается мальчик и девочка, которые будут отвечать на вопросы. Опрос проводится по правилам игры "Любовь с первого взгляда". Приложение 3).
Тест «Какими вы будете родителями?».
Комментарии учителя: Мне кажется, что у вас еще не совсем сложились реальные представления об обязанностях родителей. Но, я думаю, у вас вполне хватит времени на изучение педагогических методик воспитания детей.
Учитель:
В заключении нашего классного часа мне хотелось бы вернуть вас к дереву чувств. С помощью листочков от дерева выразите своё настроение и эмоциональное состояние.
(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки большего размера, чем в начале урока, с выбранными цветами).
Комментарии учителя: Наше настроение сегодня……….
Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
Предварительный просмотр:
1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?
а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.
2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?
а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.
3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?
а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.
4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:
а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.
5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?
а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.
Предварительный просмотр:
Тест
«Оценка собственного поведения
в конфликтной ситуации»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Часто- 3 балла
- От случая к случаю- 2
Редко- 1
Ответы:
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.
Тип «А»-1,6,11
тип «Б»- 2,7,12
тип «В»- 3,8,13
тип «Г»- 4,9,14
тип «Д»- 5,10,15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Предварительный просмотр:
Тест «Какими вы будете родителями?»
1. Двух-четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?
а) дадите пустышку;
б) возьмёте на руки и успокоите;
в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».
2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:
а) вы дадите ему другое блюдо;
б) разрешите ему выйти из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.
3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:
а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;
б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.
4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:
а) начнёте его ругать и кричать;
б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;
в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.
5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;
б) попытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.
6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:
а) запретите гулять вообще;
б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.
Обработка результатов теста.
Из трёх ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б, в.
Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало своему ребёнку, мало понимает его потребности.
Если б) – вы будете родителем понимающим, признающим право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающийся научить его отвечать за себя и свои поступки.
Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребёнка, лучшим вашим методом воспитания станет порицание и наказание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дерево чувств Семейное счастье Идеальный избранник Конфликты в семье Дети Дерево чувств красный – восторженное оранжевый – радостное желтый – приятное зеленый – спокойное синий – грустное сиреневый– напряженное черный – уныние
Идеальный образ избранника Подумайте и запишите на ватмане список качеств, которые вы хотели бы видеть в своем возлюбленном или возлюбленной. Составьте общий портрет «парня мечты» для девушек и «девушки мечты» — для парней. Семейное счастье Идеальный избранник Конфликты в семье Дети
Семейное счастье Дети Составляющие семейного счастья Оцените перечисленные факторы по пятибалльной системе: Семейный уют. Общность взглядов. Материальное благополучие. Сексуальная близость. Привычка супругов друг к другу. Супружеский долг. Любовь к детям. Взаимная забота супругов. Общая жилплощадь. Культурный уровень супругов. Конфликты в семье
Семейное счастье Дети Составляющие семейного счастья Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка Конфликты в семье
Семейное счастье Конфликты в семье Пункт плана 5 Составляющие семейного счастья 1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)? а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия. 2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак? а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант. 3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов? а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа. 4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки: а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа. 5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж? а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.
Дети Конфликты Конфликты в семье Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Дети Дети в семье Тест «Какими вы будете родителями?»
Дерево чувств Семейное счастье Идеальный избранник Конфликты в семье Дети Дерево чувств красный – восторженное оранжевый – радостное желтый – приятное зеленый – спокойное синий – грустное сиреневый– напряженное черный – уныние
Спасибо за внимание и активность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семейные ценности"
Давайте поговорим о семейном воспитании, традициях, гордости носить свою фамилию...
Классный час "Семейные ценности"
Цель:осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:- обсуждение семейных цен...
Классный час "Семейное счастье"
Материал данной разработки может быть использован при проведении классных часов в 10, 11 классах, а также при проведении классных часов в учреждениях СПО ....
Классный час "Семейные традиции"
для 5-6 классов...
Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"
В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....
Сценарий классного часа по теме "Семейные ценности в литературе"
При создании данного сценария использованы не только литературные источники, но и материалы из истории, культуры, искусства...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...