Классный час на тему "Берегите Землю"
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: "Берегите Землю!"
Дата: 22.04.2013
Класс:5 А
Классный руководитель: Новикова М.В.
Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.
Задачи:
Способствовать воспитанию любви к родной природе;
Познакомить с правилами поведения на природе;
Пополнение знаний учащихся по экологии.
Оформление:
1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину”
Таблички с экологическими знаками.
Карточки с пословицами.
Картина “природа”.
Рисунки детей.
Кроссворд.
Жетоны.
Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.
Ход классного часа
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!" (Сент-Экзюпери)
У. Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России.
В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников, в том числе и в Хакасии, крае, в котором мы с вами живем!
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча
Что вы есть без природы? Без воздуха? Воды, пения птиц? Аромата лугов, шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от вас бережного, доброго отношения к себе. Однако вы уже многое успели загубить навсегда.
Учитель:
- Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили.
- В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться.
- Люди не задумываясь, без надобности рвут мать-и-мачеху, бросая её тут же, а ведь это лекарственная трава от кашля.
- И никто не хочет задуматься над тем, что ландыш зацветает только через 10 лет после того, как семечко упало в землю. Мальчик или девочка, поступившие в 1-й класс, успевают закончить школу. Срывать ландыши можно только весной и только в лечебных целях: из него делают капли для людей от сердечных заболеваний.
- В Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью.
- Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
- 25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.
- За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
- Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу.
- В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. - У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.
Как вы думаете почему дали такое название?
Что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) Правильно он как красный сигнал светофора, предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда". Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.
В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть, И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии
У. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
- Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей)
В игре принимают участие 2 команды. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.
(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ведущие – Флора и Фауна).
- Тур “Экологические даты и праздники”
Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники:
Международный День Земли (22 апреля)
День работников леса (18 сентября)
Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
День птиц (1 апреля)
Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
Народный праздник Иван Купала (7 июля)
Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
Всемирный день окружающей среды (5 июня)
Всемирный день туризма (27 сентября)
Всемирный День животных (4 октября).
Тур “Разгадай кроссворд”
1З | А | К | А | З | Н | И | К | ||||||||
2Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | |||||||||
3П | Р | И | Ш | В | И | Н | |||||||||
4Э | К | О | Л | О | Г | И | Я | ||||||||
5Ж | У | Р | А | В | Л | Ь | |||||||||
10Б | 6Б | Е | Р | Е | З | А | |||||||||
А | Д | ||||||||||||||
Р | 7Н | А | Л | И | М | ||||||||||
8Л | И | С | Т | В | 9Е | Н | Н | И | Ц | А | |||||
Л | 11К | Л | Е | С | Т | ||||||||||
Ь |
Территория, на которой охраняются природные компоненты.
Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
Назовите птицу – символ тоски по родному дому?
Какое дерево считается священным на Руси?
Какая рыба переносит самые лютые морозы?
Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
Какая птица высаживает птенцов зимой?
Какие птицы едят грибы?
Назовите животное, занесенное в Красную книгу, изображенное на гербе Хакасии?
Тур “Сложи пословицу”
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.
Тур “Логические цепочки”
Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.
1. На охраняемой территории допускается посещение туристов. | 1. Заказник |
2. Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера) | 2. Заповедник |
3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность. | 3. Памятник природы |
4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа. | 4. Национальный парк |
(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).
Музыкальный тур “Кто кого перепоет”
- Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.
Тур “Отгадай загадки”
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает
Под карнизом обитает. (Воробей)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Вертится, стрекочет,
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу. (Опята)
Серенькие шапки, рябенькие ножки.
Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
Что не сеяно родится? (Трава)
МОЛОДЦЫ!
- Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!
МОЛОДЦЫ!
Тур “Экологические знаки”
- Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
- Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!
Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
Не рви цветы.
Нельзя разорять муравейники.
Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Нельзя брать яйца из гнезд.
Не разводите костер в лесу.
Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
Подводятся итоги игры. Награждаются команды.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Ломоносов - гений земли русской"
Предоставленный материал предназначен для учащихся 7-9 классов. Презентация сопровождается текстом - кратким рассказом о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова....
Классный час "Святые места Земли Владимирской"
Классный час "Святые места Земли Владимирской" с презентацией составлен в форме экскурсии....
Классный час "Святые заступники земли русской"
Классный час о православных традициях. Учащиеся знакомятся с жизнью святых подвижников....
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Ростовская область – земля родная»
Классный час, посвященный 75-летию Ростовской области «Ростовская область – земля родная»...
Классный час по экологии "Земля - наш общий дом"
Разработка классного часа "Земля - наш общий дом". Урок-викторина....
Разработка классного часа "Первый космонавт Земли"
Разработка классного часа "Первый космонавт Земли". Мероприятие для учащихся, приурочено ко Дню космонавтики....
Классный час "Сохраним нашу Землю"
Цель: воспитание бережного отношения к природе, экологической культуре и ответственного отношения к охране родного края....