Мастерская "Детство"
классный час (5 класс) на тему

Анисимова Ольга Викторовна

Чтобы помочь родителям понять поступки и мысли ребенка, нужно попытаться «погрузить» их в мир детства, вернуть к истокам, когда закладываются основные качества души. Мастерская поможет классному руководителю настроить родителей на эмоцтональное "погружение в детство".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_detstvo.rar648.88 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогических идей

«Открытый урок» 2007/2008 учебного года

Номинации «Классное руководство»

«Работа с родителями»

         

               Форма: методическая разработка занятия с родителями.

               Технология: мастерская

                                             (  5 - 7 класс )

                                                      Работу выполнила:

                                                                           Анисимова Ольга Викторовна,

                                                                           учитель русского языка, литературы и МХК

                                                                           МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                           школа №15» г. Славгорода,

                                                                           Алтайского края,

                                                                           р.т. 8(38568) 5-46-08,

                                                                           д.т. 8(38568)-5-83-66

                                                                         2007г.

                Пояснительная записка к мастерской «Все мы родом из детства».

Все мы, классные руководители, затрудняемся при выборе формы занятия с родителями: что у нас будет, как строить свою встречу с родителями? Как неназойливо рассказать родителям о том, как нужно оказывать помощь ребенку при подготовке домашнего задания, написании сочинения. И вообще, как понять своего родного ребенка, войти в его положение? А ведь можно провести учебу родителей очень просто – в форме своеобразной мастерской.

Конечно, готовиться к этой встрече придется дольше, чем к обыкновенному родительскому собранию. Но если вы хотите, чтобы родители и Вы были коллективом единомышленников, то стоит воспользоваться этой формой работы с родителями.

Мастерскую лучше проводить перед каким-нибудь праздником, чтобы приурочить поздравления к чему-нибудь.

Наша встреча проходила накануне Дня матери – перед 28 ноября, поэтому ребята готовили подарки мамам своими руками, на уроке литературы писали стихи, по ТV «Степь» заказали одну из лучших песен, что числилась «любимой». Кабинет украсили рисунками ребят на различные темы, лишь бы они были от души. Здесь можно использовать в качестве украшения и шары. Посредине кабинета стоят буквой П столы, здесь сядут помощники от родителей (6 -7человек), столы накрыты скатертями, на них стоят 6 свечей разного цвета, будет звучать медленная, щемящая душу музыка. Это может быть мелодии Поля Мориа, вальсы Чайковского П.И., вальс «Метель» или мелодия из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Г. Свиридова и др. Стул учителя будет стоять в центре, между столами родителей, чтобы он мог видеть любого и обращаться к нему. Остальные родители сидят за столами, стоящими около противоположной стены, они наблюдающие, хотя при желании могут включиться в работу мастерской. Естественно, те, кто работает непосредственно с учителем, предупрежден об основных моментах работы. Перед ними на столе листы бумаги, карандаши, авторучки.

                 Мастерская   «Все мы родом из детства»

                    Анисимова Ольга Викторовна, учитель русского языка,  литературы и МХК

Статья отнесена к разделам: Классное руководство | Работа с родителями

Задачи: познакомить родителей с …их детьми: на что они способны, ведь школа    

              открывает ребенка с другой стороны;

              вернуть родителей в детство хоть на время, чтобы они прониклись  пережи-  

              ваниями своего ребенка,  поняли, насколько ребенку трудно в этом мире,

              как тяжело адаптироваться ему в этом обществе и т.д.;

              диагностика родителей через формы социализации для подведения к выво-

              ду  на основе ассоциаций.  

Подготовка: дети должны были узнать любимую мамину песню, танец, картину,

              стихотворение и по мере возможности подготовить это к встрече в качестве  

              подарка или оформления кабинета. М\запись детского плача и смеха,

             медитирующая музыка.

Оформление: на доске рисунки детей, наособицу – изображения храмов и икон,

              детские серьезные и смеющиеся лица, желательно – детей из этого класса.

              Класс празднично оформлен, парты стоят буквой П, на столах скатерти,

              свечи, листы бумаги, карандаши. Выставка работ детей.

Мастерская начинается с индуктора. Это может быть мелодия, приглушенный свет торшера или лампы, звуки природы (магнитофонная запись, например, шум прибоя). У нас индуктором был свет движущейся вокруг оси ночной лампы, разбрасывающей блики в разные стороны, и мелодия вальса Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

Учитель зажигает свечу у себя на столе и уже от своей свечи зажигает другие,

проговаривая при этом такие по смыслу слова:

- Свеча как душа, это частица огня небесного. Чем-то она напоминает золотые купола монастырей, церквушек, храмов. (Подходит со свечой к доске, на которой вывешены несколько изображений храмов и икон.) Не зря же говорят, что души еще не родившихся детей – это звезды, наблюдающие за нами: к кому же они должны попасть, в добрые ли руки? ( Садится на место). Сейчас мы с вами возьмемся за руки, образуя замкнутый круг (круг – символ вечности, жизнь наша движется по кругу), и попытаемся передать вслух свои ощущения.

Начну я: какой-то подъем в душе, слегка тревога и… полет. Может, музыка и горящие свечи уносят вдаль мое воображение, может то, что мы сегодня собрались все вместе, и я жду чего-то необычного от этой встречи. Но еще не Новый год…

                Еще совсем не Новый год,

                И странно, что душа поет!

                Поет о чем-то неизвестном,

                А может быть, наоборот…

(Далее по кругу – справа налево – родители говорят, что они чувствуют, чего ждут от этой встречи, свои мысли).

Учитель: Мы настроились на одну волну – в унисон, и теперь поставим перед собой следующую задачу: вспомните себя в детстве, то ощущение радости, свежести, ожидания неизвестного, а часто и обиды от непонимания тебя взрослыми, друзьями.

1) Саморегуляция: сядьте удобней, закройте на время глаза. Не стесняйтесь. Расслабьтесь. Не думайте о том, что вам нужно что-то делать, просто настройтесь на себя маленького, в детстве. Как достичь этого состояния? Слушайте мой голос и пытайтесь выполнить за мной все, о чем я говорю.

Представьте себя маленьким, сидящим в любимой комнате с любимой игрушкой в руках. Вечер. Тишина. Из окна падает луч солнца, он гладит вас по волосам, лицу, очищая от плохих мыслей. А теперь уже сами проведите этим теплым лучом сверху вниз по своему телу, от макушки до пят. Успокойте все свои внутренние органы, внимание и воображение. Скажите себе: « Мне легко и спокойно.» Глаза еще закрыты.

Учитель включает магнитофонную запись детского плача, лепета, смеха.

??? – Вспомните свое детство. Какого оно цвета? Какие звуки преобладают в нем?

     ( Ответы родителей. Чтобы им было легче общаться между собой, у каждого на  

       груди висит  пейджик )

2 этап: погружение в детство. Работа в группах.

Учитель записывает на доске (или вывешивает) слово ДЕТСТВО. 

 - Я работаю на доске, у вас для этих же целей есть листы бумаги, карандаши и ручки. Сейчас вы – ученики, вспомните годы своего учения. Задание: нарисуйте на весь лист дом своего детства, каким вы его помните. Разделите его штрихами пополам. В левой половине записывайте слова, обозначающие все ваши «холодные» воспоминания, связанные с детством, в правую – «теплые» воспоминания.

                                                            Рисунок №1

                         

                                 Холод                    Тепло              

                                  Непонимание меня друзья-          Мама, ее теплые руки,

                        ми, учителями; одиночество,                 детский сад, выступления,

                        обиды на пьяного отца,                          снежные фигуры на Новый год,

                        нет телевизора…                                    первая школьная любовь,

                                                                                           выпуск стенгазет, работа в

                                                                                                комсомоле, концерты,

                                                                                                сольные концерты, выезды

                                                                                                на поля с концертами,

                                                                                                озеро, вечера с друзьями,

                                                                                               игры на завалинке….        

Вы обратили внимание, что бы мы ни нарисовали, ни написали, что-то объединяет наши рисунки.

 - Слов с правой стороны намного больше, чем с левой.

? Каков же вывод?

 - Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас! Это ваши дети, это вы сами, чуть измененная, но ваша маленькая копия.

3 этап: социализация.

А сейчас вспомним свой семейный альбом, кто-то взял с собой то, о чем я просила – ваша фотография в детстве. Если же не взяли, работаем мысленно. Перелистайте альбом, найдите любимую фотографию себя в детстве. Вспомните, кем она была сделана, при каких обстоятельствах, что на ней изображено, кто рядом (если есть). Попробуйте сформулировать словами, какая(-им) вы был(-а) в детстве.

(Родители по кругу рассказывают о себе.)

Но можно начать с себя: на  фотографии, где мне три года, я сижу на огромном поле стадиона. Без всякого страха, в глазах лишь любопытство. А ведь я ушла от мамы, которая сейчас ищет меня в детском саду, где она работает воспитателем. И спросить не с кого! Позже меня отведут за руку в детсад, передадут из рук в руки маме, ведь ее все знают – село наше небольшое. И сфотографирует меня тот, кто нашел, один из бывших маминых родителей. Но память останется, память о том, какой я была непослушной, как часто невольно огорчала близких. Это всегда подстегивало меня в те минуты, когда ситуация была похожей, давало возможность выбрать правильное решение. В семье я была старшей, привыкла верховодить, это повлияло и на выбор профессии, а еще мамина профессия воспитателя.

Еще одна фотография: мне 12-14 лет, семейная фотография. Я сижу, старательно глядя в объектив. Оптимистка, видела в жизни только хорошее, обиды забывались быстро. Интересовалась всем, совала свой нос куда не просят, была смешливой. Послушная, добрая, слегка глуповатая. Вернее – непрактичная.

Читаем вслух свои записи. Если чьи-то образы совпадают с вашими, допишите их себе.

Например, озорная, рот до ушей, остро чувствовала несправедливость, одиночество, услужливая, с челкой по моде, артистка, мечтательница, вечно с книгой в руках.

Это – лучшее, что Вы взяли из детства.

4 этап: социализация.

Нарисуйте контуры маленькой детской ручки. Вспомните, какой маленькой была рука вашего ребенка, когда он родился. Как его хотелось защитить, обнять, приласкать! Сохраните это чувство и сейчас!

Давайте обведем свою ладонь, наложив ее на маленькую. Видите, какая ваша ладонь большая?! А теперь поройтесь в памяти: не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – вашего ребенка? Не стыдно ли вам сейчас за то, что происходит иногда в гневе? Помните, это ВАШ ребенок! Он вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд!

5 этап: воспоминания детства.

Вы – мать, отец… А теперь вспомните, как вы несли свои обиды родителям, чаще, конечно, к маме. Она всегда поймет, защитит, даст совет. Вот послушайте, как вос-принимает ребенок даже самую короткую разлуку с матерью. (ученик рассказывает стихотворение Агнии Барто)

                                                 Разлука.

                                       Все я делаю для мамы:

                                       Для неё играю гаммы,

                                       Для нее хожу к врачу,

                                       Математику учу.

                                       Все мальчишки в речку лезли,

                                       Я один сидел на пляже,

                                       Для нее, после болезни,

                                       Не купался в речке даже.

                                       Для нее я мою руки,

                                       Ем какие-то морковки…

                                       Только мы теперь в разлуке.
                                      Мама в городе Прилуке,
                                      Пятый день в командировке.

                                       Ну, сначала я без мамы,

                                       Отложил в сторонку гаммы,
                                      Нагляделся телевизор

                                       На вечерние программы.

                                     Я сидел не слишком близко,

                                     Но в глазах пошли полоски.

                                     Там у них одна артистка

                                     Ходит в маминой прическе…

                                     И сегодня целый вечер

                                     Что-то мне заняться нечем!

                                     У отца в руках газета,

                                     Только он витает где-то,

                                     Говорит: - Потерпим малость,

                                     Десять дней еще осталось…

                                     И, наверно, по привычке

                                     Или, может быть, со скуки

                                     Я кладу на место спички

                                     И зачем -то мою руки.

                                     И звучат печально гаммы

                                     В нашей комнате. Без мамы.

Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детства! Будьте хорошими родителями!

6 этап: кульминация.

Звучит песня «Куда уходит детство» или любая другая, связанная именно с детством, детьми. Девочка(-и) танцует(-ют) медленный танец, звучат детские стихи, сочиненные ребятами к Дню матери. Затем ребята дарят рукотворные подарки своим мамам и уходят.

Учитель: Посмотрите, сколько выдумки, творческой фантазии вложили ваши дети в подарок вам. Это все – любовь. Любовь к своей единственной маме, мамочке. Другой нет и не будет. Оправдайте эту любовь! Подумайте, что вы смогли дать вашему ребенку, выпуская его в жизнь? Чему научили? Посмотрите на нашу выставку: ребята принесли то, что сделано их руками. Очень хочется надеяться, что этому научили своих детей вы, родители или бабушки. Ведь не зря же говорят: «Что ты отдал, то твое». Это ты «отдал» свои знания  своему ребенку, оно пригодится ему в жизни, он понесет это умение в жизнь, благодаря вас за то, что вы научили его. Когда ребенок говорит: «Этому меня научила мама!», вы бы видели, как гордо он это произносит. А ведь именно в детстве матери учат детей шить, стирать, варить, ценить добро, красоту, любить жизнь… то есть, закладывают в нас нравственный кодекс. А в зрелые годы мы, развив свои умения, передаем, как наследство, свои умения детям. Хотите, чтобы ваши дети были богаты духовно, не жалейте времени, учите их всему, что знаете сами, пусть ходят в школы и центры дополнительного образования.

Пусть всего лишь год ребенок походил в Центр Детского и Юношеского творчества на танцы, зато у него выпрямилась спина, лучше стала осанка. Он стал чувствовать себя свободнее в обществе, двигаться пластичнее, увереннее. Он стал богаче душой. Или тот же год он занимался в радиокружке. Потом не захотел. Ну и пусть! Зато эти знания ему пригодятся на уроках физики! И так везде и во всем! Влияйте на увлечения ребенка исподволь, ведь вы взрослый и понимаете, как это может пригодиться ему в жизни, определить его профессию, судьбу. Подойдите к этому вопросу творчески! Готовьте ребенка ко взрослой жизни.

7 этап: создание текста.

 Вот насколько мы в душе творческие люди, мы сейчас проверим.

Задание: дается 5 -7 минут на то, чтобы вы попытались написать небольшое стихотворение о детстве или о том, какие мысли вас посетили сегодня, сейчас.

В помощь вам на доске написаны строки, которые вы можете использовать в своем стихотворении как опору, отталкиваться от них.

 - Хоть прошло немало лет…

 - Осень жизни в моем календаре…

 - Вчера спросила меня дочь…

 - Я небесам безмерно благодарна…

 - О доме помню в стороне любой…

 - Мне выпало счастье родиться и жить…

 - Годы меня трогают за плечи…

 - С тихой грустью наедине вспоминаю родимый дом…

 - Бунтует сердце, память теребя…

 - Жизнь нам горький предъявляет счет…

 - Я думаю о том…

Тихо звучит музыка, родители работают над сочинением стихов, затем зачитывают их по желанию, пусть это всего лишь четверостишья. Мысль можно дополнить про-зой.

Учитель читает стихотворение, которое он приготовил заранее.

                          Я небесам безмерно благодарна

                          За то, что на земле родной живу.

                          И в памяти останется навечно

                          Тропинка, по которой я иду,

                Дом у реки, трель соловья весною,

                Сирени запах, яблони в цвету…

                Все это мне немного душу ранит.

                Все в прошлом, этого я не верну.

                            И снится мне, что я у мамы снова,

                            Печь топится, и чисто вымыт пол.

                            Сижу я на крыльце родного дома,

                            Смотрю на кур, играю со щенком.

                 Все кончилось, и детство не воротишь,

                 Но все-таки я думаю о том,

                 Что счастья в жизни не бывает много,

                 Но если оно есть, оно в одном:

                             В любви, доверии, в заботе

                             И в радости совместного труда,

                             И в детях наших, в мелочной работе,

                             И в песнях, и в улыбках, и в друзьях.

8 этап: Рефлексия.

 - Что ожидали вы от нашего занятия, узнав тему мастерской?

 - Чему вы научились в нашей мастерской? Стоит ли проводить такие родительские  

    собрания? Что вы вынесли с нашего занятия для себя?

 -  Взглянули ли вы на вашего ребенка другими глазами?

Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы всегда были для своего ребенка самым любимым, самым справедливым, самым красивым, умным, самым-самым во всем.

Ведь для этого у нас и есть наши ДЕТИ.

         Выводы из работы мастерской вывешиваются на доске по ходу работы.

1. Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни.

2. Дети – Ваша маленькая копия, это Вы в детстве.

3. Не обманите  надежд ребенка на вас! Оправдайте любовь вашего ребенка к вам!

4. Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детства!    

    Будьте хорошими родителями!

5. Готовьте ребенка ко взрослой жизни.

Дополнительный материал. ( К размышлению)

Помните! Ваши дети – это не ваши дети.

Они сыновья и дочери собственной Жизни и Судьбы.

Они приходят в мир через Вас, но не для Вас.

И хотя они пока с Вами, они Вам не принадлежат.

Вы можете дать им свою любовь, но не разум.

Вы можете приютить их тела, но не души,

Потому что их души принадлежат будущему,

В которое Вы не можете заглянуть даже во сне.

Вы можете попытаться стать такими, как они,

Но не пытайтесь сделать наоборот,

Потому что жизнь не пятится назад,

А устремляется вперед.

              Калил Джибран.