Сокровища мудрости. Нравственные беседы.
классный час по теме
Классный час, способствует формированию нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_besedy.pptx | 129.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма проведения: классный час Возраст учащихся: 12-15 лет Цели: - формировать у учащихся нравственные качества на основе общечеловеческих ценностей, - воспитывать активную жизненную позицию.
«Свойство мудрого состоит в трех вещах : первое — самому делать то, что он советует делать другим , второе — никогда не поступать против справедливости, третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его .» (Л.Н.Толстой)
Кто чем богат... Притча. Один человек купил себе дом с красивым большим садом. Он был очень счастлив. По вечерам выходил в сад подышать свежим воздухом и полюбоваться тем, как зреет урожай. Все бы ничего, только рядом с его домом, был маленький старенький домишко, в котором жил очень вредный сосед. Этот сосед бесконечно пытался сделать какую-нибудь пакость: то мусор в сад подбросит, то еще что.
Однажды этот человек вышел на крыльцо, глядь, а там ведро с помоями стоит. И решил человек поступить следующим образом. Вылил помои, ведро выдраил, вычистил, что заблестело, как новое, насобирал в него самых больших и красивых яблок, затем пошел к соседу, постучал в дверь. Сосед подумал: «Ну, наконец, достал я его! Сейчас-то я все ему выскажу…» Открывает дверь, а там стоит ведро с яблоками.
— Эй, подожди, – крикнул он вслед уходящему человеку. – Почему ты мне принес яблоки? Ведь я тебе постоянно только всякое дерьмо подбрасывал. — Кто чем богат, – обернувшись, проговорил тот, — Кто чем богат, тот тем и делится…
Вопросы для обсуждения: В чем смысл притчи? Назовите пословицы и поговорки, характеризующие поступки героев этой притчи. Часто ли вы поступаете подобным образом?
Сказка о щедром сердце М. Скребцова . В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен !
Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними. Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила: — Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище . Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?
Старик очень удивился и сказал: — А ты не боишься после этого остыть? — Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего ! Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина. — Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика. — Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил старик. — Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя . Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.
Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет . Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”. Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье.
Вопросы для обсуждения: -О чем эта сказка? -О каких положительных качествах человека идет речь? -Как вы считаете, есть ли эти качества у вас? -Трудно ли вам быть щедрым? -Делитесь ли вы со своими друзьями, родителями , братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают? - Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с -другим человеком ? -Почему в домах, где стояли печки старика, поселялось счастье? -Представьте , что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости. Расскажите, что это за секрет . -Назовите положительных героев из книг, фильмов, мультфильмов и объясните, почему.
НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК притча. Каждый встречает Новый год с радостью и надеждой. Сидели за новогодним ужином старик и три его дочери. Девушки поднесли отцу рюмку подогретого вина, и он с улыбкой сказал им: — Нет слов, как я вам благодарен, дети мои, за ваши заботы о доме, в котором мы живем. Сейчас, как это принято, я поднесу вам по новогоднему подарку . Подарки мои скромные, но от всего сердца, дадут вам возможность показать, на что каждая из нас способна . Поднявшись с места, старик отпер ларец и достал оттуда из узелка, в которые были тщательно увязаны подарки. Получив подарки, девушки поцеловали руку отцу и встали за стола. Пожелали старику спокойной ночи и ушли к себе. Там они торопливо развязали свои узелки.
Когда старшая дочка увидела три медные монетки, рот ее скривился в усмешке: - Под старость наш отец сделался скрягой. Только три медные монетки и подарил мне. Что на них купишь? Будь они серебряные ... — И она вздохнула. -И мне он подарил только три медные монетки. Только и хватит, что на три порции мороженого летом! — проговорила средняя. - Любой подарок от отца дорог. А еще дороже мудрые слова , которые он молвил! — сказала младшая, прижав узелок к сердцу.
Минуло двенадцать месяцев. Снова наступил Новый год. На этот раз отец подарил дочерям пестрые шелковые пояса. О прошлогодних мелких подарках не было сказано ни слова. Старик словно забыл о них . Прошло еще два года. Настал третий новогодний вечер. Когда все, живые и здоровые, снова собрались за праздничным ужином, старик обратился к дочерям: — Скажите, дети мои, что вы сделали с подарками, которые я дал вам три года тому назад?
Старшая рассмеялась и сказала : - Я, отец, и не вспоминаю о монетках, которые я куда-то засунула да так больше и не нашла. - Ничего не могу вспомнить о тех медяшках, кроме того, что купила на них мороженого, которое тут же и съела, — сказала средняя. А младшая сказала вот что: - Я очень тебе благодарна, отец. На эти медные монетки я купила телку, которая сейчас стоит у нас в хлеву. Ее сестры удивленно воскликнули: - Разве можно купить телку за три медные монетки?
- Сейчас увидите как, — ответила младшая. — На эти монетки мне удалось купить только желторотого утенка. Я выкормила его. Он подрос и превратился в утку. Все лето я носила на рынок утиные яйца. К осени я собрала денег и купила поросенка. За год он вырос и стал большим-пребольшим и жирным. Продав его, я получила столько денег, что смогла купить теленка. С прошлого года он вырос, и теперь у нас есть телка. Через год она станет взрослой коровой, и каждый день к завтраку у нас будет молоко и сыр. Вот что я сделала с тремя медными монетками, подаренными мне к Новому году.
- Жить тебе и здравствовать долгие годы! — воскликнул отец, радостно прослезившись, обняв дочь, он поцеловал ее в лоб. Для него это был самый дорогой новогодний подарок.
Вопросы к учащимся: Если вам кто-либо дарит скромный подарок, вы радуетесь или огорчаетесь? Всегда ли советы родителей кажутся вам мудрыми? Следуете ли вы им? Как вы думаете, чему научит эта история двух старших сестер? Вспомните какой-либо мудрый совет, который вы дали своим родителям , и расскажите, как ваши родители им воспользовались.
Морковь, яйцо или кофейное зёрнышко? Притча. Молодая женщина пришла к своей матери и рассказала ей о своей тяжёлой жизни, о том, как ей приходится нелегко. Она не знала, как ей справляться со всем этим. Она хотела всё бросить и сдаться. Она устала бороться. Казалось, как только решается одна её проблема, тут же появляется другая.
Её мать отвела молодую женщину на кухню, и там наполнила водой три кастрюльки. В первую она положила несколько морковок, во вторую — яйцо, а в третью — немного молотых кофейных зёрен. Она подождала, пока вода в кастрюльках закипит и через несколько минут сняла их с огня.
Мать вытащила из кастрюль морковь и яйцо и положила их в разные миски, а кофе вылила в чашку. Повернувшись к своей дочери, которая жаловалась на жизнь, спросила: — Скажи мне, что ты видишь?
Дочь ответила: — Несколько морковок, яйцо и кофе. Мать подвела дочку поближе и попросила её попробовать морковь. Та попробовала и заметила, что морковь сварилась и стала мягкой.
Мать попросила разбить яйцо. Дочь так и сделала. После того как его очистили от скорлупы, дочь увидела, что оно было сварено вкрутую. В конце концов, мать попросила попробовать кофе.
Дочь почувствовала насыщенный вкус, и спросила: — Мама, а в чём смысл? Её мать объяснила, что все три предмета подверглись одному и тому же испытанию — кипящей водой, но каждый из них реагировал на это по-своему:
Морковь была твёрдой и крепкой, однако, после того как попала в кипяток, стала мягкой. Внешняя скорлупа яйца защищала его внутреннее жидкое содержимое, но после кипения его внутренности стали твёрдыми. А молотые зёрна кофе, в свою очередь, после того как побывали в кипятке, изменили воду.
— А теперь, скажи мне кто ты? — спросила мать у своей дочери. — Когда у тебя появляется какая-то трудность, что ты делаешь? Кто ты: морковь, яйцо или кофейное зёрнышко? Подумай над этим таким образом: Кто же из них я?
Я — морковь, которая кажется крепкой и сильной, но при встрече с болью и несчастьями, я падаю духом и становлюсь мягкой и теряю свою силу? Я — яйцо с мягким сердцем, но которое при нагревании изменяется? У меня добрая и мягкая душа, но после горя, нервного срыва или при финансовых трудностях или других испытаниях я становлюсь твёрдой и жёсткой? Моя скорлупа выглядит также, но внутри я черства, с суровым характером и жестоким сердцем? Или же, я — кофейное зёрнышко? Когда вода нагревается, зерно отдаёт свой запах и вкус. Если я похожа на зерно, то когда всё очень плохо и у меня большие трудности, я становлюсь другой и меняю ситуацию вокруг себя.
Ребята, а вы решили для себя этот вопрос?
Мудрые мысли: Три вещи никогда не возвращаются обратно: Время, слово, возможность. > Три вещи не следует терять: Спокойствие, надежду, честь. > Три вещи в жизни наиболее ценны: Любовь, убеждения, дружба. > Три вещи в жизни никогда не надежны: Власть, удача, состояние. > Три вещи определяют человека: Труд, честность, достижения. > Три вещи разрушают человека: Вино, гордыня, злость .
Мудрость великих: «Не иди по легкому пути. Иди по самому трудному! Преодоление трудностей возвышает человека.» (В.А.Сухомлинский) «Важнее всего для меня в жизни исправление от 3 главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени.» (Л.Н.Толстой) «Самая трудная профессия- быть человеком.» (Хосе Марти)
Мудрость великих: «Не гонись за счастьем- оно всегда в тебе.» (Пифагор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий духовно-нравственной беседы "Зависть"
Что такое зависть? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда сам испытал зависть или когда нас себе испытал зависть другого....
Нравственные беседы с подростками. Методическая разработка курса.
Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, пр...
Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"
Беседа на родительском собрании "Мудрость родительской любви"...
Народная мудрость как источник нравственного воспитания
В дидактическом материале "Народная мудрость как источник нравственного воспитания"подобраны пословицы и поговорки русского народа.Их можно использовать на уроках русского языка в любом классе,где на ...
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия (нравственная беседа) «Друг – это тот, кто рядом»
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в восп...