Классный час "Привычки и здоровье"
классный час (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРИВЫЧКИ И ЗДОРОВЬЕ
Цель занятия:
- Выяснить представления участников группы о том, что является полезным или вредным для человека.
- Познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях.
- Способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
- Дать учащимся представление об изменении внешнего вида и поведения человека под воздействием алкоголя и объяснить, почему это происходит.
- Сформировать у учащихся представление об опасности возможных негативных действий человека, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, и отработать умение безопасного поведения при встрече с ним.
Материалы для занятия:
- Бумага для рисования и цветные карандаши или фломастеры.
- Раздаточный материал – карточки «Привычки и последствия».
- Раздаточный материал – конструктор для создания внешности пьяного человека.
- Транспаранты «Особенности поведения».
- Транспарант «Ситуации».
Ход занятия.
- Что полезно, а что вредно для человека.
Ведущий: «Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы и они поменьше тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человек – существо социальное. Социум – это люди, которые его окружают. Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и спортивные игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно, – это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет много достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.
На свете есть много способов сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, но есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?» (Обсуждают, выписывают на доску)
Пояснения ведущего:
Выписав основные полезные и вредные для здоровья человека вещи, мы получаем следующий список (примерный):
Полезно для человека:
| Вредно для человека:
|
- Что такое привычки
Ведущий: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно и во многом предопределяет свою жизнь. Недаром есть такая пословица» Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Что такое привычки и как они формируются?».
Привычки – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начинает ее выполнять не задумываясь. Проиллюстрировать такой процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».
Описание игры:
Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Проше присесть», «Проше повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п.). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участника группы привыкли выполнять их.
В определенный момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять его указание.
Учитель: «Привыкнув выполнять команды, многие сразу не смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
3. Полезные и вредные привычки
Ведущий: «Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно. Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, – это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много».
(Учащиеся разбиваются на 2-3 подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых нарисованы вредные и полезные привычки и их последствия).
Привычки:
- мальчик чистит зубы;
- мальчик не хочет мыться и умываться;
- группа ребят делает зарядку;
- девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;
- ученик грызет ногти на уроке;
- ученик опаздывает на урок;
- группа ребят курит;
- двое взрослых выпивают.
Последствия:
♦ здоровая красивая улыбка;
♦ с грязным подростком никто не хочет общаться;
♦ на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;
♦ членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;
♦ врач лечит мальчику воспаленные пальцы;
♦ мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;
♦ на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;
♦ алкоголик дремлет на лавке, представляя, что он – Наполеон.
Задание подгруппам:
К каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки. Необходимо подготовить ответ с объяснением последствий, к которым приводит та или иная привычка. Форма ответа должна быть следующей: «Если..., то...». Например, «Если будешь каждый день чистить зу6ы, то они будут крепкими и красивыми, не надо будет лечить их у зубного врача».
Ведущий:
«Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть одна, которая часто становится одной из самых губительных для здоровья. Эта привычка – употребление алкогольных напитков в больших количествах. Сформировавшись, она обязательно отрицательно влияет не только на организм, но и на поведение человека, его представления о мире и о себе в этом мире, скажем на работе, семье и на отношениях с окружающими.
Чтобы избежать формирования этой привычки и не начать много и часто употреблять алкоголь, необходимо знать, как алкоголь воздействует на организм и вызывает привыкание.»
- Признаки употребления человекам алкогольных напитков
Ведущий: Среди напитков, употребляемых людьми, встречаются алкогольные, и принадлежность напитка именно к этой группе можно узнать по факту содержания в нем алкоголя.
А если мы не знаем, что именно выпил человек, можно ли по каким-либо признакам догадаться, что он употребил алкогольный напиток и находится, как принято говорить, "в состоянии алкогольного опьянения"?»
(Группа разбивается на 3 подгруппы и каждой раздается конструктор с изображением отдельных элементов внешности четырех разных людей).
Задание подгруппам:
Путем сочетания отдельных элементов каждой группе надо составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения (по принципу составления фоторобота).
Вывод: У человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, изменения претерпевает внешность, и именно по характерным признакам внешнего вида окружающие могут понять, что человек употребил алкогольные напитки.
Признаки алкогольного опьянения:
- Покраснения лица (и шеи);
- Покраснения и повышенная влажность слизистой оболочки глаз;
- Затуманенный, тяжелый взгляд;
- Отечность лица;
- Неопрятность в одежде.
Так, как выглядят эти люди, может выглядеть только нездоровый, больной человек. Возникнув из привычки, злоупотребление алкогольными напитками постепенно превращается в болезнь – алкоголизм – и лишает человека здоровья.
Ведущий: «Только ли по изменению внешнего вида мы понимаем, что человек находится под воздействием алкоголя или что-то еще может служить доказательством?»
Ведущий демонстрирует транспаранты «Особенности поведения».
Вопрос группе:
Какие признаки могут свидетельствовать, что изображенные на рисунках люди находятся в состоянии алкогольного опьянения?
Не только внешность, но и особенности поведения человека могут свидетельствовать об употреблении спиртных напитков. Особенности, которые характеризуют такое поведение:
- часто проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;
- устроение или неоправданно повышенное или необоснованно угрюмое;
- речь становится более громкой и часто невнятной, при этом человек проявляет
- повышенную «болтливость»;
- отсутствие правильной координации движений;
- суетливость (или наоборот, заторможенность) движений (вплоть до полного «омертвления» и очень глубокого сна).
Таким образом, узнать об употреблении человеком алкоголя и нахождении его в состоянии алкогольного опьянения можно по изменению его внешнего вида и поведения.
Учитель: «Даже небольшое количество однократно выпитого спиртного напитка ведет к изменению внешности и поведения человека. В состоянии алкогольного опьянения человек теряет способность критически оценивать себя. Он перестает обращать внимание на свою внешность и поведение, может стать агрессивным, наглым, вести себя развязно и т.п. Недаром народная мудрость гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Смысл данной пословицы именно в том, что контроль сознания над мыслями, чувствами, эмоциями и над их выражением у пьяного человека отсутствует.
Кроме того, в нормальном состоянии человеку присущ инстинкт самосохранения: его назначение в случае опасности за счет возникающего чувства тревоги предупредить нас о ней и тем самым заставить принять меры самосохранения. Алкоголь изменяет сознание человека: настроение на первом этапе опьянения у него повышается, у него возникает ощущение бесстрашия, и поэтому его инстинкт самосохранения притупляется. Он может совершать поступки, которые никогда не совершил бы будучи трезвым, а значит, и поведение его становится более неадекватным, не соответствует окружающей его ситуации. Он находится и живет как бы в нереальном мире.
На более поздних стадиях опьянения повышенное возбуждение может смениться заторможенностью, сонливостью, что также не будет соответствовать требованиям действительности.
В конечном итоге человек, употребивший спиртное, становится опасным для самого себя и для окружающих.
Эту способность алкоголя толкать человека на необдуманные поступки, совершение опасных действий люди заметили давно, отразив свои наблюдения в известной пословице «Пьяному и море по колено».
Ведущий: «Говоря о том, что в состоянии алкогольного опьянения человек может быть опасен и для себя самого, и для окружающих, следует представлять, как необходимо вести себя при встречи с таким «человеком». (Ведущий демонстрирует транспарант»Ситуации»):
- пьяный человек устроился на тротуаре;
- пьяный человек обращается к вам на улице;
- пьяный человек садится за руль автомобиля и предлагает поехать с ним.
Вопросы классу:
- Какая возникает опасность в данном случае?
- Кто подвергается этой опасности?
- Какое поведение при встрече с таким человеком будет наиболее правильным?
Теперь мы знаем особенности поведения человека, находящегося под воздействием алкоголя, в нереальном мире. Просчитать его поведение бывает невозможно, оно может угрожать и подвергать опасности не только его здоровье и жизнь, но и здоровье и жизнь окружающих людей, следовательно, надо избегать любого контакта с пьяным человеком и в случае необходимости прибегнуть к помощи взрослых. А проще говоря, следовать поговорке «Увидел пьяного - отойди!»
Основной вывод занятия
Действуя на человека, алкоголь изменяет его сознание, внешний вид и поведение, которое перестает соответствовать реальности. Алкоголь угрожает здоровью и жизни как самого человека, так и окружающих его людей, поэтому пьяный человек – это опасно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «В здоровом теле – здоровый дух!»
Классный час для обучающихся 5 -7 классов...
Классный час "В здоровом теле-здоровый дух!"
Разработка классного часа для учащихся младших классов "В здоровом теле - здоровый дух!"...
Конспект классного часа Тема: "Здоровому все здорово" 6 класс
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у н...
Классный час "В здоровой семье, здоровые дети"
для 5 класса...
Классный час. Быть здоровым - это здорово.
Данный материал позволит классному руководителю в интересной форме привлечь детей к здоровому образу жизни...
классный час "В здоровом теле - здоровый дух!"
формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим;пропаганда здорового образа жизни;акцентирование внимания на возрождение...
Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»
Цели:1. Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...