"Сотрудничество педагогов и семьи"
методическая разработка по теме

Детские музыкальные школы и школы искусств – это учреждения дополнительного образования детей. Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей. Главная задача преподавателей состоит в том, чтобы привить любовь и уважение к музыке. Пробудить интерес у ребенка к музыкальным занятиям не такая уж и простая задача, как кажется на первый взгляд, но еще сложнее заинтересовать родителей, в посещение их детей музыкальных школ, особенно в сельской местности. Даже если родитель и привел ребенка в школу, спустя некоторое время интерес учащегося к урокам пропадает, и это не потому что, преподаватель не интересно ведет уроки, а потому, что родители зачастую слишком редко интересуются успехами своего чада в музыкальной школе. И тогда у ребенка встает вопрос: «А зачем туда ходить, если родители не радуются моим победам и не огорчаются, если я пропускаю уроки  в музыкальной школе?!» Старый  афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_pedagogov_i_semi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность, самому развертываться, делать все самому.

                                        П. Ф. Лесгафт

                                             Родители в раннем детстве сеют то,                                  что они собирают позже, в годы юности и начала зрелости.

                                          А. Н. Острогорский

Детские музыкальные школы и школы искусств – это учреждения дополнительного образования детей. Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей. Главная задача преподавателей состоит в том, чтобы привить любовь и уважение к музыке. Пробудить интерес у ребенка к музыкальным занятиям не такая уж и простая задача, как кажется на первый взгляд, но еще сложнее заинтересовать родителей, в посещение их детей музыкальных школ, особенно в сельской местности. Даже если родитель и привел ребенка в школу, спустя некоторое время интерес учащегося к урокам пропадает, и это не потому что, преподаватель не интересно ведет уроки, а потому, что родители зачастую слишком редко интересуются успехами своего чада в музыкальной школе. И тогда у ребенка встает вопрос: «А зачем туда ходить, если родители не радуются моим победам и не огорчаются, если я пропускаю уроки  в музыкальной школе?!» Старый  афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

     Главными задачами преподавателей в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Преподаватель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

     Отношения «преподаватель-родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

     Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

     Представления друг о друге у преподавателя и родителей складываются со слов ребенка, что нередко приобретает искаженный характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.

     Итак, как мы видим, противоречия между преподавателем  и родителями учащихся, препятствующие установлению необходимых контактов между ними, вызываются как объективными, так и субъективными причинами.

     Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем  с детьми преподавателю поможет опора на следующие нравственные нормы:

   -  чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание детей, за их психолого – педагогическую компетентность;

   -  активный постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

   -  уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

   -  повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

   -  тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

   -  терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

     В специфике музыкальных школ можно воспользоваться следующими правилами:

   - обязательно один раз в четверть проводить родительские собрания. В конце каждого полугодия с концертом учащихся.

   - на собраниях без концертов, важно поговорить с родителями о каждом ребенке, причем доминировать должны положительные отзывы об учащемся.

   - помимо собраний проводятся отчеты класса, музыкальные вечера, концерты. На все эти мероприятия преподаватель с учениками просто обязаны приглашать родителей, причем не только запиской в дневнике, а желательно красочной пригласительной открыткой. Вечера должны проходить весело и интересно, если есть конкурсы, то обязательно с участием родителей.

   - созваниваться с родителями преподаватель должен, как минимум один раз в неделю. Не обязательно целью звонка должен, быть какой – то проступок ребенка, а наоборот похвала ученика, пусть даже за небольшие удачи в обучении музыки.

   - важно приглашать родителей на посещение уроков, в любое для них удобное время. И опять же причиной посещения не должны быть негативные моменты.

     Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Преподавателям необходима помощь родителей в решение как чисто учебных задач, так и в нравственном эстетическом  воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная «головная боль» всех преподавателей. Они всегда в поиске: какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с музыкальной школой, с удовольствием посещали родительские собрания, как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу и для школы, и для детей. В связи с этим перед преподавателями стоит важная и ответственная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического  процесса.

     Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это - коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

     Семья - разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

     Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

     Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей

нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

Необходимость и важность взаимодействия школ дополнительного образования и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой, поэтому главными задачами преподавателей является следующее:

• обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;

• оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе каждого преподавателя ДМШ, ДШИ.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный

ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств  взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Поэтому необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.

Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у учащихся  верных жизненных позиций.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.

Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные  знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, что определяется следующими Ф а к т о р а м и :

  1. резким социально-экономическим расслоением общества;
  2. неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы;

• ростом скрытой и явной безработицы;

• миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;

• ограниченными возможностями перемещения, изменения места жизни с целью поиска лучших условий проживания.

Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70 % из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных семей. Наблюдается тенденция роста беспризорности, снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на общение с детьми.

И все же семья для многих детей по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления.

Современные условия выдвигают все новые и новые, более сложные задачи воспитательной работы. И преподаватели в работе с родителями используют самые разнообразные методы и формы работы.

Секреты успешного общения с родителями.

Секрет первый. Скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание - не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше их не знает, какой подход нужен к ребенку. И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

Секрет второй. Выбирайте для бесед с родителями удобное для этого место. Это должен быть небольшой, но уютный кабинет, в котором все располагает к спокойному доверительному разговору и имеется запас чая, кофе, конфет.

Секрет третий. Начните разговор с вопросов о делах в семье, поинтересуйтесь, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.

Секрет четвертый. Начинайте и заканчивайте разговор с родителями похвалой ребенка. Умейте увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продук- тивный характер и положительный результат. Поток только негативной информации о ребенке естественно вызовет у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.

Секрет пятый. Терпеливо выслушайте родителей. Особое внимание обратите на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывайте рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помните, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.

Секрет шестой. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках ученика, что смущает преподавателей в его характере и поведении. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.

Секрет седьмой. Приглашайте к совместному общению родителей, дети которых имеют сходные личностные или учебные проблемы. Такие микрогрупповые собрания могут иметь неожиданный эффект. Родители поймут, что они не одиноки в своей проблеме. У родителей появляется возможность поделиться своим опытом (даже негативным). Это позволяет им не «переживать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

 Завершая беседу, не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

Управление культуры администрации Чернянского района                                                              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ездоченская детская школа искусств»

Методический доклад

« Сотрудничество педагогов и семьи в ДМШ, ДШИ»

Выполнила: Должикова Светлана Сергеевна,

преподаватель специального фортепиано

                                                                               МБОУДОД «Ездоченская детская школа искусств»

с. Ездочное

2013г.

Библиографический список

  1. Аксандрова Е.А. Как сделать общение с родителями живым и предметным. 2005г.
  2. Аношкина Р.Ф., Воробьева Л.В. Семья и школа. Взгляд изнутри (из опыта работы). 2001г.
  3. Взаимодействие школы и семьи авт.-сост. С.А. Цабынин. – Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Джунгурова Т.Н. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями: лекция для начинающих классных руководителей // Классный руководитель. - 2006. - №7. – С.13-16.
  5. Каверина Л.Б. Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями // Классный руководитель. – 2005.- №3. – С. 43 – 46.
  6. Сотрудничество педагогов и семьи. Организация системы работы. Авт.-сост. Алымова Н.А., Белибихина Н.А. Изд. «Учитель».2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».

Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...

Сотрудничество школы и семьи

Для родительского собрания...

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счасть...

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

Семья и школа – это берег и море.На берегу, ребенок делает свои первые шаги,получает первые уроки жизни,а потом перед ним открывается необозримое море знаний,и курс в этом море прокладывает школа.Это ...

Семейный клуб как форма сотрудничества школы с семьями обучающихся

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй....

Мониторинг индекса сотрудничества педагога с обучающимися. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков).

Мониторинг индекса сотрудничества педагога с обучающимися. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)...