Диагностические методы изучения личн6ости ученика
материал (5 класс) по теме

Колпакова Наталья Евгеньевна

Тема самообразования классного руководителя, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

«ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА»

(методический отчёт классного руководителя 5 «Б» класса – Колпаковой Н.Е.

 2010-2011 учебный год)

Педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Для этого можно воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности обучающегося. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Психолого- педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого- педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

  1. Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный уровень развития ребёнка; выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; определить основные параметры будущей характеристики ученика.

  1. Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся; определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

  1. Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы: иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

  1. Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основными задачами диагностики считаю:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или   худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться обучающимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  1. педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  2. педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
  3. педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  4. педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  5. педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Для того чтобы помочь ребенку успешно организовывать свою деятельность в стенах учебного заведения классный руководитель должен изучить его индивидуальные способности. (личностные характеристики).  

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 «Б» КЛАССА

(2010-2011 учебный год)

МНОЙ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ  СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ:

ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовать свои репрезентативные системы, вести общение на «одном языке». Этот тест позволяет более четко определить, какая репрезентативная система является для вас ведущей.

ИНСТРУКЦИЯ: Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг, например, цифру – ранг 1 перед предложением, которое вы считаете, лучше всего описывает вас (больше всего вам подходит), затем ранг 2 – перед предложением, которое подходит вам более всего после первого, и так до четырех.

I. Я скорее всего скажу:

1 – важные решения – это дело чувств;

2 – важные решения зависят от моего настроения;

3 – важные решения зависят от моей точки зрения;

4 – важные решения – это дело логики и ума.

II. На меня скорее окажет влияние тот,

1 – у кого приятный голос;

2 – кто хорошо выглядит;

3 – кто высказывает разумные мысли;

4 – кто оставляет у меня хорошие чувства.

III. Если я хочу узнать, как вы поживаете,

1 – я посмотрю на вашу внешность;

2 – я проверю, что вы чувствуете;

3 – я прислушиваюсь к звукам вашего голоса;

4 – я обращу внимание на то, что вы говорите.

IV. Для меня легко…

1 – модулировать полноту звуков в стереосистеме;

2 – сделать выводу по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;

3 – выбрать суперкомфортабельную мебель;

4 – найти богатые комбинации красок.

V. 1 – Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;

2 – мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;

3 – я хорошо чувствую одежду, облегающую мое тело;

4 – когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.

VI. Если люди хотят узнать, как я поживаю:

1 – им следует узнать о моих чувствах;

2 – им следует посмотреть, как я одет;

3 – им следует послушать, что я говорю;

4 – им следует прислушаться к интонациям моего голоса.

VII. Я предпочитаю:

1 – услышать факты, о которых вы знаете;

2 – увидеть картины, которые вы нарисовали;

3 – узнать о ваших чувствах;

4 – послушать интонации вашего голоса, звуки происходящих событий.

VIII. 1 – Когда я вижу что-то, я верю этому;

2 – когда я слышу факты, я верю им;

3 – я верю, когда чувствую что-то;

4 – в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.

IX. 1 – Обычно я хорошо чувствую настроение своей семьи;

2 – я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;

3 – я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;

4 – я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.

X. 1 – Я учусь понимать какие-то вещи;

2 – я учусь делать какие-то вещи;

3 – я учусь слушать новое;

4 – я учусь видеть новые возможности.

XI. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее…

1 – приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;

2 – в зависимости от моего настроения;

3 – приму те, которые я вижу наиболее отчетливо;

4 – приму их с помощью логики и разума.

XII. 1 – Мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;

2 – Мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;

3 – Хорошая мысль – вспомнить, что говорил мой друг;

4 – Мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.

Обработка результатов. А – аудиальная репрезентативная система;

В – визуальная репрезентативная система;

К – кинестетическая репрезентативная система;

Д – «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».

Вопросы

Ответ

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1

К

А

В

А

Д

К

Д

В

К

Д

К

А

2

А

В

К

Д

А

В

В

Д

В

К

А

В

3

В

Д

А

К

К

Д

К

К

Д

А

В

Д

4

Д

К

Д

В

В

А

А

А

А

В

Д

К

 

Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто была на 3, 4-ом месте по значимости), является слабовыраженной и малозначимой для человека.

РЕЗУЛЬТАТ: выбранная мной методика, связанная с ранжирование ответов, для обучающихся данного класса вызвала большие трудности, в результате чего часть вопросов обучающимися была не проранжирована. Исходя из этого, считаю, что результаты данной методики могут быть не адекватны. Пришла к выводу, что данную диагностику следует проводить индивидуально с каждым обучающимся.  

ТЕСТ «ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ»

 

На вопросы, приведенные ниже, дайте ответы: «да» (2 балла), «нет» (0 баллов), «иногда» (1 балл) и сосчитайте сумму набранных баллов.

 Вопросы:

1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас её ожидание из колеи?

2. Откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет невмоготу?

3. Вызывает ли у вас неудовольствие и даже смятение поручение выступить с докладом, сообщением на каком-либо собрании?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обращается к вам с просьбой?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов» и «детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам 100 рублей, которые он занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или в столовой, если вам подали явно некачественное блюдо, вы промолчите, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь – в магазине, кинотеатре… Предпочитаете ли вы скорее отказаться от своего намерения, нежели встать в «хвост» и томиться  ожидании?

12. боитесь ли вы участвовать в комиссии по каким-либо конфликтным ситуациям?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав в «кулуарах» явно ошибочное высказывание по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду просьба помочь кому-то разобраться в служебном вопросе, учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем устной?

А теперь подсчитайте сумму баллов:

30 – 32 – вы явно некоммуникабельны (необщительны), ой страдаете больше вы сами.

25 – 29 – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей.

19 – 24 – вы достаточно общительны, в незнакомой ситуации чувствуете себя вполне уверенно. В ваших высказываниях может быть порой слишком много сарказма, причем без веских оснований. Но эти недостатки исправимы.

16 – 18 – у вас нормальная коммуникабельность. Без неприятных переживаний начинаете новое дело, идете навстречу с новыми людьми. Хотя, вероятно, не любите шумных компаний, многословие вас раздражает.

6 – 15 – Вы, должно быть, «рубаха-парень», всюду чувствуете себя «в своей тарелке», охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Задумайтесь над этим.

5 и менее – ваша общительность явно чрезмерна, вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Вспыльчивы, нередко необъективны. Людям трудно с вами.

РЕЗУЛЬТАТ: из 13 продиагностированных обучающихся, было выявлено, что:

  1. 5  и менее баллов – 1 обучающийся
  2. 6-15 баллов – 8 обучающихся
  3. 16-18 баллов – 3 обучающихся
  4. один обучающийся на 9 вопросов ответил тремя предложенными вариантами, следовательно на данного ученика следует обратить особое внимание (данная ситуация проявляется непосредственно в его поведении).

ТЕСТ «ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ»

Задание:

Расположите представленные ниже геометрические фигуры в порядке их предпочтительности: 

 Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить доминирующие особенности личности и поведения.

Основные психологические характеристики поведения

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых. «Квадрат» любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно лежать на месте и происходить вовремя. Идеал «квадрата» - жизнь по строгому плану и без сюрпризов.

Треугольник: лидер, стремление к власти, установка на победу, уверенность в себе, решительность, импульсивность, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей. Это люди неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Сильная потребность быть первым и управлять положением дел делает «треугольник» личностью, постоянно соперничающей с другими.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям. Чаще всего, это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который ведут сейчас. Поэтому они заняты поисками лучшего положения.

Круг: высокая потребность в общении, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых. «Круг» счастлив, когда все ладят друг с другом. Стремится найти общее, примиряющее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, остроумие, душа компании, безалаберность в финансовых вопросах. Комбинирование различных идей, создание чего-то нового, оригинального – вот, что нравится «зигзагам». Они самые восторженные и легковозбудимые из всех фигур. Когда у «зигзага» появляется интересная мысль, он готов поведать о ней всему миру и, главное, способен увлечь за собой многих.

 

РЕЗУЛЬТАТ: из 14 продиагностированных обучающихся, было выявлено, что:

  1. 4 обучающихся предпочитаемой фигурой выбрали «квадрат»
  2. 1 обучающийся предпочитаемой фигурой выбрал «треугольник»
  3. 3 обучающихся предпочитаемой фигурой выбрали «круг»
  4. 6 обучающихся предпочитаемой фигурой выбрали «зигзаг»

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.

ИНСТРУКЦИЯ: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую ответ.

1. Что Вы предпочитаете?

а) немного близких друзей

б) большую товарищескую компанию

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом

б) с раскрытием переживаний героев

3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание

б) ошибки

4. Если Вы совершите дурной поступок, то:

а) остро переживаете

б) острых переживаний нет 

5. Как Вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко

б) медленно, осторожно

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) да

б) нет

7. Склонны ли Вы хохотать, смеяться от души?

а) да

б) нет

8. Считаете ли Вы себя

а) молчаливым

б) разговорчивым

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а) откровенен

б) скрытен

10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да

б) нет

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:

а) говорить

б) слушать

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да

б) нет

13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да

б) нет

14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

а) да

б) нет

15. Быстро ли Вы переходите от решения к исполнению?

а) да

б) нет

16. Легко ли у Вас меняется настроение?

а) да

б) нет

17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да

б) нет

18. Ваши движения

а) быстрые

б) замедленны

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях?

а) часто

б) редко

20. В затруднительных случаях Вы:

а) спешите обратиться за помощью к другим

б) не любите обращаться.

 

Обработка результатов

Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а. (Если ответ совпадает с ключом, ему присваивается 1 балл).Количество ответов, совпавших с ключом, подсчитывается и умножается на 5.

От 0 до 35 – интроверсия («обращенный внутрь»). Люди, направленные на мир собственных переживаний, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей. У них высокий уровень тревожности. В основном, флегматики, меланхолики по типу темперамента.

От 36 до 65 – амбоверсия – это люди «ни туда, ни сюда». Психическая направленность неуравновешена, средняя между экстравертами и интравертами. Неопределенность положения, непостоянство решений, переживания часто меняются, чередуются с радостным настроением. Тип темперамента – холерик с симптомами флегматика и меланхолика, сангвиник с элементами флегматика и меланхолика.

От 66 до 100 – экстраверсия («вывернутый наружу»). Легки в общении, но у них высокий уровень агрессивности. Имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, среди которых могут быть и полезные, импульсивны, открыты, судят о людях по «внешности», не заглядывают внутрь. Сангвиники, холерики по типу темперамента

РЕЗУЛЬТАТ: из 13 продиагностированных обучающихся было выявлено, что:

  1. 4 обучающихся характеризуются экстраверсией
  2. 9 обучающихся характеризуются амброверсией

ВЫВОД: в связи с недостаточным количеством использованных методик по изучению личностных характеристик обучающихся 5 «Б» класса, считаю целесообразным продолжить  данную тему самообразования по воспитательной работе и в 2011-2012 учебном году.

  1. Считаю необходимым проведение диагностических процедур по плану  и систематически (внеся данный вид работы  в план воспитательной работы в 2011-2012 учебном году).
  2. Предполагаю проводить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения обучающихся.
  3. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме.
  4. Предполагаю, что диагностическая карта класса представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - состояние класса по одному показателю.
  5. Считаю, что диагностическая карта класса помогает обнаружить проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:
          1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
          2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью.
          3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Диагностические методы изучения личности ученика»

Классному руководителю необходимо изучать личностные осо­бенности учащихся, их интересы, особенности характера, душевного состояния и т. д.Одним из методов изучения характера старшеклассника является ...

"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"

Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...

Проектная деятельность учеников как метод повышения интереса учеников к учебе

Проектная деятельность учеников как метод повышения интереса учеников к учебе...

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...

Диагностическая карта формирования УУД ученика 5–7-го класса

Диагностическая  карта формирования УУД ученика 5–7-го класса...