Мир вокруг нас (цветы в легендах и преданиях)
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Агентство науки и профессионального образования
Администрации Красноярского края
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 57
Классный час
Разработали и провели:
Классный руководитель группы № 25
Клен Татьяна Михайловна
Мастер производственного обучения
Мишина Надежда Владимировна
Норильск 2007г.
Содержание
1. Цели 3 стр.
2. Форма 3 стр.
3. Оформление класса 3 стр.
4. Подготовительная работа 3 стр.
5. Ход классного часа 4 – 8 стр.
1) Вступительное слово ведущего 4 стр.
2) Стихи о цветах 4 - 5стр.
3) Музыкальная викторина 5 - 6 стр.
4) Легенды о цветах 6 - 7 стр.
5) Загадки о цветах 7 – 8 стр.
6) Викторина 8 стр.
7) Заключительное слово ведущего 8 стр.
6. Методические рекомендации 9 стр.
7. Список используемой литературы 10 стр.
Цель: Воспитание любви к родной природе, развитие наблюдательности и
интереса к окружающему миру.
Развитие эстетического вкуса учащихся, благоприятное влияние на настроение учащихся в холодное время года (в суровых климатических условиях), приблизить ощущение праздника 8 Марта.
Обучение учащихся фантазировать, импровизировать, развивать творческие и художественные умения.
Форма: Коллективное творческое дело с элементами викторины.
Оформление класса: букеты цветов, рисунки учащихся, на доске написаны
эпиграфы:
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Ганс Христиан Андерсен
«Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть
немного полюбит её просто за то, что она прекрасна».
Жан Дорст
Подготовительная работа: Классный руководитель делит группу на несколько
небольших групп – «знатоков природы», которым
необходимо подобрать материал и рассказать об
одном или нескольких цветах (название, мифы,
легенды, предания, стихи о цветах, их целебные
свойства и т.д.). Рассказ должен быть ярким,
эмоциональным, с использованием наглядного
материала, музыки, стихов. Учащиеся заранее готовят
костюмы цветов.
Ход классного часа
- Вступительное слово ведущего (Ерёмина Ирина)
Бывая в тундре, в отпуске на материке, на даче вы можете увидеть много удивительного и интересного в родной природе. Мы же с вами поговорим о цветах, без которых наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые – они, как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянках, клумбах, около рек и ручейков.
О цветах сложено много сказок, мифов, преданий, легенд. Вспомните миф о юноше Гиацинте, из капель крови которого по слову бога Аполлона вырос ароматный алый цветок – гиацинт. А белый нежный нарцисс возник в память о юном самовлюбленном Нарциссе, которого наказали боги за то, что он отверг любовь нимфы Эхо.
Многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечиться от недугов. Великий Жан-Жак Руссо говорил своим друзьям: «Когда вы заметите, что я очень болен и мало надежды на мое выздоровление, снесите меня на луг, и вы увидите, что мне опять станет хорошо».
- Классный руководитель представляет знатоков природы:
- Алимова Зульфия
- Котенко Людмила
- Талалаева Анна
- Савчук Лидия
- Жванко Анна
- Стороженко Светлана
Они рассказывают стихи о цветах.
- Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк.
С.А. Есенин
2) Как хороши, как свежи были розы
в моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодную рукой!
Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
И.П. Мятлев
- Золотинкой в серебре
Песнь нарцисса в хрустале.
Свежая пресвежая,
Нежная-пренежная.
Над цветком наклонишься,
Нежностью наполнишься.
С.П. Красиков
4) Распустились почки, лес зашевелился.
Яркими лучами весь озолотился;
На его окрайне, из травы душистой.
Выглянул на солнце ландыш серебристый…
С.П. Красиков
5) На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий.
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
С.П. Красиков
6) Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень…
Правда, нет в нем бледных лилий.
Горделивых георгин,
И лишь пестрые головки
Возвышает мак один.
Да подсолнечник у входа,
Словно верный часовой,
Сторожит себе дорожку,
Всю поросшую травой…
А.Н. Плещеев
- Классный руководитель проводит музыкальную викторину.
Зрителям предлагается угадать по мелодии название прозвучавшей песни.
За каждый правильный ответ зрители получают конфету.
- Городские цветы
- Свадебные цветы
- Белые розы
- Букет
- Ромашки спрятались
- Червона рута
- Баллада Атоса
- Полевые цветы
- Желтые тюльпаны
- Розовые розы
- Миллион алых роз
- Лаванда
- Ландыши
- Лилия
- Незабудка
- Представление следующих знатоков природы, они рассказывают легенды о цветах:
- Уманец Елена
- Баранюк Диана
- Болычева Екатерина
- Малухина Наталья
- Ерёмина Ирина
Василёк
Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договорится, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые её сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василёк. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василёк рано или поздно придёт в её водяной дом. Но так и не дождалась: василёк крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.
(Украинская легенда)
Маргаритка
Дева Мария, будучи ребёнком, как-то смотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звёздами, и высказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звезды стали земными цветами и она могла с ними играть. И как только звёзды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта словно маленькими звёздочками – белыми цветочками. Дева Мария была в восхищении, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут её любимыми цветами и пусть называются цветами Марии – маргаритками.
(Христианская легенда)
Незабудка
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый тонкий голосок:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.
(Древнегреческая легенда)
Подснежник
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у неё появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.
(Христианская легенда)
Анютины глазки
В венчиках анютиных глазок мы видим три цвета: белый – цвет надежды, желтый – удивления, фиолетовый – печали. По русской легенде, в трехцветных лепестках этого цветка отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, доверяла людям, верила в добро и справедливость. На свою беду повстречала она легкомысленного парня, который ласковыми речами пробудил в девушке любовь. Всем сердцем полюбила его Анюта, а юноша испугался и заспешил в дорогу, обещая обязательно вернуться к своей избраннице. Долго ждала его Анюта, выходила на дорогу, всматривалась вдаль и тихо угасала от тоски. А когда умерла. На её могиле выросли удивительные цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль. Их назвали анютиными глазками.
- Девушки в костюмах цветов загадывают зрителям загадки о цветах.
- Ефимова Светлана
- Фалес Надежда
- Фатхуллова Юлия
- Ерохина Светлана
- Яр Виктория
Звучит звонок на тонкой ножке,
Сам в фиолетовой обложке.
(Колокольчик)
Белые, душистые шарики
Висят на стебельке, как фонарики.
(Ландыш)
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
(Подсолнух)
Мертвым в землю упал,
Живым из земли встал.
Красну шапку уронил
И людей усыпил.
(Мак)
- Мастер производственного обучения проводит викторину для всех участников и зрителей.
- Какое растение согласно преданию цветёт в ночь на Ивана Купалу?
(Папоротник)
- Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (Из тюльпана)
- Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы)
- Какой цветок рос на планете Маленького принца (сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)? (Роза)
- Какое растение любят кошки? (Валериану)
- Какой цветок в переводе на русский язык означает «Звезда»? (Астра)
- Любимый цветок немецкого поэта В. Гёте? (Фиалка)
- Какие цветы чаще всего дарят женщинам на Восьмое марта? (Мимозы)
- Какие цветы взял с собой в кабину самолёта Валерий Чкалов, отправляясь в 1937 году в полёт через Северный полюс в Америку? (Васильки)
- Заключительное слово ведущего.
И в заключение для вас звучит сейчас цветочный вальс.
(Звучит аудиозапись «Вальс цветов» П.И Чайковского)
Методические рекомендации
Данный классный час воспитывает любовь к родной природе, развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.
Развивает эстетический вкус учащихся, благоприятно влияет на настроение учащихся в холодное время года (в суровых климатических условиях), приближает ощущение праздника 8 Марта.
Такие мероприятия помогают сплочению коллектива, благотворно влияют на психологическую атмосферу в группе. Учат учащихся фантазировать, импровизировать, развивать творческие и художественные умения.
Список используемой литературы
- Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов (часть 2-я)/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях/ М.: Дрофа, 2002.
- Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ (№ 10)/ Либерия - библиопринт, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Цветы в легендах и преданиях "Подснежник, тюльпан"
Цель занятия:Дать представление о разнообразии и красотецветов нашей Родины.Рассказать о цветах в народном творчестве.Научить проявлять фантазию при создании цветка. Закрепить навыки работы с бумагой....
Сценарий воспитательного мероприятия" Цветы в легендах и преданиях"
Методическая разработка воспитательного мероприятия...
Презентация "Цветы в легендах и преданиях"
Презентация "Цветы в легендах и преданиях"...
Легенды и предания о подвиге Александра Пересвета в искусстве
Творческий проект...
факультативное занятие "Легенды и предания Забайкалья"
Данное факультативное занятие расширяет знания учащихся об истории Забайкалья, о природе родного края, его населении. Способствует формированию представлений о духовной культуре старожилов Забайкалья,...
"Легенды и предания Забайкалья" (несказочная проза)
Данная презентация расширяет знания учащихся об истории Забайкалья, его населении, о фольклоре нашего края как о важнейшей части этнокультуры, дает представление о взаимосвязи с соответств...
цветы в легендах и преданиях
цветы в легендах и преданиях...