Вечер русского романса
методическая разработка (10 класс) по теме

Макашова Лариса Валентиновна

 

Вечер русского романса (на литературном материале учителя МОУ Борисоглебской СОШ №3 Макашовой Л.В.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вечер русского романса 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер русского романса

(на литературном материале учителя

МОУ Борисоглебской СОШ №3 Макашовой Л.В.)

Шуберт «Серенада» - исполняет учитель.

Ведущий:

- Во все века, во всех странах всегда существовали лирические песни, песни про любовь.

        Их пели и простые деревенские девушки, и нежные городские барышни, дочери аристократов и их служанки.

        Конечно эти песни не могли быть одинаковыми у тех и у других, особенно тонких чувств, сентиментальных и благородных.

        Аристократом того времени недопустимыми казались «плебейские», простые народные песни. Даже само название «песня» говорило о чем-то совершенно не возвышенном.

        Вот тогда-то по всей Европе городские песни с чувствительной мелодией и любовным содержанием стали называться красивым иностранным словом «романс».

        Ранние русские романсы называют «бытовыми», значит связанные с бытом. Поэтому давайте сейчас заглянем в литературную гостиную и снова вспомним о вечерах домашнего музицирования.

        

ЛИРЕТАРУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

- Позабудь дни жизни сей

Как о мне вздыхала,

Ведь их памяти моей

Коль неверна стала.

- Вам нравятся слова написанные Александром Сумароковым из популярного романса XVII века?

- Нет я считаю, что своих высот романс достиг начиная с творчества А.С.Пушкина и композитора Глинки.

- Друзья, знаете ли вы, что Пушкин посвятил вдохновенное стихотворение А.П.Керн, а Глинка не менее гениально выразил свои чувства в музыке, адресуя их дочери Керн Екатерине Ермолаевне.

- Каким образом?

- Глинка попросил старшей Керн автограф пушкинского стихотворения и написал свой знаменитый романс, пленивший красотой и очарованием Екатерины.

- А с чего же все начиналось?

КАРТИНА I (инсценируют ученики).

- Мадам Керн, не желаете ли совершить прогулку в Михайловское? Погода стоит чудесная.

- С удовольствием, Александр Сергеевич (Прогуливаются).

- Анна Петровна, вы чувствуете как насыщена июльская ночь ароматом полей? А луна? Люблю луну, когда она освещает красивое лицо.

- Господин Пушкин, давно я не видела вас таким веселым и любезным.

- Я очень взволнован, влюблен.

Любовь – это могучая сила, она возрождает и очищает.

Анна Петровна, разрешите писать Вам, я знаю, что переписка ни к чему не ведет, но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное вашей хорошенькой ручкой. (Целует руку Керн).

- Конечно, господин Пушкин, с радостью буду получать ваши послания.

- Тогда прочитайте первое (Керн садится на скамейку, читает. Пушкин стоит на одном колене перед ней).

Романс «Я помню чудное мгновенье» - исполняет учитель.

        

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

- Ушли элегии и стансы,

Но их настанут времена…

Напевам русского романса

Моя душа покорена.

- Я думаю, что не только ваша душа покорена романсом, заслушивались им и герои из произведения Островского «Бесприданница».

- Кто именно?

- А вспомните прощальный обед у Карандышева, когда Лариса исполняет романс «Нет, не любил он».

КАРТИНА II (инсценируют родители и учителя).

Паратов: Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев: Нельзя, господа, нельзя. Лариса Дмитриевна не станет петь.

Паратов: Да почем ты знаешь, что не станет?

Лариса: Извините, господа, я не расположена сегодня, и не в голосе.

Вожеватов: Что-нибудь, что вам угодно!

Карандышев: А вот посмотрим, мы попросим хорошенько, на колени станем.

Вожеватов: Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев: Нет, нет, и не просите, нельзя, я запрещаю. Я положительно запрещаю.

Лариса: «Нет, не любил он…» (Все выражают восторг. Поет.)

        Романс «Нет, не любил он…» - исполняет Малка Л.В.

Вожеватов: Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.

Паратов: Мне кажется я с ума сойду. (Целует руку Ларисы).

Вожеватов: Послушать и и умереть – вот оно что! (Карандышеву) А вы хотели лишить нас этого удовольствия.

        ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

- Разочарование, любовная тоска,

А где же вера в будущее?

- А я, знаете ли, вспоминаю строки из одного романса?

Вальс устарел –

Говорит кое-кто, смеясь.

Век усмотрел

В нем отсталость и старость.

Робок, не смел,

Наплывает мой первый вальс.

Почему не могу я забыть этот вальс?

- У вас, видимо, такие же чувства как и у Наташи Ростовой, помните ее первый бал!

Легкий, порхающий вальс со светлой красивой мелодией, с теплотой стихотворных образов как нельзя лучше передавал состояние.

КАРТИНА III (инсценируют ученики).

  1. Группа девушек (одетых по моде XIX века).
  2. Два молодых человека: Пьер, кн.Андрей.

Пьер: (хватает за руку кн.Андрея) Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже, Ростова молодая, пригласите ее.

Князь: - Где?

Мать Наташи: Позвольте вас познакомить с моей дочерью.

Князь Андрей: Я имею удовольствие быть знакомым (учтивый и низкий поклон, подходит к Наташе и заносит руку, чтобы обнять ее талию прежде, чем он договорил приглашение на танец).

ВАЛЬС. Романс «На заре ты ее не буди» - исполняет ученица.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

- Да, романс в России когда-то не был старинным, а был новым, модным и очень любимым жанром.

- Власть его была огромна – от купеческих хором и трактиров до театральных подмостков и придворных салонов.

- И еще, мне кажется, романс – жанр честный, так как в нем любовь и ненависть, радость и боль, счастье и страданье, застенчивость и гусарская удаль, офицерская честь.

КАРТИНА IV (инсценируют ученики и учителя).

Выходит артистка и поет «Гусарскую рулетку».

Офицеры сидят за столом и играют в карты.

Один играет на гитаре.

Зовут, подходит к офицеру с гитарой и шепчет что-то на ухо.

Офицер поет романс «Ваше благородие».

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

-Есть минуты, когда не тревожит

Роковая нас жизни гроза.

Кто-то на плечи руки положит,

Кто-то ясно заглянет в глаза…

-И мгновенно житейские канет,

Словно в темную пропасть без дна…

И над пропастью медленно встанет.

Семицветной дугой тишина…

И напев заглушенный и юный…

В затаенной затронет тиши

Усыпленные жизнью струны

Напряженной, как орды, души.

-Затронуть душевные струны могли выдающиеся в свое время исполнители романсов.

- Варламов, Глинка, Даргомыжский?

- Или Вертинский, Или Саша Давыдов?

- А может Надежда Плесецкая и Изабелла Юрьева?

- Конечно, а еще Леонид Утесов и …

Шаляпин!

Кстати Шаляпин и художник Коровин однажды поспорили.

КАРТИНА V (инсценируют ученики).

-Константин, тебе не нравится, что я пою? Плохо пою. А кто же, позвольте вас спросить, поет лучше меня?

-А вот есть. Цыганка одна поет лучше тебя.

-Какая цыганка?

-Варя Панина. Поет замечательно. И голос дивный.

-Это какая же, позвольте вас спросить, Константин Алексеевич, Варя Панина?

-В «Стрельце» поет. За пятерку романсы цыганские поет. И поет как надо.

-А ну посмотрим.

-Посмотрим. (Цыганский танец. Романс «Очи черные…», исполняют учителя).

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

-Хорош цыганский романс!

Душа так и поет.

-Согласен с вами, но все же мне по душе романсы XX века, в которые проникли танцевальные ритмы фокстроты, танго…

КАРТИНА VI.

«Танго» - танец.

Романс «Осень» - исполняет ученица.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

-Кто же автор такого замечательного романса?

-Владимир Козин. Подобные романсы создавались не только профессионалами, но и людьми не имеющими отношения к музыке.

-Например?

-Романсы сочиняла графиня Толстая, произведения которой исполнялись на эстраде, а так же сын писателя граф Толстой.

-Но популярностью пользовались «Хризантемы» Николая Харизо с текстом Шумского.

Романс «Хризантемы» (исполняют родители).

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

-А как вы считаете? Возможно ли в русском романсе заимствования?

-Нет, вернее, переводы.

Романс «Дым» (исполняет учитель).

Значит в ХХ веке традиция сочинять, переводить и петь романсы продолжают жить. И если прислушаться к могучему потоку звуковых мелодий, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга старого и доброго романса, который ненавязчиво увлекает молодых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир.

Мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

И поэтому: Сегодня я нисколько не боюсь с ХХ веком временно расстаться. Позвольте слогом русского романса.

«Я встретил вас…» - исполняет родительница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер русского романса.

Сценарий вечера русского романса. Материалы позаимствованы в интернете. Заранее выражаю благодарность тем учителям, которые увидят фрагменты своих текстов. На их основе, добавив свои материалы, я сост...

Вечер русского романса

Мероприятие для 8-11 классов. Происхождение романса. История романсов и их исполнителей....

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Сценарий Вечера русского романса

История русского романса с 19 по 20 века. Познавательное и эстетическое мераприятие с музыкальными номерами для старших школьников....

Вечер русского романса

Внеклассное мероприятие...

«Вечер русского романса» для 7-9 классов

Методическая разработка открытого мероприятия  для 7-9 классов  «Вечер русского романса»...