проект "Антивандал" idppo.kubannet.ru/show/1679/antivandal_esaulov.doc
материал (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект "АНТИВАНДАЛ"
Есаулов Геннадий Владимирович, классный руководитель 8 «А» класса
По составу участников: 8 «А » класс
По срокам реализации: 2009-2011 г.г.
Цель экологического проекта “Антивандал ”:
Привлечь внимание учащихся к проблеме мусора в Адлерском районе г. Сочи, активному участию в очистке города от мусора, граффити, несанкционированных объявлений , уборке территории памятника героям ВОВ и т.п.
Образовательные задачи:
- Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.
- Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.
- Создание условий для экологического воспитания подрастающего поколения.
- Создание условий для проявления социальной активности учащихся 8 «А» класса.
- Формирование духовной и нравственной культуры школьников.
- Формирование и развитие навыков исследовательской работы и проектных умений.
Развивающие задачи:
- Развитие коммуникативных, исследовательских умений.
- Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).
- Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
Воспитательные задачи:
- Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.
- Оказание посильной помощи в благоустройстве города.
- Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.
Формы реализации проекта:
- Трудовые десанты по уборки территории Адлерского района г. Сочи.
- Участие в акциях «Граффити - нет!»
- Выпуск листовок «Чистый город».
- Проведение уборки, прилегающей к территории памятника «Три солдата».
- Уход за высаженными растениями. Акция «Сирень-45-года».
- Очистка улиц от несанкционированных объявлений.
Цикл уроков по теме «Чистый город»
1 урок. 1 этап проектного обучения. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
Цель урока: Привлечь внимание к проблеме мусора в городе Сочи.
Домашняя подготовка к уроку (учащимся предлагается карточка):
- Проведи эксперимент: Понаблюдай в течение нескольких дней, сколько примерно мусора в сутки производит твоя семья (объем и масса мусора). Что выбрасывается в мусор?
- Найди в толковом словаре значение слов: отходы, отбросы, мусор.
- * Существует ли в Сочи завод по переработке бытовых отходов?
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект. | 1. Мотивация учащихся к теме. | Представьте себе, что в одном большом-большом городе люди перестали убирать мусор... Что же может произойти? (экологический прогноз): | Отходы кругом. Мусора очень много, что невозможно ходить по улицам– экологическая катастрофа |
2. Актуализация знаний | – В своём рассказе вы использовали слова: отходы, мусор. – Найдите более широкое понятие, как трактует это слово словарь. Что мы хотим сделать? Уменьшить количество мусора в нашем городе. Как будет называться наш проект? Выбираем самое лучшее название, например, “Чистый город”. Что будет главным его результатом? Мини-проекты, позволяющие уменьшить количество бытового мусора в нашем городе. | Отходы – непригодные для производства данной продукции виды сырья, его остатки или образующиеся в результате производства вещества и энергия, которые не могут быть включены в данный производственный цикл. Отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Мусор – твердые бытовые отходы и отбросы. Дети на доске выстраивают схему № 1 | |
3. Очерчивание проблемного поля, расстановка акцентов. | План изучения темы:
| 1. Разлагается: (пищевые отходы-28,6 %, бумага -, 20,8%, металл – 7,4 %, текстиль – 6,2 %, дерево, листва – 5,1 %). Не разлагается: (стекло – 8,9 %, кожа, резина– 4,9% (долго) 3. Пути: сжигание, захоронение, переработка. | |
4. Формулирование проблемы. | Обобщение изученного: Почему в природе нет старой листвы, нет мертвых животных, нет природного мусора? А в городе, селе есть? | Вывод: Биологический круговорот носит замкнутый характер, циклический характер, и практически бесконечен, как сама жизнь. Чем больше мы берем у природы, тем больше отдаем. Процесс этот носит линейный характер. | |
| 5. Выделение из проблемы подпроблем | Отправимся в банк проектов:
|
|
2.Организация деятельности. | 1. Организация детей в группы. | Какой проект тебе интересно осуществить? | Дети делятся на группы по интересам |
2. Определить цели и задачи каждой группы | О чем пойдет речь в каждом проекте? | Ребята предлагают свое видение каждого проекта. | |
3. Планирование работы по решению задач проекта | А теперь поговорим об оформлении проекта. – Как можно оформить ваш проект? | Варианты оформления проекта: рисунок, схема, таблица, плакат и т.д | |
4. Определение критериев оценки защиты проекта | Какими качествами должна обладать ваша будущая работа: Помощником в нашей работе будет карта “Мой проект” (см. приложение) – А вот представлять на суд зрителей свою разработку мы будем на следующем уроке. Кого мы пригласим экспертную группу? – Чтобы ваше выступление было интересным, каким должно быть само выступление? | Критерии проекта: значимость для города, оригинальность, реальность, себестоимость. Критерии выступления (представления проекта): эмоциональность, полнота изложения, культура речи грамотные ответы на вопросы. | |
5. Распределение обязанностей в группе. |
| “Художники” – оформление, “журналисты” – сбор информации, “координатор проекта” – руководит деятельностью всех членов группы, “менеджер” – пытается выгодно прорекламировать проект. |
Урок № 2. 2 и 3 этап проектного обучения. Организация и осуществление деятельности.
Цель: Подготовка школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде творческих проектов по разным направлениям
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация деятельности | Подбор информации, анализ этой информации, выбор способа решения проблемы. | Начать сегодняшний урок мне хочется начать словами американского эколога Барри Коммонера, цитируемого сегодня во всей экологической литературе: “Всё должно куда-то деваться”. – Почему именно эти слова мы возьмем в качестве эпиграфа урока? Учитель по очереди обсуждает вместе с ребятами каждый проект: Природные разрушители мусора. Научная лаборатория. – Какие природные организмы разрушают мусор в природе? Прочитай об этом в книгах. Отходы – в доходы. – Как и для чего можно сортировать мусор? – Как вторично можно использовать сортированный мусор? – Какие доходы это может принести? – Как вторично можно использовать пластиковые бутылки? Урны. – по форме – по внешнему виду Пункты приема отходов: – Где установить пункты приема мусора? – Что можно принимать в таких пунктах? – Как заинтересовать людей, чтобы люди сдавали мусор? Проект “Сохрани дерево”. – Собери данные, сколько леса понадобится, чтобы изготовить книгу, газету. Как использовать старую бумагу? Машина-мусороед. – Что будет производить машина-мусороед? – На каком топливе она будет работать? СМИ в борьбе за чистоту (листовки, газеты) | Попытаемся решить проблему, куда же должно деваться это “всё”. |