Классный час «Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон...»
классный час (8 класс) по теме
Дела, гремевшие в веках,
Не сгинули безвестно,
Не превратились в тусклый прах,
Не погрузились в бездну.
Что было позади, до нас,
Не стало пустотою,
Но в нас, живых, живет сейчас,
В душевном нашем строе.
В нас всех — грядущего зерно:
Нет почвы плодородней!
«Вчера» и «Завтра» сплетено
Одним узлом "Сегодня" Д.
Кугультинов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smolyanova_t.i.rar | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон...»
Дела, гремевшие в веках,
Не сгинули безвестно,
Не превратились в тусклый прах,
Не погрузились в бездну.
Что было позади, до нас,
Не стало пустотою,
Но в нас, живых, живет сейчас,
В душевном нашем строе.
В нас всех — грядущего зерно:
Нет почвы плодородней!
«Вчера» и «Завтра» сплетено
Одним узлом «Сегодня».
Д. Кугультинов
Форма проведения классного часа: литературно-музыкальная гостиная.
Задачи классного часа:
- Познакомить учащихся с лауреатами Нобелевской премии - гражданами России.
- Способствовать пониманию значения для страны и человечества получения ими Нобелевской премии.
- Развивать интерес к истории своей страны, понимание значения деятельности людей для процветания Родины.
- Воспитывать уважительное отношение к людям - гражданам России, являющимся ее гордостью.
- Формировать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну.
Подготовительная работа к классному часу:
- Изучение биографий Нобелевских лауреатов России.
- Подбор литературного материала по теме классного часа.
- Подбор стихотворений, статей, фактического материала по теме классного часа.
- Подбор фотографий, подготовка рисунков по теме классного часа.
- Подготовка презентации по теме классного часа.
- Оформление зала к классному часу.
- Подготовка сценария классного часа.
Ход классного часа
На доске или сцене — слова:
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Нобелевский лауреат
Борис Пастернак
На экране — Нобелевские лауреаты Советского Союза и России.
- 1904 г. - лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине - физиолог Иван Петрович Павлов.
- 1908 г. — лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине - Илья Ильич Мечников.
- 1933 г. - лауреат Нобелевской премии в области литературы Иван Алексеевич Бунин. Без гражданства.
- 1956 г. — лауреат Нобелевской премии в области химии Николай Николаевич Семенов.
- 1958 г. — лауреаты Нобелевской премии по физике Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк и Игорь Евгеньевич Тамм.
- 1958 г. — лауреат Нобелевской премии в области литературы Борис Леонидович Пастернак. От премии отказался.
- 1962 г. - лауреат Нобелевской премии по физике Лев Давидович Ландау.
- 1964 г. — лауреаты Нобелевской премии в области физики Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров.
- 1965 г. — лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Александрович Шолохов.
- 1970 г. - лауреат Нобелевской премии в области литературы Александр Исаевич Солженицын.
- 1975 г. - лауреат Нобелевской премии мира Андрей Дмитриевич Сахаров.
- 1975 г. - лауреат Нобелевской премии по экономике Леонид Витальевич Канторович.
- 1978 г. - лауреат Нобелевской премии по физике Петр Леонидович Капица.
- 1987 г. - лауреат Нобелевской премии в области литературы Иосиф Бродский. Гражданин США.
- 1990 г. - лауреат Нобелевской премии мира Михаил Сергеевич Горбачев.
- 2000 г. — лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Иванович Алферов.
- 2003 г. — лауреаты Нобелевской премии по физике Алексей Алексеевич Абрикосов и Виталий Лазаревич Гинзбург.
Выходят ведущие.
Ведущий 1: Уважаемые ребята и гости нашего классного часа! Уважаемые педагоги! Сегодняшний разговор мы хотим посвятить Нобелевским лауреатам Советского Союза и России.
Ведущий 2: Это — люди, чей вклад в развитие науки и искусства, культуры и мира огромен. Люди, которых знали и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Каждый из нас, современников, может гордиться тем, что он — соплеменник Нобелевских лауреатов.
Ведущий 1: Позвольте назвать их имена.
Ведущий 2: Провести перекличку Нобелевских лауреатов прошлого и современности.
Звучат фанфары. Ведущие называют имена Нобелевских лауреатов и год получения ими Нобелевской премии.
Ведущий 1: Мы говорим «Нобелевские лауреаты», «Нобелевская премия». А знаете ли вы историю ее появления?
Ведущий 2: И сейчас мы хотим провести небольшую экскурсию в прошлое. Итак, мы с вами находимся в Петербурге, северной столице России.
Раннее петербургское утро. Пролетка останавливается возле дома шведского изобретателя Эммануила Нобеля, который вместе с сыновьями Людвигом и Альфредом живет длительное время в России.
Именно инженеры Нобели спасли русскую столицу от возможного разгрома во время Крымской войны.
Ведущий 1: Как это было — покажут наши ребята.
На сцену выходят четверо учеников. Один из них играет роль инженера Путилова, двое других — Эммануила и Людвига Нобелей, четвертый — играет роль автора. Все они — в фуражках.
Автор: Эммануил, Людвиг, Альфред Нобели - по происхождению своему шведы, однако, поступки, которые они совершали в своей жизни и дела, которыми они себя прославили, позволяют говорить о них как о людях, для которых не существовало национальной принадлежности. Они делили людей по принципу «хороший» человек и «плохой» человек.
Эта история произошла в Петербурге, в котором Эммануил Нобель и его семья жили продолжительное время, и не только жили, но и создавали этому городу славу его и репутацию.
Эммануил Нобель: Уважаемый инженер Путилов здравствуйте Какая проблема привела вас в наш дом в столь раннюю пору?
Путилов: Беда привела меня к вам. Вы знаете, что наш флот находящийся в Черном море, терпит бедствие. Английские и французские
корабли легко справились с нашими деревянными парусниками. Все они были затоплены Эммануил Нобель: Да, но мы же не в Севастополе, а в Петербурге Путилов: Так вот то-то и оно. Если этот флот войдет в воды Балтики, наши парусники, стоящие в Балтийском море, отправятся вслед за Черноморским флотом. Людвиг Нобель: Отец, но ведь скоро зима. Вряд ли англичане а уж тем более французы рискнут воевать в России зимой.
Эммануил Нобель: Ты мыслишь весьма здраво, мой сын, я думаю что опыт Наполеона Бонапарта давно отбил охоту воевать с Россией зимой. Вашей беде, господин Путилов, можно помочь, если за зиму построить лодки с паровыми машинами, вооружив их орудиями крупного калибра.
Людвиг Нобель: Ты прав, отец. А встретить эти корабли можно магнитными подводными минами, которые не позволят им приблизиться к Петербургу. Помнишь, я говорил тебе, что уже думал над их созданием.
Эммануил Нобель: Ну, что ж будем, пробовать, надо помочь Петербургу и русским остановить морскую угрозу. Нельзя раздувать пожар войны. Люди должны жить в мире.
Путилов: Спасибо, господа, русский народ и Петербург вас не забудут.
Автор: Вскоре сотни магнитных подводных мин было выставлено в воду Финского залива. Когда вражеская армада вошла в воды Балтики, несколько кораблей взорвалось на минах.
Англо-французский флот не ожидал такой встречи. Первые же поверженные корабли заставили врагов бежать. А Петербург, северная столица России, была спасена.
Ведущий 1: Сейчас я объявляю Нобелевскую викторину!
Вопросы высвечиваются на экране. Ученик, знающий ответ на вопрос, выходит к микрофону и дает ответ на поставленный вопрос. И в случае правильного или неправильного ответа на экране высвечивается ответ для того, чтобы ребята могли убедиться в правильности или ошибочности своих выводов.
- Можете ли вы сказать, кем был Альфред Нобель и какую пользу принесло его пребывание в России?
Ответ: Альфред Нобель, как и его отец, был инженером. Его заслуга состоит в том, что он изобрел динамит, который использовался при строительстве железных дорог России.
Кроме этого, с семьей Нобелей связаны прогрессивные изменения в добыче нефти в России.
Они научились добывать нефть современными способами, благодаря им были построены первые трубопроводы, нефтяные танкеры, современные нефтехранилища.
Крестьянство могло быть благодарно за то, что в каждой избе стала появляться керосиновая лампа.
— Каким было завещание Альфреда Нобеля?
Ответ: В своем завещании, написанном в Париже 27 ноября 1895 г., он сформулировал:
«Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом.
Весь капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его — ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть — лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть - лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или совершит открытие в области химии; третья часть - лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть — лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и наконец, пятая часть — лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие проведению конгрессов миролюбивых сил».
— Как вы думаете, можно ли считать Альфреда Нобеля человеком-гуманистом и интернационалистом? Какой пункт его завещания говорит об этом?
Ответ: «Присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству».
— Когда были вручены первые Нобелевские премии?
Ответ: Статус Нобелевского фонда и специальные правила, регламентирующие деятельность институтов, присваивающих премии, были обнародованы на заседании Королевского совета Швеции 29 июня 1900 г.
Первые Нобелевские премии были присуждены 10 декабря 1901 г.
Политическое единение Швеции с Норвегией после длительных дебатов оформилось в 1905 г.
Текущие специальные правила для организации, присваивающей Нобелевскую премию мира, т.е. для Норвежского Нобелевского комитета, датированы 10 апреля 1905 г.
— Как происходит процедура награждения Нобелевской премией?
Ответ: К октябрю заканчивается выдвижение кандидатур на получение Нобелевской премии. Кандидатуры проходят утверждение в Нобелевском комитете в Стокгольме. Это утверждение сопровождается объявлением на весь мир о том, кто выдвигается на получение Нобелевской премии и в какой области.
Затем Нобелевский комитет приглашает Нобелевских лауреатов и членов их семей в Стокгольм и Осло для вручения премий. Премии вручаются королем Швеции в Концертном зале Стокгольма в присутствии 1200 гостей. Вручение премии сопровождается краткой речью представителей тех комитетов, которые определяли достоинство научных изысканий лауреат. После вручения премии в городской ратуше проводится праздничный ужин в честь новых Нобелевских лауреатов.
В Осло награждение проводится в университете в присутствии членов королевской семьи и короля Норвегии. Лауреат получает награду из рук председателя Норвежского Нобелевского комитета. И в Осло и в Стокгольме лауреаты Нобелевской премии должны представить свои небольшие нобелевские лекции, в которых они должны изложить суть своего научного открытия, своей теории. Затем лекции будут опубликованы в сборнике под названием «Нобелевские лауреаты».
— Какое денежное вознаграждение представляет собой Нобелевская премия?
Ответ: Нобелевская премия представляет собой денежную сумму, которая превосходит 2 миллиона шведских крон, более 225 тысяч долларов США.
— Кому из россиян — Нобелевских лауреатов была присуждена
премия мира?
Ответ: Она была присуждена Михаилу Сергеевичу Горбачеву, последнему президенту Советского государства.
— Назовите россиян — лауреатов Нобелевской премии, получивших награду в 21 веке?
Ответ: Жорес Иванович Алферов — лауреат Нобелевской премии 2000 г. в области физики за фундаментальные исследования в сфере информационных и коммуникационных технологий и разработки полупроводниковых элементов, используемых в сверхбыстрых компьютерах и оптоволоконной связи. Первый патент в области гетеропереходов академик получил в 1963 г., когда вместе с Рудольфом Казариновым создал полупроводниковый лазер, который теперь применяется в оптико-волоконной связи и в проигрывателях компакт-дисков. Нобелевская премия была разделена между Жоресом Алферовым, Гербертом Кремером и Джеком Килби. Жорес Алферов участвовал в создании отечественных транзисторов, фотодиодов, германиевых выпрямителей высокой мощности.
Алексей Алексеевич Абрикосов — получил Нобелевскую премию в 2003 г. по физике за работы в области квантовой физики совместно с В. И. Гинзбургом и Э. Леггеттом, за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести.
Абрикосов развил теорию нобелевских лауреатов Гинзбурга и Ландау и теоретически обосновал возможность существования нового класса сверхпроводников, которые допускают наличие и сверхпроводимости и сильного магнитного поля одновременно. Изучение явления сверхпроводимости позволило создать сверхпроводящие магниты, используемые в магнитно-резонансных томографах.
Выходят ведущие.
Ведущий 1: И кто знает, может и среди тех, кто сегодня участвует в нашей викторине, находятся будущие лауреаты Нобелевской премии.
Ведущий 2: Эммануил, Людвиг и Альфред Нобели при своей жизни и после своей смерти служат прогрессу и развитию человечества. Их вклад в развитие науки и культуры трудно переоценить.
Ведущий 1: Давайте хоть немного познакомимся с теми, чье творчество было увенчано различными наградами и премиями и в том числе Нобелевской премией.
Ведущий 2: Сегодня мы хотим отправиться в путешествие в прошлое и познакомиться с Нобелевскими лауреатами в области литературы Иваном Андреевичем Буниным, Иосифом Александровичем Бродским и Пастернаком Борисом Леонидовичем.
Ведущий 2: А. М. Горький так напишет о Бунине: «Если скажут о нем: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения».
Звучит романс Ф.П. Савинова «Народной почве». Выходит девушка в длинной юбке и блузе. В руках — том произведений И.А. Бунина. На экране — портрет писателя и дата присвоения ему Нобелевской премии. Рассказ девушки сопровождается показом слайдов из биографии писателя.
Девушка: Я приглашаю вас в российский город Воронеж, в котором 10 октября, а по новому стилю 22 октября 1870 года в дворянской семье родился великий русский писатель Иван Андреевич Бунин.
Его детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине» под присмотром учителя и воспитателя, «престранного человека», увлекшего своего ученика живописью, от которой у того «было довольно долгое помешательство».
В 1881 г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал.
Образование его завершилось не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.
Выходит юноша. Он продолжает рассказ девушки. Он в русской рубахе навыпуск.
Юноша: В 1889 г. Бунин покидает имение. Он вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование. Он работает корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничает в газете. Часто переезжает — живет то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве.
В 1891 г. выходит его сборник «Стихотворения», насыщенный впечатлениями от родной Орловщины.
Девушка: В 1894 г. в Москве И. А. Бунин встречается с Л. Н. Толстым, доброжелательно принявшим его, а в следующем году знакомится с А. П. Чеховым.
В 1895 опубликован рассказ «На край света», хорошо принятый критикой.
Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству.
Юноша: В 1898 г. выходит сборник стихов «Под открытым небом», в 1901 г. — сборник «Листопад», за который он удостаивается высшей премии Академии наук — Пушкинской премии (1903).
В 1899 г. знакомится с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве «Знание», где появляются его лучшие рассказы того времени: «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» и «Новая дорога» (1901), «Чернозем» (1904).
Девушка: В 1909 г. Бунин становится почетным членом Российской Академии наук.
Повесть «Деревня», напечатанная в 1910 г., приносит ее автору широкую читательскую известность.
В 1911 г. — выходит повесть «Суходол» — хроника вырождения усадебного дворянства.
В последующие годы появилась серия значительных рассказов и повестей: «Древний человек», «Игнат», «Захар Воробьев», «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско».
Юноша: Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже.
Девушка: Оказавшись за границей, И. А. Бунин всем сердцем стремится к Родине. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: «Косцы», «Лапти», «Далекое», «Митина любовь», цикл новелл «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» и др.
Юноша: В 1933 г., когда фашисты пришли в Германии к власти и строили планы захвата России, русскому поэту И. А. Бунину была присуждена Нобелевская премия.
Девушка: Помимо литературного творчества, Бунин И. А. — исследователь-биограф. Он написал книги о Л. Толстом (1937) и о А. П. Чехове. Обе книги были изданы за рубежом — одна в Нью-Йорке в 1955 г., вторая — в Париже в 1950 г..
Юноша: Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже.
Девушка: Бунин был не только писателем, но и величайшим поэтом-лириком. Из-под его пера вышли такие строки, которые и сегодня, в XXI веке заставляют человека волноваться и мечтать о любви, которую описал в своих стихах великий писатель прошлого.
Юноша:
Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась.
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека,
И. как цветы, глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
Но был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.
Ведущий (выходит с книгой стихов И. Бродского). Параллельно на экране идет презентация, посвященная И. А. Бродскому.
Выдающимся нобелевским лауреатом России 20 века, хотя и в изгнании был Иосиф Александрович Бродский.
Ведущая: Иосиф Александрович Бродский родился в 1940 году в Ленинграде. Стихи начал писать с 16 лет. По крайней мере, именно 1957 годом датировано одно из его знаменитых стихотворений: «Прощай, позабудь, не обессудь...». Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь.
Звучит стихотворение А. Ахматовой «Так просто можно жизнь покинуть эту...» как посвящение И.А. Бродскому. Стихотворение читается под музыку из рок-оперы «Юнона и Авось».
Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть,
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.
Ведущий: Не всегда позиция автора, поэта или писателя, устраивала советское государство. Человек, позволявший говорить иначе, чем того предписывалось, мог потерять все в своей стране, но не международное признание.
Ведущая: В 1964 году заботами бдительной ленинградской общественности против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Его арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область.
Ведущий: В 1965 году Иосифу Бродскому все-таки разрешают вернуться в Ленинград, но в 1972 году ему приходится эмигрировать.
С этого времени он живет в США. Пишет стихи, прозу, причем на двух языках, преподает в университете. Он становится одной из центральных фигур сразу в двух культурах — российской и американской.
Ведущая: Сборник эссе «Меньше чем единица» был в 1986 году признан лучшей литературно-критической книгой в США.
Ведущий: В 1987 году Иосиф Бродский стал Нобелевским лауреатом по литературе, а в 1992-м — ему присвоено звание «поэт-лауреат США».
Классный руководитель: Сегодня мы собрались, чтобы отдать дань уважения людям, ставшим авторами Нобелевской премии и авторам, которые стали номинантами этой премии — представителям России.
К большому сожалению, мы не можем сегодня рассказать о каждом из российских граждан, получивших Нобелевскую премию. Для нас очень важно вспомнить лауреатов премии — литераторов, которые, к большому сожалению, не смогли получить эту премию без преград. Однако их судьбы еще раз подтверждают, что талант всегда сможет доказать, что он — талант, если для этого есть воля, стремление и терпение.
И, несмотря на то, что их путь был трудным, авторов давно нет среди живущих, а книги, написанные ими, живут и будут жить вечно, и каждый раз удивлять своей искренностью, неповторимостью и индивидуальностью.
Звучит стихотворение Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво». Читают ученики класса.
Ученик 1:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех,
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Ученик 2:
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Ученик 3:
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только.
Живым и только - до конца.
Ведущая: Борис Пастернак... Он родился в Москве. Его отец был художником, мама — известной пианисткой. В их доме всегда было много творческих людей, среди которых первым был Л. Н. Толстой.
Ведущий: Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о написании музыки и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.
Ведущая: Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник «Близнец в тучах». Поэзия становится его призванием.
Анна Ахматова так написала в посвящении Б. Пастернаку:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была ему наследством,
А он ее со всеми разделил.
Ведущий: Известны переводы Пастернаком «Фауста» Гете, трагедий Шекспира, а также стихотворных произведений поэтов национальных республик нашей страны и зарубежных народов.
Звучит песня на слова Б. Пастернака «Никого не будет в доме». Выходит ученик. Он держит письмо и, как будто, читает.
Ученик: В 1958 году поэт Борис Леонидович Пастернак отказался от принятия Нобелевской премии.
Из воспоминаний его сына: «Среди событий, связанных со столетием , особое место занимает решение Нобелевского комитета восстановить историческую правду, признав вынужденным и недействительным отказ Пастернака от Нобелевской премии, и вручить диплом и медаль семье покойного лауреата. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии по литературе осенью 1958 года получило скандальную известность.
Разговоры о Нобелевской премии Пастернака начались в первые послевоенные годы.
Отечественная критика была категорически против награждения. В это время Б. Пастернак свой роман «Доктор Живаго», свое художественное завещание русской духовной жизни.
Роман «Доктор Живаго» был дописан через год. За его французским переводом сочувственно следил нобелевский лауреат 1957 года. В своей Шведской лекции он с восхищением говорил о Пастернаке. Нобелевская премия 1958 года была присуждена Пастернаку «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак 29 октября 1958 года ответил ему: «Благодарен, рад, горд, смущен». Его поздравляли соседи — Ивановы, Чуковские, приходили телеграммы, осаждали корреспонденты. Казалось, все невзгоды и притеснения с изданием романа, вызовы в ЦК и Союз писателей позади. Нобелевская премия — это полная и абсолютная победа и признание, честь, оказанная всей русской литературе.
Однако, через несколько дней к Б. Пастернаку пришли из Союза писателей и попросили отказаться от Нобелевской премии. Пастернак ответил, что ничто его не заставит отказаться от оказанной ему чести, что он уже ответил Нобелевскому комитету и не может выглядеть в его глазах неблагодарным обманщиком. Отец, не меняя обычного ритма, продолжал работать, он переводил тогда «Марию Стюарт» Словацкого, был светел, не читал газет, говорил, что за честь быть нобелевским лауреатом готов принять любые лишения.
Посылая благодарственную телеграмму в Нобелевский комитет, Б. Л. Пастернак сказал: «Ничто не заставит меня отказаться от чести, оказанной мне, современному писателю, живущему в России, и, следовательно, советскому. Но деньги Нобелевской премии я готов перевести в Комитет защиты мира.
Я знаю, что под давлением общественности будет поставлен вопрос о моем исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».
Гордая и независимая позиция помогала Пастернаку в течение первой недели выдерживать все оскорбления, угрозы печати. Он беспокоился, нет ли каких-нибудь неприятностей у меня на работе или у Лени в университете. Мы всячески успокаивали его. От Ильи Эренбурга я узнавал и рассказывал отцу о том, какая волна поддержки в его защиту всколыхнулась в эти дни в западной прессе.
Но 29 октября он пошел на телеграф и отправил телеграмму в Стокгольм: «В силу того значения, которое получило присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ». Другая телеграмму была послана в ЦК: «Верните Ивинской работу, я отказался от премии».
Приехав вечером в Переделкино, я не узнал отца. Серое, без кровинки лицо, измученные, несчастные глаза, и на все рассказы — одно: «Теперь это все не важно, я отказался от премии».
Прошли годы. Мне теперь без малого столько же, сколько было отцу в 1958 году. В Музее изобразительных искусств, в близком соседстве с которым отец прожил с 1914 по 1938 год, 1 декабря 1989 года открылась выставка «Мир Пастернака». Посол Швеции, господин Вернер, привез на выставку диплом лауреата Нобелевской премии. Медаль решено было торжественно вручить на приеме, устраивавшемся Шведской академией и Нобелевским комитетом для лауреатов 1989 г. По мнению господина Вернера, мне следовало приехать в Стокгольм и принять эту награду. Я ответил, что совершенно не представляю себе, как это можно устроить. Он получил согласие Нобелевского комитета, посольство и Министерство культуры и в несколько дней оформили нужные бумаги, а 7-го мы с женой летели в украшенном рождественскими колокольчиками самолете в Стокгольм.
Нас встретил профессор Ларс Клеберг, известный своими работами по русскому авангарду 20-х годов, и отвез в лучшую гостиницу города «Гранд отель», где в эти дни расположились со своими родственниками и друзьями нобелевские лауреаты 1989 года.
Луч утреннего солнца, пробившись сквозь занавеси, разбудил меня, я вскочил и увидел рукав морской лагуны, мосты, пароходы, готовые отчалить на острова архипелага, на котором расположен Стокгольм. На другом берегу холмом круглился остров старого города с королевским дворцом, собором и зданием биржи, где Шведская академия занимает второй этаж, узкими улочками, рождественским базаром, лавочками и ресторанчиками на всякий вкус. Рядом на отдельном острове стояло здание парламента, на другом - ратуша, оперный театр, и над садом шел в гору новый торговый и деловой город.
На следующий день, 9 декабря, на торжественном приеме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР, а также многочисленных гостей непременный секретарь академии профессор Сторе Аллен передал мне Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. Он прочел обе телеграммы, посланные отцом 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что лауреата нет уже в живых. Он сказал, что это исторический момент.
Ответное слово было предоставлено мне. Я выразил благодарность Шведской академии и Нобелевскому комитету за их решение и сказал, что принимаю почетную часть награды с чувством трагической радости. Для Бориса Пастернака Нобелевская премия, которая должно была освободить его от положения одинокого и гонимого человека, стала причиной новых страданий, окрасивших горечью последние полтора года его жизни. То, что он был вынужден отказаться от премии и подписать предложенные ему обращения в правительство, было открытым насилием, тяжесть которого он ощущал до конца своих дней. Он был бессребреником и безразличен к деньгам, главным для него была та честь, которой теперь он удостоен посмертно. Хочется верить, что те благодетельные изменения, которые происходят сейчас в мире, и сделали возможным сегодняшнее событие, действительно приведут человечество к тому мирному и свободному существованию, на которое так надеялся мой отец и для которого он работал. Я передаю очень приблизительно содержание своих слов, поскольку не готовил текст и слишком волновался, чтобы теперь точно его воспроизвести».
Классный руководитель: Условия награждения Нобелевской премией таковы, что она всегда, несмотря ни на какие преграды, находит своих героев, даже тогда, когда они уходят из жизни. По решению Нобелевского комитета семья Б. Пастернака получила не только медаль Нобелевского лауреата, но и саму премию, которая причиталась автору романа «Доктор Живаго» и других прекрасных литературных произведений Б.Л. Пастернаку.
Выходят ведущие.
Ведущий 1: Это стихотворение Б. Пастернака может стать девизом творчества всех поэтов - Нобелевских лауреатов, о которых мы смогли сегодня рассказать.
Ведущий 2: Пусть эти стихи станут стимулом к творчеству потомкам Нобелевских лауреатов России в области литературы.
Выходит ученица:
Ученица:
Стихи мои, бегом, бегом.
Мне в вас нужда, как никогда.
С бульвара за угол есть дом,
Где дней прорвалась череда,
Где пуст уют и брошен труд,
И плачут, думают и ждут.
Ученик:
Где пьют как воду, горький бром
Полубессонниц, полудрем.
Есть дом, где хлеб как лебеда,
Есть дом — так вот бегом туда.
Ученица:
Пусть вьюга с улиц - улюлю, —
Вы - радугой по хрусталю,
Вы — сном, вы — вестью: я вас шлю,
Я шлю вас, значит, я люблю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Мой древний Курск, тебе земной поклон!"
Данный материал предназначен для проведения мероприятия по истории родного края и посвящен 980-летию нашего родного города, которое отмечалось в сентябре 2012 года....
Устный журнал "Мой древний Курск, тебе земной поклон!"
Данный материал предназначен для проведения мероприятия по истории родного края и посвящен 980-летию нашего родного города, которое отмечалось в сентябре 2012 года....
Земной поклон вам все родные мамы.
Праздник, посвящённый Дню Матери....
«Земной поклон». Артюшенков Александр Алексеевич.
То, что произошло совсем недавно, с трудом поддаётся описанию. Нет никакой мистики и чудес, речь идёт совершенно о другом....
За Ваше мужество в бою-За Вашу боль, за Ваши раны-За жизнь счастливую мою-Земной поклон Вам,Ветераны!
Рассказ о маме-участнице Великой Отечественной войны, о родственниках отца,погибших на войне и соседяхпо даче....
Презентация к классному часу “Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон”
«Когда мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык деятельной любви, мы возрастаем духовно…»...
Материалы к классному часу «Минувшему я шлю благославенье, грядущему кладу земной поклон».
Формирование нравственного идеала, знакомство с жизнью героев, наделенных ясными ценностными ориентирами, неразрывность духовной и ратной славы наших предков – цели этого классного часа....