Учитель: Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на нашем сегодняшнем классном часу. Как обычно по пятницам после уроков мы с вами коснемся актуальной темы, обсудим её ,поработаем творчески, поделимся опытом наблюдений ,расширим свой кругозор и усилим свои личностные качества. Как вы видите наш сегодняшний классный час не совсем обычный. У нас сегодня много гостей, и среди них – ваши мамы.
Наш классный час я хотела бы начать с притчи. Послушайте её внимательно. Последнюю ,самую главную фразу, раскрывающую смысл всей притчи ,я намеренно убрала, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над её окончанием.
Учитель читает притчу – ребята додумывают последнее предложение. Высказывают свои предположения.
Притча
За день до рождения
ребенок спросил у Бога:
- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю,
Что я должен делать в этом мире?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела,
Он всегда будет рядом с тобой.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как же его зовут?
- Неважно как его зовут.
Ты будешь называть его – МАМА
Проверяем, насколько близок наш ответ.
А вы согласны с утверждением, данным в притче?
Как вы понимаете смысл слова- ангел-хранитель?
Считаете ли вы свою маму вашим ангелом хранителем?
Любите ли вы своих мам?
Часто ли вы говорите им слова любви?
А как вы показываете им свою любовь?
Часто ли вы говорите своим мамам добрые слова?
Как часто вы обнимаете своих мам?
Вот вчера, как ты обратился к своей маме: мам, мама, мамуля ,мамочка?
А когда она тебя вчера попросила помочь ей, ты согласился или отказался?
(ответы детей)
Учитель: Мама всегда была рядом. Всё, что ты видел, всё, что тебя окружало начиналось с мамы. Итак, сегодня мы с вами поговорим не просто о мамах ,а о наших самых любимых ,самых дорогих и единственных мамах на свете.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья потолкуем о маме.
На дворе ноябрь и вдруг мы решили поговорить о маме. Как вы думаете почему?
( мнения учащихся)
Вы уже знаете о праздновании дня матери в нашей стране ,молодцы.
А знаете ли вы давно ли у нас был введен этот праздник, древний ли он, или относительно молодой, каковы традиции празднования Дня матери? На эти вопросы нам ответит Максим Загребаев.
(Выступление учащихся об истории празднования Дня Матери в мире и России):
Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина с 1998 года в России учрежден ежегодный российский праздник – День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября. В отличие от Международного женского дня, 8 марта, в День матери чествуются только матери. И хотя в нашей стране он относительно молодой, но во все времена мама была и остается самым близким и самым главным для нас человеком.
Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.
У каждого народа имелось божество, связанное с материнским культом. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов – Гее, древние римляне – восточной Кибеле.
Идея чествования всех матерей мира в один особый день родилась в середине 20 века в Англии. В Великобритании этот праздник называется «Мамино воскресенье», в Америке пекут мамин торт, в Германии мамам дарят огромное количество цветов, маленькие сувениры ,неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи и объятья, но во все времена главным подарком матерям было внимание. В этот день у всех детей, и маленьких, и взрослых есть возможность поблагодарить мам за её ежедневный труд, который дети зачастую воспринимают как должное.
Учитель: Как вы видите ,каждая страна имеет свои традиции празднования этого дня. Мне бы хотелось и в нашем отдельно взятом классе зародить подобную традицию– ежегодно поздравлять наших мам.
Вы За?
(голосуем)
На праздники принято дарить подарки. Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?
А что принято дарить мамам на праздник? (цветы)
Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?
А какие любимые цветы твоей мамы?(обращение к детям)
Мамы ,а какие ваши любимые цветы?(обращение к мамам)
Вот и сегодня, в честь праздника и зарождения традиции в нашем классе давайте тоже подарим нашим мамам цветы, но это будут не обычные магазинные цветы, а цветок, сделанный своими руками.
А символом зарождения этой традиции станет такой вот импровизированный цветок - ромашка
(показываю макет цветка)
Как вы видите сейчас, на начальном этапе, он состоит только из стебелька и ножки. Чего же ему не хватает?
Ответ: лепестков…(и листков).
И лепестки у нашей ромашки тоже будут необычными, а волшебными.
Я надеюсь, мы сегодня с вами все вместе и вы и ваши мамы поработаем творчески и продуктивно и в конце нашего классного часа наш символ Дня матери будет готов. Немного волшебства, фантазии, творчества и всё у нас получится.
Учитель: (музыка «Мама – первое слово»)
Все мы родом из детства. Давайте все вместе закроем глаза, я произнесу волшебное слово «МАМА»,….. что вы представили? …..Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе это слово, которым называют самого близкого, любимого и единственного человека…. Мама! …какое замечательное слово. Какое оно теплое ,нежное ,и в тоже время строгое и воспитывающее. Всего 2 буквы «М» и «А», всего 2 слога, но сколько в них силы, внутренней энергии. Какой глубокий смысл заложен в этом слове….Это самое главное слово на земле для каждого из нас. На всех языках мира оно звучит почти одинаково: mother, mutti, mia…мама.
К теме матери обращались поэты и писатели, художники и скульпторы, музыканты.
А знаете ли вы произведения о матерях? (стихотворения, рассказы, повести)
(опрос класса)
Учитель: Давайте с вами попробуем выделить главные качества мам. Я вам раздам стихотворения о мамах, а вы в группах внимательно их прочтете и попытаетесь объяснить, о каком качестве мамы здесь говорится. Какой бывает мама? Вы не просто называете это качество, но и доказываете его словами из стихотворения.
(работа в группах со стихотворениями, обсуждение):
Из гнезда при сильном ветре
Птенчик выпал как-то раз
И увидел в полуметре
Желтый блеск кошачьих глаз.
Птенчик дрогнул, заметался,
Гибель так недалека.
Кот сурово изгибался,
Примеряясь для прыжка.
Вдруг спасительница мама,
Что-то пискнув на лету,
Опустилась вниз и прямо
Смело ринулась к коту.
Грозно перья распушила
И в один присест потом
(Показалось то иль было?)
Злого вора проглотила
Вместе с шерстью и хвостом.
Впрочем, как тут усомниться?!
Даже тигров побеждать,
Я уверен, может птица,
Если эта птица — мать!
| Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.
| Вот ты снова налегке
Мчишься к дому с горки,
Потому что в дневнике
В этот день пятерки.
У тебя веселый взгляд,
И глядишь ты прямо, -
Кто с тобою вместе рад?
Ну, конечно, мама!
| Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
| Если ты попал в беду
Или с кем подрался,
Или мечешься в бреду-
Взял и расхворался,
Кто поможет и спасет,
Успокоит лаской,
Слезы горькие утрет
И расскажет сказку?
Кто порой не спит ночей?
Ну, конечно, мама!
...За окошком крик грачей,
Выставлена рама....
| Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
| Когда вперед иду упрямо,
Идти мне помогает мама.
Когда проваливаюсь в яму,
Протягивает руку мама
| Мне нужно много или мало,
Готова поделиться мама.
Живу я криво или прямо,
Меня все так же любит мама.
|
Наш библиотекарь, Татьяна Алексеевна, подготовила для вас выставку книг, посвященных матерям. Эти книги можно прочитать в нашей библиотеке, я надеюсь они вас заинтересуют.
Образ матери запечатлен не только в слове, но и красками. Теме материнства посвящены картины великих художников. Знакомы ли вам эти картины?
(опрос класса)
Учитель зачитывает эпиграф со слайда.
Наперекор изменчивой судьбе
Художники прославили в веках
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
Красота, воплощенная в образе Мадонны в искусстве – это размышление мастеров искусства об образе матери, её глубокой любви, переведенное ими на язык живописи
А можно ли по внешнему виду человека угадать его характер? Давайте попробуем сделать это с вами вместе: посмотрите на полотна великих художников и попробуйте определить, какие это мамы, как художник передает это состояние при помощи кисти и красок?
(обсуждение – описание картин, выделение качеств)
Тема материнства прослеживается и в народном творчестве: пословицах, поговорках ,загадках. Наши девочки подготовили для вас подборку пословиц и поговорок о маме…но их столько много, что мы предлагаем поразмышлять над некоторыми из них, народное творчество – это опыт человечества, поэтому попробуйте привести подтверждение смысла пословицы из своего личного опыта.
Выступление девочек с пословицами о маме, выслушивание рассуждений класса
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
- Материнское терпение всё перетерпит.
- Родина- всем матерям мать.
Ребята аргументируют свое мнение примерами из жизни.
Как вы видите, нередко в пословицах мать сравнивается с Родиной…..а вы согласны с таким утверждением?
Учитель: Дорогие мамы, мы с ребятами провели небольшую исследовательскую работу- попытались найти общие качества, присущие мамам и Родине…Вот что у нас получилось.
(стихотворение «Мама и Родина очень похожи» + презентация)
Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже.
Вы посмотрите, у мамы глаза
Цвета такого же ,как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей.
Так и должно быть, что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам!
Ребята, а что для вас значит мама?
Какая она?
На этот вопрос вы дали подробный ответ в своих сочинениях на тему «Моя мама», все сочинения очень интересные, очень красиво оформлены. Дорогие мамы вы сможете подробно познакомиться с произведениями ваших детей после классного часа, но мне хотелось бы подробно остановиться на 2 из них, на мой взгляд, самых ярких.
(учащиеся зачитывают свои сочинения о мамах)
Учитель: Эти качества, присущие нашим любимым мамам станут первыми лепестками в нашем цветке-символе. Давайте обобщим эти качества. Мы сейчас поработаем в группах, обобщим знания, запишем их на лепестках ,которые лежат у вас на парте, а затем прикрепим к нашей ромашке.
Работа в группах
Качества человечности
Сердечность
великодушие
отзывчивость
Дружба, дружелюбие
сострадание, сочувствие, жалость,
Прощение,
доброта, добросердечность, доброжелательность,
Любовь
| Качества самости и самоотверженности
Честность
Самоотверженность,
смирение,
Терпимость
| Силовые качества
Мужество,
бесстрашие,
смелость,
храбрость, героизм, неустрашимость
выдержка
| Качества равновесия
Спокойствие, невозмутимость,
Краткость,
Терпение
Сдержанность
| Качества красоты
Красота
Вежливость,
Культурность
благородство,
Преданность, верность
Уважение
| Качества духовной чистоты
Правдивость,
Искренность, чистосердечие, бесхитростность,
доверие
Справедливость
| Качества распознавания
Мудрость, сообразительность, разумность,
находчивость
Рассудительность
внимательность
, решимость
Любознательность
| Качества победоносности
Бодрость,
радость,
жизнелюбие,
Надежда
| Качества организованности и ответственности
трудолюбие,
забота,
ответственность
Хозяйственность, практичность
|
(учащиеся называют качества, записывают их на лепестки и под музыку прикрепляют к цветку)
Вот и появились на нашем цветке первые лепестки. Но это еще не всё….он только начал расцветать.
Учитель: Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, вы, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в эти строки и попробуйте понять, о ком оно ,кому оно посвящено?
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых меланжевых ниток.
Я свяжу тебе жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви!
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой и солнечной пряжи,
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою...
Как вы думаете, кто повествует в этом стихотворении, а кому оно посвящено?
(ответы детей)
Может ли мама быть мамой без своего сына или дочери? Нет. Так и наш цветок-символ не будет цвести и радовать нас без лепестков, которых ему сейчас не хватает- эти лепестки- вы ребята.
И следующее задание у меня для мам. А какими вы, мамы, хотите видеть своих детей?
(опрос мам)
У вас на столе тоже лежат лепестки поменьше с надписью «дети», напишите на них качества своих детей, которые вы в них цените больше всего, может быть каких вашим детям не хватает, но вы хотели бы в них эти качества видеть.
(мамы записывают качества детей на лепестки и прикрепляют к цветку)
А пока наши мамы работают, мы с вами, ребята, поиграем в загадки. Алина Терешина приготовила для вас загадки о маме.
(загадки о маме):
Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама.
Ответ: доброта
***
Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой душе.
Ответ: забота
***
Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе.
Ответ: нежность
***
Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы.
Ответ: мудрость
***
А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит.
Ответ: юмор
Учитель: Маму нередко называют первым учителем.
А как вы понимаете это сравнение?
Учит ли вас мама?
Дает ли она вам советы?
Объясняет ли суть явлений?
Все вы в детстве были почемучками и кто же отвечал на все ваши вопросы?
(ответы учащихся)
Мама это окно в большой мир, она помогает понять простоту мира, леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд.
Я, вы знаете, тоже мама. Я тоже очень люблю своих детей, желаю им добра, счастья, хочу видеть их успешными, умными, воспитанными, добрыми, отзывчивыми; я искренне радуюсь успехам своих деток, переживаю, если у них что-то не получается.
Вопрос к мамам Сколько у вас детей?- ответы мам.
Я не совсем обычная мама - а у меня целых 23 ребенка: 12 дочек и 11 сыночков. А знаете ли вы, почему?
(ответы детей и мам)
Дорогие ребята и родители, давайте с вами вспомним уроки математики. Знаки равенства и неравенства. Помните ли вы, что они обозначают? (ответы учащихся)
Посмотрите, пожалуйста, на слайд
Я поставила знак равенства между словами «мама» и «первый учитель»
И оставила знаки вопроса между понятиями «вторая мама», «классный руководитель», «второй дом», «школа».
Можете ли вы поставить знаки равенства между ними?
(ответы учащихся и родителей, аргументация мнения)
Раз уж мы вместе решили, что классный руководитель тоже мама для наших детей, позвольте и мне внести лепту в создание нашего цветка-символа. Правда, я заранее подготовила лепестки с хорошими качествами своих детей.
(учитель прикрепляет лепестки)
Вот какой у нас получился пышный и красивый цветок.
Он вам нравится?
А вы хотите сохранить этот символ, чтобы он не завял, не засох и не погиб?
А что же для этого надо сделать?
(ответы )
Если живые цветы мы поливаем и удобряем, чтобы они росли красивыми , сильными и не завяли, то и наш символический цветок тоже надо удобрять и поливать, ухаживать за ним? А как мы можем это сделать?
(ответы)
Давайте вспомним, если вы покупаете в цветочном магазине цветок, к нему прилагается подробная инструкция по уходу. Я предлагаю нам с вами сделать такую же инструкцию, но уже для нашего цветка. Чтобы его лепестки не завяли и не отпали, нам их надо постоянно подкармливать. Так как это цветок-плод нашего совместного творения вас, дети, ваших мам и вашей «второй мамы», то есть меня – то и инструкцию по уходу за ним мы должны придумать сами, никто лучше нас самих не знает, как ухаживать за цветком, созданным нами. Например, лепесток «добро», «отзывчивость»…. –
Чем мы можем его удобрить?
(Ответы учащихся, родителей)
Дорогие мамы и ребята, перед вами лежат листки бумаги- напишите на них один из пунктов этой инструкции о себе, о том, что вы должны сделать ,чтобы наш цветок не растерял свои лепестки, и мы их приклеим на цветочный горшок, будем периодически читать, напоминать сами себе эти правила.
Я уже написала первый пункт – «ценить и уважать мнение своих учеников»
(учащиеся и родители записывают на листках бумаги пункты инструкции).
Пунктов инструкции у нас получилось много, но я уже сейчас вижу ,что некоторые из них повторяются. Я думаю, что это говорит о том, что именно этому пункту мы должны уделить бОльшее внимание. Вы со мной согласны?
Вот и готов символ нашей традиции. Положено начало празднования этого светлого и важного праздника в нашем классе.
Как вы думаете ,ребята, приживется ли эта традиция в нашем классе?
Готовы ли вы не забывать «удобрять» наш цветок хорошими делами?
Давайте поставим наш символ в нашем классе. Ежедневно приходя в класс вы будете его видеть и вспоминать «сегодня мне надо совершать хорошие дела, иначе наш цветок завянет и погибнет». А через год ,вновь встретившись, мы с вами посмотрим, сохранил ли цветок все свои лепестки ,может быть мы воспитаем в себе ещё одно хорошее качество и добавим ещё один лепесток. От этого наш символ станет только богаче.
В дань сложившиеся традиции, давайте поздравим наших мам с этим светлым праздником. Дорогие мамы ребята очень старались- они приготовили для вас поздравительную песню и открытки, сделанные своими руками. Я надеюсь, что песня оставит след в ваших сердцах, а открытки будут вам напоминать о вашей встрече.
(исполнение песни «Мамины глаза» и преподношение открыток мамам):
Дождинка упадёт на землю, как слеза,
И вдаль поманит утром нас дорога.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нам вслед посмотрят ласково и строго.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,
Не жалует судьба нас временами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Мы в поисках мечты меняем адреса,
Нам дома письма редкие прощают.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нас в детство по привычке возвращают.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,
Не жалует судьба нас временами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Грубеют на ветру мальчишек голоса,
И девочки становятся взрослее...
А мамины глаза, а мамины глаза
С годами всё добрее и светлее.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,
Не жалует судьба нас временами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,
Не жалует судьба нас временами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Учитель: Наш классный час подходит к концу, но мне бы хотелось узнать какое впечатление он на вас произвел ,что вам понравилось в сегодняшнем мероприятии, что нового вы узнали, какие моменты показались вам наиболее интересными.
У меня в руках листки с вопросами, ребята вы сейчас в группах обсудите ответ на выбранный вами вопрос и мы подведем итог нашего классного часа.
(учитель раздает листки с вопросами детям и родителям).
Дети и родители обсуждают ответы и высказываются.
Ну, что ж я рада что большинство эмоций с которыми вы сегодня пойдете домой это положительные эмоции. Мне приятно видеть радость и интерес познания в ваших глазах. Я надеюсь, что полученные знания и эмоции нашли отклик в ваших сердцах и именно в воскресенье 29 ноября вы не забудете поздравить своих мам с этим светлым праздником. Но самое главное – мне хотелось, чтобы вы почаще говорили мамам о своей любви доказывали её им своими хорошими делами и поступками.
Давайте наши эмоции отобразим на смайликах.
А вы знаете, что такое смайлик? – ответы детей. Правильно -смайлик- это отображение той или иной эмоции. У вас на партах лежат зеленые кружки, на слайдах вы видите 3 варианта эмоций, возьмите фломастеры и нарисуйте в кружке соответствующий смайлик, а затем давайте приклеим эти смайлики на макет деревца на доске
(на доске 3 дерева +, -, 0)
Дети и родители рисуют смайлики и приклеивают их на деревья.
Какое дерево у нас получилось самым зелёным- +. О чем это говорит? Я думаю, это означает, что мы с вами не зря сегодня собрались, провели это время с пользой, и покинем школу сегодня с хорошим настроением и массой приятных впечатлений. |