У войны не женское лицо
классный час по теме

Кузнецова Валентина Сергеевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_voyny_ne_zhenskoe_lico.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Классный час, посвящённый   Победе в Великой Отечественной войне

        Цель: Доказать, что участие женщин в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны – повседневный подвиг, внёсший неоценимый вклад в общую Победу.

        Задачи:

  1. Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм женщин – фронтовичек, их стойкость и любовь к Родине.
  2. Продолжить формирование у учащихся нравственных ценностей: чувства патриотизма и гордости за свой народ;  уважения и трепетного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
  3. Сосредоточить внимание на профилактике проявлений неонацизма.

1-Ведущий:

        Всё дальше уходят те страшные дни Великой Отечественной войны. Стираются из памяти даты, имена… И чтобы закрепить и как бы вернуть исчезающее, мы прочертим дорожку женской фронтовой и партизанской  памяти. Семя этой памяти живёт в душах женщин – фронтовичек, которых с каждым годом становится всё меньше. И пусть оно зародится и в наших сердцах и нашей памяти.

2-Ведущий: 

        У войны много  лиц, и одно из них – женское. Только лицо это суровое, изборождённое морщинами, с тёмными пятнами и зло нахмуренными бровями, с обмётанными лихорадкой, потрескавшимися губами, изуродованное солдатской стрижкой. Некрасивое лицо.  

        Когда я слышу слово « женщина», то представляю смеющуюся девушку в летнем платье, слышу стук каблучков и нежный мелодичный голос, вижу искрящиеся жизнью женские глаза. В этих глазах очень много жизни и – главная тайна – способность давать жизнь.

        Казалось бы, что женщине делать в грязи войны, в грязи атмосферы убийства, тяжёлого физического труда, немыслимых  нагрузок,  в атмосфере смерти?

           Рыть окопы, ползать в грязи, стрелять и убивать?  Или ковыряться в раненых, по локоть в крови, среди стонов, проклятий и десятиэтажной матерщины? Каково худенькой девчонке вытаскивать под обстрелом с поля раненого бойца, весящего под центнер, да ещё волочь при этом на себе его винтовку!

        Женщины не должно быть на войне. Есть сугубо мужские ремёсла, которыми женщины не должны заниматься,- ремесло каменотёса, землекопа, грузчика. Охотника. Воина.

           Женщине совершенно незачем прикасаться к жуткому ремеслу войны.

        Но дело в том, что война – это не ремесло, а гигантское бедствие, которое приходит к нам из антимира и вторгается в жизнь каждого.

         И женщины мужественно противостоят этому бедствию наравне с мужчинами. Конечно, становясь солдатом, женщины перестают быть женщинами. Для командования они становятся бойцами. Но, согласитесь, что женский отчаянный крик или стон в общем грохоте боя звучит гораздо страшнее, чем мужской.

1- Ведущий:

        На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, подрывала мосты, ходила в разведку. Были среди девушек и комсорги танковых батальонов, и механики- водители тяжёлых танков, хотя в нашем языке у слова « танкист, пехотинец» нет женского рода, потому что эту работу никогда ещё не делала женщина.

Так какие же они были, девочки сорок первого, как уходили они на фронт? Помните, как об этом у Юлии Друниной:

1-уч                Я ушла из детства в грязную теплушку,

        В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

        Дальние разрывы слушал и не слушал

        Ко всему привыкший сорок первый год.

        Я пришла из школы в блиндажи сырые,

        От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать» .

        Потому что имя ближе, чем Россия,

        Не смогла сыскать…

Каждая из них видела войну со « своего радиуса обзора»:

  1. У одной – операционный стол: « столько видела отрезанных рук, ног…даже не верилось, что где-то есть целые мужчины. Казалось, что все они раненые или погибли…». ( Сержант, медсестра Демченко).
  2. У другой – котлы походной кухни: « после боя, бывало, никого не оставалось…котёл каши, котёл супа наваришь, а отдать некому…( Зинина, рядовая – повар).
  3. У третьей – кабина лётчика: « Наш лагерь стоял в лесу. Я прилетела с полёта и увидела – лежит убитый немец… Знаете, мне так страшно стало. Я никогда до этого не видела убитого. Там наверху другое… Всё горит, рушится. Когда летишь, у тебя одна мысль: найти цель, отбомбиться и вернуться. ( Старший лётчик Бондарева А.Г.).
  4. А у партизанки война ассоциируется с запахом горящего костра: « Всё на костре – и хлеб пекли, и варили; угли останутся – поставим валенки сушить; что у кого было»
  5.  «В танковые войска девчонок  брали неохотно. Можно даже сказать, что совсем не брали. Санинструкторами в танковых частях были, в основном, мужчины» ( старшина, санинструктор – Вишневская Н.Я.)

2-Ведущий: 

        Познакомимся с историями некоторых из них.

        2уч.–

                 Нина Яковлевна Вишневская – в 17 лет ушла на фронт. Воевала санинструктором в 1-ом батальоне  32 – ой танковой бригады 5 – ой армии, с  которым участвовала в знаменательном танковом сражении под Прохоровкой.

   Вот, что она рассказывала о себе:

 Когда немцы были уже в 10 км от города, мы с девчонками побежали в военкомат. Капитан отбирал девушек для танковой части. Брали сильных, выносливых и кому было 18 лет. Меня он слушать не стал, потому что я была маленькая, и мне было 17 лет. Он сказал мне: « Пехотинца поранит – он на землю упадёт. Можно к нему подползти,  на месте перевязать или в укрытие оттащить. А танкист не то…если его ранит в танке, то его оттуда надо вытащить через люк. А разве ты такого парня вытащишь? Ты знаешь, какие танкисты все здоровые. Когда на танк придётся лезть, по нему стреляют; пули, осколки летят. А ты знаешь, что такое, когда танк горит?».

Я пошла провожать подруг. Девчонки  меня пожалели и спрятали в кузове под брезентом. Когда приехали, капитан доложил, что прибыли 12 девушек ,и вдруг он увидел меня.

 «Ты откуда взялась?», - спросил он.

 «Воевать приехала, товарищ капитан! Я вместе с подругами».

 « С подругой хорошо на танцы ходить! А здесь война! Отправить домой с первой машиной!».

Ну а пока не было машин, меня отправили в медсанбат. Все ушли в бой, а я готовила для раненых. Полчаса не прошло, как раненых начали привозить… и убитых…у танкистов какие ранения? Без ног, без рук, без головы. В этом бою погибла одна наша девочка. Нас было пять подружек: Люба Ясинская, Шура Киселёва, Тоня Бобкова, Зина Латыш и я. Конаковские девчата – звали нас танкисты. Домой к маме я одна вернулась.

3уч. –

        Дали нам всем вещевые мешки, чтобы мы вещи свои туда убрали. А вещмешки новенькие. Я лямочки отрезала, донышко распорола и надела на себя. Получилась военная юбка…и только я перед ними покрутилась, как  в нашу землянку заходит старшина, а за ним идет командир части. Старшина к нему: « С девчатами Ч П. Я им мешки выдал, чтобы они вещи свои уложили, а они сами туда залезли»

Выдали нам обмундирование. У танкистов брезентовые штаны, да ещё с накладкой, а нам дали тонкие, из ситца, комбинезоны. А земля напополам с металлом перемешана, камни все выворочены – опять мы оборванные ходим, потому  что мы не в машине сидим, а по земле ползаем. Танки часто горели. 

3 уч-:        

Стихотворение К. Симонова « Танк»

Вот здесь он шёл. Окопов три ряда.

Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.

Вот след, где он попятился, когда

Ему взорвали гусеницы миной.

       Но под рукою не было врача,

       И он привстал, от хромоты страдая,

       Разбитое железо волоча,

       На раненую ногу припадая.

Вот здесь он, всё  ломая, как таран,

Кругами полз по собственному следу.

И рухнул,  обессилевший от ран,

Купив пехоте трудную победу.

Уже к рассвету, в копоти, в пыли,

Пришли ещё дымящиеся танки.

И сообща решили в глубь земли

Зарыть его железные останки…

1-Ведущий: 

        И опять возвращаемся к самому больному, самому мучительному.

4- уч.

        « Санинструкторы в танковых частях гибли быстро. Для нас место в танке не предусмотрено, вцепишься поверх брони, и только об одном мысль, чтобы не затянуло ноги в гусеницы. И надо следить, где танк загорится…туда бежать…ползти. Танкист, если живой останется, весь в ожогах. И мы обгорали, потому что вынимаешь горящего, в огонь лезешь. Очень трудно человека вытащить из люка, особенно башенного стрелка.»

5уч.

        Мы пришли необученные, молоденькие девчонки и солдаты любили над нами пошутить. Послали меня однажды из медсанвзвода за чаем. Прихожу к повару, он на меня смотрит и спрашивает:

 - Чего пришла?

Я говорю: « За чаем». А он отвечает, что чай ещё не готов, потому что повара в котлах моются. Я приняла всё серьёзно, взяла вёдра и пошла обратно.

Врач спрашивает: « А чего пустая идёшь?» Я отвечаю: « Повара в котлах моются, чай ещё не готов». Он за голову схватился. Отругал повара. Налили два ведра.

Несу чай, а навстречу начальник политотдела и командир бригады. Я тут же вспомнила, как нас учили, чтобы мы приветствовали каждого. А они двое идут. Как же я их буду приветствовать? Иду и соображаю. Поравнялась, я ставлю вёдра, обе руки к козырьку прикладываю и кланяюсь одному и второму. Они шли, меня не замечали, а тут остолбенели от изумления: « Кто тебя так научил честь отдавать?». Отвечаю: « Старшина учил, он говорит, что каждого надо приветствовать. А вы идёте двое и вместе»

2-Ведущий: 

        Санинструкторы выносили  раненых из под огня, и перевязывали. Тяжело приходилось и медсёстрам. Их добрые руки творили чудеса, спасая раненых.          

6-уч:                                                         Стихотворение Ю. Друниной. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый.

А я должна присохшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем – так учили нас,

Одним движеньем – только в этом жалость…

Но, встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Пытаясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла,

И повторяла: « Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться – беда,

Да и ему лишь прибавляешь муки»,

…Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не нужно рвать присохшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли…

Я это поняла, поймёшь и ты…

Как жалко, что науке доброты

 Нельзя по книжкам научиться в школе!

        Звучит песня: В. Нечаева « Медсестра Анюта»

7-уч.: 

        Александра Семёновна Попова, гвардии лейтенант, штурман.

«В мае сорок второго года мы вылетели на фронт. Нам дали  самолёт «По – 2». На нём до войны училась летать молодёжь в аэроклубах, но никто и подумать не мог, что его будут использовать в военных целях. Самолёт был деревянной конструкции, сплошь из фанеры, обтянутой перкалью. Достаточно было одного прямого попадания, как он загорался – и сгорал в воздухе, не долетая до земли. Ты заходишь на цель, тебя всю трясёт. Всё тело покрывается дрожью, потому что внизу огонь: истребители стреляют, зенитки расстреливают… Летали мы, в основном, ночью. Делали до двенадцати вылетов за ночь.

Я видела Покрышкина, когда он прилетал из боевого полёта. Это был крепкий мужчина, ему не 20 и не 30 лет, как нам: пока самолёт заправляли, техник успевал снять с него рубашку и выкрутить. С неё текло, как будто он под дождём был. Можете себе представить, что было с нами. Прилетишь и не можешь даже из кабины выйти.

Самолёт после выполнения задания оставался несколько минут на земле и снова -  в воздух. Представьте себе наших девушек – оружейниц! Им надо было за эти несколько минут четыре бомбы – это четыре сотни килограммов – подвесить к машине вручную».

8-уч.

        Мария Семёновна Кулакова, рядовая, пекарь:

 - В военкомате собрали нас, так и так, мол, требуются женщины для фронтовых хлебопекарен… Труд очень тяжёлый. У нас было восемь железных печей. Приезжаем в разрушенный посёлок, ставим их. Поставили печи, надо дрова, двадцать – тридцать вёдер воды, пять мешков муки. Восемнадцатилетние девчонки, мы таскали мешки с мукой по семьдесят килограммов. Ухватимся вдвоём и несём. Или сорок булок хлеба на носилки положат. Я, например, не могла поднять. День и ночь у печи, день и ночь. Бомбят, а мы хлеб печём.

1-Ведущий: 

        Они не осознают того, что совершили. Живут с убеждением, что были у них «негероические» должности. Мол, и на войне занимались тем, что испокон веков женщина делать должна: «обстирывали, обшивали, кормили мужика». Только без них, великих тружениц войны, Победы бы не было.

Любили солдаты своих поваров и часто шутили:

 « Щи да каша – пища наша», « Война войной, обед – обедом»

9- 12уч.                 Стихотворение А. Афанасьева «Котелок красноармейский»

Сценка у импровизированного костра

Котелок красноармейский,

Друг, товарищ компанейский.

Поставщик супов и каш,

Неразлучный спутник наш!

Из тебя напившись чаю,

Эти строчки посвящаю,

С уважением к тебе,

Как к соратнику в борьбе.

С первых дней грозы военной

Неизменный и бессменный,

С нами шел ты в бой любой,

Котелочек дорогой!

И когда под вой снарядов

Мы громим фашистских гадов.

Ты – сподвижник всех атак –

Лихо вторишь: «Так их! Так!»

Но лишь бой с врагом закончен,

Ты поешь всех гуслей звонче:

«Слава вам, друзья, и честь!

Не хотите ли поесть?»

Нашим радуясь удачам,

Ты дымишь супцом горячим.

Так и пышет в котелке

Будто в бане на полке.

Котелок красноармейский,

Друг, товарищ компанейский!

Что приятней может быть –

После боя закусить?

Поработал аж до пота!

Бой – огромная работа:

очищать родимый край

От фашистских волчьих стай.

А поешь, чайку напьешься,

Новых сил поднаберешься,

И, глядишь, опять готов

Бить без устали врагов.

С котелком живем мы дружно,

Но одно добавить нужно,

Что в быту у котелка

Повар – правая рука.

Если он сметлив, искусен,

И обед, конечно, вкусен.

Говорят тогда с душой:

 - Ну и повар – на большой!

Он обед готовит с сердцем:

Все приправит солью, перцем,

И лучком, и чесночком –

Прямо щелкнешь язычком!

Если повар кормит сытно

И готовит аппетитно –

Веселей и для бойцов

Бить фашистских стервецов!

Для солдата щи и каша –

Наша бодрость, сила наша!

Что сказал я – знает пусть,

Каждый повар наизусть.

Постаравшись над обедом,

Помогает он победам!

Ну а как готовит кок,

Тут свидетель – котелок.

Коль боец, покушав, крякнул,

Ложкой по дну лихо брякнул.

Котелок звенит в ответ:

- Славный нынче был обед!

13 уч.

        Антонина Алексеевна Кондрашова, партизанка – разведчица Бытошской партизанской бригады:

«Когда, выполнив одно задание, я не могла уже оставаться в посёлке и ушла в отряд, мать забрали СД. Её там мучили, допрашивали, где дочь. Два года фашисты её вместе с другими нашими женщинами и детьми водили впереди себя, когда шли на свои операции: они боялись партизанских мин, и в случае,  если есть мины, эти люди будут подрываться, а солдаты останутся целыми. У меня до сих пор стоит в ушах крик ребёнка, который летит в колодец. Слышали ли вы когда-нибудь этот крик? Его невозможно выдержать. И после этого, когда идёшь на задание, душа просит одного: скорее убить их, убить как  можно больше.

Страшное, ненормальное творили они с людьми. Вам этого, может, не понять сегодня. Но вы бы то же самое чувствовали, если бы у вас на глазах посреди  деревни разложили большой костёр и  бросили туда старую учительницу, которая вас когда-то учила. Или по частям разрубили молодого парня. Пилой разрезали. А это всё были свои люди, знакомые. Маму расстреляли. Они детей расстреливали и при этом веселились. Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать. Я хотела стать учительницей. А они пришли убивать на нашу землю, жечь».

2-Ведущий: Немецко-фашистская армия имела хорошо обученных солдат, была отлично вооружена. На оккупированных землях действовали законы, которые, как рассчитывал враг, должны были оставить в человеке лишь биологическое – выжить! Всё, казалось бы, учли гитлеровские стратеги и идеологи, кроме того, что мать окажется способной спрятать мину под платьицем своей дочери; дочь, которая могла бы спасти жизнь своей матери, будет спасать жизнь всех, землю родную спасать, отдавая за это жизнь самого дорогого человека. Силы человеческого духа – вот чего не учёл враг!

14уч.

        Зинаида Васильевна Корж – санинструктор кавалерийского эскадрона:  «Дали мне обмундирование и лошадь. У меня была маленькая лошадёнка, хвост до земли, но быстрая, и я как-то сразу научилась ездить. Мы под ногами у них спали.

Первое крещение – это когда наш корпус под станицей Кущёвская участвовал в отражении танков. Бой был страшный. Я, хотя уже воевала, знала, что это такое, но вот когда кавалеристы пошли лавиной – черкески развеваются, сабли вынуты, кони храпят, а конь, когда летит, он такую силу имеет; и вся вот эта лавина пошла на танки, на артиллерию, на фашистов – это было как в страшном сне. А фашистов было много, их было больше, они шли с автоматами наперевес, рядом с танками шли – и они не выдержали, понимаете, они не выдержали этой лавины. Они бросали пушки и бежали. На каждом шагу смерть стерегла. К ней нельзя было привыкнуть… Нам всем казалось, что после войны, после того человеческого страдания, моря слёз будет прекрасная жизнь. Нам казалось, что все будут любить друг друга…  Ведь у всех было такое великое горе. Оно нас братьями, сёстрами сделало! Как мы ждали этот день… День Победы».

        Звучит песня: муз. В. Баснера, сл. Б. Вахтина и П. Хоменко «На всю оставшуюся жизнь» (Сестра, ты помнишь, как из боя. Меня ты вынесла в санбат)

1-Ведущий: 

        Война меняла их. Война формировала, потому что застала их в возрасте складывания характера, взгляда на жизнь. Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы человеку вообще не видеть, тем более женщине. Война заставляла о многом подумать. О добре и зле, например. О жизни и смерти.

15уч.                                                                 Стихотворение Р.Верзаковой –
                                                                «У войны не женское лицо»

Нет! У войны не женское лицо.

Хоть имя женское заключено в неё.

Противоречит сути женщины война,

Не для убийства Богом ей любовь дана.

Имеет женщина над миром свою власть –

Любви томление, огненную страсть.

И женщины удел – хранить очаг.

Продленье жизни – в бесконечность шаг.

Мужчину ждать домой; переносить нужду.

Руками нежными предотвращать беду.

И в чистоте блюсти родимое крыльцо,

Растить детей в традициях отцов.

Нет! У войны не женское лицо.

2  -Ведущий: 

        Так зачем же женщины шли воевать?

16 уч.

        «Я пришла в Берлин, чтобы убить войну», - написала на стене рейхстага Софья Кунцевич, санинструктор стрелковой роты. 1945 г.

17уч., 

        «Из войны я вынесла веру в неограниченные возможности человеческого духа. И после всего пережитого не знаю, есть ли что-нибудь такое, чего бы человек не смог», - Антонина Мироновна Ленкова, автослесарь полевой автобронетанковой мастерской.

1-Ведущий: 

Вот такой вклад в нашу Победу внесли эти женщины. И забывать их мы не имеем права. Это о них можно сказать словами  Роберта Рождественского:

                ЕСТЬ ПАМЯТЬ, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ ЗАБВЕНЬЯ.

                И СЛАВА, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ КОНЦА!

2 – Ведущий: 

        Тем горше и обиднее осознавать, что есть среди нас такие люди, которые забыли, что такое фашизм, что он несёт человечеству. Мало того, он вновь поднимает голову, проявляясь в поступках и преступлениях некоторых наших соотечественников. Мы должны противостоять неонацизму не только потому, что это нечеловеческое явление в обществе, но и ещё и потому, что нам не позволяет мириться с ним Память. Память о том, что такое фашизм и война… Память о великой Победе…

Литература

  1. Алексеевич С.А. – У войны не женское лицо: Повесть – М.: Советский писатель, 1988 г.

  1. Друнина Ю.В. – Белые ночи: Стихи. – Пермь: Книжное издательство, 1980

  1. Казаринов О.И. – Неизвестные лики войны.: Москва: «Вече». 2005 г.

  1. Соmpact disk MPEG  Layer.Фронтовые песни Изготовитель ООО « Моно Центр». Москва ул.   Профсоюзная, 95. 2009 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"

   Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»

Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....