Город в стальном кольце
классный час (5 класс) по теме
В 2013 году исполняется 70 лет прорыва блокады Ленинграда. Этот классный час посвящен этой дате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час посвящен 70- летию прорыва блокады Ленинграда | 36.73 КБ |
Презентация, ч 1 | 1.23 МБ |
Презентация, ч 2 | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Евсеевская средняя общеобразовательная школа
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Город в стальном кольце»
Классный руководитель:
Ларионова Татьяна Петровна
2012-2013 учебный год
Классный час
«Город в стальном кольце»
( 70-летию прорыва блокады Ленинграда посвящается
Цели: ознакомить детей с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма; пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны; воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Оборудование:
Компьютер, цифровой телевизор,
Электронная презентация (адрес: флэшка Самсунг, Татьяна, презентации, школа-класс, классные часы)
Слайд 2
"Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил"
Слайд 3
Блокада... Почти 900 дней душило Ленинград вражье кольцо. Каждый день смерть в упор смотрела в глаза каждому жителю города.
Для главарей фашистской Германии с их планами уничтожения нашего государства, порабощения советских народов город на Неве был одним из важнейших объектов. Они намеревались захватить его раньше, чем Москву.
Слайд 4
4 сентября 1941 г. на улицах Ленинграда разорвались первые артиллерийские снаряды, а 8 сентября меченные чёрными крестами самолёты обрушили на город первый массированный удар. С тех пор до снятия блокады обстрелы и бомбёжки не прекращались ни на один день.
Тогда, в начале сентября, фашистские стратеги ещё рассчитывали, что их группа армий «Север» возьмёт Ленинград штурмом. Они заранее торжествовали скорую победу, мечтали о том, как пройдут по Дворцовой площади, как будут пировать в гостинице «Астория».
Слайд 5
На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал, ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье,
Он сердце ленинградское биенье.
Но более 40 отборных дивизий, топтавших сапогами мостовые Афин, Белграда, Варшавы, Осло, Парижа и других европейских столиц, неожиданно для себя натолкнулись на непреодолимую преграду. Гитлеровская военная машина забуксовала у стен Ленинграда. Героизм защитников принудил врага отказаться от надежды внезапно, с ходу, овладеть городом.
Слайд 6
13 сентября 1941 года командование ленинградским фронтом принял генерал армии Г.К.Жуков. Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми и дети дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, пожары. Фашисты стремились подойти не только с суши, но и с моря, и уничтожить корабли Балтийского флота. Но моряки надежно закрыли ворота со стороны Кронштадта.
25 сентября немецко-фашистским войскам пришлось перейти к осаде города. С того дня им уже не удалось сделать ни шагу вперёд. И тогда главари Третьего рейха решили иным средствами уничтожить Северную столицу и истребить всё её население.
29 сентября был подписан документ неслыханного варварства — секретная директива немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга»...
Слайд 7
«Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта... Предложено тесно блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты... С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Жестокий приказ своего фюрера гитлеровцы исполняли рьяно. Методично, с традиционной аккуратностью, доведённой до автоматизма, фашистские артиллеристы сеяли смерть и разрушение. Они проявили при этом немало изобретательности, которой позавидовали бы палачи всех времён и народов.
Слайд 8
20 декабря 1943 г. Ольга Берггольц писала: «Последнее время немцы начали часто применять ночные обстрелы. Но это только один из многочисленных приёмов обстрелов города. За два с половиной года неустанно, с дьявольской изощренностью изобретают враги способы уничтожения горожан. Цель одна – как можно больше убить людей. Иногда обстрел носит характер бешеного огневого налёта — сначала по одному району, затем по другому, потом по третьему и т. д. Иногда по восьмидесяти батарей бьют по всем районам города сразу. Иногда даётся сильный залп сразу из нескольких орудий и затем продолжительный интервал — минут на двадцать-тридцать. Это делается с расчётом, что минут через двадцать тишины укрывшиеся люди вновь выйдут на улицу, и тут-то вновь можно дать по ним новый залп. Обстрелы такого рода ведутся обычно по нескольким районам сразу и длятся иногда, до десяти и более часов подряд. Этим летом были обстрелы, длившиеся по двадцать шесть часов подряд. Враг бьёт по городу утром и вечером, учитывая, что в эти часы люди идут на работу или возвращаются с неё. Но сейчас, когда я пишу, он посылает нам не шрапнель, а тяжелые снаряды. Ведь прежде чем убить спящего человека, нужно ворваться к нему в дом… Ночью немцы бьют главным образом по самым населенным частям города, где больше всего спит людей. Так «воюют» немцы».
Слайд 9
На Невском проспекте на домах пестрели надписи. Кричала каждая стена.
ЧТЕЦ:
На Невском надписи пестрели.
Кричала каждая стена:
«Внимание!
При артобстреле
Опасна эта сторона!»
ЧТЕЦ:
Весь Ленинград, как на ладони,
С горы Вороньей виден был.
И немец бил
С горы Вороньей,
Из дальнобойной «берты» бил.
ЧТЕЦ:
Без перерыва
В голод, в горе,
В ребячий выкрик,
В хлеб и соль,
В последний свет
В последнем взоре,
В его отчаянья и боль.
Слайд 10
В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5—10 мин. Только за сентябрь, октябрь и ноябрь 1941 г. по городу 251 раз объявлялась воздушная тревога.
Содрогалась израненная земля. Падали сражённые осколками люди, погибали в заводских цехах, на боевых постах под обломками пылающих зданий. Кровью окрасился гранит Ленинграда...
От рук фашистских палачей погибли 16 747 защитников города, 33 782 человека получили увечья. Но в арсенале врага имелось оружие не менее страшное.
ЧТЕЦ:
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Слайд 11
Голод. Его костлявой рукой надеялись враги сломить сопротивление города-воина, сокрушить всех его жителей без исключения. Жестокость гитлеровцев, превзошедшая все зверства в истории человечества, была на редкость хладнокровной и расчётливой.
В Ленинграде, в кольце осады, находилось около 3 млн. человек. Город стал фронтом, каждый его житель — бойцом. Не страх и уныние рождали у людей зверства фашистов, а гнев, ненависть и волю к победе.
Но жить было всё труднее. Всё меньше и меньше становился кусочек хлеба, отмеренный ленинградцу. Начиная со 2 сентября 1941 г. в течение первой военной осени паёк сокращался 5 раз!
Слайд 12
А в ноябре уже появилось страшное слово — «дистрофия». В этот месяц ленинградцы похоронили 11 тыс. человек. Это были первые жертвы голода. 20 ноября хлебная норма большинства горожан превратилась в крошечный, почти невесомый ломтик.
ЧТЕЦ:
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных
грамм
С огнём и кровью пополам.
Хлебный паёк в то время представлял собой тёмно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей.
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожаные ремни. На территории сгоревших от бомбёжки Бадаевских складов собирали комья промёрзшей земли — ведь она пропиталась сахаром. Вымачивали эту землю и чуть сладковатой водой поили детей.
Тяжелее всех приходилось матерям, которые боролись не за себя, а за своих маленьких беспомощных детей. Ведь их нужно было отстоять не только от снарядов, но и от голода и мороза.
Из записей блокадницы Лидии Охапкиной: «По квартире бегали и пищали голодные крысы. Они грызли обои, которые раньше ведь клеились клеем, сделанным из муки, то есть жидким тестом. В комнате у меня никакой обстановки не было. Стояли только две узкие железные кровати, на одной спал Толик, на другой я с дочкой. Я мысленно хотела, чтобы смерть пришла вместе с детьми, так как боялась, если, например, меня убьют на улице, дети будут дико плакать, звать: «Мама, мама», а потом умрут от голода в холодной комнате.
Ниночка моя всё время плакала, долго, протяжно и никак не могла уснуть. Этот плач, как стон сводил меня с ума. Я тогда, чтоб она могла уснуть, давала сосать ей свою кровь. Я прокалывала иглой руку повыше локтя и прикладывала дочку к этому месту. Она потихоньку сосала и засыпала. А я долго не могла уснуть, всё думала, где бы достать еды, хоть что-нибудь. Один раз на
рынке-толкучке мне удалось купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот и я варила и ела. Давала Толику, Ниночке боялась. Другой раз удалось купить кожу свиную, была повкусней, но её надо варить долго, чтобы она размякла, а я жалела керосин, его оставалось немного. Сын все время сидел и смотрел на будильник. Я ему объяснила: вот когда большая стрелка на 12, а маленькая на 10, мы будем завтракать, а когда большая будет опять на 12, а маленькая на 3 часах — обедать. И он всё время смотрел на часы».
Когда Лидию с детьми, наконец, вывезли на Большую землю, муж их не узнал. Она больше месяца тяжело болела тифом, но выжила. Ниночка, её дочь, умерла позже от туберкулёза и тяжёлого желудочного заболевания, которое привезла из Ленинграда.
Слайд 13
И даже в таких жутких условиях большинство ленинградцев считали, что человек не имеет права терять своего достоинства, нарушать законы человечности, честности, чести.
Вспоминает жительница блокадного Ленинграда Ирина Киреева: «В детский стационар привезли уже умирающую девочку, она мне говорит: «Съешь, пожалуйста, мой хлеб (Ну сколько там? Норма — 125 г хлеба), я не доживу до завтра». Помню, как я всю ночь не могла спать, потому что думала: взять хлеб или не взять? Все знают, что она не может уже есть. Но если возьму этот хлеб, то подумают, что я его украла у неё. А страшно хотелось есть. Страшная борьба с собой: чужое же! Так я хлеба не взяла. Вот сейчас, когда говорят: голодный может всё сделать, и украсть, и прочее, прочее, — я вспоминаю чувства свои, ребёнка, когда чужое, хотя мне и отдавали его, я взять всё-таки не могла. А девочка действительно умерла, и этот кусок хлеба остался у неё под подушкой.
В осажденном Ленинграде часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, потрепался весь, и рваться уже начал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота.
Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел относить конверт по указанному адресу.
Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались.
Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понес детям, сразу ее узнали.
– Пришла поклониться памяти вашего почтальона,– объяснила женщина. – Он нам с братом жизнь спас.
И вот что она рассказала:
– Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого человека наткнулся. В одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца-летчика.
Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили, положив в книжку.
Слайд 14
Имя Тани Савичевой теперь известно миллионам людей. Дневник этой девочки фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
На Васильевском острове дружно жила большая семья Савичевых — 8 человек: взрослые и дети. Работали, учились, ходили в кино, читали книги... и всё это было счастье.
Но вот грянула война. Мужественно встретили её Савичевы. Началась блокада. В декабре 1941-го замер городской транспорт. Невыносимо тяжело было Жене, старшей сестре Тани Савичевой, каждый день ходить пешком через весь город на работу. Несколько раз она падала без сил на этой мучительной дороге, попадала в больницу. Немного поправившись, снова шла на завод, А однажды упала и больше не смогла подняться...
В дневнике Тани появилась первая запись.
«Дневник» Тани Савичевой — листки из старой записной книжки, которые лежат ныне в Музее истории Ленинграда. На листках — короткие записи, сделанные детской рукой:
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Через несколько дней Таню взяли в детский дом. Потом эвакуировали.
1 июля 1944 года Таня тоже умерла…
Слайд 15
Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.
Слайд 16
На салазках кокон пряменький
Спеленав, везет
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метет.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Слайд 17
22 ноября 1941года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13см, по ледовой трассе к Ленинграду пошли первые автомашины с грузами, жизненно необходимыми городу. Эта трасса в донесениях называлась «Военно-автомобильная дорога № 101». Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду – Дорога жизни. Под этим именем она и вошла в историю. В Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. Машины проваливались в полыньи, горели, застревали в сугробах. Но легендарная Дорога жизни действовала бесперебойно.
Слайд 18
18 января 1943года блокада была прорвана. А 27 января 1944 над Невой прогремел салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города.
Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда.
Слайд 19
Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.
В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта», созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения. Инициатором создания этого памятника были учащиеся 144-й средней школы Санкт-Петербурга.
Пискаревское мемориальное кладбище является всемирно известным, общенациональным памятником истории Великой Отечественной войны, музеем подвига Ленинграда. Оно является самым большим в мире кладбищем, созданным в годы войны. В его архивах содержится множество ценных исторических документов, хранящих память о годах блокады и героизме советских людей.
Слайд 20
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Слайд 21
Вечная слава героям, защитившим Ленинград!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД! БЕССМЕРТЕН ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ГРОЗНУЮ ПОРУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. НИ ЖЕСТОКИЕ БОМБАРДИРОВКИ С ВОЗДУХА, НИ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОБСТРЕЛ, НИ ПОСТОЯННАЯ УГРОЗА СМЕРТИ НЕ СЛОМИЛИ ЖЕЛЕЗНОЙ ВОЛИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДУХА ЛЕНИНГРАДЦЕВ
900 дней и ночей
4 сентября 1941 года на улицах Ленинграда разорвались первые снаряды
13 сентября 1941 года командование ленинградским фронтом принял генерал армии Г.К.Жуков
Фюрер решил стереть город с лица земли
В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб
Блокадный хлеб
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Города золотого кольца"
В данной презентации представлены города Ярославль и Ростов Великий...
"Города величеством сияющие" (города Золотого кольца)
В данной презентации в алфавитном порядке показаны достопримечательности улицы Волжская набережная, комментарии даны в стихотворной форме....
Города "Золотого кольца" России
Презентация, выполненная обучающимися 7 класса к теме "Gesicht einer Stadt - Visitenkarte des Landes"...
Урок немецкогго языка в 7 классе "Города Золотого кольца"
Здесь представлена разработка урока, в которой подробно изложен страноведческий материал о городах Золотого кольца....
Урок-экскурсия "Города Золотого кольца"
Конспект открытого урока по немецкому языку в рамках ФГОС в 7 классе. Тип урока: эксурсия-путешествие с защитой презентаций....
План урока в 7 классе по теме « Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes. (Лицо города – визитная карточка страны. ) Thema: «Города «Золотого кольца». Делаем сообщения.»
1. Уметь читать тексты с полным пониманием содержания. 2. Введение лексического материала по теме: die Städte des „Goldenen Rings“, der (die, das) so genannte, gelten (D), willkommen heiße...
Конспект урока немецкого языка в 7 классе по теме: «Города Золотого кольца. Описание городов» «Die Städte des Goldenen Rings» Бим И. Л.
Цели:- углубление и расширение лингвострановедческих знаний обучающихся о стране и культуре родной страны на иностранном языке; - формирование слухопроизносительных навыков. Зада...