Коррупция и общество России
классный час (10 класс) по теме
Сегодня предмет нашего обсуждения- коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям- выбран не случайно. Мы живем с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrupciya_i_obshchestvo_rossii.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы коррупцией;
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;
- профилактика асоциального поведения осознание понятий: соблюдение закона, честность и
честь незапятнанная репутация;
- развивать умение рассуждать и критически мыслить.
Подготовительная работа: поручения ребятам, помощь в подборе литературы, социальный опрос
Участники : классный руководитель, учащиеся класса, родители
Оформление: презентация, выставка
Ход мероприятия
«Коррупция не только указывает обществу неправильный путь,
но также подрывает государственную легитимность,
поддерживает дурные образцы в государственном управлении
и показывает плохой пример будущим поколениям.
Она заражает. …» Кайден, Двиведи, Джаббра
Мероприятие начинается с просмотра презентации.
Учитель: -Сегодня предмет нашего обсуждения- коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям- выбран не случайно. Мы живем с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
-Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое Коррупция?» Ученик:- В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина «Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточ-ничестве, хищении и страстании с мафиозными структурами». Ученица: - Употребление термина «коррупция» применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как неправиль-ную, испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии. В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом. Ученик: - Одно из наиболее коротких современных определений принадлежит Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и зло-употреблению служебным положением. В этом же ключе определяют корруп-цию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должно-стного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Ге-неральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «зло-употребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением». Ученица: - Коррупция (лат.- порча, подкуп, упадок) – подкуп и взятничество, широко практикуемые в буржуазном мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Коррупция в наши дни расценивается как уголовное преступление. В нашей стране с коррупцией ведется решитель-ная, бескомпромиссная борьба. Социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не приго-ден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества. Учитель: - Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю де-лать подарки, чтобы добиться расположения. Другой подарок выделял чело-века среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, кото-рые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фикси-рованным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. - Предлагаю Вам совершить исторический экскурс « Коррупция в России и за ее пределами». Ученица: - Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь города- государства Ла-гаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции –« Артха-шастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д.н. э. В нем он сделал пессимистичный вывод, что «иму-щество царя не может быть, хотя бы в малости , не присвоено ведающими этим имуществом». Ученик: - Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию ре-шить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; « Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран) и т.д.
Ученица: - Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начи-ная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки- «посулы» и зафиксирован размер судебных пошлин. Хотя взяточни-чество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648г. В Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее за-пятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции много-кратно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствует многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, а также создание различных комитетов для изучения причин лихоимства и вы-работки мер по его искоренению. В качестве терминов для обозначения про-явлений коррупции использовались слова «мздоимство» и «лихоимство». Под «мздоимством» подразумевалось принятие должностным лицом взятки за со-вершение действия, входящего в круг его обязанностей, под «лихоимством»- получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности. Учитель: - Власти в разное время применяли различные наказания для ви-новных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вы-рыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Смена государственного устойства и формы проявления в октябре 1917г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Поэтому власть вел борьбу с коррупционными проявлениями, подвергая виновных су-ровым наказаниям вплоть до смертной казни. Декретом СНК РСФСР «О взя-точничестве» от 8 мая 1918г. Предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с при-нудительными работами на тот же срок).
Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Од-нако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополь-нительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борь-бы с коррупцией, но применение ( или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию. Ученица: - Взяточничество и прочие появления коррупции по- прежнему про-цветает. Какие же сферы наиболее поражены коррупцией? (Ребята называют результаты опроса)
- Работник государственной власти и управления
- ГАИ
- Полиция
- Налоговая, таможня
- Медицина
- Образование
- Судебная система
- Военкоматы
-Другие служащие
- Каковы причины коррупции?
- аморальность российских чиновников
- несовершенство законов
- низкая зарплата
- жадность
-низкий уровень правовой культуры и законопослушания
- Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? (Ребята приходят к тому, что способы с коррупцией вытекают из ее причин.)
Это: - Усовершенствовать законы
- Повысить зарплату
- Открытость в СМИ
- Не давать и брать взяток
- Ужесточить наказания за коррупцию
- Уменьшить количество чиновников
Ученик: - В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008г. Президентом РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции. Между-народный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции (впервые был отмечен 9 декабря 2004 года). Тогда в Мексике открылась всемирная конфе-ренция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. В тече-ние трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одо-брена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. Цель Конвенции- предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступ-ности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.
Ученица: - 1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «группу госу-дарств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала до-польнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответ-ственности за коррупцию. Статьи РФ, которые направленные на наказание людей дающих и берущих взятки. В ст. 291 УКРФ гласит: лицо дающее взятку лично или через посредника нака-зывается лишением свободы от двух до трех лет. В ст.290 УКРФ гласит: лицо берущее взятку сам или через посредника нака-зывается лишением свободы сроком от трех до шести лет. Учитель: Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.
Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным орга-нам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит- в каком государстве мы будем жить: честном или коррумпированном?
- Хочется вам напомнить, что по ИВК «в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с Россией имели дело приличные партнеры,- будьте честными. Быть честно выгодно».
На всех часах вы сможете прочесть
Слова простые истины глубокой:
Теряя время, мы теряем честь,
А совесть остается после срока.
Она живет в душе не по часам.
Раскаянье всегда приходит поздно.
А честь на час указывает нам
Протянутой рукою- стрелкой грозной;
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час,
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья вашей совести и чести.
Использованная литература:
1. Р.Р.Замалетдинов, Е.М. Ибрагимова, Д.К. Амирова «Формирование антикоррупционной культуры у школьников». Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- Казань, 2010г.
2. Журнал «Российская Федерация» -№22, 2008г.
3. Журнал «Человек и Закон» - №2, 2005г.
4. Журнал «Человек и Закон» - №11, 2008г.
5. «Коррупция в России» - материал из интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Коррупция в Российском обществе: образование" в форме "Заседание суда"
Классный час на тему: ”Коррупция в Российском обществе: образование» (Свидетельство участника Всероссийского конкурса «Я классный руководитель»)10 А классКлассный руководитель Горелышева Светлан...
роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции
роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...
классный час "Коррупция в российском обществе"
Главная цель классного часа - развитие осознания необходимости соблюдать законы государства....
Классный час в 6 классе: "Коррупция в современном обществе"
Цели:Познакомить с понятием «коррупция», с формами проявления коррупции, ее последствиями. Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, сп...
устный журнал "Коррупция и общество" для уч-ся 9 - 11 классов
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. ЗАДАЧИ:...
Коррупция как социальная и правовая проблема общества и государства
Коррупция сегодня стала частью повседневной жизни людей. В наше время коррупция стала выходом как для граждан, которые желают быстрее получить те или иные услуги в государственных и негосударственных ...
Коррупция - проблема современного общества
Коррупция является одной из самых острых проблем нашего общества. Данная тема является является актуальной на протяжении всей человеческой истории. Урок содержит в себе историю, причины и последствия ...