Моя воспитательная работа
классный час (8 класс) по теме

Каюмова Ирина Харитоновна

Моя воспитательная работа в классе строится на основе Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка и положении о работе классного руководителя. Все документы по организации воспитательной, внеклассной  и внеурочной деятельности, воспитательной работы по четвертям, с результатами социально-педагогических исследований имеются, заполняются систематически, в соответствии с требованиями и планом воспитательной работы школы. На родительских собраниях проводятся  тематические беседы по основным проблемам воспитания, специалисты знакомят родителей с возрастными психологическими особенностями детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

И. Г. Богуславская,

доцент кафедры экономики и управления образованием

 ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»

кандидат педагогических наук

Сегодня система образования России вступает в новый этап своего развития. Началась реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ее главной задачей является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой жить в конкурентном высокотехнологическом мире в условиях глобального рынка. Успешность выполнения этой задачи требует значительных государственных инвестиций в человеческий капитал.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ценности личности формируются в семье, в неформальных сообществах. Но наиболее  системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни». От того, как будет устроена  школьная жизнь, система отношений школы и общества, зависит не только  индивидуальный успех каждого выпускника, но и долгосрочное  развитие всей страны и благосостояние всех будущих поколений.

В республике накоплен и развивается значительный опыт воспитания, поддерживаемый организационными мероприятиями со стороны государственных структур (Президента РТ, Правительства республики, Госсовета РТ; только в 2009-2010 г. три  выездных сессии Госсовета рассматривали и обсуждали проблемы воспитания), Министерства образования и науки. Институт развития образования проводит научно-практические и видеоконференции, конкурсы профессионального мастерства и воспитательных систем, авторских программ, пособий и проектов. Организуются республиканские праздники культуры, искусства и спорта. Все это обогащает процесс духовного и нравственного воспитания и развития, способствует   формированию поликультурной школы.

В связи с празднованием 65-летия Великой Победы значительно активизировалось гражданско-патриотическое воспитание. Большая и целенаправленная работа в этом направлении способствовала созданию десятков школьных музеев боевой Славы, установлению обелисков погибшим на основе местного материала и поисково-исследовательской деятельности учащихся.

В целом на муниципальном уровне создается воспитательная среда, интегрирующая учреждения микрорайона в единое воспитательное пространство. Именно так работает целый ряд ИМЦ республики и методисты, курирующие воспитательную работу в Аксубаевском, Апастовском, Алькеевском, Азнакаевском, Менделеевском, Балтасинском,, Лаишевском, Спасском, Рыбно-Слободском районах, в Бугульме, Нижнекамске, Казани.

В опыте их работы сложились следующие направления:

  1. диагностика всех воспитывающих влияний, центром которых является школа;
  2. программно-целевое планирование и организация воспитательной деятельности на основе тематических программ с учетом местных социокультурных возможностей («Воспитание юных апастовцев, балтасинцев, чистопольцев…»   и др.);
  3. повышение профессиональной компетентности кадров сферы воспитания на основе нормативно-правового  сопровождения, достижений психолого-педагогической науки и инновационного  опыта;
  4. создание единого информационного поля  взаимодействия всех образовательных учреждений по обмену опытом работы.

Педагогические коллективы образовательных учреждений республики, опираясь на поликультурные, гражданские и духовно-нравственные позиции, создают качественно новые воспитательные системы, способствующие превращению школы в важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирующие российскую  гражданскую идентичность обучающихся и новые жизненные установки личности. Успешно  работают в этом направлении заместители по воспитательной работе Старо-Ильдеряковской школы и Старомокшинского агролицея Аксубаевского района, школ Балтасинского, Алькеевского, Нурлатского, Тюлячинского, Азнакаевского, Лаишевского, Рыбно-Слободского районов.

Для практического опыта заместителей директоров по воспитательной работе этих регионов характерно:

  1. координация всех воспитательных центров микрорайона;
  2. создание воспитательной системы на основе включения культурно-исторических, краеведческих и национальных традиций;
  3. педагогическое обеспечение организации разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности учащихся;
  4. развитие профессиональной компетентности классных руководителей и воспитателей;
  5. обновление содержания воспитания, усиленное внимания к проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного формирования личности с учетом местных условий и возможностей;
  6. развитие ученического самоуправления, в котором формируются лидерские качества учащихся (школьное правительство, президентский совет, школьная дума, «Аргамак», совет старшеклассников» и др.). Проведение уроков «Основы лидерства» по программе Министерства образования и науки Республики Татарстан органично входит в процесс образования;
  7. информационно-коммуникационное обеспечение воспитательной работы (школьный сайт, электронный банк данных нормативно-правовых документов по воспитанию, методических и дидактических материалов, образовательные порталы и сайты по воспитанию, использованию ИКТ классными руководителями и воспитателями в   профессиональной деятельности).

Большую организационно-методическую работу проводят  руководители школьных методических объединений   муниципальных районов В. Х. Кальметьева (Казань, Приволжский район) В. А. Бирсанова (Советский район), В. А. Баранова (Чистополь) и др. Неоценима их методическая помощь классным руководителям при проведении профессиональных конкурсов  авторских программ и пособий, республиканских мероприятий.

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ведущим  в деятельности классного руководителя как управленца становится личностно-творческий подход. Он выражается, прежде всего, в умении выстроить внутренний маршрут развития личности на основе природосообразности, культуры и модели семейного воспитания.

Творчески работающие  классные  руководители  помогают в становлении личности, в ее самораскрытии, в овладении каждым воспитанником общечеловеческим  опытом жизни, впитывая в себя  культуру родного края, лучшие гражданские и патриотические чувства.  

Вместе с тем, в организации и содержании воспитательной деятельности существует целый ряд педагогических упущений:

• в большинстве школ воспитание представляет из себя набор мероприятий, что нарушает целостность влияния и взаимодействия с детьми и главное -  не способствует созданию системы как важнейшего условия развития личности;

• внеурочная воспитательная деятельность  носит в основном досуговый, развлекательный характер, что снижает ее развивающую направленность;

• недостаточно прослеживается индивидуальное педагогическое влияние на детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, что ведет к их социальной незащищенности и антиобщественному поведению;

• слабо решаются вопросы гражданского и патриотического воспитания, профессионального самоопределения,  поведенческой  и правовой культуры  учащихся;

• детское движение и ученическое самоуправление не в полной мере способствует развитию организаторских умений и навыков, конкурентоспособности каждого выпускника школы, его адаптации в реальной жизни.

На наш взгляд, главными причинами имеющихся проблем являются непонимание отдельными руководителями учреждений образования приоритетности воспитания и создания необходимых условий для творческого саморазвития детей, педагогов и родителей. В ряде районов на должность заместителей директоров по воспитательной работе назначают недостаточно компетентных людей, что снижает значимость и результативность процесса воспитания. Управление процессом воспитания не носит системный характер.

Опыт творчески работающих педагогических коллективов убеждает в том, что сама школа может и должна (особенно в контексте модернизации образования) приобрести новое, деятельностное и результативное качество:

• сохранять физическое и нравственное здоровье детей, «выпрямлять» трудных подростков и детей группы риска;

• создавать поликультурную школу в самом высоком смысле этого слова, школу, впитавшую лучшие образцы родной, российской и мировой культуры;

• оказывать профессиональную помощь родителям в воспитании детей, в разрешении внутрисемейных конфликтов;

• развивать таланты и творческие способности каждого ребенка;

• развивать общественную и гражданскую активность, патриотические чувства и правовую культуру выпускников школы;

• оказывать психолого-педагогическую поддержку детям в период ЕГЭ и в  их профессиональном самоопределении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....