Край родной, навек любимый!
классный час (8 класс) по теме

Максимова Лидия Робертовна

Воспитательное мероприятие в рамках Фестиваля открытых классных часов на тему "Я на этой земле родился!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_rodnoy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я на этой земле родился!

Край родной, навек любимый.

Открытое воспитательное мероприятие

8  класс

Классный руководитель:

Максимова Лидия Робертовна

Посёлок Крутоярский - 2012

Цели и задачи:

  1. способствовать формированию у учащихся понимания  значения  выражения малая родина;
  2. накапливать географические знания о родном крае;
  3. содействовать развитию познавательных способностей, расширению кругозора и повышению общей культуры учащихся;
  4. способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся,  любви к своей стране, к  национальным традициям и малой родине бережного отношения к природе родного края.

Тип мероприятия: Виртуальное путешествие

Учебно-наглядный комплекс: Презентация.

Оборудование: Компьютер.

Методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников, беседа по вопросам, виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа: групповая исследовательская работа учащихся «Родные места»

Ход внеклассного мероприятия

1.Разминка (слайды 1-6)

 1. Место, где человек родился.

 2.Страна, в которой мы живем.

 3.Главный город государства.

     

      4.Столица России.

   

      5. Глава государства.

2.Релаксация – настрой на восприятие темы

Сегодня мы поговорим о том, что нам дорого, о том, без чего жить нельзя – о Родине. Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина, что значит любить ее? Как называется наша Родина? (слайд 7)

Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов одноэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края
Всё это родина твоя,
Земля твоя родная.

Да, мы живем в России. Это наша «большая» Родина. (Слайды 8-25)

3. Малая родина. Игра «Угадай-ка»

  1. Но у каждого человека есть еще и «малая» родина – родной край, часть общей «большой» Родины – России, то место на земле, где человек родился и вырос, где находятся могилы его предков, где познал он радости и неудачи. Это необозримая ширь полей и степей необъятный простор. Это руки матери и душистый хлеб на столе. Узнаете ли вы родные места? (слайды 26-31)

1 ученик: «Родина» - мы произносим.

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

«Родина» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.

2 ученик:            Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставеньку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –

И навек останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защити

3 ученик: У каждого на свете есть, наверное,

Любимый уголок Земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

  1. Послушайте притчу.

Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные песчаные барханы. Пораженные скудным пейзажем за окном, женщины то и дело восклицали:

— Какие страшные места!

— Как здесь могут жить люди?

— Неужели им здесь нравится?

Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Мужчина начал собирать вещи.

— Вы здесь выходите? — удивились женщины.

— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил: — Это — моя Родина!

- Как вы думаете, почему люди могут воспринимать одно и то же место по-разному?

- Как вы думаете, почему мужчина из притчи о нескольких чахлых деревьях, верблюде да глиняной мазаной кибитке говорил с гордостью? (Потому что он там родился. Это -  его Родина).

  1. Недавно мне рассказали один случай.

Как-то певица Марийской филармонии поехала с концертом на Дальний Восток. В ее репертуаре была всего одна песня на марийском языке «Канде шинча» («Голубые глаза»), которую она спела на концерте. После выступления к ней подошел мужчина и попросил ее поговорить с ним на марийском языке. Она долго рассказывала о своём крае, а он слушал, и по его щекам текли слезы.

- Как вы думаете, ребята, почему он плакал? (Он уехал с малой Родины).

Учитель: Ребята, а где ваша «малая» Родина? Верно, поселки, в которых вы живём.

4.Виртуальная экскурсия (выступления ребят)

  1. Крутоярка (слайд 32)
  2. Петровка (слайды 33-35)
  3. Быково (слайды 36-37)
  4. Река Уй ( слайд 38-39)

        

Откуда Уй берет начало?…

Где скрыта вечная струя,

Что вниз, по руслу, величаво

Уходит в дальние края?!

Под невысокою берёзкой

Начало Уй своё берет:

 Из-под травы земли башкирской

С Тобола круто он течёт.

  1. Часовня (слайд 40)

        

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными дубами

Стеклом расплавленным бежит.                 И.Бунин

  1. Марчинячка (слайды 41-43)
  2. Змей-гора (слайд 44)
  3. Плёсы (слайды 45-47)
  4. Крутоярские колки (слайды 48-49)

5. Игра «Собери пословицу» (пословицы о Родине) – слайды 50-51

6. Выводы (слайды 52-53)

        

Когда на меня навалилась беда

И шел я по отчему краю,

«Отдай свою боль мне»,- сказала вода,

По горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам,

И в сердце растает тревога».

«Спокойно иди, я тебя не предам!»-

Тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега»,-

Чуть слышно гора мне шептала.

«Приляг на траву»,- поманили луга.

Прилег я, и легче мне стало.

И стало все просто, и понял я вдруг-

Иного не надо мне рая,

А только б дорога, да речка, да луг,

Да небо родимого края      

                                                                К.Кулиев

7.Итоги.  Рефлексия «Продолжи фразу» - слайд 54

Приложение:  Работы учащихся

Поселок Петровский

Поселок основан в 1921 году как хутор при совхозе имени Буденного. В колхозе была большая конеферма, где доили лошадей,  делали кумыс. Выращивали лошадей и отправляли на фронт.

По данным статистики, в 1926 году в нем насчитывалось 15 двориков. В 1935 году на базе артели был организован колхоз имени Буденного.

 В 1935-36 году перевозили бревенчатые дома из деревни «Змеёвка». Они до сих пор стоят в деревне.

На территории Петровки располагалось 3 отделение ЗАО «Крутоярское».

В поселке имеется начальная школа, основанная 1 января 1950 году. Также имеется библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Близлежащее озеро -  Песчаное. Раньше поселок относился к Каракульскому району Троицкого округа. В 1950 году переименовали в хутор Петровский.

Добрую память на селе оставил Борис Ярославич Орещук. Он построил клуб, школу, столовую, животноводческий комплекс. Все, что было построено, до сих пор сохранилось.

Деревня Быково

По рассказам деревенских жителей Крутоярка раньше была казачьей станицей, в ней жил богатый помещик Быков. У него была земля, она находилась там,  где сейчас находится наша деревня. На этой земле он разводил лошадей. Деревня начала населяться благодаря тому, что в неё заселили кубанских казаков. Их раньше расселяли по деревням. Один край деревни стали называть Колпаки, а другой Соенским краем. Позже название Колпаки исчезло, а Соенский край так и остался, но общее название стало Быково в честь этого помещика. Недалеко от Быкова есть два озера -   Меретинские. Они так называются, потому что раньше на месте этих озёр жили два брата Меретинские. Они жили напротив друг друга, и озёра тоже напротив друг друга.

Также недалеко от нашей деревни расположено озеро Чистовка. Очень давно это озеро называлось Чистенькое, и по берегам этого озера располагалась деревня, которую назвали Чистовка. Деревня распалась по неизвестным причинам примерно в 1960 году.

Река Уй

        Река Уй  является левым притоком реки Тобол, исток реки расположен в Башкортостане на восточных отрогах хребта Ирендык.

Уй протекает на восток по Учалинскому району Республики Башкортостан, Курганской и Челябинской областям России. Затем река формирует естественную границу с Костанайской областью Казахстана.

Река втекает в Тобол у станции Звериноголовской, которая относится к Южно-Уральской железной дороге. На берегах реки произрастает густой лес, который перемежается солонцами.

Общая длина реки Уй около 462 километров. Река имеет питание талыми снегами. Общее падение высоты русла реки составляет 474 метров. Суммарная площадь бассейна водосбора реки насчитывает 34,4 кв. км.

В бассейне реки находится большое количество озер. В верхнем течении реки рельеф ландшафта горный, а после села Уйское принимает равнинный тип. Главные притоки р. Уй: Тогузак, Кидыш, Санарка, Курасан и Увелька.

Залесенность водосбора составляет 19%, озерность - 1%, заболоченность - 2%. Пойма двухсторонняя шириной от 10-40 м до 2-х км. Имеет асимметричную долину трапецеидальной формы. Русло умеренно извилистое, деформирующееся.

В долине реки Уй на границе с Курганской областью (102 м над уровнем моря) находится самая низкая точка области.

Уй в переводе с татаро-башкирского – «Долина», «Низина»

Часовня Святой Аграфены

Наш родник существует  давно, примерно с 18 века. Родник называют «часовенкой» потому, что там была часовня как здание деревянное, и в нём была икона. Туда летом ходили люди и молились, когда долго не было дождя. И говорят, что дождь потом шёл. Был праздник Агрофены-купалы, и в этот праздник обязательно люди ходили в «часовенку» и молились. Родник находится на севере-востоке от нашего села на расстоянии 3 км. Раньше все, все жители нашего села пользовались родником потому, что не было водопровода. Родник не замерзает, т.к. бьют несколько источников, бежит подземная вода. И сейчас многие люди пользуются этой водой. Она очень полезная, мягкая и вкусная.

Марчинячка

        

        От самых грязей бежал лог и попадал в речку. На Грязях было много воды, и она бежала, не успевала попадать  в лог и скапливалась в низине, так образовался водоем, получивший название Марчинячка. Такое  название озеро получило потому, что раньше у людей были свои земли, и у нас в деревне жила семья Марчиняковых, у которых вокруг этого водоёма были пашни. С каждым годом озеро становилось глубже и шире. Здесь можно рыбачить, так как с приходом воды появилась рыба- карась и ротан.

Змей-горы

Змей-горы были названы так, потому что там было много змей. Они расположены в 2 км. от деревни. Горы были образованы из-за карьеров. Там добывали камни, потом образовались карьеры и небольшие горы. Они были образованы в 1938-1940гг. Они небольшие, их высота достигает 15-20 метров, а длина 60-80 метров. На этих горах есть ещё барсуки, но их там мало.

Плёсы

Плёсы - это широкое пространство реки.

Вот и у нас в посёлке Крутоярском есть такое место. Плесы раньше применялись для полива полей, засеянных многолетними травами, для ловли рыбы, летнего отдыха, купания. Там есть родник с питьевой водой, где можно напиться, умыться или просто набрать воды. И ещё с берега открывается очень красивый вид, с обеих сторон реки есть места, заросшие камышом.

Крутоярские колки

Ко́лок — небольшой лес в поле или среди пашни.

Колков в Крутоярке много, практически у каждого из них есть название: Карачков-колок, Челев-колок, Путилов-колок, Чернышов-колок. Эти лесочки находятся на втором отделении. Названия им достались от их владельцев

В царские времена каждая казачья семья имела свои пахотные земли. Колки, находившиеся посреди пахоты, тоже принадлежали данной семье. Никто посторонний туда входить не мог, хозяева собирали там грибы, ягоды заготавливали веники, дрова.

Времена те давно прошли, а названия у колков остались, они помогают ориентироваться на местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край родной навек любимый...

В сборнике "Край родной навек любимый..." (г. Аткарск) напечатана моя статья о штурмане дальней авиации, Герое Советского Союза Леониде Петровиче Грошеве....

Сценарий общешкольного мероприятия "Край родной навек любимый".

Сценарий общешкольного мероприятия "Край родной навек любимый"....

"Край родной, навек любимый!"

Сочинение ученицы 7 класса о Краснодарском крае...

сочинение "Край родной, навек любимый!"

Сочинение о Краснодарском крае, конкурсное сочинение ученицы 7 класса...

Лекция-концерт "Край родной, навек любимый!"

Мероприятие для учеников средних классов общеобразовательных школ и учащихся детских школ искусств...

воспитательное событие "Край родной, навек любимый!"

занятие содержит интересные факты о Хабаровском крае. раасказывается о семи чудесах нашего края....

Край родной, навек любимый

Внеклассное мероприятие о природе заказника Зоологического значения "Амурский", находящегося  в Амурской области. К разработке прилагается презентация....