Час общения "Ты и Я"
классный час (6 класс) по теме

Краснова  Галина Николаевна

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Час общения. «Я и Мы.»

Цель: формирование толерантных взаимоотношений между детьми, развитие способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и другого.

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений.

 Учащиеся рассаживаются полукругом. Доска оформлена фотографиями людей: грустных и весёлых, русских и американцев, белокожих и чернокожих.

Выставка «Я во мне.»

Эпиграф  «Терпенье – вот, мой друг, орудие героя,

Коль выбито из рук оружие другое »

                                                               К. Кулиев

«Не судите, да не судимы будете,

Ибо каким судом судите,

Таким будете судимы.»

                                          Из Евангелия

Здравствуйте, дорогие  ребята!

Вы сегодня такие нарядные, красивые!

Здравствуйте, уважаемые преподаватели!

А Вы, как всегда, добродушны и милы!

Очень приятно видеть у нас гостей.

Здравствуйте! Так говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете, желая здоровья и благополучия. Мы подаём при встрече руку, приподнимаем шляпу, киваем, улыбаемся. Как приятно, когда люди умеют так замечательно приветствовать!

У нас сразу поднимается настроение, хочется улыбаться, совершать добрые поступки, дарить радость окружающим. Разве это не чудо?!

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

 Хоть были совсем не знакомы :

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь? В. Солоухин

Хотелось бы, чтобы каждый день мы дарили окружающим душевное тепло, ласку, нежность.

                          Друзья мои,

                Внушайте людям веру!

         И чаще говорите: "Добрый день!"

                И следуйте хорошему примеру:

                Продляйте добрым словом

                Жизнь людей!

                                           В. Боков

Действительно, это так просто! И всё зависит от каждого из нас. А какие мы???

Звучит песня в исполнении Софии  Ротару

       Я ,ты, он, она – вместе целая страна,

      Вместе дружная семья

     Славим мы сто тысяч Я.

     Большеглазых озорных чёрных  белых и льняных

      Грустных и весёлых

      В городах и сёлах!                      

 

Выполним несложное упражнение и получим ответ на поставленный вопрос. Группе детей даём по апельсину, просим познакомиться со своими апельсинами . Обследуйте их, понюхайте, приглядитесь .Через несколько минут собираем апельсины в корзину. Предлагаем каждому найти свой апельсин. Спрашиваем, как же они опознали. Ваши ответы побуждают к суждению о том, что и люди все разные, у них разные ямочки, и вмятины. После этого просим очистить свои апельсины и сложить все вместе. Найдите теперь свои апельсины. Теперь они стали абсолютно одинаковые. Возникает вывод: люди, как апельсины; такие разные снаружи, они оказываются очень похожими внутри.

Действительно, людей многое объединяет, но мы и очень разные. Для того чтобы было взаимопонимание, нам нужно быть терпимее, внимательнее.

                                  Проведём небольшой тренинг.

"Умеем ли мы чувствовать друг друга"

"Пойми моё настроение"

"Испорченный телефон"

В следующей игре принимают участие все. Я буду просить встать тех, у кого есть та особенность, которую называю                                

 Встаньте те, кто учится в 9 классе.      

……………..,у кого длинные волосы.

…………….,у кого обувь черного цвета.

…………….,у кого есть часы.

…………….,кто считает себя добрым.

…………….,кто считает себя смелым.

…………….,кто считает себя умным.

Вот видите, стоит только захотеть, и о каждом из здесь сидящих можно узнать много нового.

Кто-то из вас похож чем-то с другим, а кто-то наоборот. Бывает, что мы критично, нетерпимо относимся  к "непохожим" на других людям. Но мы должны признавать то, что не похожие, "не такие", по различным признакам люди, живут рядом с нами и нуждаются в нашем понимании. Нередко мы задумываемся о том, как живут, как смотрят на мир эти люди.

     

Вот мы и подошли к основной теме нашего разговора. Сегодня нам предстоит выяснить, Что же такое толерантность? В переводе с латинского - это терпимость к иного рода взглядам, привычкам. В современной психологии существует множество определений этого понятия. Вот некоторые из них.

                       Толерантность- это

сотрудничество, дух партнерства;

отказ от причинения вреда кому-либо;

терпимость к чужим мнениям;

признание своего равенства к другим и т.д.

     

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе  может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

- расположенность к  другим людям;

- снисходительность;

-терпение;

чувство юмора;

-чуткость;

-доверие;

-терпимость;

умение владеть собой;

-доброжелательность;

-умение не осуждать других;

-гуманизм;

-умение слушать собеседника;

-любознательность;

-способность к сопереживанию.

Теперь разберёмся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много, но мы остановимся лишь на некоторых.

-Знание самого себя.

Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих.

Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинить окружающих

У толерантной личности значительно больший разрыв между"Я – идеальным" и "Я – реальным".

У интолерантного человека оба "Я" практически совпадают.

- Защищённость

Интолерантному человеку трудно жить в согласии не  только с окружающими, но и с самим собой. Они опасаются своего окружения и даже самого себя.

Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей.

- Ответственность

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне.

Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

(Фрагмент из фильма "Москва слезам не верит")

- Потребность в определении

Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различия между "своими" и "чужими" . Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет.

Толерантный человек. напротив, видит мир во всём его многообразии.

Вот человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

"Я с этим человеком незнаком,

Что про него хорошего я знаю?"

"Вон человек, что скажешь ты о нём?"-

Спросил я у товарища другого.

"Я с этим человеком незнаком.

Что я могу сказать о нём плохого?"

                                              Р. Гамзатов

-Чувство юмора

Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, желанием сильной власти.

Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом. Песня "Давайте говорить друг другу комплименты…"

Доброе слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, а может обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души.

Для того чтобы закрепить полученные знания о чертах толерантной личности, дадим вам возможность оценить степень вашей толерантности.

Раздаются листочки с основными чертами толерантной личности. Сначала поставьте знак"+" напротив трёх черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак "-" напротив трёх черт, которые у вас наименее выражены, и знак "*" напротив тех трёх черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности . Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанными на доске . Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил "*" первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности. (с точки зрения данной группы).

"Волшебная лавка".

В вашей карточке знаком "-" отмечены качества, которых вам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Представьте себе, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к переживанию(эти качества записаны на доске)

Продавец обменивает одни качества на другие, Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет. В качестве платы, то, что у вас в избытке, отмечено знаком"+", те, которые у вас в избытке.

Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько  и зачем ему нужно, в каких случаях он хочет быть терпеливым.

"Стул откровений"

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений. Эти отношения надо строить не на унижениях, оскорблениях, а стараться внимательно выслушать, разобраться. Если что-то не получается, то поддержать, утешить, помочь. Благожелательность – общее определение таких взаимоотношений. Мы должны понимать, что отличие в речи, одежде, разрезе глаз, способностях не станут причиной сарказма, иронии, смеха, издевательств. Быть толерантным – значит уже бросать вызов ненависти, дискриминации.

В нашей школе учатся дети разных национальностей.

На "стул откровений" приглашается        , который поделится с нами своими проблемами.

А сейчас я приглашаю на "стул откровений"               ,которая переехала к нам  не потому, что всю жизнь мечтала жить в этом райском уголке земли. Это был вынужденный переезд.

В нашем мире живут представители различных социальных групп, национальностей, религий

Следующий наш гость  -  отец Димитрий. Он расскажет нам о том, почему он другой, отличающийся от остальных людей, в чём сложность выбранного пути, когда и где  в обществе встречает непонимание

Песня "Слава Богу за всё"

Дорогие друзья, наш разговор подходит к завершению. Я очень надеюсь, что он был вам интересен. Я думаю, вы все согласитесь, что каждому человеку очень важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно – человеку знать самого себя.

Хочется искренне поблагодарить всех присутствующих за подготовку и проведение этого мероприятия. А вас, дорогие зрители, за внимание.

Закончить нашу встречу хотелось бы стихотворением Ф. Тютчева

Нам не дано предугадать.

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать.

Увы. не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые!

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны смириться (стремиться)