«Адаптация пятиклассника к школе»
материал (5 класс) на тему
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассника к школе»
Учитель Ералиев Кайрат Избасарович.
Задачи: 1. Познакомиться с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.
2.Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы для обсуждения:
1.Организационные вопросы ( время занятий, вторая обувь, прилежание, пунктуальность, выбор родительского комитета
2. Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_pyatiklassnika_k_shkole.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассника к школе»
Учитель Ералиев Кайрат Избасарович.
Задачи: 1. Познакомиться с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.
2.Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы для обсуждения:
1.Организационные вопросы ( время занятий, вторая обувь, прилежание, пунктуальность, выбор родительского комитета
2. Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Ход собрания.
Здравствуйте уважаемые родители! Тема сегодняшнего классного часа «Адаптация пятиклассника к школе».
Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.
В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?
1. Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
4. Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
5. Создание нового коллектива.
6. Ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Рекомендации для родителей.
1. Составление режима дня.
2. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
· 3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
· 4. Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
· 5.Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
· 6.Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
7. Родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.
8.Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
· 9. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· 10. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
· 11. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
· 12. Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
· 13.Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
А сейчас пожалуйста оцените сами насколько ваш ребенок адаптировался к школе.
Анкетирование родителей
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
В заключение нашего собрания предлагаем Вам один флештренинг, который называется «Мудрец». (Показывается флештренинг по притче «Мудрец»)
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!
Благодарим всех за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"
Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...
Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе
Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"
При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....
Адаптация пятиклассника к школе
Процесс адаптации пятиклассников будет протекать значительно легче при специально организованной классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой обязательной должны быть задействован...
Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...
Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".
Цель родительского собрания - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....