Искусство Фламенко. Пако де Лусия
классный час по теме
Классный час для учащихся класса гитары. Состоялся 26 октября 2012 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ivanova._26.10.2012._flamenko._pako_de_lusiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Стиль «фламенко». Гитарист Пако де Лусия».
Дата проведения: 26.10.2012 г.
Место и время проведения: студия, 19ч.00 м.
Аудитория: учащиеся класса гитары Сосново-Борской ДШИ преп. Ивановой Ю.А.
Цель проведения: представить учащимся популярный гитарный стиль «фламенко», расширить кругозор учеников, повысить интерес к занятиям.
Организатор: преп. Иванова Ю.А.
Ход мероприятия.
Рассказ преподавателя с прослушиванием фонограмм и демонстрацией фотоиллюстраций и видеозаписей.
Фламе́нко (исп. flamenco) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии (Испания); это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда — кастаньетами. ((Показывать инструменты в студии)).
Характерная особенность стиля «фламенко» - неразрывное сочетание в композиции танца, гитарной игры и пения. ((Фото 1))
Исполнители фламенко называются: «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).
Видео по ссылке из интернета.
16 ноября 2010 года ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта Всемирного Наследия
Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.
Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.
В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место. ((Фото 2, Хоакина Кортеса)). Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес в него новую живую струю и выразительность.
Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передается от мастера к ученику.
Атрибуты танца фламенко.
bata de cola — традиционное платье ((Фото 3, костюмы)).
Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья. Традиционная одежда байлаора — темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки.
испанская шаль — мантон ((Фото 4))
Испанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы. Ещё один классический женский атрибут фламенко — большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию. Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.
Пако де Лусия ((Фото 5))
Это самый известный в мире гитарист фламенко. Но это слишком простое, “черно-белое” видение описываемого мастера. Пако – гитарист фламенко, который значительно перерос жанровые рамки, и, с некоторыми оговорками, может быть отнесен в своем нынешнем творчестве к стилю фьюжн - синтез современной музыки с манерой игры фламенко и бразильскими ритмами.
Он делает для популяризации этого жанра очень многое. В течении многих поколений гитаристы фламенко были прежде всего аккомпаниаторами для певцов или танцовщиц. В первые послевоенные годы гитарист Карлос Монтойя впервые в истории жанра начал выступать как гитарист фламенко с сольными выступлениями. Это было замечательное новаторство.
Пако де Лусия – кго продолжатель. Одно из новаторств Пако де Лусии заключалось в том, что он не пошел по пути наименьшего сопротивления и стал играть арпеджио и пассажи, извлекая практически каждый звук пальцами правой рукой. Это стало самым сильным моментом в его технике – отдельные звуки в пассажах “сыпятся” из гитары как сухой горох в пустую кастрюлю – звучат четко, не сливаясь даже на феноменально высокой скорости.
Видео по ссылке из интернета.
Настоящее имя Пако де Лусии – Франциско Санчес Гомес.
Пако рос рядом со звучащей музыкой и попробовал играть на гитаре уже в возрасте пяти лет. Как только он достиг некоторого продвижения в технике, его родители и вообще каждый, кто его слышал, поняли, что он имеет исключительный талант и пристрастие к гитаре. Поэтому уже в начале жизненного пути отец Пако устанавливает для сына предельную цель – он хочет, чтобы Пако стал самым известным в мире гитаристом фламенко. В результате, закончить среднюю школу Пако не удалось – в десять-двенадцать лет он перестал там появляться, почти всё свое время посвящая гитаре.
Пако впервые привлек к себе внимание любителей фламенко, когда он выступил на конкурсе в Хересе в 14 лет. По правилам конкурса, он был слишком молод для участия в нем, и сыграл как бы вне соревнования, получив специальную благодарственную грамоту за свои усилия.
Его профессиональная карьера реально началась в 15 лет, когда он был приглашен присоединиться к труппе танца Хосе Греко (Jose Greco). Вскоре стало очевидно, что Пако имел способности виртуоза. В возрасте 16 лет (в 1965 г) он подписал контракт с Philips (ведущей европейской компания грамзаписи) и сделал запись своего первого альбома (впоследствии за свою карьеру Пако сделал на Philips более тридцати альбомов). Так он начал сольную карьеру.
Фонограмма по ссылке из интернета (1).
В своих зарубежных интервью Пако рассказывал о том, что он хочет попробовать другую музыку, и он чувствует, что может расширить искусство фламенко, взаимодействуя с другими музыкантами. Согласно его взглядам, это должно быть сделано с самими большими мерами предосторожности и вкуса; но через эти международные контакты, по его мнению, музыка фламенко может развиваться. “Но это не должно отрицать законное место flamenco puro, – говорит Пако, – оно также имеет жизненную роль. Ведь это – основа, на которой все фламенко-гитаристы должны учиться и которую все серьезные гитаристы должны испытать”.
“Я путешествую по всему миру, давая концерты, – говорит Пако, – и когда я встречаю музыкантов в какой-нибудь стране, я хочу знать то, что они делают, какую музыку они играют. Я играл со многими гитаристами, и этот опыт был полезен. Но музыка фламенко – мой путь жизни, и это – корень моих чувств музыки. Я не чувствую в себе способности полно изучить музыку другой культуры, даже если бы я этого захотел. И я должен быть очень осторожен относительно элементов, которые я привношу в свою музыку, потому что моя музыка должна оставаться фламенко… И вы должны понять, что жизнь цыгана – жизнь в анархии. В этом причина, почему путь музыки фламенко – путь без дисциплины. Мы не пробуем устроить организованный обмен мнениями, мы не идем в школу учиться фламенко. Мы только живем, и музыка – всюду в нашей жизни».
Видеозапись по ссылке из интернета.
Пако де Лусия привнес на эстрадную сцену посадку “нога на ногу”. Во время игры он нередко притопывает своим черным ботинком. Его отличает нетипичное для гитариста фламенко пренебрежение каподастром. Пако не использует традиционную (немного по-азиатски “гнусавую”) гитару фламенко. Его гитары – с характеристиками фламенко и классической, так как он нуждается в более богатом звуке. На концертах и при записи Пако держит деку довольно далеко от микрофона, потому что, по его словам, ненавидит скрип и шуршание ногтей на струнах. Пако играет, используя эффект эха для того, чтобы звук гитары угасал позже. Всем средствам перкуссии он предпочитает бразильский ударник.
Румба де Лусии под необычным названием “Между двух вод” стала такой же популярной, как “Бессамэ мучо”.
Фонограмма «Между двух вод». По ссылке.
Пако достиг того, что он стал сочинять не просто музыку в ритме танцев, но композиции – так, что даже стали интересны их названия. Например, на альбоме “Almoraima” в произведении “Пещера кота” в долгих тремоло слышатся звуки ручейков и капель, стекающих по стенам пещеры, а в испанской румбе “Широкая река” почти физически ощущается, как небольшой ручей, спотыкающийся о камешки и возвышенности, вырастает в широкое мощное течение большой реки.
Пако основал жанр, который в девяностых годах получил название New Flamenco
Пако де Лусия придал статус и значимость гитаре фламенко: на эту музыку общество перестало смотреть свысока.
Пако де Лусия - лучший гитарист фламенко по результатам опросов ж-ла "Гитар плеер" (1977-81); занесен в его "Галерею великих". Лауреат Национальной премии фламенко в номинации "гита-ра" Кафедры фламенкологии Хереса (1970). Лауреат Между-народной премии Принца Астурийского в области искусства (2004). Почетный д-р Университета Кадиса (2007).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапный разбор и освоение некоторых форм токе-фламенко (на примере Солеарес)
Пошаговое рассмотрение и изучение одной из самых распространенных форм гитарного фламенко....
Учебно методическая разработка к УМК программы «Обучение игре на гитаре» «Знания и навыки, необходимые для исполнения одной из базисных форм токе-фламенко – Сигирийяс.»
В УМР рассмотрен процесс освоения формы Сигирийяс....
"Особенности изучения формы Булериас в токе - фламенко"
Рассмотрены особенности метода изучения формы Булериас....
Некоторые подходы к изучению и освоению ритмических структур в ряде форм токе-фламенко.
Рассмотрен новый подход к освоению ритмики Булериаса....
Методика тренинга некоторых приемов игры на гитаре фламенко (на примере техники расгеадо).
Рассмотрена методика тренинга технического приема расгеадо....
Мастер- класс "Изготовление куклы Пакы" проект на тему
Мастер- класс "Изготовление куклы Пакы" :...
Фотоотчет "Изготовление ваховской куклы Пакы" презентация к уроку на тему
Презентация .Фотоотчет изготовления куклы Пакы...