Классный час:"Мы под космосом мыслим вечность..."
классный час (8 класс) по теме

Сценарий открытого классного часа:

 «Мы под космосом мыслим вечность…».

Класс: 8-б МОУ гимназия №2 г. Красногорска Московской области.

Классный руководитель: Кремнёва Екатерина Сергеевна.

 Цель:  Развивать познавательную и творческую активность. Прививать интерес к изучению космоса и истории  космонавтики. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю и целеустремленность, помочь определиться с выбором профессии.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, презентация Powerpoint.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_otkrytogo_klassnogo_chasa.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого классного часа:

 «Мы под космосом мыслим вечность…».

Класс: 8-б МОУ гимназия №2 г. Красногорска Московской области.

Классный руководитель: Кремнёва Екатерина Сергеевна.

 Цель:  Развивать познавательную и творческую активность. Прививать интерес к изучению космоса и истории  космонавтики. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю и целеустремленность, помочь определиться с выбором профессии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power point.

Ход классного часа:

1.Размышления о вселенной.

Слайд 1,2,3,4.

Учитель: Человек, глядя на звездное небо, задумывается: “Откуда все это взялось?” Размышления о Вселенной, происхождении нашей матушки Земли, её прошлом и будущем – одно из древнейших интеллектуальных развлечений человека.

Слайд 5

Ученик: 

Какая даль и вышина!
Глядишь – и бездной голубою
Небес осенних глубина
Как будто тает над тобою
И обнимает эта даль, –
Душа отдаться ей готова,
И новых, светлых дум печаль
Освобождает от земного.
(И. Бунин)

Слайд 6,7,8.

Учитель: Предшествующие века оставили множество предположений о красоте всех иных миров. Этому способствовали успехи астрономии и неизмеримо возросший уровень научного знания. Человечество жило предчувствием великих открытий.

Начало такому мирочувствованию положил М. В. Ломоносов, сказавший: “Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна нет”.

Изучая различные области космического пространства, люди пытаются найти ответы на такие принципиальные вопросы, как строение и эволюция Земли, Солнечной системы и вообще Вселенной, происхождение и пути развития жизни..

Познавая Вселенную, изучая законы небесной механики, постигая порой труднообъяснимые явления, люди узнают не только окружающий нас мир, но и самих себя.

 Слово “космос” по-гречески означает “все на свете”.Слово «космонавтика» происходит от двух греческих слов: «космос» - Вселенная, и «наутике» - мореплавание, следовательно, «космонавтика» на русс. языке означает «плавание во вселенной».

Слайд 9,10.

2. Великий русский учёный-гуманист К.И.Циолковский о путях развития человечества.

Ученик 1:

Одним из величайших русских учёных, который   не только указал как идти в космос, но и этап за этапом наметил путь проникновения во Вселенную был Константин Эдуардович Циолковский.

Константин Эдуардович Циолковский (5 сентября 1857) — русский учёный-самоучка, исследователь, основоположник теорий современной космонавтики, писатель-фантаст, пропагандист идей освоения космоса в советской России, школьный учитель .

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», говорил Циолковский.(1857г-1935г).

Константин Эдуардович Циолковский является основоположником научной космонавтики. Жизнь этого человека – героическая жизнь первооткрывателя. Многие современники считали его безумцем, но они были слишком прикованы к Земле, чтобы мечтать о межзвездных полетах и эфирных поселениях. Идеи Циолковского о космических полетах настолько смелы и оригинальны, что современники считали их утопией, и никто из представителей официальной науки по достоинству не оценил его труд в котором были заложены основы теоретической космонавтики.

Циолковский писал : «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов, исполнение венчает мысль». Идеи Циолковского удивляют и сейчас: это и межпланетные путешествия, освоение морских глубин, скорый поезд на воздушной подушке… Только со временем, фантастические идеи Циолковского начинают сбываться с поразительной точностью.

Однако этот скромный, плохо слышащий, учитель математики был не только великим фантазёром и изобретателем, но и великим гуманистом, автором статей, посвященных проблемам нравственности, гражданственности, совершенствования человека и человечества в целом.

 Циолковский - отец русской космонавтики; всю жизнь пытается найти ответы на вечные вопросы: кто мы? Откуда? Куда идём? Понять наш мир, считал он, можно только с космической точки зрения.

Слайд 11.

“Земля - колыбель человечества , но нельзя вечно жить в колыбели ” . Следуя этой логике, нужно признать , что человечество должно выйти из пеленок, то есть за пределы Земли . Циолковский всегда связывает будущее науки с благом человека. Развитие науки не мыслится им без развития общества.

Он восхищался разумом человека и показал, что в будущем каждого ожидает непрерывная радость. Циолковский полагал, что время сделает человека хозяином Земли. Он будет преобразовывать землю, живые существа и самого себя.

Слайд 12.

Циолковский справедливо считал, что прежде всего необходимо воспитать человека-гражданина, т.е. человека творческого, активно участвующего в преобразовании жизни. Сам себя он называл себя Гражданином Вселенной. Главная задача человека не только осознавать, но брать на себя ответственность за судьбу своей Родины.

Скоро на Земле , “в колыбели” нам станет тесно , потому что “мы живем более жизнью космоса чем жизнью Земли , так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему , массе и времени ...” .

Красногорский завод имени С.А.Зверева

Учитель:

Какое же отношение имеет АО КМЗ к космосу? Дело в том, что еще на заре космической эры, в 1958 году, “Главный теоретик космонавтики” М.В.Келдыш задумал с помощью легкого космического аппарата получить фотоснимки невидимой стороны Луны. Идею поддержал Главный конструктор ОКБ-1 С.П.Королев, который взялся за разработку межпланетной станции. А фотоаппарат, который бы смог сфотографировать поверхность Луны, был заказан на Красногорском механическом заводе. Конструкторы КМЗ успешно справились с задачей, создав фотоаппарат АФА-Е1.

С тех пор деятельность КМЗ неразрывно связана с космосом.

И в дальнейшем фотоаппаратура совершенствовалась и модифицировалась. Со времени первого “Зенита” ни один советский (российский) фоторазведывательный спутник не обходится без оптической техники КМЗ.

Наверное, самым большим космическим фотоаппаратом Красногорского завода, работавшим на орбите, был фотокомплекс “Агат-1”. Он был установлен на орбитальных пилотируемых станциях конструкции В.Н.Челомея ОПС “Алмаз”, которые являлись как бы форпостами наблюдения за территорией вероятного противника.

В 1974 году завод стал головным в стране по разработке космической и аэрофотоаппаратуры. За ее внедрение в 1976 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Наблюдение за движущимися объектами в космосе.

«Окно» в космос»

 Любая космическая держава, если она хочет сохранить этот статус не только в научном, но и в оборонном значении, приходит к пониманию необходимости вести наблюдение за космическим пространством.

Контроль космического пространства начинается с наблюдения за полусферой небосвода, обнаружения космических объектов и определения их траекторных параметров. Затем производится их фотографирование.

В 1969 г. в составе ЦКБ Красногорского завода было организовано IV тематическое направление по разработке оптико-электронных средств контроля космического пространства. Разработку проектной документации этой станции и должен был выполнить Красногорский завод. Впоследствии, по результатам проработки, с учетом объема необходимой аппаратуры, оптико-электронная станция была переименована в оптико-электронный комплекс.

Создание комплекса «Окно» сильно замедлилось в конце 1980-х гг. и продлилось до 2002г.
В 2002 г. по указу президента РФ комплекс «Окно» вошел в состав Космических войск и заступил сначала на опытно-боевое, а с 2004 г. и на боевое дежурство. Комплекс доказал свои исключительно высокие возможности.

Оптико-электронный комплекс контроля космического пространства «Окно» располагается на позиции на г. Санглок (2200 м над уровнем моря). Комплекс расположен в районе с уникальным астроклиматом: большое количество ясных ночей, прозрачная и стабильная атмосфера, отсутствие светового загрязнения.

Оптическая наблюдательная астрономия, являясь важной опорой современного естествознания, сегодня завершает исторический переход из эпохи «наблюдательно-фотографической» в эпоху «телевизионно-компьютерную».

Оглядываясь на прошедшее время и оценивая проделанную работу, с полным правом следует признать, что родоначальником «телевизионно-компьютерной» астрономии в России является Красногорский завод.

 Комплекс «Окно» еще в течение длительного времени будет оставаться одним из ключевых компонентов российской системы контроля космического пространства.

Но и это ещё не всё.

Под  руководством Федора Евгеньевича Соболева, выдающегося конструктора, на Красногорском механическом заводе были разработаны, изготовлены и поставлены на полигоны( в частности, на Байконур) кино-фототеодолиты( приборы для фотосъёмки быстродвижущихся объектов), в том числе и уникальный теодолит-радиометр «Соболь», названный в честь главного разработчика. Кино и фото съёмка запуска первого космического корабля с Ю.Гагариным  на борту была сделана прибором который сконструировали на нашем заводе.

За выдающийся вклад в развитие отечественного приборостроения главному конструктору теодолитной техники Соболеву в 1957 году было присвоено высокое звание лауреата Ленинской премии в области науки и техники, а в 1966 году – звание Героя Социалистического Труда. Однако долгое время, имя Соболева было засекречено.

Все дальше и дальше от нас дела и события прошлых лет, и все более значимо проступают имена тех людей, кто так много сделал для развития отечественного оптического приборостроения, чей труд может быть образцом служения своему предприятию, городу, стране. К ним, без сомнения, можно отнести и имя Федора Евгеньевича Соболева, одного из ярких представителей плеяды главных конструкторов КМЗ.

Однако освоение космоса невозможно без развития новых технологий, наукоёмких производств и конечно без множества различных профессий. Ребята, вам, было дано задание подготовить рассказ о  профессиях, без которых невозможен полёт в космос, и которые, в последствии, могут стать делом всей вашей жизни.

Слайд 13.

Ученик 2(инженер-оптик):

Я инженером стану, пойду на КМЗ,

Ведь оптика завода всегда была в цене.

Без линз и окуляров вам не увидеть звёзд,

Построим во Вселенную мы крепкий, прочный мост.

Слайд 14-18.

Аппаратурой Красногорского завода произведены:

- первые снимки тёмной стороны Луны;

- первые снимки земной поверхности;

- съёмка запуска первого космического корабля с Ю.Гагариным на борту, и многое другое.

Слайд 20-26.

Ученик 3 (инженер-конструктор):

Я модели самолётов с детства клею, мастерю.

Быть конструктором мечтаю,

Я известным стать хочу.

На заводе КМЗ

Конструкторы в большой цене.

Знаний хватит - так уеду,

Сконструирую ракету!

Инженерами - конструкторами  Красногорского завода разработаны:

- уникальная астрономическая установка для фотографирования космических объектов;

- Оптико-электронный комплекс контроля космического пространства «Окно», расположенный высоко в горах;

- приборы для фотосъёмки быстродвижущихся объектов, которые поставлены на военные полигоны страны( в частности, на Байконур).

Слайд 27.

Ученик 4 (Физик)

Очень физику люблю,

Учится в Баумана пойду.

Даже если захотеть,

Без физики не полететь.

Слайд 28.

Ученик 5(Врач)

У космонавтов должно быть здоровье, ух, отменное!

В мед. училище пойду, ребята, непременно я.

В мединститут я поступлю потом.

Мечтаю, братцы, стать врачом!

Поют:

Без врачей нельзя прожить на свете, нет!

Нам медики несут здоровья свет.

Нас научат и подскажут, как не заболеть.

Без врачей к звёздам нам не полететь.

Слайд 29.

Ученик 6 (Переводчик)

Так много рас, народностей на шарике – Земля.

Я  стану переводчиком, без языков нельзя.

Слайд 30.

Ученик7 (Финансист)

Я вас послушала. Всё верно!

Вот только… без финансов скверно.

Я знаю: нужен капитал,

Что б в Космос человек летал.

Я математику люблю,

И в финансисты я пойду.

Я экономику страны

Хочу поднять на рубежи

Такие,

         чтобы завтра мы нашли далёкие миры.

Слайд 31.

Ученик8 (Учитель)

Финансист и переводчик,

Физик, химик, разработчик,

Инженер и врач – прекрасно! только твёрдо знаю я:

Путёвки в жизнь всем подписали школьные учителя!

Я в пединститут пойду,

Детей и школу я люблю.

Пройдут года, я отучусь

И к нам в гимназию вернусь.

Слайд 32.

Учитель:

Профессий много, все важны,

Чтоб впредь взлетали корабли,

Должны прилежно вы учиться,

 И к цели выбранной стремиться.

Слайд 33.

Ребята, я думаю, что из этого классного часа вы узнали много интересного и надеюсь, что вы станете достойными продолжателями славной истории нашего города, завода и великой страны.

Ведь ещё Циолковский сказал, что будущее человеческой цивилизации неизбежно связано с выходом в космос , более того , с расселением в нем : “Человечество...сначала робко выглянет за пределы земной атмосферы , а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.

А это невозможно без вас, будущих учёных, инженеров, врачей, новой достойной смены прошлых поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый классный час "Человек-вселенная-космос"

Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....

Классный час "Путь в космос"

Классный час "Путь в космос"...

Сценарий классного часа "Полет в космос"

Классный час, посвященный дню Космонавтики...

Классный час "Полет в космос", посвященный Дню космонавтики

Цели мероприятия:1. Расширить представления учащихся о космосе, космонавтике.2. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.3. Развивать логическое мышлен...

Классный час "Дорога в космос"

Эта работа о космонавтах, их жизни и работе в космосе....

Классный час "Дорогу в космос людям проложили собаки" (презентация)

Классный час "Дорогу в космос людям проложили собаки"...

Открытый классный час: "Мы под космосом мыслим вечность"

Классный час:«Мы под космосом мыслим вечность»...