ПОСЛОВИЦЫ
тест по теме
определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovicy.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСЛОВИЦЫ
(методика С. М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход опроса
Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом варианте учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
- балл - согласен в очень незначительной степени;
- балла - частично согласен;
- балла - в общем согласен;
- балла - почти полностью согласен;
- баллов - совершенно согласен.
Во втором варианте каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1.
а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) Стыд не дым, глаза не выест;
в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) Что за честь, коли нечего есть.
2.
а) Не хлебом единым жив человек;
б) Живется, у кого денежка ведется;
в) Не в деньгах счастье;
г) Когда деньги вижу, своей души не слышу.
3.
а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) Где счастье плодится, там и зависть родится;
в) Кто хорошо живет, тот долго живет;
г) Жизнь прожить - не поле перейти.
4.
а) Бояться несчастья - и счастья не видать;
б) Людское счастье, что вода в бредне;
в) Деньги - дело наживное;
г) Голым родился, гол и умру.
5.
а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) Береженого Бог бережет;
в) На Бога надейся, а сам не плошай;
г) Не зная броду, не суйся в воду.
6.
а) Всяк сам своего дела кузнец;
б) Бьется, как рыба об лед;
в) Хочу - половина могу;
г) Лбом стены не прошибешь.
7.
а) Добрая слава лучше богатства;
б) Уши выше лба не растут;
в) Как проживешь, так и прослывешь;
г) Выше головы не прыгнешь.
8.
а) Что в людях живет, то и нас не минет;
б) Живу, как живется, а не как люди хотят;
в) От народа отстать - жертвою стать;
г) Никто мне не указ.
9.
а) Всякий за себя отвечает;
б) Моя хата с краю, ничего не знаю;
в) Своя рубашка ближе к телу;
г) Наше дело - сторона.
10.
а) Сам пропадай, а товарища выручай;
б) Делай людям добро, да себе без беды;
в) Жизнь дана на добрые дела;
г) Когда хочешь добра, то никому не делай зла.
11.
а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) На обеде все - соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) Доброе братство лучше богатства;
г) Черный день придет - приятели откажутся.
12.
а) Ученье - свет, а неученье - тьма;
б) Много будешь знать, скоро состаришься;
в) Ученье лучше богатства;
г) Век живи, век учись, а дураком помрешь.
13.
а) Без труда нет добра;
б) От трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) От работы не будешь богат, а, скорее, будешь горбат.
14.
а) На что и законы писать, если их не исполнять;
б) Закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) Где тверд закон, там всяк умен;
г) Закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
- а, в - духовное отношение к жизни, б, г - бездуховное отношение к жизни;
- а, в - незначимость материального благополучия в жизни; б, г - материально благополучная жизнь;
- а, в - счастливая, хорошая жизнь, б, г - трудная, сложная жизнь;
- а, в - оптимистическое отношение к жизни, б, г - пессимистическое отношение;
- а, в, - решительное отношение к жизни, б, г - осторожное отношение;
- а, в - самоопределение в жизни, б, г - отсутствие самоопределения;
- а, в - стремление к достижениям в жизни, б, г - отсутствие стремления к достижениям;
- а, в - хорошее отношение к людям, б, г - негативное отношение к людям;
- а. в - коллективистическое отношение к людям, б. г - индивидуалистическое отношение к людям;
- а, в - эгоцентрическое отношение к людям, б, г - эгоистическое отношение к людям;
- а, в - альтруистическое отношение к людям, б, г - паритетное отношение к людям;
- а. в - значимость дружбы, б, г - незначимость дружбы;
- а. в - значимость ученья, б, г - незначимость ученья;
- а, в - значимость труда, б, г - незначимость труда;
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) "дельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов - сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных ношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с держанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо яловицы под буквами «в» и «г».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»
Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...
Исследовательская работа "Физическая сущность пословиц"
Представлена исследовательская работа ученика под моим руководством, с которой мы выступали на районной научно-практической конференции "Наука. Творчество. Развитие."...
Проект «Пословица недаром молвится» (Взаимосвязь русских и английских пословиц)
Тема проекта: «Пословица недаром молвится»...
Презентация игра "Собери пословицу". Пословицы об армии.
Игра с использованием данной презентации проводилась на мероприятии ко Дню Защитника Отечества (2012 г.)...
Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.
Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....
Презентация к конкурсу знатоков пословиц "Пословица- недаром молвится" для учащихся 6-7 классов
Презентация содержит материал, который побуждает учащихся к овладению богатством языка, воплощенным в пословицах и поговорках....