Цветы в нашей жизни
классный час по теме

Яковлева Лилия Валентиновна

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cvety_v_nashey_zhizni.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа»

Классный час

        

Разработала классный руководитель

6 класса Яковлева Лилия Валентиновна

д. Купсола

2012 г.

Тема классного часа: Цветы в жизни человека.

Цель: раскрытие душевных качеств детей.

Задачи:

  1. Показать, какую роль играют цветы в жизни человека.
  2. Развивать эстетические чувства детей, учить понимать красоту.
  3. Воспитывать любовь  к цветам,  доброту, дать понятие красоты души.

Оборудование.

  1. Слайд – программа. Серия слайдов с изображением             различных цветов.
  2. Слайды – репродукции картин художников:
  1. Г.Флегель «Натюрморт с цветами и кактусами»
  1. Ван Гог «Ирисы»
  1. Ван Гог «Подсолнухи»
  1. Мартирос Сарьян «Осенние цветы и фрукты»
  1. М. Сарьян «Цветы».
  1. Схема «Чему нас учат цветы».
  2. Слова карточки.
  3. Цитаты.
  4. Музыка для релаксации.

  5. П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Цветы в жизни человека.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

- Здравствуйте,  дорогие друзья. Я хочу вас спросить: что же является в мире самым замечательным?

- Эти создания природы никого не оставляют равнодушными.

- Их дарят друг другу по любому поводу.  (Ответы детей)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом, что есть на земле – о цветах. Тема сегодняшнего занятия: Цветы в жизни человека. Они дарят нам радость, красоту и свою нежность. «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получает блаженство»  (Слайд 2)

- Я приглашаю всех на бал цветов.

  1. Слайд-программа с изображением различных цветов и чтение о них стихов.  Музыка. Чайковский «Бал цветов».

1) И главная гостья на этом балу – роза. (Слайды 3 – 5)

Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.

                                        Розы – сестры зари.

                                        Цвет их цвету зари равнозначен.

Раскрываются розы

Лишь в первых рассветных лучах,

А раскрывшись на диво,

Они то смеются, то плачут,

Грусть и радость качая

В глубоких атласных цветах.        

           По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов. Есть и другая легенда - индуистская, согласно которой божества поспорили, какой цветок лучше, роза или лотос. И конечно, победу одержала роза, что привело к создании прекрасной женщины, из лепестков этого цветка.

         Другая легенда, греческая, рассказывает нам о том, как появилась роза - ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза.

         В греческой мифологии, как символ любви и страсти, роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (римской Венеры), а также символизировала любовь и желание. В эпоху Ренессанса роза ассоциировалась с Венерой из-за красоты и аромата этого цветка, а колкость ее шипов - с ранами любви. По одной легенде, роза впервые расцвела, когда из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы.

              Еще одна история, почему роза стала красной - она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. Роза - цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют - цветок Богородицы. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал ее радость, из красных - страдания, а из желтых - ее славу. Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко - красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

           Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе. Соловей увидел белую розу и был пленен ее красотой, что в восторге прижал ее к своей груди. Острый шип, словно кинжал, вонзился ему в сердце, и алая кровь окрасила лепестки дивного цветка.

2) А теперь другой цветок.  (Слайд 6 – 8)

АСТРА - ЗВЕЗДА ОСЕННЕГО САДА 

Aster - астра на языке древних римлян значит "звезда". В сумерки, когда колышется в небе тонкий и острый свет ярких созвездий, астра словно посылает с земли привет своим далеким сестрам, так на нее похожим.

В начале 17в. одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить различные, новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: "Астер!", что значит по - гречески "звезда". С тех пор этот цветок и стали называть астрой.

   3) «Слезы Богородицы» (о ландышах).  (Слайд 9 – 10)

         Тихо рыдала Пресвятая Богородица, стоя у креста распятого Сына. Горючие слезы ее капали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши. Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора колокольчиков на длинном стебельке и пара зеленых листьев – вот и все. Эти прелестные белые колокольчики соединили в себе чистоту и святость слез Пресвятой Богородицы. Аромат его освежает и исцеляет душу. А когда беленькие цветочки ландыша опали, на месте их, из самого сердца, вылились огненно-красные капли слез Богородицы.

4) Лотос.  (Слайды 11 – 14)

Цветок лотоса служит символом чистоты духа, возвысившегося над миром, так как он сохраняет свой незапятнанно чистый  цветок, появляясь из илистой воды. 

Гейне говорит о лотосе:

Опустясь головкой сонной

Под огнем дневных лучей,

Ждет мерцающих ночей,

И лишь только выплывает

В небо красная луна,

Он головку поднимает,

Пробуждаяся от сна.

На листах душистых блещет 

Чистых слез его роса,

И любовно он трепещет,

Грустно глядя в небеса...

Лотос в Египте был посвящен богу солнца Озирису. Озирис изображался с цветком лотоса на голове.  И египетские фараоны в знак своего божественного происхождения надевали на голову эти цветы, и сама эмблема их власти  — царский скипетр  — изображалась в виде цветка лотоса со стеблем. Лотос изображался, то в бутоне, то распустившимся, и на государственной монете! Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. В государственном гербе Египта  красовались  пять цветов лотоса.

4) Незабудки. (Слайды 15 – 16)

         О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.

        Еще одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

      Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка".

5)  Анютины глазки. (Слайды 17 – 20)

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
      В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

6)  Подснежник. (Слайды 21 – 23)

        В Европе подснежник - символ надежды. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев подснежник - снегосверлитель. Чехи зовут его снежинкой, а немцы — снежным колокольчиком. Болгары растению, которое бросает вызов зиме, дали прозвище «задира».

         Легенда говорит, что однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде и укроет его от холода.
       По русской легенде однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило бесстрашный цветок, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед –

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

- Какой цветок вам нравится больше всего? И за что?

IV. Беседа о цветах.

- Что испытываете вы, когда смотрите на цветы?

- Назовите разные эпитеты к слову цветы.

Яркие

Душистые        прекрасные

Красивые        светолюбивые

Нежные        ароматные

Чудесные        любимые

волшебные        великолепные

- Какие цветы и к каким из этих эпитетов соответствуют больше всего?

- Могут ли быть цветы некрасивые?

- Что дарят нам цветы?

- У меня на доске  написаны качества души человека. Перечислите, пожалуйста, те качества, которым учат нас цветы?

Чему нас учат цветы?

мечтать     благородству

доброте                                                                  нежности

        красоте

        любви

- Цветы приносят людям не только радость и красоту. Цветы приносят человеку счастье. Любовь к цветам одно из самых лучших человеческих качеств.

- Как вы думаете, что в человеке больше всего похоже на цветок? (душа). Объясните свой ответ.   Душу человека сравнивают с цветком. Душа человека – это тот же цветок, тянущейся к свету и теплу.

- Что происходит с цветком, если за ним не ухаживать?

- Что, происходит с душой человека, если за ней не ухаживать?

- Как вы понимаете слова «ухаживать за душой»? (Стремиться делать только то, что доставит радость и счастье людям, совершенствовать свои духовные качества, стараться осознать свою цель и предназначение)

«Любовь  друг к другу, стремление сделать счастливыми других людей, умение дарить радость – вот необходимые условия для счастливой жизни любого человека»

-Что нужно делать для того, чтобы быть счастливым? (любить)

- У растений тоже есть душа, своя живая и неповторимая жизнь.

- А еще у цветов есть язык, с которым они с нами общаются.

- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы понять  язык цветов  и разговаривать с ними?

- Поэты, писатели, художники, композиторы хорошо знали этот  язык  и написали много прекрасных произведений, которые посвятили цветам, природе.

V. Слайд- программа репродукций картин художников под музыку Чайковского «Бал цветов»

- Глядя на эти репродукции, мы как - будто бы оказываемся на волшебном лугу солнечным, летним днем. (Слайды 27 – 40) Мартирос Сарьян.

  1. Г.Флегель «Натюрморт с цветами и кактусами»
  2. Г. Флегель «Натюрморт с цветами и закуской»
  3. Ван Гог «Ирисы»
  4. Ван Гог «Подсолнухи»
  5. Александр Куприн «Настурции»
  6. А. Куприн «Натюрморт. Искусственные цветы и фрукты на желтом фоне.
  7. А. Куприн «Цветы на фоне набойки»
  8. Мартирос Сарьян «Осенние цветы и фрукты»
  9. М. Сарьян «Цветы».

- Как вы думаете, знали ли художники язык цветов?

-  Как вы думаете, какими качествами нужно обладать человеку,  чтобы понять  язык цветов  и разговаривать с ними? (постараться быть трудолюбивыми и ответственными, и никогда не забывать ухаживать за своими растениями)

VI. Беседа. Обобщение.

- Как вы думаете, какою бы стала жизнь на земле, если бы не было цветов?

- Какую роль они играют в жизни человека, насекомых, природы?

Все луговые цветы, полевые, лесные, многие садовые имеют очень приятный запах.

Запах цветов имеет огромное значение в природе. Ученые наблюдали за цветением  трав, цветов и поведением насекомых.

У каждого насекомого (бабочки, жучка, пчелы, шмеля) есть свои цветы, которые они отличают по запаху.

По запаху можно определить состояние цветка – здоров ли цветок, хорошо ли ему в этой почве, радуется или грустит цветок.

От страдания цветы теряют запах.

В древности говорили, что запах – это Душа цветка.

Поэтому, когда вам придется срезать цветы для букета, попросите у цветов прощение, не срезайте и не рвите лишних и не рвите совсем, если знаете, что скоро выбросите их.

- В священных писаниях религий часто употребляется символ цветка. Как вы думаете, что он означат?

(Цветок – символ душевной частоты человека.)

О цветах, травах, сложено много мифов, легенд, сказок, в которых жизнь человека связана с цветами.

VII. Релаксация. Музыка.

А теперь представьте солнечный летний день. Вы лежите на лугу покрытым густым ковром из трав и цветов. Вы не можете удержаться от желания собрать букет своих любимых цветов.

Чтение стихотворения В. Солоухина «Букет».

Букет

Я их как собирал?

Колокольчик чтоб был к колокольчику,

Василек к васильку

И ромашка к ромашке была.

Мне казалось, что будет красивей букет,

Если только одни васильки,

Или только одни колокольчики,

Или только ромашки одни

Соберутся головка к головке.

Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан.

Постепенно я понял,

Что разных цветов сочетанье

(Ярко-желтого с белым,

Василькового с белым и желтым,

Голубого с лиловым,

Лилового с чуть розоватым)

Может сделаться праздником летних полуденных красок,

Может сделаться радостью. Надо немного условий:

Просто капельку вкуса

Или, может быть, капельку зренья —

И букет обеспечен. Хватает в июне цветов!

Так я их собирал. Но

(Во всем виновата незрелость)

Я наивно считал,

Что простые, невзрачные травы

(Это кажется нам, будто травы бывают невзрачны)

Недостойны приблизиться

К чистым, отборным и ясным,

Собираемым мною в букет, удостоенным чести цветам.

Обходил я пырей,

Обходил я глухую крапиву,

«Лисий хвост» обходил, и овсюг, и осот полевой,

И пушицу,

И колючий,

Полыхающий пламенем ярым,

Безобразный, бездарный татарник.

Им, конечно, хотелось. А я говорил с укоризной:

«Ну, куда вы?

Вот ты, щавеля лопоухого стебель,

Полюбуйсь на себя, ну куда ты годишься?

Разве сор подметать?

Ну, допустим, тебя я сорву...»

И затем,

Чтоб совсем уж растение это унизить,

Я сорвал

И приставил метельчатый стебель к букету,

Чтобы вместе со мной все цветы на лугу посмеялись

Сочетанью ужасному розовой «раковой шейки»

И нелепой метелки.

Но...

Не смеялся никто.

Даже больше того (что цветы!), я и сам не смеялся.

Я увидел, как ожил, как вдруг засветился букет,

Как ему не хватало

Некрасивого, в сущности, длинного, грубого стебля.

Я крапиву сорвал,

Я приставил к букету крапиву!

И — о чудо!— зеленая, мощная сочность крапивы

Озарила цветы.

А ее грубоватая сила

Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,

Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,

Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».

Стебли ржи я срывал, чтоб торчали они из букета!

И татарник срывал, чтоб симметрию к черту разрушить!

И былинник срывал, чтобы мощи косматой добавить!

И поставил в кувшин,

И водой окатил из колодца,

Чтобы влага дрожала, как после дождя проливного,

Так впервые я создал

Настоящий,

Правдивый букет.

1963

- Чему букет из разных трав и цветов научил поэта?

Нет ничего ненужного и безобразного в созданном мире. Каждое созданное творение прекрасно и красиво по-своему. В этом удивительном разнообразии и заключается самая большая красота. Эту красоту мы можем создать и своими руками. Посмотрите на цветы, которые выращиваются у нас в садах. (Слайды 41 – 58)

VIII. Практическая работа.

- А теперь волшебные краски и карандаши пусть помогут вам рассказать всему миру, как вы понимаете язык цветов и трав в следующих заданиях.

  1. Нарисуйте свой любимый букет.
  2. Нарисуйте цветок своей души.

IX. Выставка работ. Обсуждение.

-Друзья, если бы вам пришлось увидеть сад в котором все растения в точности одинаковы по форме, цвету и запаху, он показался бы вам красивым? Конечно, нет. Скорее – унылым и однообразным. Сад прекрасный для глаз и радующий сердце, это такой сад, где друг с другом рядом растут цветы всех оттенков, форм и запахов.

- А теперь давайте полюбуемся нашей выставкой. Одинаковы ли на ней цветы?

- Обратите внимание на красоту в многообразии.

 X. Итог.

Так должно быть  и среди детей человеческих! Если вы встретите людей другой национальности или с другим цветом кожи, не проявляйте к ним недоверие, будьте им рады, пусть они почувствуют вашу доброту.

Думайте о них, как о разноцветных розах в прекрасном саду человечества, и радуйтесь своей принадлежности к ним.

XI. Рефлексия.

- Что вам запомнилось больше всего?

- Какие чувства вы испытывали на сегодняшнем занятии?

Использованные WEB-источники:

http://www.rupoem.ru/solouxin/ya-ix-kak.aspx

http://img-fotki.yandex.ru/get/5804/igorsamusenko.7d/0_52b72_c9df7c46_L

http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWF

http://yablor.ru/blogs/legendi-o-podsnejnike/1289280

http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/nezabudka.html

http://www.4goodluck.org/blogs/zvetivelikidarprirodi/viewpost/2929

http://www.slova.lact.ru/legendyi/o-tsvetah

http://orhidei.org/forum/85-2216-

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=21&text

http://yandex.ru/yandsearch?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Цветы в нашей жизни.

В презентации рассказывается о поэтапном выполнении рисунка (цветов) в технике двойного мазка....

ЦВЕТ интересен в нашей жизни.

Дорогие родители! Воспитание детей началось еще с давних времен. Без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ. Понятно, что вообще невоспитанность – это свобода хамству, пьянству, разбо...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "Цветы в нашей жизни"

                                                      ...