Совместная работа семьи и школы по профилактике вредных привычек
презентация по теме

Материал для совместной работы педагога и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете по теме: «СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У УЧАЩИХСЯ»

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни казалось неисчерпаемым и вечным: леса, фаунистические ресурсы, полезные ископаемые и т.д. Вода лилась из кранов, в нужное время начинало работать центральное отопление, всегда были к услугам электроэнергия и газ. Теперь же люди осознали, что ничто не вечно и все, что мы потребляем у природы, необходимо расходовать экономно, при этом заботясь о восстановлении ресурсов. Все вышесказанное относится и к здоровью человека, так как здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. 

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоя нием человека. И делом не только личным, но и общественным. Но, к  сожалению, здоровье занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит — развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагопри ятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образователь ная и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Семья, к сожалению, не является в наше время местом формиро вания и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет мораль ного права устраниться от  решения столь важной проблемы.

Именно семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому либо типу.

1)   патриархальная (традиционная) семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. В таких семьях подростки более устойчивым характером, поэтому, более сдержанны в отношении алкоголя и курения.

2)   нуклеарная семья.

Состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. В таких семьях, то есть в молодых семьях, обычно наблюдается тесное сотрудничество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

3)   неполная семья.

Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). И если при этом в семье нет отца или его образа, то юноше очень трудно приходится становиться мужчиной.

4)   материнская (внебрачная) семья.

Отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Но несмотря, какому типу относится та или иная семья, каждая семья в первую очередь имеет воспитательную функцию.

Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.)

Особенности семейного воспитания:

- органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

- непрерывность и длительность воздействия;

- многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

- интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

- относительная замкнутость;

- общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

- взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

- безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

- авторитаризм и безграничный либерализм;

- бездуховность родителей;

- неразвитость родительских чувств;

- отсутствие нормального психологического климата;

- преобладание материальных ценностей;

- фанатизм в любых ее проявлениях;

- противоправное (криминальное) поведение взрослых;

- отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семья воспитывает ребенка, не какими - то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимом богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.

Одним словом, нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.

В книге Д.В.Колесова «Предупреждение вредных привычек у дошкольников» (М., 1984) описываются четыре условия формирования привычек.

Первое – пристальное внимание родителей к действиям ребенка, когда они могут оказаться вредными. Выработка правильного навыка и закрепление его в привычку.

Второе – строгая организация всей деятельности ребенка, без подавления инициативы.

Третье – пример взрослых для формирования полезной привычки.

Четвертое – подкрепляющие действия в виде похвалы, одобрения, примера для других детей или друзей.

Рассматриваемые вопросы, связанные с алкоголизацией и курением, являются актуальными, конечно, в первую очередь, для подрастающего поколения. Отсутствие надежной информации о распространенности, частоте применения наркотиков, алкогольных напитков, токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями, которые оказывают на здоровье эти вещества. Да, многие подростки не знают о вреде этих веществ, так как в первую очередь не хватает семейного общения.

Семейное общение – это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. При современном крайне напряженном ритме жизни семья становится «убежищем для души», все более необходимым человеку как место благоприятной смены обстановки, перехода в состояние нескованности. Поэтому семейное общение играет особую роль в семейном воспитании, так же в профилактике вредных привычек.

Главные ошибки современных семей:

- нехватка семейного общения;

- безразличность в делах детей;

- злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жиз ненным ценностям, формирование интереса к творческой, познава тельной деятельности, создание условий для социального и профес сионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Многим педагогам, применяющим стрессовую тактику автори тарной педагогики, следует серьезно задуматься о том, что именно такая тактика по отношению к детям способствует пополнению рядов групп риска. А процветание вредных привычек в таких груп пах закономерно.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здо ровым, сохранить и укрепить свое здоровье — это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь лю дям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответствен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительные и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими.  

Профи лактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупреди тельный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их твор ческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д.

Самый важный тезис или, если хотите, правило профилактики: «Лучше не начинать, чем потом бросать». И если профилактика для взрослых — штука относительно бесполезная, в силу достаточно чёткого понимания всей опасности табака или любой другой «привычки», то профилактика для детей может принести по-настоящему ошеломительные результаты. Дети-то, вопреки попыткам показать собственную независимость и  оппозиционность — существа более чем вменяемые и внушаемые.

Индивидуальной профилактикой занимается  сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика—это це лостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер во многом зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин страны к охране и укреп лению своего здоровья, насколько разумно и эффективно использует он предоставленные ему возможности для укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение раз личных форм патологии организма. Например, курение ведет к воз никновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко рас пространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эф фективно.

В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки; происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность и воздержанность, чувство собственного достоинства, сноси значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Про филактические меры в этот период носят прежде всего информацион ный, санитарно-просветительский и воспитательный характер. Выбор информационного, просветитель ского и воспитательного материала, а также формы и методы его изложения будут зависеть от объема ранее полученных ау диторией знаний, а также от уровня сформированности у учащихся навыков правильного поведения и здорового образа жиз ни. 

В основу работы с подрастающим поколением должен быть положен возрастной принцип, и беседы о вредных привычках  надо строить с учетом того, что чем моложе ребенок, тем в меньшей мере с ним должен вестись разговор о свойствах ПАВ и их влиянии на организм. Главное - ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Основную же информацию надо передать старшеклассникам, их родителям, общественности  — с целью оздоровления социального окружения детей. Важнейшими условиями такого воспитания должны быть: целенаправленность, систематичность, дифференцированность - в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей, уровня учебно-познавательной деятельности, развития школьника.

Семейное воспитание – дело не простое, особенно, когда ребенок находится в подростковом возрасте. Учителя, психологи и врачи должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с этими изменениями меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу должно уделяться большое внимание в процессе проведе ния родительских собраний.

«Подростковый возраст - возраст предельной искренности, идущей от стремления все пережить, все открыть, быть в согласии с самими собой, и - предельной неискренности, связанной с поиском себя через разные роли, стремлением себя проверить, испытать, скрываясь от других и самого себя», -так писала французская исследовательница Б. Заззо. Родители должны помнить о том, что их ребенок вместе со своим взрослением получает массу сложных проблем, которые связаны с его жизненным самоопределением. Именно оно при условии правильности помогает подростку намечать разумные цели, не сбиваться с праведного пути, заботиться о своем здоровье и добиваться успеха в жизни. Помимо общения со сверстниками подросток остро нуждается в общении со взрослыми, с людьми, которым он доверяет, которые могут и долж ны оказать благодатное влияние на его становление как личности. Именно такими людьми должны стать родители.

Подростковый возраст - это не только период полового созрева ния. Это еще и «возраст созревания личности и миросозерцания», — писал Л.С. Выготский. Классные руководители, привлекая к работе с учащимися психологов, врачей, представителей общественности, должны приложить максимум усилий для того, чтобы в результа те этого «созревания» мы получили доброкачественный продукт: личность, здоровую в духовном и моральном плане. Классные руководители, проводя работу с подростками, не должны видеть в них только нарушителей школьного порядка. Необходимо научиться замечать в них позитивные сдвиги, изменения, приобщать их к получению дополнительных знаний, творчеству, развивать желание вести здо ровый образ жизни, помогать и поддерживать в выстраивании их личности. Разумеется, пропаганда здорового и безопасного образа жизни должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы - высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные‚ художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как профилактика вредных привычек.

Нельзя оценивать подростков, даже старших, как людей уже сформировавшихся. Именно благодаря участию и помощи со стороны школы  родителям в вопросах воспитания процесс формирования личности подростка может и должен плодотворно продолжаться.

Среди вопросов, требующих особого внимания, вопрос воспи тания волевых качеств. Не секрет, что у современных школьников присутствует такое явление, как определенный дефект воли. Форми рование воли - это не только проблема подросткового возраста. Это качество воспитывается с детства. Вместе с правильными ценност ными ориентациями оно становятся залогом нравственной жизни личности. Многие подростки хотят быть волевыми. Они страдают от того, что не обладают волевыми качествами, которые помогли бы им лучше справляться и со своими учебными обязан ностями, и с противостоянием вредным привычкам. И, если обнаружена их несформированность, классно му руководителю и родителям учащихся нельзя уходить от этой проблемы. Если подростки почувствуют уважение к себе, своим интересам, проблемам со стороны классного руководителя, человека взрослого, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом, то они будут воспринимать учителя (психолога, врача и т. д.) не просто как передатчика знаний, а как носителя нравственного опыта человечества, человека, к которому стоит прислушаться. Те плота и искренность взрослых поможет  открыть подросткам все положительные перспективы нравственного развития личности, ведения здорового образа жизни.

Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек — это не только сообщение негативных последствий, запугивающих подростка (к сожалению, иногда вся работа сводится именно к этому), это еще и грамотно выстроенный весь воспитательный процесс, который дает возможность подростку совершенствовать себя, свою личность.(примеры плакатов)

ЗАВЕРШЕНИЕ. Осуществление профилактических и воспитательных мер — задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, об щественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь — это забота семьи и школы. И тем и другим не следует забы вать, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, достойная старость каждого из нас.

       Школа должна всемерно способствовать формированию педа гогической культуры родителей, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. В ней накоплен человеческий опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура — это основа воспитательной деятельности отца и матери. Она помогает избегать ошибок в семейном воспитании, решать непростые про блемы взаимоотношений с детьми. В процессе формирования пе дагогической культуры родителей происходит овладение знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Ведь, чтобы дать ребенку правильное воспитание, необходимо хорошо его знать, «во всех отношениях», как говорил К.Д. Ушинский. Тренинги, анкеты и тесты помогут родителям овладеть методами и приемами вос питания, учиться творчески использовать полученный материал. Нельзя допускать семейного воспитания «вслепую». Ведь это может сказаться на развитии наших детей. У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и алкоголизма. Важно разъяснить им, что курящие и пьющие – это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что она есть признак слабой воли и плохого самообладания.

А всем – и взрослым, и детям, очевидно, полезно вспомнить слова, сказанные Л.Н.Толстым по поводу табакокурения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У УЧАЩИХСЯ

Слайд 2

Что значит быть здоровым для ребенка? ЗДОРОВЬЕ – СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО СОЦИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 09.01.2012 2 развивать в гармонии свои физические и духовные силы , обладать выносливостью и уравновешенностью , уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Слайд 3

ТИПЫ СЕМЕЙ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ (традиционная) НУКЛЕАРНАЯ НЕПОЛНАЯ МАТЕРИНСКАЯ ( внебрачная) 09.01.2012 3

Слайд 4

Воспитательный потенциал семьи – совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.) 09.01.2012 4

Слайд 5

Особенности семейного воспитания органическая связь с жизнедеятельностью ребенка ; непрерывность и длительность воздействия; многократность и противоречивость воспитательного воздействия; интимность , естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности; относительная замкнутость; общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа); взаимная направленность формирующих воздействий 5

Слайд 6

Негативные факторы семейного воспитания безнравственность, аморальный стиль и тон отношений; авторитаризм и безграничный либерализм; бездуховность родителей; неразвитость родительских чувств; отсутствие нормального психологического климата; преобладание материальных ценностей; фанатизм в любых его проявлениях; противоправное (криминальное) поведение взрослых; отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи 09.01.2012 6

Слайд 7

Семья – школа жизни и труда. Семья воспитывает ребенка всем образом своей жизни. Нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и табакокурения . Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. 09.01.2012 7

Слайд 8

Условия формирования привычек Пристальное внимание родителей к действиям ребенка, когда они могут оказаться вредными. Выработка правильного навыка и закрепление его в привычку. С трогая организация всей деятельности ребенка, без подавления инициативы. П ример взрослых для формирования полезной привычки. П одкрепляющие действия в виде похвалы, одобрения, примера для других детей или друзей. 09.01.2012 8

Слайд 9

Главные ошибки современных семей нехватка семейного общения; безразличность в делах детей; злоупотребление алкоголем, курением самих родителей. 09.01.2012 9

Слайд 10

Формируют потребность в здоровом образе жизни: Воспитание волевых качеств характера, просвещение , знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры 09.01.2012 10

Слайд 11

09.01.2012 11

Слайд 12

Профилактика - - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д. 09.01.2012 12 «ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ, ЧЕМ ПОТОМ БРОСАТЬ»

Слайд 13

« Подростковый возраст - возраст предельной искренности, идущей от стремления все пережить, все открыть, быть в согласии с самими собой, и - предельной неискренности, связанной с поиском себя через разные роли, стремлением себя проверить, испытать, скрываясь от других и самого себя » Б.Заззо 09.01.2012 13

Слайд 14

Пропаганда здорового и безопасного образа жизни должна быть наступательной и плановой уровень разъяснительной работы – высоким средства и формы самые разнообразные 09.01.2012 14

Слайд 15

09.01.2012 15

Слайд 16

« Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества » Л.Н.Толстой 09.01.2012 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У УЧАЩИХСЯ.

Компьютерная презентация для родительского собрания....

В помощь классному руководителю:"Совместная работа семьи и школы в воспитании и развитии личности ребёнка.

Данная подборка материала является сопроводительной статьёй к проведению родительских собраний и построению системы воспитательной работы на год в целом....

Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната

Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...

«Анализ работы в классном коллективе по профилактике вредных привычек: неприятие алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»м

Одна из современных проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную ...

Совместная работа семьи и школы по профилактике вредных привычек

Здоровье - состояние полного социального и духовного благополучия. Семья и школа взаимодействуют в решении вопроса профилактики вредных привычек....