Поэзия мужества и отваги
классный час по теме

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_muzhestva_i_otvagi.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Поэзия мужества и отваги

Цель урока: Познакомить учащихся с историей создания фронтовой песенной лирики, с творчеством поэтов – фронтовиков, помочь почувствовать основную идею стиха, эмоциональность, актуальность стихов. Способствовать умению определять выразительные средства, жанр, воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Ход урока

Учитель:  9 мая исполняется 65 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией.

В этот день  в каждой семье вспоминают героический подвиг наших отцов и дедов, склоняют голову перед светлой памятью тех, кто не пришел с полей сражения. Их подвиг, отвага и мужество – яркий пример для нас, подрастающего поколения.

Вы, молодое поколение, знаете о войне из книг, фильмов и все меньше - из устных рассказов очевидцев, поэтому на свой урок Мужества сегодня мы «приглашаем поэтов, участников ВОВ, героев войны».

Поэзия ВОВ

Это интеллектуальный и эмоциональный документ переживания советского народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи. Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза – высокая стихотворная мощь, поэзия полная пафоса и боли, ненависти и грусти. Война родила многих поэтов: Ольга Бергольц, М. Дудин, А. Прокофьев, Ю. Друнина, Д.Самойлов, Л. Мартынов, Георгий Суворов, М. Алигер и  другие.

Книги их стихов воскрешают в памяти картины минувшего, рассказывают об истоках нашей победы, о величии духа советского человека. И сегодня зовут они на подвиг во славу Отечества.

Война! Жестокое и Суровое слово. Оно всех обязывает встать на защиту Родины, нарда. Так поступили и поэты, которые мужественно защищали свою родную землю и продолжали оставаться  поэтами, так как стихи расценивались солдатами дороже, чем паек хлеба. Поэзия – песня звучала клятвой, набатом, призывом

Звучит песня «Священная война»

Ученик 1: рассказывает историю создания этой песни

Учитель: Самой популярной песней в годы войны была «Катюша». Автором слов является известный поэт М. Исаковский. Его перу принадлежали и многие другие известные песни, миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату», «Осенний сон». Исаковский сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит «Катюше». Вот уже более  65 лет поет ее страна, поют и в разных странах мира и считают ее своей народной песней

Звучит песня «Катюша», дети подпевают

Ученик 2: рассказывает историю создания песни «Катюша»

Ученик 3: чтение стихотворений, составленных пограничниками к подругам

Учитель: Жизнь и смерть на войне ходят рядом. К смерти трудно привыкнуть даже тогда, когда видишь ее ежедневно. Но рядом товарищи, друзья, любимые песни и дума о родных и близких

Звучит песня «Вечер на рейде»

Ученик 1: рассказывает историю создания песни «Вечер на рейде»

Звучит песня А. Фатьянова «Соловьи»

Ученик 2. Рассказывает историю создания песни «Соловьи»

Звучит песня Николая Букина «Прощайте скалистые горы»

Ученик 3. Рассказывает историю создания песни «Прощайте скалистые горы»

Учитель: Война жестока и безжалостна. Ее трудности никого не обошли стороной. Легли они на плечи женщин, которые и в тылу,  и на фронте были мужественными, выносливыми. Девушки на фронте – это и пулеметчицы, и снайперы, и радистки. Главная женская профессия  - медсестра.

Со школьной скамьи попала на фронт и стала медсестрой будущая поэтесса Юлия Друнина. Никто лучше ее не написал об этих героях и труженицах войны.

Ученик 4: читает стихотворение «Зинка»

Учитель: Им героиням посвящается эта песня

Звучит песня «Школьный вальс» в исполнении Софии Ротару

Учитель: И несмотря на трудности военной жизни, девушки на войне оставались добрыми, верными, любимыми, поддерживая солдат

2 ученика: исполняет песню «Смуглянка» на слова Якова Шведова

Учитель: В стихах поэтов о войне мы находим готовность к подвигу, к самопожертвованию и такие понятные каждому чувство вины перед павшими

3 ученика: исполнение песни «Дымилась роща под горою…»

Учитель: «Чтоб ненависть была сильнее, давайте говорить о любви», - писал поэт-фронтовик Александр Прокофьев. Поэтому самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба песни «Землянка» Алексея Суркова

Звучит песня А. Суркова «Землянка» в исполнении детей

Ученик 2: рассказывает историю создания этой песни

Учитель: Жены и невесты воинов отправляли свои ответы – послания, полные нежной любви, стремлением ободрить любимого, укрепить его силы. Заканчиваются такие письма – песни убежденностью, что любовь поможет преодолеть, победить и зимнюю стужу, и разлуку, победить врага, приблизить победу

Не грусти, не печалься, родной,

Пусть огонь не погаснет в груди –

Я в холодной землянке с тобой,

И победа нас ждет впереди.

Учитель: Война обостряет все чувства человека, в том числе и любовь, и нежность, и тревогу за самых близких дорогих людях. Подтверждение этому песня, любимая бойцами «Синий платочек», которая имеет бесчисленное количество фронтовых вариантов первоисточника, есть и анонимные, и авторские. Слова к песне написал Я. Галицкий, музыку – Петербуржский. Исполняла песню в годы войны Клавдия Ивановна Шульженко. Бойцы сооружали импровизированные подмостки сцены, сама Клавдия Ивановна давала советы, как лучше устроить сцену. Сильное впечатление и песня, и исполнение производили на солдат. Через некоторое время бойцам с тыла стали присылать вместе с варежками, табаком и синие платочки – знак любви, верности и знак оберега

Исполнение 2 ученицами песни «Синий платочек»

 Учитель: Любимой песней бойцов стала песня «На позицию девушка…»

Исполнение 3 ученицами песни «На позицию девушка…»

Звучит песня «Темная ночь»

Учитель: Песней – молитвой, словами заклинания стало стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь». Стихотворения необычайной судьбы. Это был крик души, но не одного автора, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газет, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами.

Чтение стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь»

Учитель: Юность уходила на войну. Уходила и так часто не возвращалась. Навечно молодыми оставались  «мальчики грозных лет». Послушайте песню в исполнении Л. Лещенко «За того парня»

Знаем мы поименно

Всех героев бесстрашных

И склоняем знамена

Пред памятью павших.

Учитель: И вот пришла она – долгожданная Победа. Со слезами радости и великой печали, со вспышками праздничных салютов.

День Победы(1 куплет и припев)

Заключение

Учитель: В далекое прошлое уходят суровые годы ВОВ, наполненные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше полувека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать

Грянул гром, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

 И за все на свете!

Итог урока (рефлексия): выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней мужества, стойкости, отваги...

Внеклассное мероприятие по истории о подвиге жителей Ленинграда. Материал урока способствует   формированию у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и под...

Конкурс чтецов Поэзия мужества

Сценарий конкурса чтецов " Поэзия мужества"...

Отвага, мужество, доблесть

Эта методическая разработка поможет подготовить и провести мероприятие, посвящённое 23 февраля....

Конкурс художественного чтения "Грани мужества и отваги".

Конкурс проводится для обучающихся 5 - 9 класса. Школьники читают стихи, посвященные Великой Отечественной войне....

Урок, посвященный блокаде Ленинграда: «900 дней и ночей мужества, стойкости, отваги…»

Цели и задачи урока:воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлоеМесто проведения: кабинетХо...

Урок мужества "Отвага, мужество и честь!"

Воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам....