Программа "СемьЯ"
рабочая программа по теме
Программа воспитательной работы с классом (5-9 кл.). Основное направление деятельности - духовно-нравственное воспитание личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semya_.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово
ПРОГРАММА
воспитательной работы с классом
СемьЯ
Срок реализации программы – 5 лет
Участники программы – учащиеся с 5-го по 9-й класс
Составитель: учитель физики
Клюкина О.В.
г. Павлово, 2009 г.
- Введение
- Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро, как источник радости; мир и согласие в душе, покаяние, как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, не стало доверия между ними. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют подростка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе православных традиций. Такое воспитание оказывает благотворное влияние на все стороны и формы взаимоотношений с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие
- Необходимость создания программы
Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы воспитания «СемьЯ», рассчитанной на реализацию в общеобразовательных классах средней школы.
Созданию программы способствовали следующие факторы:
- Одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является духовно-нравственное воспитание школьников.
- Реализация программы «Разговор о правильном питании» в рамках внеклассной работы в период обучения учащихся в начальной школе, целью которой было формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. А здоровье в христианском понимании – дар Божий, данный нам для того, чтобы мы имели возможность послужить Богу и людям.
- Реализация программы «Основы православной культуры» в рамках внеклассной работы в период обучения учащихся в начальной школе, целью которой было воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. Православие – это не только вера, но и образ жизни, определяющий труд, быт и жизнь семьи, быт человека, его понятие о мире и своём бытии в нём.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факторы, соблюдается преемственность воспитательной работы в классе при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено обучения.
- Обоснование названия программы
Название программы «СемьЯ» не случайно:
во-первых, реализация программы проходит по семи направлениям деятельности воспитательной работы в классе: 1. Духовно-нравственное
- Спортивно-оздоровительное
- Интеллектуально-познавательное
- Гражданско-патриотическое
- Художественно-эстетическое
- Семья и досуг
- Организация учебной деятельности
во-вторых, практическая цель деятельности школы – это выпускник, наделённый определёнными качествами, личность, развивающаяся по определённым семи направлениям: 1. Нравственность, духовность как основа личности
2. Здоровье
3. Саморазвитие
4. Эстетическое и культурное развитие
5. Патриотизм, гражданственность
6. Творчество
7. Интеллектуальное развитие
в-третьих, основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, сплочённый коллектив – дружная семья.
- Этапы реализации программы:
I этап – диагностико-проектный (2009 год) Комплексное обследование уровня воспитанности учащихся 5 класса; разработка плана воспитательной работы с классом
II этап – содержательно-деятельностный (2010 г., 2010-2011 уч. г., 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г., 2013 г. ) Работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности учащихся.
III этап – рефлексивный (2014 г.) Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Изучение изменения уровня воспитанности учащихся и активизация их жизненной позиции; определение системы дальнейшей деятельности классного руководителя.
- Условия реализации программы:
- Определение стратегии и тактики деятельности
- Чёткое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определённых целей, к которым необходимо стремиться всегда
- Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса
- Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы
- Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов
- Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в классе.
Целью программы является формирование личности учащегося – Человека,
обладающего духовным богатством, физическим и психологическим
здоровьем, готового к самоопределению в жизни, способного
к творчеству и самостоятельности в различных сферах деятельности
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся
на основе принципов гуманизма личностно-ориентированного воспитания;
- поддерживать творческие устремления детей, создавать условия
для самовыражения и самореализации учащихся;
- создавать нравственно и эмоционально благополучную среду для
формирования классного коллектива и развития личности ребёнка в нём;
- воспитывать культуру общения и потребность учащихся в здоровом образе жизни;
- формировать духовно-нравственные качества личности, делающие её способной
противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою
жизнь на основе традиционных православных духовно-нравственных ценностях.
- Разделы программы
Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов. Реализация программы проходит по семи направлениям, которые перечислены в основном разделе программы. По каждому направлению предусмотрено проведение одного ключевого мероприятия в год, за исключением приоритетного духовно-нравственного направления. Духовно-нравственное воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, стремления сделать мир лучше. Чтобы дети были добрыми и милосердными, их нужно, в первую очередь, научить общаться между собой, с учителями, с окружающими их людьми. В общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Лишь в общении человек находит себя. Но общение – это искусство, и овладеть им можно только путём постоянного нравственного самосовершенствования. К тому же, общение – основной вид деятельности подростков. Поэтому мероприятиям по формированию навыков общения в программе уделяется особое значение.
С каждым годом обучения программа переходит на новую ступень развития воспитательной системы.
В 5-м классе мероприятия направлены на развитие навыков культуры общения между собой под девизом: «В классе друзья живут без «я», всем на удивление одно местоимение – «мы»!».
В 6-м классе большое место отводится мероприятиям по изучению личности школьника под рубрикой «Познай самого себя».
В 7-м классе ребята овладевают «Азбукой общения», т.к. «Лишь в общении человек находит себя»
8-ой класс посвящён «Азбуке коллективизма» и мероприятия связаны с взаимоотношениями в классном коллективе, проходят под девизом: «Делай так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо»
В 9-ом классе мероприятия направлены на взаимоотношения между людьми в
обществе, и проходят под девизом: «Делать людям хорошее – хорошеть самому!»
- Пояснительная записка
1. Законодательная база духовно-нравственного воспитания
Программа воспитательной работы с классом «СемьЯ» разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
- Принципы реализации программы
Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические идеи В.И. Караковского, Бондаревской Е.В. и Н.Е. Щурковой. Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям и построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
- Принцип природосообразности – строить воспитание в соответствии с потребностями ребёнка, его возраста, пола, особенностей психики и физиологии. Обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
- Принцип гуманистической направленности – обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям, строить воспитание в соответствии с потребностями общества в данный момент, создавать ситуацию успеха, находить возможность стимулирования ребёнка за активную самостоятельную деятельность.
- Принцип сотворчества и сотрудничества.
- Принцип личностно ориентированного воспитания – ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников, давать возможность ребёнку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.
- Принцип успешности – мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
- Принцип комплексного подхода – воспитание и развитие каких-либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
- Структура документа
Примерная программа воспитательной работы класса включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением внеклассных мероприятий по годам обучения; ожидаемые результаты по итогам реализации программы.
- Формы и методы, используемые при организации внеклассных мероприятий
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы. Это классные часы, психологические тренинги, конкурсы, викторины, беседы, библиоревю, часы общения, дискуссии, круглый стол, ролевые игры, встречи
с интересными людьми, экскурсии, презентации, проекты, фотовыставки и т. д.
- Основное содержание
( План ключевых мероприятий по реализации программы )
- Ожидаемые результаты реализации программы
- Диагностический этап
Получение целостной картины состояния уровня воспитанности учащихся
и составление характеристики класса.
- Содержательно – деятельный этап
Активизация деятельности в классе.
- Рефлексивный этап
- Создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся, способствующей воспитанию культурного человека, духовно богатой личности, гражданина своего Отечества.
- Отсутствие подростков, состоящих на учёте правонарушений, склонных к вредным привычкам.
- Массовое участие учащихся в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и секциях. Полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании.
- Развитие у детей потребности в сохранении своего здоровья, интереса к жизни людей и природы, к истории своей семьи, края, государства.
- Сплочённый коллектив – дружная семья.
- И, как конечный результат, воспитание личности – Человека, который:
- может самостоятельно строить свою жизнь;
- умеет взаимодействовать с другими людьми и получает от этого удовольствие;
- проявляет интерес к традициям Православия;
- духовно богатый и ведёт здоровый образ жизни;
- любит свой народ, свою семью, свою Родину;
- обладает гражданской позицией, чувством долга и ответственности;
- владеет творческими умениями и навыками;
- обладает системой духовно-нравственных ценностей и с их позиции может оценивать свои действия и поступки.
- добр, отзывчив, трудолюбив, внимателен к людям и к тому, что его окружает.
Тематика родительских собраний
Уч. год | К Л А С С |
№ 1 Сентябрь (организа- ционное) |
№ 2 ноябрь |
№ 3 декабрь |
№ 4 март |
№ 5 май |
2009 – 2010 | 5 | Особенности организации учебного труда школьника в 5-6 классах, роль родителей в этом процессе. (беседа) | Трудности адаптации ребёнка к обучению в 5 классе (круглый стол) | Роль общения в жизни школьника (дискуссия) | Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка (обмен мнениями по теме) | Итоги прошедшего учебного года «Вот и стали мы на год взрослее» (творческий отчёт – презентация) |
2010 – 2011 | 6 | Права и обязанности учащихся. Роль родителей в организации жизни школьника. (беседа) | Друзья моего ребёнка. Кто они? Какие они? (дискуссия) | Физическое развитие школьника и пути его совершенст- вования (беседа) | Роль Православия в развитии духовных и нравственных качеств человека
(дискуссия) | Итоги прошедшего учебного года «Вот и стали мы на год взрослее» (творческий отчёт – презентация |
2011 – 2012 | 7 | Половое различие и половое созревание. Проблемы и решения. (круглый стол) | Способности и роль семьи в их развитии (беседа) | Уроки школьной дружбы (час общения) | Свободное время – для души и с пользой. (обмен мнениями по теме) | Ваш ребёнок в школе и после школы (беседа) |
2012 – 2013 | 8 | Закон и ответствен-ность (беседа) | Роль семьи в формиро-вании личности (дискуссия) | Наказание и поощрение в семье (обмен мнениями по теме) | Эмоции и чувства в разговоре с подростком (тренин ) | Трудности подросткового возраста (круглый стол) |
2013 – 2014 | 9 | Режим дня школьника (беседа) | Роль семьи в развитии моральных качеств подростка (дискуссия) | Типы семейного воспитания (беседа) | Трудовое воспитание и профессио-нальная ориентация подростков (беседа) | Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу? (беседа) |
Методическая помощь при проведении и организации мероприятий
Направления деятельности | Участники воспитательного процесса | Форма проведения мероприятий |
Организация учебной деятельности | учителя-предметники психолог | Круглый стол, тренинг, мониторинг, социометрия |
Интеллектуально- познавательное | учителя-предметники библиотекарь | Викторина, беседа, час общения, устный журнал |
Спортивно- оздоровительное | Учителя физкультуры и ОБЖ Врач, медсестра, психолог | Беседа, круглый стол, соревнования |
Духовно-нравственное | Священнослужитель, библиотекарь, психолог | Беседа, круглый стол, дискуссия, диагностика, тренинг |
Гражданско- патриотическое | Учителя истории и граждановедения, работники музея | презентация |
Художественно- эстетическое | Родители, руководители кружков | Экскурсия, праздник, презентация, фотовыставка |
Семья и досуг | Родители, социальный педагог, психолог, мед. сестра | Беседа, классный час |
ЛИТЕРАТУРА
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя:
5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.
- Классные часы: 5 (6,7,8,9) класс/ Авт-сост. А.В. Давыдов. – М.: ВАКО, 2010 г.
- Классные часы. 8 класс / Сост. Н.И. Ерёменко.- Волгоград:
ИТД «Корифей», 2006 г.
- Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, – М.: НОУ Центр «Педагогический поиск»,
№ 1 и № 6, 2007 г., № 8 2008 г.
- Психология подростка от 11 до 18 лет. Методика и тесты/ по ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2007 г.
- Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
- Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2001
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. Питер: 2007
- Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе – М.: Педагогический поиск, 2000 г.
- Сценарии классных чесов (часть1,2) / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.
ПЛАН КЛЮЧЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Семь
(таблицу расположить горизонтально)
№ п\п | Направление деятельности (форма проведения) |
Задачи | К Л А С С | Темы мероприятий |
Ожидаемые результаты |
1 |
Организация учебной деятельности (психологические тренинги, мониторинг, социометрия) |
| 5 6 7 8 9 | Школа пятиклассника Компания и Я Азбука общения Мой внутренний мир Развитие мотивов межличностных отношений | Образованный Человек, ответственный и исполнительный, общительный, организованный и дисциплинированный |
2 | Интеллектуально- Познавательное (олимпиады, марафоны, конкурсы, викторины, КВН) |
| 5 6 7 8 9 | Мы в ответе за тех, кого приручили Что за чудо – Божий храм! Культура края в песнях, обрядах, народных промыслах Доброта – это Солнце В мире профессий | Любознательный Человек, способный действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свои интеллектуальные умения. |
3 |
Спортивно- оздоровительное (соревнования, слёты, походы. Беседы со специалистами: врач, медсестра, психолог школы) |
| 5 6 7 8 9 | В здоровом теле - здоровый дух! Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни Физические и психологические особенности подросткового возраста Курильщик – сам себе могильщик Что имеем – не храним, потерявши – плачем.(Здоровье – большая ценность!) | Человек, ведущий здоровый образ жизни и не имеющий вредных привычек, заинтересованный в укреплении своего здоровья. |
4 |
Духовно-нравственное
Духовно-нравственное (беседа, классный час, библиоревю, час общения, час размышления, устный журнал, дискуссия, круглый стол, фотовыставка, тренинг, диагностика) |
| 5 6 6 7 8 9 |
души, стойкость, выносливость
Роль Лены Бессольцевой – героине повести В.К. Железнякова «Чучело» 4. Спешите делать добрые дела
я хотел бы жить?
содействие, сострадание – нужны ли нам сегодня ?
| Воспитанный и культурный, добрый и отзывчивый, внимательный к людям и любящий жизнь Человек. |
5 | Гражданско- патриотическое (поисковая, исследовательская деятельность, проекты) |
| 5 6 7 8 9 | Я – гражданин России История памятника Павшим воинам в Б.Тарке Край любимый – Родины частица Они защищали Родину История родной школы. Учителя-ветераны школы. | Человек – гражданин России, патриот своей страны, любящий свой народ и свой край, свою Родину. |
6 |
Художественно- эстетическое (фотовыставка, экскурсия, виртуальное путешествие, презентация) |
к русской Православной культуре и истории родного края
и самостоятельности | 5 6 7 8 9 | Святые места нашего края Семь чудес города Павлово Этот добрый Новый год (обычаи и традиции разных стран) 12 месяцев (история, обычаи, культура православных праздников) Великая сила любви о Петре и Февронии Муромских) | Творческий, инициативный Человек, проявляющий интерес к истории родного края, к русской Православной культуре. |
7 |
Семья и досуг ( праздники, концерты, классные вечера с элементами игры и викторины) |
к родителям
| 5 6 7 8 9 | Мир семейных увлечений Дверь в детство Весёлые Святки – традиции Рождества Моё генеалогическое древо Семья – это то, что с тобою всегда | Человек, уважающий своих родителей, любящий свою семью, сохраняющий и приумножающий семейные ценности. |
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Перечень мероприятий составлен с учётом возрастных особенностей учащихся
- Мероприятия по каждому направлению способствуют: 1) привитию основ духовности и нравственности;
2) приобщению детей к православной культуре; 3) укреплению своего физического и психологического здоровья.
- По каждому направлению деятельности предлагается проведение по одному ключевому мероприятию. При организации мероприятий необходимо учитывать то, что ключевое мероприятие – классный час (форма поведения произвольная), проводится 1 раз в четверть
- За проведение и организацию всех мероприятий в классе отвечает классный руководитель
- Методическую поддержку и помощь при проведении и организации мероприятий классному руководителю могут оказывать и другие участники воспитательного процесса: родители, учителя – предметники, психолог школы, библиотекарь, социальный педагог, медсестра или школьный врач, руководители кружков и секций, священнослужитель